РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрас­та группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных за­дач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения уп­ражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляс­ку вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программно­го материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намече­но дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предвари­тельно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руко­водитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем заня­тии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают ме­лодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руко­водитель находится около инструмента, он не всегда способен за­метить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может расска­зать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правиль­но ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. При­сутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не толь­ко помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в по­вседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспи­тателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приос­танавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответ­ствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - до­статочно обычного голоса, но песни должны исполняться инто­национно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспи­татель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музы­кальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и за­падной классической музыки, народным музыкальным творче­ством, слушать произведения неоднократно в различном исполне­нии на рояле, баяне, скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодей­ствия всего педагогического коллектива.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Типовое фронтальное занятие для детей старшего возраста

План

I. 1. Ходьба. Марш Н. Леви.

2. Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.

Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская
народная мелодия в обработке Г. Фрида.

Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой»,
русская народная песня в обработке Н. Метлова.

II. 1. Слушание музыки.

Марш Д. Шостаковича     ,

Вальс Д. Кабалевского

2. Пение

Распевание на попевке «Василек».

Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.

Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.
III. Ходьба под музыку русской народной песни «Во поле береза стояла».

Анализ занятия       

Программное содержание. В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыж­ке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером ме­лодии, ее ритмом.

В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.

В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.

Задачи. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.

Методические пособия. Картинки с изображением танцующих и мар­ширующих детей.

Ход занятия

Дети входят в зал, выстраиваются в колонну у стены. Воспитатель назна­чает 2 ведущих. Звучит марш. Дети идут по залу, по сигналу воспитате­ля перестраиваются в две колонны, по окончании марша перестраиваются в две шеренги.

Педагог. Дети, сегодня мы с вами поупражняемся в выполнении следу­ющих движений: поочередное выбрасывание левой и правой ног вперед. Посмотрите, как это делает воспитатель. (Воспитатель показывает движе­ния.) А теперь вы попробуйте повторить эти движения (обращается к де­тям первой подгруппы). А вы (обращается ко второй подгруппе детей) посмотрите и оцените, кто делает движения лучше.

Дети стоят лицом друг к другу. Музыкальный руководитель играет «По­лянку». Каждая подгруппа поочередно выполняет движение, которое пока­зал воспитатель.

Музыкальный руководитель играет «Под яблонькой зеленой». Дети вы­полняют движение, оценивают его. Педагог предлагает детям, у которых дви­жение получилось лучше, показать его еще раз. Дети показывают. Обе подгруппы вновь выполняют шаги на всей ступне с продвижением вперед. Затем все садятся на места.

Педагог. Дети, сегодня мы послушаем с вами два произведения, кото­рые отличаются друг от друга по жанру. У каждого из вас есть картинки, они помогут вам ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение. Послушайте произведение и поднимите картинку, соответствующую его

жанру.

Музыкальный руководитель играет Марш Д. Шостаковича. По окончании звучания произведения дети поднимают картинку с изображением соответ­ствующего движения. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту картинку. Обобщает их ответы. Затем играет следую­щую пьесу — Вальс Д. Кабалевского. По окончании звучания музыки дети поднимают карточки с соответствующим изображением. Педагог спраши­вает нескольких детей, почему они подняли именно эту карточку. Выслуши­вает ответы, уточняет их. Особое внимание уделяет тем детям, которые до­пустили ошибки. Вновь поочередно играет произведения.

После слушания музыки проводится распевание по подгруппам.

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новой пес­ней «Журавли». Написал ее композитор А. Лившиц. Послушайте еще раз песню и определите ее настроение.

Исполняет песню. Выслушивает ответы детей и обобщает их.

Педагог. Эту песню надо петь плавно, протяжно, немного грустно. Сейчас я спою еще раз, а вы можете мне подпевать. (Звучит песня.)

Педагог. Как кричат журавли? Что они шлют? Кого кличут за собой? Куда улетают? Кого вам жалко?

На следующем занятии мы продолжим разучивание этой песни.

Вы все хорошо знаете слова песни «Урожайная». Сейчас мы научимся правильно и вовремя начинать петь после вступления к песне.

Начинают дети петь все вместе, затем по рядам, по указанию педагога. Он оценивает точность вступления детей, обращает внимание на ясное произно­шение окончаний слов.

Педагог. Теперь попробуем исполнить песню по куплетам.

Дает детям задание: каждый ряд поет по одному куплету без остановки, а последний куплет поют все дети. После исполнения педагог отмечает, ка­кой ряд спел лучше.

Педагог. Отгадайте, как называется песня, мелодию которой я

сыграю.

Играет мелодию песни «Барабан», выслушивает ответы детей, уточняет их.

Педагог. Теперь споем эту песню все вместе и очень выразительно. (Дети поют песню.)

Педагог. Поиграем в игру «Будь ловким».

Считалкой выбирает водящего и проводит игру 5—6 раз. Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, и останавливаются около стены. Проводится анализ занятия.

Тематическое занятие «Наш детский сад» для детей младшего возраста

План

Слушание. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Упражнения в ходьбе и прямом галопе. «Барабанщики», музыка
Л. Банниковой; «Лошадка», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель.

Пение. «Лошадка»; «Флажки», музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Не­
красовой.

Пляска. «Сапожки», русская народная песня «По улице мостовой»
в обработке Н. Метлова, автор движений Н. Френкель.

