РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ SWOT- И PEST-АНАЛИЗА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НА ПРИМЕРЕ ООО "ЦАРЬ-ХЛЕБ"

Я. А. Сырисько, студентка 1 курса магистратуры ФГБОУ ВО "Севастопольский      государственный университет",

Л. И. Саченок, канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО "Севастопольский государственный университет"

 

В статье рассматривается процесс разработки определенной стратегии развития предприятия пищевой промышленности. С этой целью были проведены SWOT- и PEST -анализ организации ООО "Царь-хлеб". В результате представлены выводы анализа и рекомендации по построению стратегии для значительного роста показателей финансовой деятельности.

стратегия, SWOT -анализ, PEST -анализ, пищевая промышленность, бизнес, конкуренция, прогнозировние.

 

На сегодняшний день практика ведения бизнеса такова, что нет такой стратегии, которая была бы применима для всех организаций, равно как нет единого универсального для фирм стратегического управления. Любая, даже микроорганизация уникальна, поэтому процесс разработки стратегии развития для каждой такой фирмы уникален, т. к. он зависит от множества различных факторов, например, от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, поведения конкурентов, производимой продукции или оказываемых услуг и их характеристик, положения экономики в регионе, социальных и культурных сред и др. Тем не менее, существуют некоторые основополагающие факторы, позволяющие утверждать о наличии обобщенных принципов осуществления стратегического управления.

Если говорить о пищевой промышленности, имеют место специфические особенности данной отрасли. Рынок продовольствия обладает высокой емкостью и довольно стабильным спросом, что позволяет предприятиям быть привлекательными объектами для инвестирования. Однако тут возникает проблема конкуренции, что приводит к необходимости разработки определенной стратегии развития предприятия [1].

Для определения проблем в системе формирования финансовых результатов ООО "Царь-хлеб" был использован SWOT-анализ [2]. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - SWOT-анализ

Сильные стороны Слабые стороны
- наличие сильного бренда, положение лидера на рынке; - репутация производителя качественной продукции; - наличие в организационной структуре квалифицированных специалистов; - наличие большого ассортимента продукции, пользующейся спросом; - использование современной бухгалтерской системы – 1С Предприятие; - собственная наработанная база данных; - возможность гибко вносить изменения в финансовую систему; - финансовая поддержка государства; - наличие системы обучения персонала. - отсутствие активной рекламной деятельности; - отсутствие необходимого уровня автоматизации системы учета; - недостаток высококвалифицированных специалистов; - мало инновационных внедрений в производство; - зависимость от поставщиков; - зависимость от аутсорсинговой компании по обслуживанию системы учета; - устаревшие технологии учета и расчета себестоимости; - отсутствие системы бюджетирования; - отсутствие долгосрочной стратегии развития бизнеса.
Возможности Угрозы
- рост оборота розничной и оптовой торговли; - рост оборота общественного питания; - возможность получения денежных средств на внедрение новой системы финансового учета; - внедрение системы бюджетирования; - внедрение системы контроля финансовых рисков; - разработка стратегии развития на среднесрочную перспективу 1-3 года. - ухудшение финансового положения предприятия; - рост пошлин на ввозимое сырье для производства; - переобучение персонала, долгое время работающего на предприятии; - отсутствие рабочей группы по внедрению новых проектов на предприятии; - высокая стоимость внедрения новой системы бухгалтерского учета и финансового планирования.

 

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сказать, что наряду с низкими рисками внедрения новой системы финансового контроля и планирования существуют огромные возможности по получению высокого эффекта от реализации намеченных изменений.

ООО "Царь-хлеб" производит продукцию большого ассортимента, пользующуюся спросом, а также имеет лидерство на рынке благодаря репутации производителя качественной продукции. На предприятии используется современная бухгалтерская система – 1С Предприятие и собственная наработанная база данных как поставщиков, так и клиентов. Финансовая поддержка государства ООО "Царь-хлеб", несомненно, позволяет предприятию развиваться и поддерживать позицию лидера на рынке.

Тем не менее, у предприятия также существуют и слабые стороны, например, отсутствие активной рекламной деятельности. Хоть производимая продукция является жизненно необходимой, т. е. не нуждается в рекламе, все же рекламная деятельность могла бы повысить спрос на продукцию ООО "Царь-хлеб". Зависимость от аутсорсинговой компании по обслуживанию системы учета также является недостатком, для решения которого необходимо приглашать на работу высококвалифицированных специалистов, наличие которых позволит не пользоваться услугами сторонних организаций касательно ведения учета. Что касается учета, к слабым сторонам можно отнести отсутствие необходимого уровня автоматизации системы учета, устаревшие технологии учета и расчета себестоимости, а также отсутствие системы бюджетирования.

В связи с развитием региона и, в частности, Севастополя, к возможностям ООО "Царь-хлеб" можно отнести рост оборота розничной и оптовой торговли, а также рост оборота общественного питания. Нельзя исключать возможность получения денежных средств на внедрение новой системы финансового учета, системы бюджетирования и системы контроля финансовых рисков. Также предприятие занимается разработкой стратегии развития на среднесрочную перспективу (1-3 года).

