МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКААЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Изучая законы жизни, наблюдая ритмичность движения в приро­де и в трудовых процессах, прослеживая влияние музыки на повыше­ние работоспособности во время физического труда, ученые-физио­логи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и вос­питательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содер­жание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, ди­намике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балет­ные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художе­ственная гимнастика. Систему музыкально-ритмического воспи­тания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Осознав активную дви­гательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Даль­кроз подчинил движение ритму различных музыкальных произве­дений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспи­тание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская тан­цовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непри­нужденности.

Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Науч­ные исследования в области дошкольного музыкально-ритмичес­кого воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики - А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Ге­нералова, Е.Н. Соковнина, В.В. Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др.

Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую рос­том организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные дви­жения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.

На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества -ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют раз­витию пространственных и временных ориентировок. Ребенок по­падает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реак­ции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это раз­вивает его внимание, творческую инициативу. Следовательно, за­нятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

♦ развивают познавательные способности;

♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

♦     способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦ характеру музыки;

♦ средствам музыкальной выразительности;

♦     форме музыкального произведения.
Рассмотрим эти положения.

Музыка, как известно, передает самые различные оттенки на­строения. Например, в следующих трех произведениях для ходь­бы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Мар-ше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движе­ние, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

Среди средств музыкальной выразительности особое значе­ние для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм - организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (гром­кость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои дви­жения. Метроритм определяет координацию тех или иных движе­ний с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акцен­ты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок му­зыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело ка­лина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музы­кального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная ме­лодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возра­ста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей зна­комят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительно­сти, формы музыкальных произведений, тем свободнее, вырази­тельнее выполняют движения.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависи­мости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с тру* дом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки. могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи

 развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

♦ обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

♦ обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

♦ развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦ основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

♦ танцевальные движения;

♦ имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос­ти. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»1.

Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в про­цессе игры развиваются положительные качества личности ребен­ка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр пред­ставляет собой активное слушание музыки, требующее непосред­ственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связан­ное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает оп­ределение характера музыки, темпа, различение динамики, отдель­ных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в за­висимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Зверо­ловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хо­роводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простей­шая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли фор­мируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная вырази­тельность движений детей и их творческая активность неодинако­вы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.

Перечислим основные_виды игр-

1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фор­тепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филип­пенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - разви­тие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инстру­ментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», му­зыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участ­ники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка
«Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

В играх необходимо всячески способствовать проявлению детс­кой творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой дея­тельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этю­ды. Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного воз­раста, ибо в них дети должны движениями отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности незнакомого им ранее музыкального произведения. Естественно, что для этого необходим известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела», музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них при­сутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнова­ния, различные построения и перестроения. Примера-ми могут слу­жить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой актив­ности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы­кального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается ав­тором с учетом обязательного исполнения педагогом одина­ковых с детьми или отличных движений;

♦ современный детский танец;

♦ народные пляски, в которых используются подлинные эле­менты народного танца;

♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦ характерный танец, в движениях которого изображается дан­ный персонаж;

♦ детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

♦ пляска типа «зеркало»;

♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

От плясок-импровизаций, в которых педагог обучает детей про­дуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в движениях характер музыки - дети занимаются исполнительской плясовой деятельно­стью на основе ранее разученных и любимых движений.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократ­ное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучивают­ся движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые об­разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве­дя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают
детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкаль­ных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается тех­ника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - раз­витие музыкального восприятия и ритмичности движений.

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

Несюжетная игра

Перед ее исполнением дети в ряде подготовительных упражне­ний разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, ка­кие движения они должны делать. Уточняет ответы детей. Расска­зывает, что и когда надо выполнять - дает игровое задание, объяс­няет правила игры. Предлагает детям начинать игру. Не прерывая хода игры указаниями, уточняет действия детей. В более сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем-либо из детей (перед вторичным исполнением игры). В основном же педагог должен до начала игры предусмотреть, какие трудности дети могут в ней встретить, какие движения, перестроения будут для них новыми, и провести ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях.