Программное содержание. Учить детей согласовывать движения с ха­рактером и формой музыкальных произведений. Освоить прямой галоп, в пляске выполнять притопы на сильную долю такта, передавать игровые обра­зы выразительно. Учить детей правильно брать и распределять дыхание при пении, одновременно начинать и заканчивать песню, четко выговаривать слова. Задачи. Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки; вос­питывать внимание, выдержку; стимулировать творческие проявления детей.

Ход занятия

В зал вместе с воспитателем входят дети. Музыкальный руководитель здоровается с ними, предлагает сесть на стулья.

Педагог. Сегодня музыка расскажет вам о детском саде - доме, где вы проводите много-много времени, пока ваши мамы и папы работают. Много, много дней подряд, летом и зимой Все мы ходим в детский сад, в детский сад родной.

М. Лаписова

Послушайте песню, которая так и называется «Детский сад». Написал ее для вас композитор Аркадий Филиппенко. Исполняет песню.

Педагог. Какие игрушки упоминаются в песне? Выслушивает, уточняет ответы детей и исполняет песню еще раз. Педагог.

Рано утром в светлый дом Все мы радостно идем. В этом доме — детский сад. Он устроен для ребят. Много книжек в доме есть И игрушек там не счесть. Песни, пляски, игры в нем. В этом доме мы растем.

А. Кузнецова

Да, у нас очень много игрушек: мячей, мишек, машин, кукол, лошадок, солда­тиков. Давайте в них превратимся! Станем солдатиками-барабанщиками!

Проводятся образные упражнения. «Барабанщики», «Лошадка». Затем дети садятся.

Педагог. Ваша любимая игрушка — лошадка. Она всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное, разучим про нее песенку.

Исполняется песня «Лошадка», сначала музыкальным руководителем с подпеванием детей, затем воспитателем и детьми. Отдельно пропеваются трудные для произношения слова, фразы, и только после этого дети с педаго­гами поют песню от начала до конца. Воспитатель показывает детям флажок. Воспитатель. А это что у меня в руках, как называется? Выслушивает ответы детей. Воспитатель.  Нам солнышко сияет И смотрит на флажки, Как будто зажигает Цветные огоньки.

3. Петрова

Предлагает детям повторить знакомую песню «Флажки». Сначала всем вместе, затем девочкам, потом мальчикам по куплетам. Проводит работу над произношением слов: «мастерили», «красными», «солнышко», «сияет», «по улице». Исполняет песню еще раз. Воспитатель вносит мишку, который как бы приплясывает в ее руках. Воспитатель.

Вот как толстый мишка пляшет. Мишка лапой деткам машет. Долго мишенька плясал, Поскользнулся и упал.

И. Планида

Дети, давайте поможем мишке, потанцуем вместе с ним! Становитесь в пары: я с мишкой, мальчики с девочками.

Несколько раз проводится пляска «Сапожки». Воспитатель (от лица Мишки). Спасибо! Научили меня.

Пожелаю не скучать.

Поскорее подрастать.

Меж собою дружно жить,

Детский сад всегда любить.

М. Познанская Дети прощаются и уходят.

Занятие по развитию творчества в средней группе

План

Инсценирование содержания песни «Зайки серые сидят», музыка Г. Финаровского, слова В. Антоновой.

Импровизация ответа на зов педагога: «..., иди домой!»

Сочинение пляски-импровизации на русскую народную мелодию
в обработке Н. Метлова «Ой, все кумушки, домой».

Программное содержание. Активизировать самостоятельные творчес­кие проявления детей в передаче образных игровых движений, импровиза­ции музыкальных ответов на зов педагога, плясовых движений. Учить детей
выполнять движения в соответствии с характером музыки и формой музы­кального произведения. Воспитывать инициативность.   

Ход занятия

Дети сидят на стульях вдоль стены. Музыкальный руководитель спрашивает их: «Летом серенький, а зимой беленький. Кто это?» «Шум ужасный вдруг раздался, слышны птичьи голоса. То в курятник забралась к нам в шубке ры­женькой ...?» Выслушивает ответы детей. Спрашивает, хотят ли они поиграть в зайчиков и хитрую лису. Выслушивает ответы детей. Читает текст песни «Зайки серые сидят», затем поет ее и предлагает детям в движениях показать все, о чем она пела. Считалочкой выбирает лису. Проводит инсценирование песни несколько раз. Между инсценировками дает пояснения, оценку дви­жений того или иного персонажа. (Каждый раз роль лисы выполняют другие дети.) После инсценирования песни дети садятся на стулья к фортепиано. Музыкальный руководитель говорит: «Сейчас мы с вами будем музыкальные ответы сочинять. Я буду кого-либо из вас звать домой, а вы будете мне отвечать: «Не пойду» или «Иду», или «Только немножечко погуляю», или «А я уже пришел!» Но только не сказать ответ надо, а пропеть. Вот так». (Дает образец.) Поочередно зовет детей, например: «Коля, где ты, иди домой!» Дети импровизируют ответы. Музыкальный руководитель и дети отмечают их качество. Затем спрашивает детей, кто пишет книги, стихи, музыку, игры и пляс­ки для детей, уточняет ответы и предлагает детям стать авторами — сочинить пляску. Говорит: «Но для пляски нужна музыка. Послушайте и подумайте, какие движения под нее можно выполнять?» Исполняет «Ой, все кумушки, до­мой». Вместе с детьми уточняет движения, соответствующие характеру и тем­пу русской народной мелодии. Затем предлагает всем встать в круг. Прово­дится пляска типа «Зеркало». Дети поочередно придумывают и исполняют какие-либо движения, начиная и заканчивая их вместе со сменой звучания. Остальные дети повторяют движения «автора» одновременно с ним. (Вариант: «автор» показывает движение на первую фразу, а на вторую - дети исполня­ют это движение все вместе.) Пляску заканчивают, когда движения начинают повторяться. После пляски-импровизации подводится итог занятия.