Неизбежным является и наличие угроз для предприятий. ООО "Царь-хлеб" может подвергнуться следующим угрозам: рост пошлин на ввозимое сырье для производства, высокая стоимость внедрения новой системы бухгалтерского учета и финансового планирования, а также ухудшение финансового положения предприятия. Для этого необходимо тщательно следить за тенденциями рынка и вовремя реагировать на его изменения, возможно, потерпев тем самым незначительные убытки. К угрозам деятельности предприятия можно также отнести отсутствие рабочей группы по внедрению новых проектов. Такая группа помогла бы шире взглянуть на развитие предприятия, обнаружить его новые возможности и углубиться в построение стратегии ООО "Царь-хлеб", а также способы ее достижения, ведь наличие долгосрочной стратегии развития бизнеса является серьезным преимуществом перед конкурентами.

Для разработки стратегии, направленной на выход предприятия на новый уровень, необходимо провести анализ внешней и внутренней сред. Для изучения внешней среды используется PEST-анализ. PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) – это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании [3].

PEST-анализ касается изучения исключительно макросреды, которая включает в себя достаточно большое количество факторов, поэтому из общего их числа принято рассматривать только четыре узловых направления, оказывающих наиболее существенное влияние на деятельность организации (рисунок):

- политические факторы (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании;

- состояние экономики (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы бизнеса;

- социально-культурные особенности (S): в чем особенности социального, демографического, культурного свойства, которые должны учитываться в работе;

- научно-техническая среда (Т): в какой степени бизнес зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли; какова доля функции НИОКР в деятельности предприятия [4].

 

 


Рисунок – Составляющие PEST-анализа

 

Для анализа компании во внешней среде применяется PEST-анализ. Это маркетинговый инструмент, который предназначен для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, влияющих на бизнес компании.

Все факторы были разбиты на 4 фактора:

- политические факторы внешней среды;

- экономические факторы внешней среды;

- социальные факторы внешней среды;

- технологические факторы внешней среды.

Определяем степень влияния факторов:

- влияние мало;

- только значимое изменение фактора влияет на продажи и прибыль;

- влияние высоко.

Степень влияния факторов представлена в таблице 2, а оценка вероятности изменения фактора - в таблице 3, где 1 – минимальная вероятность изменения, 5 – максимальная вероятность изменения.

Экспертная оценка была дана руководителями финансовых служб предприятия в количестве 5 человек.

 

Таблица 2 – Степень влияния факторов

Описание фактора Влияние фактора

1. Политические факторы

1.1. Налоговая политика 3
1.2. Антимонопольное и трудовое законодательство 3
1.3. Законодательство по охране окружающей среды 3
1.4. Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли 3
1.5. Вероятность развития военных действий в стране 3
1.6. Ограничение поставок из-за границы 2

2. Экономические факторы

2.1. Уровень располагаемых доходов 3
2.2. Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда 3
2.3. Курсы основных валют 2
2.4. Субсидии государства в поддержку отрасли 3

3. Социально-культурные факторы

3.1. Отношение к импортному товару 1
3.2. Требование к качеству продукции 3
3.3. Отношение к натуральным и экологически чистым продуктам 2
3.4. Размер и структура семьи 4

4. Технологические факторы

4.1. Уровень инновации и технологического развития области 4
4.2. Законодательство в области технологического развития отрасли 3

 

Таблица 3 – Оценка вероятности изменения фактора

Описание фактора

Влияние фактора

Экспертная оценка

Средняя оценка

1 2 3 4 5

Политические факторы

1.1 3 5 5 5 5 4 4,8
1.2 3 4 5 5 5 5 4,8
1.3 3 4 4 5 5 5 4,6
1.4 3 5 5 5 5 5 5
1.5 3 3 2 5 5 5 4
1.6 2 3 2 5 5 5 4

 

Экономические факторы

2.1 3 3 4 5 5 5 4,4
2.2 3 4 5 3 5 5 4,4
2.3 2 3 3 2 2 3 2,6
2.4 3 4 5 5 5 5 4,8

Социально-культурные факторы

3.1 1 3 4 5 5 3 4
3.2 3 5 5 4 3 3 4
3.3 2 3 2 4 3 4 3,2
3.4 4 3 2 1 5 2 2,6

Технологические факторы

4.1 4 5 5 4 4 5 4,6
4.2 3 5 4 4 5 4 4,4

 

Оценка реальной значимости фактора оценивается по формуле и представлена в таблице 4.

Реальная значимость = .

Сумма факторов равна 45.

