Ступени познания. Память, суждение, критика в умственной деятельности. Значение других сторон психики - воли, эмоций, личности в целом для мышления и его уровня. Деменция как проявление деструкции аппарата мышления - коры головного мозга. Врожденное и приобретенное слабоумие. Глобарная и лакунарная деменции. Различие между интеллектом и течением мыслей. Ускоренное, заторможенное, патологически - обстоятельное, разорванное, бессвязное мышление, синдромы и болезни, при которых они бывают.
Процесс познания подразделяется на несколько ступеней (уровней). Первая ступень чувственного познания включает ощущения, восприятия и представления, вторая ступень рационального познания – понятия, суждения, умозаключения. Рациональная ступень познания непосредственно связана с умственной деятельностью.
Память – такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт.
Память (“входные ворота интеллекта”) является необходимым инструментом для более сложного вида психической деятельности – мышления. Различают кратковременную (характерно удержание материала в течение короткого периода времени) и долговременную (сохранение материала на более длительный срок) память. По механизму запоминания выделяют механическую (заучивание без осмысления материала) и смысловую (ассоциативную – запоминание материала, благодаря усвоению логических связей в содержании) память. Кроме того, память подразделяется по модальности на зрительную, вербальную и т.п.
Память состоит из следующих основных компонентов: рецепция (фиксация) — восприятие и запоминание нового на короткое время (до 1 часа); ретенция — способность удерживать эту новую информацию на длительный период времени; репродукция — способность воспроизводить полученную информацию.
Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, память, волевые качества, внимание, ориентировка, критические способности) который позволяет адаптироваться в новой ситуации.
Нарушения памяти.
Гипомнезия – снижение одной из функций памяти (ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий), которое может возникнуть как при поражении первичных механизмов памяти, так и опосредованно, например, при выраженном расстройстве внимания (произвольного).
Амнезии.
Амнезия (греч. а — частица, означающая отрицание, + mnesie — память, воспоминание) — потеря памяти, отсутствие ее; всегда возникает как следствие органического поражения мозга (первичных механизмов памяти).
Фиксационная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.
Антероградная амнезия — потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после начала болезненного процесса. Продолжительность во времени также может быть различной.
Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшествующие началу болезненного состояния. Может охватывать различный отрезок времени. Нередко встречается и сочетание этих двух видов амнезий, в таком случае говорят о ретроантероградной амнезии.
Прогрессирующая амнезия характеризуется постепенным выпадением запасов памяти, причем в первую очередь исчезает память на недавние события, на события последних лет, в то время как далекое прошлое больной вспоминает относительно хорошо, а затем выпадают из памяти и более отдаленные события. Такая последовательность расстройства памяти (обратная ходу накопления опыта) была описана французским психологом Рибо и определена как «закон Рибо». При прогрессирующей амнезии преимущественно страдает функция ретенции.
Парамнезии.
Парамнезия (греч. para — рядом, возле, около + mneme — память, воспоминание) — ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать действительно имевшие место события, но относить их к совсем иному времени. Это называется псевдореминисценциями — ложными воспоминаниями.
Конфабуляции (от лат. con – с + fabula — повествование, история, сказка, беседы) — другой вид парамнезий — вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности, когда больной сообщает о том, чего в действительности никогда не было. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии.
Криптомнезия (от греч. kryptos — скрытый, тайный + mneme — память, воспоминание) — такого рода парамнезии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации и услышанное, увиденное, прочитанное выдается за свои собственные события.
Очень редко встречается так называемая фотографическая память, когда человек, только что, прочитав несколько страниц незнакомого текста, может тут же повторить на память все прочитанное почти без ошибок. Близок к фотографической памяти и феномен, называемый эйдетизмом, в целом относимый не только к памяти, но и к области представлений.
Эйдетизм (от греч eidos — образ) — явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприятие. Здесь также участвует память в ее ярком образном виде: предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ. Эйдетизм как нормальное явление бывает у маленьких детей с их способностью к яркому образному восприятию и чрезвычайно редко встречается у взрослых. Например, ребенок, посмотрев на фотографию и перевернув ее обратной стороной, может в точности описать виденное.
Очень хорошая память совершенно не обязательно свидетельствует о высоком интеллекте. У олигофренов может быть очень высоко развито механическое запоминание без всякого его осмысления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.