Занятие для детей шестилетнего возраста по слушанию музыки на тему: «Музыка разных народов»

План

Знакомство с русской народной песней «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Продолжение знакомства с танцами:

 

украинским народным танцем «Гопак» в обработке А. Абелян;

грузинским танцем «Лезгинка», музыка Т. Шаверзашвили;

чешским народным танцем «Аннушка» в обработке Н. Метлова.

3. Знакомство с польской народной песней «Висла» в обработке В. Иван-никова, перевод С. Кондратьева.

Программное содержание. Учить определять характер и форму музы­кальных произведений. Расширять знания детей о различных народах. Обо­гатить словарь дошкольников новыми словами «Висла», «лезгинка».

Задачи. Воспитывать чувство любви к Родине, доброжелательность к дру­гим народам. Воспитывать интерес и уважение к творчеству разных народов.

Ход занятия

Дети входят в зал, садятся на стулья. Педагог говорит: «Велика наша планета Земля! И живут на ней люди разных народностей. Спрашивает: «Какие народности вы знаете?» Выслушивает ответы, уточняет их. Говорит: «По соседству с Россией живут литовцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы и другие народности. У каждого народа своя музыка, свои танцы и песни». Исполняет русскую народную песню «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова. Проводит анализ песни. Затем еще раз исполняет ее.

Исполняет украинский народный танец «Гопак». Проводит анализ этого произведения. Выслушивает ответы детей, уточняет их.

Исполняет грузинский танец «Лезгинка». Проводит анализ этого произ­ведения. Исполняет его еще раз.

Спрашивает: «Дети, какие страны мира вы знаете?» Выслушивает ответы детей, уточняет их. Говорит: «Сегодня я вам исполню два произведения раз­ных народов. Послушайте. Узнаете вы эту музыку? Что это за произведе­ние?» Выслушивает ответы детей. Говорит: «Это чешский народный танец "Аннушка". Он вам хорошо известен». Проводит анализ произведения.

Исполняет песню «Висла». Выясняет характер произведения, уточняет, что такое «Висла». Объясняет, что Висла — главная река Польши. Читает слова этой песни. Затем еще раз исполняет ее.

Говорит: «Сегодня мы слушали музыку разных народов. Музыка была и бодрая, и спокойная, и веселая, и грустная». Проводит сравнение польской песни «Висла» и украинского «Гопака». Выслушивает ответы детей, делает вывод: «Нашу огромную землю заселяют разные народы, у которых свои танцы и песни. Но все народы хотят жить в мире и дружбе».

Занятие окончено. Дети покидают зал.

ВАРИАНТЫ КОНСПЕКТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ ДВУХКОМПЛЕКТНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ (проводятся только воспитателем)

Занятие 1. Первичное (для четырехлеток)

План

Слушание музыки. «Вышли на зарядку», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Мироновой.

Инсценирование песен. «Вышли на зарядку», «Про лягушек и комара», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды. Две песни по желанию детей.

Музыкально-дидактическая игра. «Прогулка», украинская народная мелодия «Платочек» в обработке Л. Ревуцкого; «Марш» Ф. Надененко.

Задачи. Заинтересовать детей совместной деятельностью со старшими; готовить к восприятию музыки, ее образного содержания.

Программное содержание. Учить коллективным действиям, вызвать у млад­ших желание активно отвечать на вопросы, эмоционально откликаться на музыку, внимательно выслушивать пение старших.

Ход занятия

Дети садятся на стулья около фортепиано или проигрывателя. В первом ряду — четырехлетки. Воспитатель говорит о том, что после летнего отдыха все снова собрались вместе в детском саду. Самые старшие пошли в школу, а на их место пришли новые дети. Они младше всех, но очень любят музыку, песню и хотят вместе со всеми петь, играть, танцевать, слушать музыку.

Предлагает послушать песню «Вышли на зарядку».

Задает вопросы старшим: «Каков характер песни? Сколько в ней купле­тов, есть ли вступление?»

Всем детям: «Кто вышел на зарядку? Что малыши на зарядке делали, какие движения?»

Выслушивают ответы. Уточняет их и исполняет песню еще раз. Затем предлагает детям в движениях показать все, о чем рассказывалось в песне. Проводится инсценирование песни (расположение детей свободное по всей < комнате, педагог поет и двигается вместе с детьми, лицом к ним).

Воспитатель обращается к четырехлеткам: «Молодцы, со старшими за­рядку сделали! А ваши товарищи и без воспитателя могут показать все, о чем в песне поется! Садитесь, посмотрите сценку «Про лягушек и комара».

Дети 5 и 6 лет инсценируют песню «Про лягушек и комара». Воспитатель спрашивает четырехлеток: «Хотите и вас волшебным музыкальным ключи­ком в лягушек превращу?»

Играет на фортепиано или металлофоне. Снова 2-3 раза проводится инсценирование песни. На роль комаров выбираются старшие дети. Затем они садятся и исполняют свои любимые песни о лете, детском саде. Старшие поют, а младшие слушают. Песню из репертуара четырехлеток поют все дети. Затем воспитатель говорит: «После лета дети вновь собираются в дет­ский сад осенью. Осень - красивая пора! Все деревья одеваются в красно-желтые наряды, а потом сбрасывают их. Плавно кружась, падают листья на дорожки». Идет разучивание песни «Осень». Для детей 5 лет это повторе­ние пройденного. Они показывают, как надо петь выразительно, протяжно, правильно произнося слова.

