И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА СЕТЕВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г. В. Бекасов, студент 1 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",

О. В. Корнева, доцент

 

В статье рассматриваются особенности систем внутрифирменного планирования и бюджетирования в электроэнергетической отрасли. Приведена финансовая структура сетевой энергетической компании с выделением центров процессной ответственности. Дана актуальная постатейная структура бюджета сетевой компании, основанная на действующих стандартах и регламентах по Группе компаний сетевого энергетического комплекса. Приведены основные статьи затрат в структуре себестоимости электросетевых компаний. Проанализированы плановые и фактические показатели по Группе компаний по параметру финансирования инвестиционной программы за 2014-2016 годы с приведением отклонений от плановых величин. Даны плановые и фактические показатели по выполнению финансирования инвестиционных программ отдельных сетевых распределительных компаний с объяснением причин исполнения/неисполнения инвестиционной программы. По результатам исследования выявлены проблемные области бюджетирования на сетевых энергетических предприятиях.

 

 внутрифирменное планирование, бюджетирование, сетевые энергетические предприятия, центр процессной ответственности, межрегиональная распределительная компания (МРСК), инвестиционная программа.

 

Предприятия электроэнергетической отрасли обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации финансовой работы и подготовке бюджета сетевой компании [1]:

- электроэнергетика является стратегической отраслью, требующей от компании соблюдения принципа непрерывности деятельности, что достигается посредством надежности электроснабжения потребителей;

- сбыт электроэнергии разделен на два направления: сбыт по регулируемым ценам и по свободным ценам. Тарифы для регулируемого рынка сбыта утверждаются Федеральной службой по тарифам РФ и Региональными энергетическими комиссиями (РЭК);

- отсутствие необходимости анализа спроса и его сбалансированности с программой генерации электроэнергии на последующие периоды ввиду превышения спроса над предложением в регионе присутствия компании;

- в системе сбыта дополнительной тепловой энергии регулирующий институт, обеспечивающий реализацию всего объема производства, отсутствует, что вызывает необходимость точного прогнозирования производства, учитывая при этом природно-климатические условия;

- тарифы на тепловую энергию устанавливаются РЭК и могут корректироваться в течение года, что требует гибкости бюджета компании.

Для учета всех особенностей электроэнергетической отрасли необходима узкая специализация по видам деятельности компании [2, 3]. Для этого в ее организационной структуре выделяют отделы и департаменты, а всю финансово-хозяйственная деятельность разделяют по направлениям – производство, стратегическое развитие и инвестиции, бухгалтерский и налоговый учет, сбыт, материально-техническое снабжение и прочие – в каждом из которых выделяется свой центр процессной ответственности (далее – ЦПО) (структурное подразделение, ответственное за процесс).

Компании электроэнергетической отрасли имеют регламентированную систему финансового планирования и бюджетирования, утвержденную Группой компаний сетевого энергетического комплекса [4]. Процесс бюджетирования в сетевых компаниях формализован – разработаны и утверждены регламенты и стандарты процесса формирования бюджетов. Формат бюджета представляет фиксированный набор таблиц, показателей, указаний и правил по их заполнению, обеспечивающий функцию бюджетирования и отчета об исполнении. Бюджет составляется в консолидированном виде без детализации по филиалам компании, на год с разбивкой по кварталам и утверждается Советом директоров в сентябре-ноябре предшествующего года. На рисунке представлена структура бюджета сетевой энергетической компании, приведено описание данной структуры.

 

     
 

 

 


 

     

 


 

     
 

 


         
   

 


 


 


         
   

 


 

 


Рисунок - Структура бюджета сетевой энергетической компании

 

Программа реализации включает в себя три компонента – объемы реализации, тарифы, выручка. Результирующий показатель программы реализации ограничен возможностями передающих мощностей компании и утвержденными тарифами на основную продукцию. Бюджет построен таким образом, что компоненты всех трех частей программы идентичны и умножая соответствующую строку по части "объем реализации" и "тариф", получим результирующий показатель по заданной номенклатуре "выручка".

Смета затрат на производство и реализацию продукции включает затраты на основную и прочую продукцию и на реализацию с разнесением затрат общесистемного характера по видам продукции.

Электроэнергетика является фондоёмким производством, поэтому основной статьей затрат в структуре себестоимости электросетевых компаний являются затраты на капитальное строительство. Среди основных групп затрат могут быть отмечены: затраты на передачу и сбыт электроэнергии; затраты на потери электроэнергии; затраты на обслуживание и ремонт оборудования, в том числе амортизационные отчисления; оплата труда; прочие затраты [5].