Сюжетная игра

Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд образных упражнений, облегчающих детям ее вос­приятие и воспроизведение, и слушание музыкального произведе­ния с его анализом. Перед первичным проведением игры рассказы­вает ее содержание - сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведе­ния. Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В более развернутых сюжетных играх можно чередо­вать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших груп­пах в играх с пением текст песен разучивается заранее. В процессе игры педагог наблюдает за исполнением детей, не вмешиваясь с указаниями в ее ход, чтобы не помешать проявлениям детского творчества. После окончания игры оценивает деятельность детей, предлагает поиграть еще. Если в игре наблюдалось много неудач­ных моментов, например, несогласованность движений с музыкой, в дальнейшем проводит ряд образных упражнений, уточняющих игровые действия. Затем неоднократно повторяет игру. Сюжетные игры хорошо проводить как спектакль: часть детей играет, они -артисты, другая часть оценивает, они - зрители, и наоборот.

Упражнения

Совершенствование основных движений. Педагог объясняет детям задание. Например: «На первую часть музыки будете идти за ведущим вперед, на вторую часть - повернетесь, ведущим будет  стоящий последним. Не останавливаясь, пойдете за ним». Предла­гает детям двигаться. Если движение не получается, показывает его. Повторяет с детьми. Возможен и такой прием, как объясне­ние задания, показ движения педагогом, а затем движение выпол­няют дети. Зачастую вводная ходьба уже является упражнением на совершенствование основных движений.

Подготовительные упражнения. В ходе этих упражнений ра­зучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Педагог показывает детям движение обязательно под музыкальное сопро­вождение (может показывать воспитатель, а играть музыкальный руководитель или показывает сам музыкальный руководитель, напе­вая мелодию). Затем предлагает детям повторить движение так, как он показал (дает точный образец). Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям. Примером может служить разучивание переменного шага, шага польки. Разучивать танцеваль-; ные движения необходимо под разные музыкальные произведения,! чтобы дети не привыкли выполнять их только под одну музыку. Если подготовительное упражнение дается к определенной пляске (например «Полька тройками», музыка И. Штрауса) или несю­жетной игре (например, «Игра с цветными флажками», эстонский народный танец), то для упражнения используется музыкальный фрагмент данного танца или игры.

Образные упражнения. Они уточняют движения персонажей сюжетной игры. Прежде чем проводить сюжетную игру, педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолетов, действия рабочих разных профессий. Но при этом педагог не должен давать детям точных образцов движе­ний, чтобы не помешать проявлению детского творчества. Он дает примерный образец, т. е. под одну и ту же музыку показывает не­сколько вариантов движения изображаемого персонажа и предла­гает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответ­ствии с характером музыки.

Примером могут служить следующие упражнения: «Бабочка», музыка Ф. Гершовой; «Самолет», «Поезд», музыка Л. Банниковой; «Пляшущий зайчик», музыка Е. Тиличеевой.

Упражнения-композиции. Обычно эти упражнения длительные по времени, содержат много составных элементов - различных по­строений, гимнастических движений с предметами. Поэтому сразу разучить такое упражнение невозможно, трудно показать его цели­ком. Музыкальные произведения к упражнениям-композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, на одном из занятий слушаются детьми и анализируются ими, а затем на последующих занятиях разучиваются по частям в ходе подготови­тельных упражнений. Когда части упражнения разучены детьми, их легко соединить в единое целое.

Конечно, в процессе проведения всех видов упражнений педа­гог неоднократно показывает движения сам (иногда это делают дети, лучше других выполняющие задание), дает указания, поясне­ния, делает замечания.

Пляски

Перед разучиванием любого вида пляски с зафиксированны­ ми движениями музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми на одном из музыкальных занятий. Затем проводится ряд подготовительных упражнений, и только после этого пляска пока­зывается целиком музыкальным руководителем и воспитателем или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей

группой.

Пляски с участием взрослого обычно используются в работе с детьми групп младшего возраста. Движения в них точно зафик­сированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хоро­шо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть и парными. В более старших возрастных группах они используются реже. Характерным примером могут служить пляс­ки с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снежной бабой на праздни­ке новогодней елки, пляски с Петрушкой, Весной и другими персо­нажами на праздниках и вечерах досугов. Движения этих плясок заранее разучиваются детьми в ряде подготовительных упраж­нений. В младших группах дети сразу исполняют пляску с вос­питателем.