В заключение занятия проводится музыкально-дидактическая игра «Про­гулка». Воспитатель предлагает детям поиграть в прогулку по осеннему парку. Детей распределяют на две команды смешанного состава. Они встают у раз­ных стен комнаты. Под спокойную музыку «Платочек» простым хоровод­ным шагом «гуляют» дети первой команды (дети второй стоят на месте).

Старшие могут идти парами с четырехлетними. Под звучание бодрого мар­ша шагают дети второй команды (дети первой стоят на месте). Произведе­ния исполняются несколько раз в разной последовательности. По окончании звучания музыки команды соревнуются в ловкости: кто скорей займет зара­нее условленное место около оранжевого и желтого листочка крупного формата. Старшие при этом помогают младшим.

Занятие 2. Тематическое: «Наш детский сад»

План

Слушание песни. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Вол­гиной.

Образные упражнения. «Зайчики», музыка Ю. Рожавской; «Барабан­щики», музыка Д. Кабалевского; «Лошадки», музыка Ф. Лещинской; «Мя­чики», украинская народная мелодия в обработке Я. Степового.

Пение. «Петина лошадка», музыка Т. Шутенко, слова В. Болдыревой; «Барабанщик», музыка М. Красева, слова М. Черной; «Конь», музыка Е. Тили-чеевой, слова Н. Найденовой.

Пляска парами. Любая народная мелодия бодрого характера.

Задачи. Развивать музыкальное восприятие, умение слушать музыку, высказывать элементарные суждения об услышанном; вызвать эмоциональ­но-радостное состояние, чувство дружелюбия, ответственности за выполне­ние игровых действий младшими товарищами.

Программное содержание. Согласовывать движения с характером и фор­мой музыкальных произведений; эмоционально передавать игровые обра­зы; детям 5—6 лет уверенно петь песни второго и третьего этапа разучивания, правильно произносить слова и брать дыхание; на первом этапе разучивания песни чисто интонировать.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, и говорит, что сегодня му­зыка расскажет им о детском саде - доме, где они проводят много-много времени, пока работают их родители.

Вам, наверное, знаком Двухэтажный новый дом? Для кого он? Для ребят! В этом доме детский сад.

Н. Найденова

Детьми 6 лет и педагогом исполняется песня «Детский сад». С детьми 4—5 лет проводится беседа по ее содержанию. Песня исполняется еще раз. Дети 4-5 лет, по возможности, подпевают припев.

Воспитатель. В детском саду мы живем дружно, весело. Здесь мы и занимаемся, и отдыхаем, и играем. У нас очень много игрушек: мячей, зверушек! Есть и куклы у нас, ленточки чудесные, и забавы у нас очень интересные! Давайте поиграем в музыкальные игрушки! Заводные они, не простые. Тихо-тихо стоят, двигаться начинают лишь после завода музыкальным ключом. А как музыка перестает звучать и игрушки двигаться переста­ют, значит, завод кончился...

Проводятся образные упражнения: «Зайчики», «Барабанщики», «Лошад­ки» (раздельно с детьми 4, 5 и 6 лет), «Мячики» (участвуют все дети). Затем дети садятся.

Воспитатель. Ваша любимая игрушка — лошадка — всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное — споем про нее песенку.

Дети 5—6 лет исполняют песню «Петина лошадка». С детьми 4 лет прово­дится беседа по ее содержанию, старшие уточняют ответы, исполняют песню еще раз.

Воспитатель. Споем песню еще про одну игрушку. Но сначала отга­дайте, как она называется?» (Играет мелодию песни «Барабанщик».)

Дети отгадывают название песни и поют ее. Затем идет дифференциро­ванная работа по ее разучиванию с детьми 4 лет с привлечением к пению некоторых детей 5 лет.

Воспитатель (показывает коня). Это что такое? (Выслушивает отве­ты, предлагает всем встать и дружно хором спеть песню «Конь».)

Воспитатель. Хорошо всем дружно вместе звонкой песне подпевать, хорошо всем дружно вместе пляску парами сплясать!

Проводится пляска парами (старший встает в пару с ребенком более младшего возраста) под народную мелодию бодрого характера по усмот­рению музыкального руководителя. Движения: бег, хлопки, притопы, кру­жение, полуприседания, «фонарики». Если есть возможность детей 4 лет вывести для одевания на прогулку, то с детьми 5 и 6 лет можно провести несложную игру.

Воспитатель. После веселых игр и плясок в комнате хочется поиграть и на улице. Давайте быстро оденемся, младшим товарищам поможем и пой­дем на прогулку.

Занятие 3. Типовое План

Упражнения. «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского, Э. Парлова; Ходьба и бег - «Марш», музыка Е. Тиличеевой, «Экосез», музыка И. Гуммеля.

Слушание. «Дождик», музыка Г. Лобачева.

Музыкально-дидактическое упражнение на различение высоты звучания.

Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Попатен-ко, слова Е. Авдиенко.

Музыкально-ритмические движения. «Пляска парами», русская народ­ная песня «Во саду ли, в огороде», автор движений - музыкальный руково­дитель; «Игра с бубном», русская народная мелодия «Полянка», автор дви­жений Л. Михайлова.

Задачи. Те же, что и в занятии 2.

Программное содержание. Учить всех детей изменять движения в соот­ветствии с формой музыкального произведения, характером его частей, выполнять легкий бег, ритмичную ходьбу; детей 5—6 лет - перестраиваться в три колонны, выполнять легкие подскоки; детей 4 лет — притопы, хлопки, крушение; в пении учить правильному дыханию, хорошей дикции.

