Расстройства ассоциативного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень бы­струю (“пулеметную”) речь, все-таки не успевают их вы­сказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, например, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к момен­тальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в “скачке идей” (fuga idearum), когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл.

Замедление мышления характеризуется бедностью ассо­циаций, замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жа­луются, что у них “часами не бывает в голове никаких мыслей”, “ничего не приходит в голову”. На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами “да” или “нет”, часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впе­чатление, что больной не расслышал или не понял вопроса. Сами больные в таком состоянии говорить не начинают, ни к кому ни за чем не обращаются.

Патологическая обстоятельность мышления заклю­чается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мысли­тельных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незна­чительных деталях, им все кажется важным, нужным — каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного. Патологическая обстоятельность мышления характери­зуется очень малой продуктивностью, подчас же вообще непонятно, что больной хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).

Персеверация мышления (лат. perseveratio — настойчи­вость, упорство) — патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выра­жается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов в ответ на различные вопросы. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

Вербигерация (от лат. verbum — слово + gero — веду, совершаю) — речевая стереотипия — бессмысленное, не­редко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже — фраз или их обрывков.

Паралогичное мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает боль­ной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: “Я заболел шизофренией, потому что в детстве мало ел манной каши” или “Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке”.

Резонерство — склонность к пустым рассуждениям, ког­да, как говорят, “очень много слов и мало мыслей”. Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: “Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно”.

Аморфность мышления – это нечеткое, противоречивое использование понятий, при котором грамматически правильно построенная речь приобретает расплывчатый, случайный характер, а основное умозаключение остается несформулированным или непонятным окружающим.

Может быть прерывистость ассоциаций (так называе­мые шперрунги; от нем. sperrung — загораживание, бар­рикадирование, закупорка) – остановка мышления, непроизвольный обрыв, отсутствие мысли.

Ментизм – насильственный наплыв мыслей.

Разорванность мышления выражается в отсутствии свя­зи не только между отдельными мыслями, но и отдельными сло­вами (понятиями). Речь такого больного может быть совершенно непо­нятной, лишенной всякого смысла. При этом сохраняются определенные грамматические связи, и внешне речь может производить впечатление связной.

Паралогичное мышление, резонерство и разорванность, шперрунги и аморфность мышления наиболее характерны для шизофрении.

Бессвязность мышления (инкогерентность, инкогерентное мышление; лат. in — частица отрицания + coheerentia — сцепление, связь) характеризуется отсутствием не только логической, но и грамматической связи, полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: “Чудо-чудо... жили-были ... ах, как холодно ... день, пень, лень ... до свидания ...”. В этих случаях говорят о «словесной окрошке или салате». Отличие от разорванной речи состоит еще и в том, что разорванное мыш­ление возникает на фоне ясного сознания; бессвязное же всегда является следствием помрачения сознания (обыч­но по типу аментивного синдрома, аменции).

Символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению тогда, когда она отражает обще­принятые идеи, взгляды, связана с той или иной реальностью (например, символика гербов, математических знаков, на­конец, рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой).

При патологическом символизме (свойственном главным образом больным шизофренией) эта патология мышления сугубо индивидуальна и непонятна окружающим. Эта сим­волика может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления в целом. Больной может воспри­нимать символически и речь окружающих.

Больные с символическим мышлением могут придавать особый смысл самым обыденным вещам (“желтый цвет обо­ев — значит, здесь живут ненадежные, склонные к изменам люди”; слова “хороший аппетит” говорят о том, что этот человек “сживет со света всех ему неугодных”.

При выраженных изменениях мышления речь больных может состоять из одних им понятных символов, в том числе и неологизмов (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; больной при выражении удо­вольствия говорит “блюм-блям”, а при недовольстве чем-то — “пури-прури”).

Наглядным примером символического мышления могут быть рисунки, стихи и вообще любое творчество больных. Метерлинк — очень талантливый человек, к сожалению, страдавший шизофренией, вывел в своей широко известной пьесе-сказке образ Синей птицы, ставшей затем для всех людей символом недосягаемого, призрачного счастья.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(для самоподготовки)

Выберите один правильный ответ

1. ФИКСАЦИОННАЯ АМНЕЗИЯ, АНТЕРО-ИРЕТРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ, ЧАСТО – КОНФАБУЛЯЦИИ

1) Корсаковский синдром

2) синдром слабоумия

3) прогрессирующая амнезия

4) парамнезии

 

2. ВЫПАДЕНИЕ ИЗ ПАМЯТИ ВСЕХ СОБЫТИЙ ОГРАНИЧЕННОГО ПЕРИОДА, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЮ

1) антероградная амнезия

2) прогрессирующая амнезия

3) ретроградна амнезия

4) ретроантероградная амнезия

 

3. ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ ПАМЯТИ ВЫМЫСЛАМИ ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯМИ ИЗ ПРОШЛОГО

1) парамнезии

2) конфабуляции

3) криптомнезии

4) эйдетизм

 

4. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ

1) антероградная амнезия

2) фиксационная амнезия

3) прогрессирующая амнезия

4) гипомнезия

 

5. СНИЖЕНИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ НАРУШЕНИЯ КРИТИКИ И ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

1) лакурарная деменция

2) асемическая деменция

3) аспонтанно-апатическая деменция

4) глобарная деменция

 

6. ОСЛАБЛЕНИЕ ПАМЯТИ И СУЖДЕНИЙ ПРИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОХРАННОСТИ МОРАЛЬНЫХ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ И КРИТИКИ

1) лакунарная деменция

2) асемическая деменция

3) аспонтанно-апатическая деменция

4) глобарная деменция

 

7. ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ, ДЕЗОРИЕНТИРОВКА, НЕСПОСОБНОСТЬ ОСМЫСЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО

1) резонерство

2) разорванность мышления

3) паралогичность мышления

4) бессвязность мышления

 

8. БЫСТРАЯ СМЕНА МЫСЛЕЙ, ОТВЛЕКАЕМОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ИЗ-ЗА ПОСПЕШНЫХ ВЫВОДОВ

1) замедленное мышление

2) тугоподвижность мышления

3) ускоренное мышление

4) стереотипное мышление

 

9. ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ И СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ

1) суждение

2) умозаключение

3) понятие

4) ощущение

Лекция №5

Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.