Современный детский, бальный и характерный танцы бывают как очень простыми, так и сложными. Но всегда движения для них предварительно разучиваются в ходе подготовительных упражнений. Когда дети усвоили все движения танцев, они исполняются во г время второй части музыкального занятия. Например, педагог го­ворит детям: «Сегодня мы с вами будем танцевать чешский танец "Аннушка". Движения и музыку этого танца вы хорошо знаете. Посмотрите, как мы с Валентиной Ивановной (воспитателем) стан­цуем его. (Показывает.) А теперь встаньте в пары и станцуйте та­нец самостоятельно». Дети танцуют. В процессе танца педагог де­лает замечания, указания. После его окончания может показать неудавшиеся движения отдельным детям. Снова повторяет танец 2 3 раза. Если какое-либо движение большинство детей выполняет плохо, на последующих занятиях педагог снова проводит ряд под­готовительных упражнений. Если движение не получается у от­дельных детей, проводит с ними индивидуальные занятия.

Народные пляски нельзя путать с плясками на народные мело­дии, так как в большинстве плясок любого вида и особенно в пляс­ках-импровизациях используются обычно двухчастные народные плясовые мелодии («Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» и др.).

В народных плясках обязательно присутствуют подлинные на­родные плясовые элементы. Обычно эти пляски используются в старших группах. Педагог рассказывает детям историю создания пляски, комментирует условия жизни того или иного народа. Ме­тодика ее разучивания аналогична методике разучивания совре­менного детского и характерного танца. В процессе слушания му­зыки детям следует показать соответствующий народный костюм или его иллюстративное изображение.

Прежде чем приступать к хороводу с пением, следует разучить мелодию и текст песни. Обычно такие пляски просты по движениям и не требуют проведения ряда подготовительных упражнений (за некоторым исключением). Показать хороводную пляску целиком одному музыкальному руководителю или воспитателю практически невозможно. Поэтому детям дается задание встать в круг и выпол­нять все движения, которые будет показывать педагог. Когда движе­ния усвоены детьми, хоровод проводится лишь под пение детей без присутствия взрослого. Хороводы с пением отличаются от хоровод-ных-игр с пением. Разница заключается в том, что игры с пением отно­сятся к сюжетным, и в них большая часть движений детей точно со­ответствует содержанию песни (вспомним хороводные игры «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и др.). В плясках-хоро­водах с пением движения детей не совпадают с текстом песен.

Как указывалось выше, на занятиях с детьми используются три разновидности пляски-импровизации.

1.    Пляска типа «зеркало». Дети стоят по кругу. Педагог пред­лагает нескольким детям показать движения, а остальным повто­рить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на 1-ю часть
музыкального произведения несколько детей показывают движе­ния, а все их повторяют, а на 2-ю часть все выполняют одно заранее показанное педагогом движение, например кружение.

При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что-то свое, новое.

2.    Пляска-импровизация (1). Всем детям дается задание приду­мать плясовое движение для 1-й части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко 2-й части пока­зывает педагог. Он вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие характеру музыки и форме музыкаль­ного произведения. Воспитатель записывает их и составляет фи­гуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с огромным удовольствием - ведь они сами ее придумали! В ходе первичных исполнений пляски воспитатель подсказывает детям последова­тельность фигур.

3. Пляска-импровизация (2). Детям дается задание придумать танцевальные движения для обеих частей произведения. Для 1-й части педагогом и детьми отбираются 4-6 наиболее удачных дви­жений, а для 2-й - дети выбирают из всех показанных какое-ли­бо одно наиболее соответствующее характеру музыки движение (обычно это бывают различного вида кружения). Из отобранных движений составляется пляска. Воспитатель записывает последо­вательность ее фигур.

ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ

У младших дошкольников наблюдается большая потребность в двигательной деятельности, но ребенок двух-трехлетнего возрас­та устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому в младших группах необходимо чередо­вать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно так­же отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение.

В большинстве случаев малыши недостаточно развиты в двига­тельном отношении. У некоторых детей плохая осанка: они ходят переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не коорди­нируют движения рук и ног, бегают и прыгают, тяжело опускаясь на всю ступню; при подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только мышцы рук, но и шеи, поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в суставах.

