Нарушения памяти и мышления. Деменция, олигофрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ступени познания. Память, суждение, критика в умственной деятельности. Зна­чение других сторон психики - воли, эмоций, личности в целом для мышления и его уровня. Деменция как проявление деструкции аппарата мышления - коры головного моз­га. Врожденное и приобретенное слабоумие. Глобарная и лакунарная деменции. Различие между интеллектом и течением мыслей. Ускоренное, заторможенное, па­тологически - обстоятельное, разорванное, бессвязное мышление, синдромы и болез­ни, при которых они бывают.

 

Процесс познания подразделяется на несколько ступеней (уровней). Первая ступень чувственного познания включает ощущения, восприятия и представления, вторая ступень рационального познания – понятия, суждения, умозаключения. Рациональная ступень познания непосредственно связана с умственной деятельностью.

Память – такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт.

Память (“входные ворота интеллекта”) является необ­ходимым инструментом для более сложного вида психической деятельности – мышления. Различают кратковременную (характерно удержание материала в течение короткого периода времени) и долговременную (сохранение материала на более длительный срок) память. По механизму запоминания выделяют механическую (заучивание без осмысления материала) и смысловую (ассоциативную – запоминание материала, благодаря усвоению логических связей в содержании) память. Кроме того, память подразделяется по модальности на зрительную, вербальную и т.п.

Память состоит из следующих основных компонентов: рецепция (фиксация) — восприятие и запоминание нового на короткое время (до 1 часа); ретенция — способность удерживать эту новую информацию на длительный период времени; репродукция — спо­собность воспроизводить полученную информацию.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к раци­ональному познанию, мышление, память, волевые качества, внимание, ориентировка, критиче­ские способности) который позволяет адаптироваться в новой ситуации.

Нарушения памяти.

Гипомнезия – снижение одной из функций памяти (ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий), которое может возникнуть как при поражении первичных механизмов памяти, так и опосредованно, например, при выраженном расстройстве внимания (произвольного).

Амнезии.

Амнезия (греч. а — частица, означающая отрицание, + mnesie — память, воспоминание) — потеря памяти, от­сутствие ее; всегда возникает как следствие органического поражения мозга (первичных механизмов памяти).

Фиксационная амнезия — потеря способности запоми­нать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.

Антероградная амнезия — потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после начала болезненного процесса. Продолжительность во времени также может быть раз­личной.

Ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшествующие началу болезненного состояния.  Может охватывать различный от­резок времени. Нередко встречается и сочетание этих двух видов ам­незий, в таком случае говорят о ретроантероградной ам­незии.

Прогрессирующая амнезия характеризуется постепен­ным выпадением запасов памяти, причем в первую очередь исчезает память на недавние события, на события последних лет, в то время как далекое прошлое больной вспоминает относительно хорошо, а затем выпадают из памяти и более отдаленные события. Такая последовательность расстройства памяти (обратная ходу накопления опыта) была описана французским психологом Рибо и определена как «закон Рибо». При прогрессирующей амнезии преимущественно страдает функция ретенции.

Парамнезии.

Парамнезия (греч. para — рядом, возле, около + mneme — память, воспоминание) — ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать дей­ствительно имевшие место события, но относить их к совсем иному времени. Это называется псевдореминисценциями — ложными воспоминаниями.

Конфабуляции (от лат. con – с + fabula — повествование, история, сказка, беседы) — другой вид парамнезий — вы­мышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности, когда больной сообщает о том, чего в действительности никогда не было. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии.

Криптомнезия (от греч. kryptos — скрытый, тайный + mneme — память, воспоминание) — такого рода парамне­зии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотво­рение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации и услышанное, увиденное, прочитанное выдается за свои собственные события.

Очень редко встречается так называемая фотографиче­ская память, когда человек, только что, прочитав несколько страниц незнакомого текста, может тут же повторить на память все прочитанное почти без ошибок. Близок к фотографической памяти и феномен, называ­емый эйдетизмом, в целом относимый не только к памяти, но и к области представлений.

Эйдетизм (от греч eidos — образ) — явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприя­тие. Здесь также участвует память в ее ярком образном виде: предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ. Эйде­тизм как нормальное явление бывает у маленьких детей с их способностью к яркому образному восприятию и чрезвычайно редко встречается у взрослых. На­пример, ребенок, посмотрев на фотографию и пе­ревернув ее обратной стороной, может в точности описать виденное.

Очень хорошая память совершенно не обязательно сви­детельствует о высоком интеллекте. У олигофренов может быть очень высоко развито механическое запоминание без всякого его осмысления.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 202.