    Ход занятия

Дети 4 лет сидят у одной стены, 5-6 лет - у противоположной. С детьми 4 лет проводится упражнение «Барабанщики». Затем они садятся на первый ряд стульев, стоящих у фортепиано. С детьми 5—6 лет проводится упражне­ние в ходьбе и беге врассыпную («Марш», «Экосез»). Дети садятся.

Воспитатель. Наступила осень. Опадают листья, дождик поливает землю...

Мы под дождем не заплачем, Пусть моросит с высоты, Мы через лужицы скачем, И раскрываем зонты.

М. Ивенсен

Исполняется произведение «Дождик».

Воспитатель по секрету договаривается с детьми 6 лет, чтобы они без слов спели мелодию песни «Осень». Дети 4—5 лет отгадывают по их испол­нению название песни. Проводится ее разучивание с детьми 4 лет с привле­чением детей 5 лет.

Затем воспитатель в разных регистрах исполняет мелодию песни «Уро­жайная» и предлагает детям узнать, какие звуки они слышат. Дети отвеча­ют: высокие, средние и низкие. Затем дети 6 лет исполняют песню, дети 5 лет подпевают им все куплеты, а дети 4 лет - только повторение двух последних фраз куплета. Песня разучивается по отдельным фразам, куплетам, с при­влечением детей всех возрастов.

Воспитатель. Осенью, сначала одевшись в яркие наряды, деревья сбра­сывают их. Это явление природы называется листопад. Разучим про него песню.

Дети 5-6 лет разучивают песню «Листопад», дети 4-х лет слушают и под­певают.

Затем дети 4 лет самостоятельно (по указанию) исполняют парную пляс­ку на музыку «Во саду ли, в огороде» и идут одеваться, а дети 5 и 6 лет играют в «Игру с бубном». Заканчивается занятие ходьбой под марш спо­койного характера.

Занятие 4. Типовое

План

Упражнения. Ходьба - «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского, слова Викторова; подготовительное к игре с воздушными шарами, музыка М. Раухвергера.

Пение. «Барабанщик», «Урожайная», «Детский сад», музыка А. Филип­пенко, слова Т. Волгиной.

Слушание. «Походный марш», музыка Д. Кабалевского.

Пляска. «Приглашение», украинская народная мелодия в обработке Г. Теплицкого, автор движений Ф. Теплицкая.

Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, усидчивость, развивать само­стоятельность суждений, действий; совершенствовать слуховое восприятие.

Программное содержание. Учить навыкам правильного дыхания, хоро­шей дикции, чистоты интонирования; ритмичной ходьбе с перестроением в 3 колонны, согласованию движений с характером и формой музыкальных произведений.

Ход занятия

Под исполнение на фортепиано марша «Праздник веселый» идут дети лет и перестраиваются в круг. Под марш в вокальном исполнении идут дети

и 6 лет, обходят комнату и выстраиваются в круг позади детей 4 лет. В двух кругах дети исполняют подготовительное упражнение в игре с воздушными
шарами на музыку М. Раухвергера (легкий бег по кругу, помахивание кис­тью правой руки, поднятой над головой, плавные полуприседания, кружение). В круг младших встают двое детей 6 лет, и четырехлетки, глядя на них, выполняют упражнение. Затем они садятся к фортепиано. Дети 5-6 лет идут по комнате (под музыку любого двухчастного марша) и перестраиваются
в 3 колонны. По окончании музыки - садятся у фортепиано. Музыкальный руководитель имитирует игру на барабане в разных регистрах. Спрашивает детей: «Какой барабан играет, маленький, средний или большой?» Выслушивает и уточняет ответы детей. Задает следующие вопросы: «Какими звуками изображается маленький барабан?» (средний, большой). Предлагает детям лет спеть первый куплет песни «Барабанщик», а детям 5 лет — второй куп­лет. Дети 4 лет во время отыгрыша и заключения пальчиками имитируют игру на барабане, Затем песню с воспитателем поют дети 4 лет и, наконец, все дети вместе.

Воспитатель исполняет вступление к песне «Урожайная». Просит детей отгадать, какую песню они будут сейчас разучивать. Старшие дети отгады­вают, отвечают на вопрос, какой композитор ее написал. Идет совершен­ствование песни с детьми 5—6 лет и ее разучивание с детьми четырех лет. Педагог выразительно читает текст песни «Детский сад» и предлагает детям подпевать. Далее поочередно по куплетам песню поют дети 5 и 6 лет, четы­рехлетки подпевают. Самостоятельно они поют припев песни. В процессе разучивания песни дети оценивают пение товарищей.

Воспитатель говорит о том, что дети на каждом занятии маршируют. Мар­ши бывают бодрые, спокойные, торжественные. Под марш можно петь пес­ню. Много маршей написали композиторы для детей и взрослых. Предла­гает послушать «Походный марш». Исполняет его, спрашивает детей 4 лет: «О чем рассказала вам музыка марша?» Выслушивает и уточняет ответы. Спрашивает всех детей: «Каков характер этого марша?» Уточняет ответы. Исполняет произведение еще раз. Предлагает всем встать и занять места вдоль стен комнаты, а двоим детям шести лет начать пляску «Приглашение».

Постепенно в пляску включаются все дети. Воспитатель следит за качеством выполнения движений. Дети 6 пет помогают четырехлетним освоить танце­вальные движения. По окончании пляски дети идут парами, останавливаются. Воспитатель дает оценку занятию.

Занятие 5. Тематическое: «Снова осень к нам пришла»

План

Слушание. «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.