В смете затрат рассчитывается лимит эксплуатационных расходов, а также эксплуатационные расходы на единицу приведенного полезного отпуска электроэнергии. Результирующим показателем сметы затрат является себестоимость продукции [6].

Финансовые службы энергетических предприятий акцентируют внимание на процессе формирования бюджета, а не на анализе результатов его исполнения, так как в большинстве случаев анализ совпадает во времени с процессом подготовки бюджета на очередной плановый период.

На сетевых энергетических предприятиях неэффективной считается такая система бюджетирования, при которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20-30 %, тогда как нормой является отклонение, не превышающее 5 %. Отклонения в диапазоне от 20-30 % представляют серьезную проблему, так как бюджет компании является основой для принятия оперативных управленческих решений.

В таблице 1 представлены данные по финансированию инвестиционной программы (ИП) по Группе компаний ПАО "Россети" в 2014-2016 годах [7].

 

Таблица 1 – Финансирование ИП Группы компаний, млрд. руб.

Наименование Факт 2014 План 2015 Факт 2015 План 2016 Факт 2016
ПАО "Россети" 240 230 211 230 251

 

Из таблицы видно, что финансирование инвестиционной программы снижается с 240 млрд. руб. в 2014 году до 211 млрд. руб. в 2015 году и до 230 млрд. руб. в 2016 году. Основные причины отставания рассмотрим на примере пяти межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), данные по которым представлены в таблице 2 [8].

 


Таблица 2 – Финансирование ИП МРСК Группы компаний, млрд. руб.

  Наименование МРСК План 2015 Факт 2015 План 2016 Факт 2016 Исполнение по итогу 2015, % Исполнение по итогу 2016, %
АО "Тюменьэнерго" 11 269 10 733 12 182 8 981 95 74
ПАО "МРСК Волги" 3 127 3 213 4 184 3 533 103 84
ПАО "МРСК Юга" 1 517 2 017 3 630 2 114 133 58
АО "Янтарьэнерго" 1 707 1 223 2 054 4 001 72 195
ПАО "МОЭСК" 39 683 36 295 43 148 36 725 91 85

 

Причины исполнения в 2016 году финансирования инвестиционной программы в АО "Тюменьэнерго" на 74 %, а в 2015 – на 95 % следующие: длительные сроки оформления исходно-разрешительной документации, несвоевременное проведение торгово-закупочных процедур в связи с отсутствием исходно-разрешительной документации, а также отсутствием участников в конкурсных процедурах.

Причины исполнения в 2016 году финансирования инвестиционной программы в ПАО "МРСК Волги" на 84 % следующие: неисполнение Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области обязательств по договору безвозмездного пользования имуществом ПАО "МРСК Волги" в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Изменение схемы электроснабжения спортивных объектов Программы ЧМ-2018 привело к необходимости корректировки проектной документации объектов энергоснабжения и внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации в части выделения объема предоставляемых в 2016 году средств в отдельный транш. Транш был доведен до Группы компаний. По итогам 2015 года исполнение инвестиционной программы на 103 % обусловлено финансированием мероприятий для своевременного исполнения обязательство по технологическому присоединению потребителей, в том числе льготной категории потребителей [8].

Основными причинами исполнения финансирования инвестиционной программы в ПАО "МРСК Юга" в 2016 году на 58 % являются: изменение схемы электроснабжения спортивных объектов Программы ЧМ-2018, что привело к необходимости корректировки проектной документации объектов энергоснабжения и внесения изменений в нормативные акты Правительства Российской Федерации в части выделения объема предоставляемых в 2016 году средств в отдельный транш. Транш был доведен до Группы компаний. Отклонение от запланированного бюджетного финансирования составило 75 % (план – 4 660 млн. руб., факт – 3 500 млн. руб.). Причинами исполнения инвестиционной программы по результатам 2015 года на 133 % является погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам; финансирование мероприятий для своевременного исполнения обязательств по технологическому присоединению потребителей, в том числе льготной категории потребителей [8].

Причины исполнения в 2015 году финансирования инвестиционной программы в АО "Янтарьэнерго" на 72 % следующие: невыполнение плана финансирования по мероприятиям, обеспечивающим энергоснабжение объектов ЧМ-2018, в связи с поздним получением средств федерального бюджета ввиду выхода Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1076 в IV квартале 2015 года и необходимостью проведения корпоративных процедур по дополнительной эмиссии акций, сроки которых законодательно регламентированы [8].