Музыкальное развитие большинства детей также недостаточно. Несмотря на это малыши относятся к музыке с интересом, слуша­ют ее внимательно, просят повторить. Как только появляется по­нимание, что музыка является главной на занятиях, начинают проявлять трогательное внимание к ней. Например, если педагог просит тихо хлопать в ладоши в такт музыке, дети хлопают пре­дельно тихо.

На первых занятиях некоторым детям младших групп свойст­венна замедленная реакция на сигнал - и музыкальный, и словес­ный. Так, если дается указание начинать ходьбу одновременно с музыкой, дети несколько запаздывают. То же происходит, когда педагог просит остановиться с прекращением звучания музыки. Останавливаются немногие дети, большинство продолжают дви­жение и после окончания музыки. Сходным образом они реагиру­ют на словесные сигналы. Например, если договориться с детьми, что на слово «вниз» они быстро присядут на корточки, а на слово «вверх» - быстро встанут, то точно среагируют на сигналы только несколько детей.

В процессе занятий дети развиваются очень быстро. Уже в пер­вой половине года они легко различают контрастные части произ­ведения. Если в начале процесса обучения они с трудом справля­ются с задачей остановиться с окончанием музыки, то к моменту перехода в среднюю группу с легкостью выполняют двигательные задания, связанные с чередованием частей музыкального произве­дения. Заметно улучшается координация рук и ног, движения ста­новятся свободными. Дети обращают внимание на быстроту двига­тельной реакции, например, начинают интересоваться, кто первым упал на спину в упражнении «Жуки» (венгерская народная мело­дия в обработке Л. Вишкарева), кто первым остановился с оконча­нием звучания марша.

. Основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музы­кально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, по­мочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку. Дети долж­ны овладеть следующими умениями:

♦ начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

♦ согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), фор­мой музыкальных произведений (двухчастной);

♦ выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки);

♦ выполнять гимнастические упражнения (с флажками, пла­точками, погремушками и т. д.), перестроения;

♦ выполнять образные и танцевальные движения.

Этими умениями дети овладевают в упражнениях и сюжет­ных играх. Например, в игре «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера и А. Руббаха, и упражнении «Птенчики и мама-пти­ца» отрабатывается различение звучаний по регистру - высоко -низко. В «Игре с куклой», музыка В. Карасевой, дети должны на 1-ю часть произведения баюкать куклы, а на вторую, в связи со сменой характера музыки, весело плясать. На повторение I части дети сно­ва баюкают кукол. Образная форма игры, четкое задание помогают детям легко освоить музыкальную композицию произведения. В играх совершенствуются и основные движения. Например, дви­жения зайчиков помогают улучшить навыки прыжков. Ходьба высоким шагом помогает детям на занятиях по гимнастике пере­шагивать через предметы. Совершенствуются навыки ориентиров­ки в пространстве и в коллективных действиях.

Основное место в репертуаре данного раздела программы занима­ют музыкальные игры, разнообразные по тематике, музыке и построе­нию. Тематика музыкальных игр для детей младшего возраста отра­жает наиболее близкие и понятные им образы и действия - полет птички, езду автомобиля, прыжки зайчика, движения с куклой и т. д. Музыкальные произведения, предназначенные для музыкаль­ных игр малышей, должны быть образными, с ясно выраженным характером и средствами выразительности. Чаще всего на протя­жении всей игры сохраняется один и тот же характер музыки. В некоторых играх, отдыхая после действий, дети слушают вокаль­ную и инструментальную музыку. Иногда дети слушают музыку, глядя, как действие выполняет воспитатель или ребенок старше их по возрасту. Ход игры, ее построение определяются тематикой, а также характером и формой музыкального произведения. Боль­шое место в репертуаре младших групп занимают игры с пением, так как они наиболее доступны детям. В них слова подсказывают детям последовательность выполнения движений. Помимо игр дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для ко­торых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на про­стейших элементах плясовых движений, которые являются наибо­лее удобными для детей данного возраста (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т. д.).

В младших группах используются три вида плясок: с участием взрослого, детский танец, хороводы с пением. Преимущественно вce виды плясок исполняются с активным участием воспитателя. :' В отдельных случаях выполняются несложные упражнения, помо­гающие детям усвоить программные требования. Они отличаются игровым характером и чаще всего связаны с определенным обра­зом. Например, упражнение «Птички летают», музыка Г. Фрида.