Упражнения. Ходьба и бег - музыка М. Красева, «Игра с воздушными шарами», музыка М. Раухвергера; композиционное - музыка М. Красева.

Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Попатен-ко, слова Е. Авдеенко.

Несюжетная игра. «Найди свой овощ», русская народная мелодия «Как под яблонькой» в обработке В. Агафонникова или М. Иорданского, автор движений Ф. Лойтер.

Задачи. Те же, что и в занятии 4.

Программное содержание. Учить детей петь и протяжно, и отрывисто, легким звуком: брать дыхание между фразами, распределять его на фразу; четко произносить гласные и окончания слов; обращать внимание на средства выразительности; петь без инструментального сопровождения; согласовы­вать движения с характером, формой, темпом, динамикой музыкальных про­изведений; детям шести лет выразительно передавать в движениях текст песни.

Ход занятия

Дети сидят вдоль стен комнаты. Воспитатель держит в руках букет осенних
листьев. ч

Воспитатель.

Ты удивляешь, осень, Раскрашенной листвой. Оранжевый и желтый Любой листочек твой. И. Бромлей

{Исполняет песню «Падают листья».)

Красивую, плавную, спокойную песню написали для вас, ребята, компози­тор М. Красев и поэтесса М. Ивенсен. Послушайте вступление. Песня рас­сказывает вам, что листья, кружась, падают на землю. (Исполняет вступле­ние, затем разбрасывает по комнате листья.)

Листики в лесочке кружатся, летят, Падают листочки под ноги ребят. Дети по тропинке медленно идут, Листики в корзинки бережно кладут. Тропкою знакомой из лесу пора, С листиками дома спляшет детвора. Ю. Островский

Пойдемте собирать осенние листья (обращается к четырехлетним).

Под музыку песни «Падают листья» дети 4 лет собирают листья, собрав, под музыку пьесы М. Раухвергера «Игра с воздушными шарами» бегают с воспитателем (или старшим ребенком) врассыпную по комнате. Со сменой звучания помахивают правой рукой с листьями над головой и вновь бегают.

Воспитатель. Передайте листочки вашим старшим товарищам, пусть и они с ними поиграют.

Дети 5—6 лет под музыку вступления к песне «Падают листья» выполняют упражнение-композицию с листьями. Затем дети садятся. Воспитатель со­бирает листья.

Про то время, когда листья опадают, мы знаем песню. Как она называет­ся? (Выслушивает ответы детей, уточняет их, предлагает спеть песню «Осень».)

Осенью на полях и в садах созревают овощи, фрукты - урожай!

Ребенок 6 лет.

По полям, садам и селам, По земле из края в край, Загорелый и веселый Ходит новый урожай.

А. Хуторянин

Дети шести лет инсценируют песню «Урожайная» под пение педагога с детьми пяти лет и подпевание четырехлетних. Идут по кругу парами, держат руки корзиночкой; стоя друг против друга, покачивают сцепленными рука­ми к себе и от себя; поставив руки на пояс, покачиваются вправо-влево и грозят друг другу пальцем; становятся в затылок друг другу (второй ребе­нок пары кладет руки на плечи первому, а тот имитирует рулевое управле­ние) и топающим шагом «уезжают». Предварительно дети выполняли эти действия на индивидуальных занятиях.

Воспитатель.

Погуляем, погуляем

В садике своем,

Желтых листьев, красных листьев

Много наберем.

Посмотрите, посмотрите —

вот какой букет!

Листья в вазу мы поставим

В нашем уголке.

Н. Френкель

Воспитатель исполняет песню «Листопад». После этого идет разучивание песни по возрастным подгруппам с инструментальным сопровождением. Воспитатель читает ее текст, задает по содержанию вопросы детям. Дети определяют характер, композицию песни (шестилетки), поют по подгруппам запев и припев.

У^меня для вас, ребята, есть осенние загадки. Кто их отгадает, тот в игру Тюиграет.

Стоит Ермошка на толстой ножке,

Кто его найдет, тот в корзиночку кладет.

(Гриб)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей Полна горница людей.

(Мак)

Дети отгадывают. Несколько раз проводится игра «Найди свой овощ».

Варианты игры. 1. Дети разных возрастов строятся в круги вокруг игру­шек-овощей. Старшие помогают младшим сориентироваться в поиске пере­мещенных овощей.

2. Около игрушек-овощей в каждом кругу стоят дети одного возраста. Воспитатель или ведущий из старших детей меняет местами только те овощи, вокруг которых размещаются дети 5 и 6 лет. При этом первый раз в круге с детьми 4 пет находится воспитатель.

По окончании игры под марш спокойного характера дети идут друг за другом так, как стояли в кругах. Останавливаются с окончанием звучания. Дается оценка занятию.

Занятие 6. Направлено на развитие творчества

План

Упражнения. С воображаемым предметом — «Скакалка», музыка А. Хача­туряна, ходьба — «Марш», музыка Е. Марченко.

Инсценирование песен. «Про лягушек и комара»; «Гуси», музыка А. Фи­липпенко, слова Т. Волгиной.

Сочинение мелодии народной прибаутки. «Две тетери».

Составление пляски-импровизации на народную мелодию «Полянка».

Сюжетная игра. «Курочки и петушок», русская народная мелодия в об­работке Г. Фрида, автор движений Н. Ветлугина.

Задачи. Развивать творческую активность и эстетический вкус; воспиты­вать волю, самостоятельность при выполнении заданий.