Исполнение финансирования инвестиционной программы в АО "Янтарьэнерго" по результатам 2016 года на 195 % обусловлено выполнением мероприятий в рамках плана развития [9].

Причины исполнения в 2016 году финансирования инвестиционной программы в ПАО "МОЭСК" на 85 % следующие: дефицит источников финансирования инвестиционной программы, длительные сроки оформления исходно-разрешительной документации, неготовность электроустановок заявителей к подключению, изменение сроков реализации объектов в соответствии с действующими нормативами. В 2015 году исполнение данного показателя составило 91 %, что обусловлено следующими причинами: снижение полезного отпуска и, как следствие, поступившей выручки, в связи с чем финансирование инвестиционной программы осуществлялось в объеме доступных средств; позднее представление актов выполненных работ, в том числе по причине изменения и необходимости повторного согласования проектных решений; задержка в оформлении документов; проблемы при решении земельно-правовых вопросов, в том числе отказ землепользователей в прохождении трасс электросетевых объектов. По результатам 2015 года отклонение составило 91 %. Причинами этого являются: снижение полезного отпуска и, как следствие, поступившей выручки, в связи с чем финансирование инвестиционной программы осуществлялось в объеме доступных средств; позднее представление актов выполненных работ, в том числе по причине изменения и необходимости повторного согласования проектных решений; задержка в оформлении документов [8].

Проведенный анализ фактических и прогнозных форм финансовой отчетности выявил проблемные области бюджетирования на сетевых энергетических предприятиях.

Формирование бюджетов по выручке и себестоимости производимой продукции планируется в компании более тщательно, нежели статьи бухгалтерского баланса, так как отклонения плановых и фактических значений балансовых статей достигают значительных величин (до 50-70 %), что свидетельствует о неправильном формировании прогнозного баланса, так как возможность резкого изменения финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с плановыми значениями исключается ввиду стабильности и поступательного развития электроэнергетической отрасли за последние три года.

Таким образом, сетевым компаниям стоит пересмотреть подход к процессу бюджетирования, сделать шаг навстречу организации современной эффективной системы внутрифирменного планирования и бюджетирования, концентрируя внимание на системе непрерывно-постатейного бюджета и его взаимосвязи с достижением стратегических целей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беляев Л. С., Бушуев В. В. Мировая энергетика: состояние, проблемы, перспективы. -  М.: Изд. дом "Энергия", 2014. – 687 с.

2. Гарнов А. П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. пособие. – М.: ДиС, 2014. – 289 c.

3. Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства: учеб. пособие. – М.: ИП "Экоперспектива", 2013. – 237 c.

4. Любанова Т. П. Бизнес-план. Опыт, проблемы: учебно-практ. пособие. – М.: Приор, 2015. – 124 c.

5. Савкина Р. В. Планирование на предприятии: учеб. для бакалавров. – М.: Изд. дом "Дашков и К", 2015. – 320 c.

6. Экономика предприятия: учеб. для вузов / под ред. проф. В. П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. – 229 c.

7. Официальный сайт ПАО "Россети". 2018. URL:http://www.rosseti.ru/investment/dzo/long/ (дата обращения: 18.04.2018).

8. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. 2018. URL:https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/5536/62989 (дата обращения: 18.04.2018).

 

FEATURES OF SYSTEMS OF CORPORATE PLANNING AND BUDGETING FOR NETWORK ENERGY COMPANIES

G. Bekasov, O. Korneva

 

    The article deals with the peculiarities of the systems of internal planning and budgeting in the electric power industry. The financial structure of the grid energy company with the allocation of process responsibility centers is given. The actual article-by-article structure of the budget of the grid company based on the existing standards and regulations on the group of companies of the grid energy complex is given. The main cost items in the cost structure of electric grid companies are presented. The planned and actual indicators for the Group of companies on the financing parameter of the investment program for 2014-2016 with the reduction of deviations from the planned values are analyzed. The planned and actual indicators for the implementation of the financing of investment programs of individual network distribution companies with an explanation of the reasons for the execution/non-execution of the investment program are given. The article reveals the problem of budgeting for network energy businesses.

 

 

УДК 338.001.36

ПОНЯТИЕ "ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ" И ФАКТОРЫ,










НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИЕ

Л. В. Бирбичадзе, студентка 1 курса магистратуры ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет",

Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.