 

Таблица 4 – Оценка реальной значимости фактора

Факторы Реальная значимость
1.1 0,32
1.2 0,32
1.3 0,3
1.4 0,33
1.5 0,27
1.6 0,18
2.1 0,29
2.2 0,29
2.3 0,12
2.4 0,32
3.1 0,09
3.2 0,27
3.3 0,14
3.4 0,23
4.1 0,41
4.2 0,29

 

Сводная таблица PEST-анализа представлена таблицей 5.

 

Таблица 5 – Сводная таблица PEST-анализа

Фактор Вес

1. Политические

1.4 0,33
1.1 0,32
1.2 0,32
1.3 0,3
1.5 0,27
1.6 0,18

2. Экономические

2.4 0,32
2.1 0,29
2.2 0,29
2.3 0,12

3. Социально-культурные

3.2 0,27
3.4 0,23
3.3 0,14
3.1 0,09

4. Технологические

4.1 0,41
4.2 0,29

 

Таким образом, разрабатывая рекомендации для значительного роста показателей финансовой деятельности, необходимо уделить особое внимание улучшению технологии производства, а также адаптации работы предприятия при изменении внешней среды (экономические и социальные факторы).

ООО "Царь-хлеб" рекомендуется финансовая стратегия – концентрированный рост в общем соответствии с общей корпоративной стратегией фирмы.

Процесс реализации финансовой стратегии ООО "Царь-хлеб" должен базироваться на способности предоставлять услуги, формировать и реинвестировать полученную прибыль, максимально эффективно использовать капитал и др.

Важнейшее значение в формировании и реализации финансовой стратегии имеет учет факторов риска. У предприятия ООО "Царь-хлеб" возникает необходимость в учете рисков финансового рынка, инфляционных изменений и неплатежеспособности.

Для руководства ООО "Царь-хлеб" в ходе разработки ими финансовой стратегии рекомендуется ставить задачи, представленные ниже:

- обозначить перспективные финансовые взаимоотношения организации со сторонними предприятиями и другими третьими лицами;

- обеспечить финансирование инвестиционной и операционной деятельности;

- выявить способы и методы успешного внедрения и использования финансовых возможностей;

- изучить экономические и финансовые возможности потенциальных конкурентов, заняться разработкой и осуществлением мероприятий для обеспечения финансовой устойчивости.

Формирование финансовой стратегии ООО "Царь-хлеб" должно быть частью общей стратегии экономического развития. Исходя из этого, она должна согласовываться со своими задачами и направлениями. В то же время, финансовая стратегия окажет существенное влияние на общую экономическую стратегию организации, ведь колебания макроэкономической ситуации и тенденций на финансовом рынке могут стать предпосылками для корректировок как финансовой, так и общей стратегии развития ООО "Царь-хлеб".

Также рекомендуется наличие альтернативности в стратегии, которая представляет собой важнейшую отличительную черту всей системы стратегического управления предприятием и связана со всеми элементами стратегической финансовой структуры:

- финансовые цели;

- финансовая политика ООО "Царь-хлеб" по конкретным категориям финансовой деятельности;

- источники формирования финансовых ресурсов, стиль и менталитет финансового управления и др.

ООО "Царь-хлеб" необходимо проводить учет степени финансового риска в процессе принятия стратегических финансовых решений. Практически все основные финансовые решения, которые принимаются в процессе создания финансовой стратегии, приводят к изменениям уровня финансового риска. В первую очередь, это связано с выбором форм и направлений финансовой деятельности, созданием финансовых ресурсов, введением новой организационной структуры управления финансовой деятельностью. Особенно активно финансовый риск повышается в период колебаний ставки процента и скачков инфляции. В связи с отличиями в менталитете финансовых менеджеров по отношению к уровню дозволенного финансового риска при процессе разработки финансовой стратегии данный параметр устанавливается дифференцированно.

Также в качестве рекомендации следует принять во внимание ориентир на профессиональный ресурс финансовых менеджеров в процессе осуществления финансовой стратегии. Даже если в разработке отдельных параметров финансовой стратегии ООО "Царь-хлеб" будут задействованы специалисты других отделов или внештатные работники, ее реализацию в любом случае должны проводить квалифицированные специалисты – финансовые менеджеры. Они обязаны ознакомиться с ключевыми принципами стратегического управления, системой управления конкретными аспектами финансовой деятельности, а также владеть методами финансового контроллинга.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 453 с.

2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 495 с.

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – М.: Книга по Требованию, 2017. – 330 с.

4. Басовский Л. Е. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 365 c.

 

DEVELOPMENT OF THE FOOD INDUSTRY ENTERPRISE STRATEGY BASED ON SWOT- AND PEST-ANALYSIS BY THE EXAMPLE OF "KING-BREAD"

Ya. Sirisko, L. Sachenok

 

The article considers the process of developing a specific strategy for the development of a food industry enterprise. For this purpose, a SWOT- and PEST-analysis of the organization "King-Bread" was conducted. As a result, the analysis findings and recommendations for building a strategy for a significant increase in financial performance indicators are presented.


УДК 658.15




Дата: 2019-02-02, просмотров: 924.