Программное содержание. Учить инсценированию сюжетов песен, вы­разительной передаче в движениях различных песенных образов; опреде­лять двухчастную музыкальную форму; творчески использовать знакомые танцевальные движения — комбинировать их элементы, составляя неслож­ные комбинации плясок.

Ход занятия

Дети под музыку марша Е. Марченко идут колонной по одному (впере­ди более старшие) по комнате, подходят к стульям, маршируют на месте до окончания звучания. Затем садятся. Воспитатель предлагает всем вниматель­но послушать музыку и определить ее характер. Исполняет пьесу «Скакал­ка». Выслушивает и уточняет ответы детей: музыка бодрая, веселая, игро­вая. Предлагает детям 5—6 лет показать, как они прыгают через скакалку. Дети 4 лет ритмично хлопают в ладоши. Старшие садятся. Воспитатель зага­дывает детям музыкальную загадку: «Как называется песня, кто ее написал?» Исполняет без инструментального сопровождения мелодию песни «Про ля­гушек и комара». Дети отгадывают. Старшие называют композитора. Пе­дагог уточняет ответы.

Воспитатель. Сейчас наше занятие станет сказочным. Наши младшие товарищи превратятся в лягушек. (Обращается к детям 5—6 лет.) Кто хочет быть комаром? (Выбирает «комара». Предлагает «лягушкам» прыгнуть в «болото» и под свое пение и детей 5—6 лет показать движениями все, о чем поется.)

Инсценирование песни проводится 2-3 раза, оценивается качество об­разных движений. Дети садятся.

Воспитатель. Сейчас я познакомлю вас с новой песней. Послушайте ее внимательно и скажите, о чем в ней поется? (Исполняет песню «Гуси». Выслушивает ответы детей. Предлагает детям 5—6 лет превратиться в гусей и движениями показать все, о чем поется в песне.)

Проводится инсценирование песни. Воспитатель оценивает творчество детей и предлагает всем вместе спеть русскую народную прибаутку «Две тетери». Затем дети пробуют спеть прибаутку на другую, свою мелодию. Сочиненные варианты оцениваются вместе с детьми.

Воспитатель. Теперь мы с вами сочиним пляску. Послушайте внима­тельно первую часть народной плясовой мелодии «Полянка» и подумайте, какие движения под эту музыку можно исполнить.

Желающие показывают придуманные движения. Вместе с детьми педа­гог оценивает, подходят ли они к характеру, ритму пляски. Отбирает и запи­сывает четыре наиболее удачных движения. Говорит, что для второй части она тоже придумала интересное движение и показывает в паре с ребенком 6 лет кружение на месте с подскоками. Затем ставит более старших детей в пары с младшими и проводит придуманную ими пляску от начала до конца, подсказывая движения. После пляски дети садятся.

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам одну историю.

Жили-были на дворе курочки и петушки. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем домике - курятнике, проснулся петушок, выглянул... Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хло­пать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки, и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку. (Испол­няет пьесу «Курочки и петушок.)

Теперь вы все превратитесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золо­тым гребешком? (Показывает шапочку петушка.)

Выбирается «петушок» сначала из подгруппы детей 5-6 лет. 3 раза проводится сюжетная игра с новым исполнителем роли петушка. Воспита­тель оценивает движения детей.












МУЗЫКА В БЫТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в дет­ском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закреп­ляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на про­гулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хорово­ды, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музы­кальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музы­кальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкаль­ное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуаль­ной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музы­кальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспита­ния, обладающий определенной музыкальной культурой. Он вы­бирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка.

В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сон, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообраз­ные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, переживают события, доступные их пониманию. Воспита­тель использует игру как могучее воспитательно-образовательное средство. Являясь ее организатором, создавая условия для игры или активно участвуя в ней, он руководит взаимоотношениями де­тей, реализует их замыслы, регулирует процесс общения с музы­кальным искусством. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то они используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», то явно предпочитают песни взрослых. Это объясняет­ся тем, что тематика таких игр передает действия взрослых и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В '."то следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о с i роителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень ос­торожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает де­вочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, вос­питатель говорит им: «Пароход уходит все дальше и дальше, поэто­му песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении игра в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плава­ние; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «при­стани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гос­тей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в кон­церт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сооб­щает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказоч­ная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музы­кальной деятельности.

С этой целью можно пригласить участвовать в игре музыкаль­ного руководителя. Например, в одном из детских садов воспита­тель предложил детям поиграть в «концерт», но оговорил одно ус­ловие: когда кто-нибудь из «артистов» будет выступать, ему будет аккомпанировать музыкальный руководитель. Воспитатель выб­рал ведущую концерта - девочку Марину. Получив задание, девоч­ка на минуту задумалась, затем быстро вошла в роль. Она спроси­ла, кто хочет петь и танцевать. Дети быстро начали договариваться, кто что будет исполнять. Марина распределила детей по группам -на певцов, чтецов, танцоров, зрителей. Пять девочек чисто и сла­женно под аккомпанемент фортепиано исполнили песню «Детский сад» (музыка А. Филиппенко). После песни очень уверенно и кра­сиво были исполнены «Детский краковяк» (музыка Т. Ломовой) и пляска «Аннушка» (чешская народная мелодия). Затем две де­вочки прочли стихотворение. Марина обратилась к детям, сидящим в качестве зрителей: «Кто из публики хочет выступить?» Это был очень удачный вопрос, так как «зрители», хотя и смотрели с удо­вольствием, но, очевидно, стремились к большей активности. Одна девочка вызвалась исполнить украинский танец. «Артисты» друж­но аплодировали ей. Интересно, что Марина шепотом напомнила «зрителям», что надо аплодировать после окончания каждого но­мера. Затем все дети - и «зрители», и «артисты» - с увлечением спели «Частушки» (музыка Т. Ломовой).