Своеобразие занятий с детьми младших групп заключается в их синтетическом характере. Пение, слушание и музыкально-рит­мические движения очень тесно связаны между собой. Движения иногда сами являются своеобразным методическим приемом при разучивании песни или слушании музыки. Например, дети поют песню М. Раухвергера «Птичка» и по очереди изображают птичек, которые сидят у окошка и улетают на последние слова.

При разучивании с детьми игр, плясок и упражнений широко применяются игровые приемы, образная подача материала, исполь­зуются игрушки. Например, обучая детей легким подпрыгивани­ям, педагог говорит им, что они должны прыгать, как мячики. Себе же он возьмет «мяч», который прыгает лучше всех. Приемы обуче­ния изменяются в зависимости от каждого программного требо­вания. Прежде всего педагог должен вызывать у детей желание от­зываться движением на музыку, затем привлекать их внимание к общему характеру музыки и передаче его в движении.

Предлагая детям игры, построения, основанные на контрастных музыкальных произведениях, педагог обязательно подчеркивает изменения в характере музыки.

Для привлечения внимания детей к началу и окончанию звуча­ния музыки используется ряд игр в такой последовательности, что­бы каждая новая игра требовала от них более четкого согласования движения с гранями музыкальной формы.

Методически привлекательным приемом является показ движе­ний детьми, овладевшими способом их выполнения. При выполне­нии задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвое*-ния умения в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Принуждение может огор­чить их, свести на нет желание деятельно участвовать в занятии. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое на­строение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

Взаимодействие слова педагога, исполнения музыки и показа движений бывает различным в зависимости от игры, программных требований. В одних случаях дети слушают рассказ к игре, музыку, а потом играют. В других сразу после ее названия вовлекаются в действие, в третьих - воспитатель берет на себя главную роль, в четвертых - использует различные варианты игры.

В течение всего года игры неоднократно повторяются, исполне­ние их совершенствуется.

Рассмотрим на нескольких примерах методику проведения игр и плясок с детьми младшего дошкольного возраста.

Сюжетная игра с пением «Ходит Ваня»,

русская народная песня в обработке М. Раухвергера

Программное содержание. Учить детей двигаться по кругу спокойным
шагом, держась за руки, в соответствии с характером музыки и содержани­
ем песни; на плясовую музыку исполнять простейшие плясовые движения.
Задачи. Воспитывать умение активно включаться в общую игру, действо­
вать в коллективе.
Описание игры
1. Ходит Ваня,                                    Дети сидят или стоят по кругу.

ХодитВаня,                                            Поет воспитатель. Названный в песне ре-

Посреди кружочка,                              бенок ходит перед детьми.

Посреди кружочка.

Ребенок выбирает кого-нибудь из детей и подходит к нему.

«Ваня» и его «дружочек», взявшись за руки, неторопливо кружатся. Остальные дети хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым «Ваней».

Методика проведения игры. Песня к игре заранее не учится. Обычно дети ее запоминают в ходе игры. Малышам трудно петь и одновременно выполнять движения, при этом страдает либо то, либо другое. Дети в процес­се игры подпевают. Перед игрой дается образный рассказ: «Жил-был Ваня, веселый мальчик. Захотел он найти себе дружочка, с которым можно было бы весело плясать. Отправился он в путь и скоро дружочка нашел. Оба обрадовались и стали весело плясать».

Первый раз воспитатель берет роль Вани на себя. Он и дети идут по кругу. Воспитатель поет 1-й куплет. Перед вторым куплетом объясняет: «А теперь все дети остановятся, чтобы я всех видела, надо выбрать Ване дружочка» (Воспитатель ходит по кругу и поет 2-й куплет, разглядывая детей). После 2-го куплета говорит: «Вот я и выбрала себе дружочка» - и под пение 3-го куплета торжественно проводит его по кругу. Потом воспитатель с дружоч­ком пляшут, а дети хлопают. Воспитатель говорит: «Теперь "Ваней" будет Леночка, она будет искать себе дружочка». В текст песни не стоит подстав­лять настоящие имена, дабы не нарушать народный колорит игры. Игра по­вторяется без объяснений педагога. Можно предложить разные варианты этой игры, например, искать цветы или платочки.











Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.