После окончания игры дети начали совещаться о том, как же играть в следующий раз: «Нам надо получше, поинтересней придуать!», «А я буду кассиром - билеты на концерт продавать», «А я Петрушкой буду!» «Надо подумать, как построить концерт в сле­дующий раз, какой порядок должен быть», - сказала Марина. «Ты запиши», - совершенно серьезно предложил Сережа, забыв о том, что ни писать, ни читать они оба не умеют. Было совершенно оче­видно, что дети полностью «вошли в образы» игры.

Дети с увлечением играют в кукольный театр, превращая в ар­тистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоско­стных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития вообра­жения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыг­рываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некото­рые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушеч­ный патефон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же вре­мя наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую строй­ную березку, то воспитатель должен предложить детям вниматель­но ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучива­ли на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская на­родная песня; «Аи, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музы­кального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содер­жательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музы­кальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по­нимать, что каждое время года, явление природы по-своему пре­красно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими на дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова «Осен­няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...»

В занятия по природоведению, проводимые в группе, также по­лезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевоспитательной работы детского сада для того, чтобы в соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия.

Например, намечается прогулка в весенний лес. Музыкальный ру­ководитель может дать детям послушать пьесу П.И. Чайковского «Подснежник» или «Песня жаворонка», разучить с ними русский хоровод «Земелюшка-чернозем», украинскую народную песню «Веснянка». Только при таком условии музыка станет активным помощником в эмоционально глубоком понимании детьми окру­жающей действительности. Таким же образом можно связать му­зыкальные произведения с тематикой экскурсий на предприятия, в мастерские, на пристань, близлежащую ферму, с рассказами-бе­седами о трудовых профессиях.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Кор­сакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе­ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебе­ди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах реко­мендуется закончить песнями о Родине, написанными компози­торами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При про­ведении беседы с детьми средней группы по картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошеч­ка», музыка В. Витлина.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует ус­транению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.

Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить от­дельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способ­ствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибау­ток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воро­бей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери».

Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Нож­ками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики предваритель­но разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музы­кального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вво­дится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее зву­чание предшествует соревнованиям -в скорости бега, ловли, пере­строения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Например, в начале игры «Кто скорей» дети легко бегают в пространстве комнаты в соответ­ствии с характером, темпом и динамикой музыкального произведе­ния (музыка Т. Ломовой) и по его окончании стремятся быстрее занять определенные места.

Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, грамзапись, ка­кой-либо народный инструмент.

Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла­годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, со­вершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, ког­да она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз меж­ду упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми. При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответ­ствовали характеру музыкального произведения, его форме. На­пример, под Вальс А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно

выполнять четкие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятель­ностью также легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музы­ка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Например, пос­ле новогоднего праздника на занятии «Лепка по замыслу детей» многие дети вылепили персонажей, участвовавших в детском праз­днике. Отметив наиболее удачные работы - мишку и зайчика -воспитатель предложил всем детям спеть «Песенку зайчиков» (му­зыка М. Красева) и песню «Мишка» (музыка Е. Тиличеевой). В данном случае музыка углубила впечатления, выраженные в леп­ке. Если дети рисуют народный узор, то в конце занятия воспита­тель может дать им послушать в грамзаписи Вариации на тему рус­ской народной песни «Выйду ль я на реченьку» В. Иванникова.

Темой рисунков, лепки, аппликации может быть и содержание хорошо знакомой песни. Например, при проведении занятия на тему «Моя любимая песня» каждому из детей предлагается нарисовать то, о чем поется в его любимой песне. Рассматривая получившиеся рисунки, ребенок узнает по ним, какие песни любят его друзья.

Воспитатель также может предложить детям нарисовать рису­нок по содержанию какой-либо определенной песни, любого из ее куплетов, или изобразить конкретный образ («Птичка», музыка М. Раухвергера, слова А. Барто). Возможно, также дать детям про­слушать в грамзаписи пьесы с яркими характерными образами («Марш солдатиков» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Птич­ка» Э. Грига, «Подснежник» П.И. Чайковского и др.), а затем отра­зить в рисунке, аппликации, макете их содержание. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помо­гает ребенку в восприятии каждого вида искусства.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты по­вседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Если малыш боится воды, можно пропеть, умывая его, попевку «Водичку, во­дичка, умой мое личико» или куплет песни «В лодке» (музыка М. Раухвергера) «Вот колышется вода».

Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон. Рекомендуется почаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание. Большую роль в развитии двигательной активности ребенка играют потешки. Интерес, который они всегда вызывают, позволяет воспитателю использовать их для индивидуальной работы по разучи­ванию самых разнообразных движений. В ходе игр-потешек дети при­учаются владеть своим телом, двигаться выразительно.

Приводим ряд игр-потешёк, рекомендуемых для работы с деть­ми дошкольного возраста.

Для упражнения в легком беге на носках:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. Для упражнения в ходьбе, беге, галопе:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Внуки на телятках,

Гоп-гоп, гоп-гоп! Для упражнения в подскоках:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Для упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга:

Скок, поскок молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька-невеличенька

Сама с вершок, голова с горшок. Для упражнения в подготовке к переменному шагу:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок... Для упражнения в движении «ковырялочка»:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей!"

Гоняй галочек

Из-под палочек. Для упражнения в ритмичных притопах:

Тара-тара-тарара

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

ВЕЧЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 557.