Игра «Прятки с платочками» (любая русская народная

мелодия бодрого характера)

Программное содержание. Учить детей выполнять плясовые движения,
согласовывая их с характером и формой музыки.                                                    

Задачи. Вызвать чувство радости, воспитывать внимание, выдержку.

Описание игры и методика ее проведения. Воспитатель берет платочек и показывает несколько плясовых движений с ним: пружинки, притопы, кру­жения, хлопки. Потом раздает платочки, подходя к каждому ребенку. Гово­рит: «Вот тебе, Аня, синий платочек, а тебе, Вова, красный». Затем предлага­ет: «Теперь давайте с платочками плясать» (сначала пляшет вместе с детьми, а затем подсказывает движения словами). В момент окончания музыки пред­лагает всем спрятаться за платочки, быстро присаживается показывая, как спрятаться, а потом встает и начинает искать детей, приговаривая: «Где же ребятки, куда они убежали?» (Главное, чтобы дети при этом радовались — они здесь сидят, а их не находят.) Снова звучит музыка, и дети пляшут. Воспитатель: «А вот они, ребятки!» (если кто-либо из детей не встал, надо, называя его по имени, пригласить на пляску).

Варьируя игру, можно мальчиков и девочек поставить парами, дав каж­дой паре одинаковые по цвету платочки. После пляски девочки прячутся за платочками, а мальчики их ищут и наоборот.

Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия

в обработке Н. Метлова, автор движений Ф. Теплиикая

Программное содержание. Учить детей изменять движения с измене­нием громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные при­топы одной ногой.

Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

Описание пляски. На 1-8 такты дети двигаются легким бегом врассып­ную по всей комнате. На 9-16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее движение парами.

Пляска «Подружились», музыка Т. Вилькорейской, автор движений Н. Френкель

Программное содержание. Двигаться в соответствии с бодрым характе­ром музыки; своевременно изменять движения со сменой частей музыкально­го произведения; ритмично двигаться в парах, выполняя легкий бег и кружение.

Задачи. Воспитывать внимание, чувство симпатии друг к другу.

Описание пляски. На I часть произведения пары детей двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На II - кружатся, широко раскинув руки в стороны. В момент окончания музыки останавливаются и крепко обнима­ются. Пляску можно давать с движением пар по кругу.

\ Методика разучивания. Перед исполнением пляски дети слушают музыку, педагог обращает их внимание на ее характер. Затем педагог образно расска­зывает ее содержание, например, так: «На музыкальных занятиях пляшут дети очень весело, дружно. Вместе бегают, кружатся и даже, когда музыка пере­стает звучать, никак не хотят расстаться друг с другом». После объяснения пляски говорит: «Посмотрите, как дружно танцуют дети», — и показывает пляс­ку вместе с другим педагогом или заранее подготовленным ребенком. За­тем предлагает детям встать в пары и танцевать всем вместе. Воспитатель группы встает в пару с ребенком или с двумя детьми. В дальнейшем дети пляшут одни; в ходе пляски педагог дает указания, хвалит детей. На последу­ющих занятиях при проведении пляски можно использовать музыкальную загадку. «А какую пляску мы сейчас плясать будем?», а также показ лучше всех пляшущей пары или нескольких пар.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит­мическими движениями предъявляются гораздо большие требова­ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда­тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

Обучая детей играм, углубляют их представления об окружаю­щем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств. В процессе игр, пля­сок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музы­ке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные. Так, например, дети средней группы должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов; с динамическими изменениями (громко, умеренно громко, тихо; громче - тише); с регистрами (высокий, средний, низкий) и т. д.

Также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танце­вальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые об­разы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.). Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку, высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать лег­ко на носках под музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую музыку, делать подскоки с ноги на ногу, поднимать и опускать руки быстро, медленно и плавно.  

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержа­ние достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляс­ки усложняются с точки зрения движений и построения, музы­кальный материал становится более разнообразным по форме и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. («Ого­родная-хороводная», музыка Б. Можжавелова; «Дед Мороз и дети», музыка И. Кишко), с элементами соревнования.

Кроме игр с пением используются игры под инструментальную музыку, например, «Жмурка», музыка Ф. Флотова, «Летчики», музыка М. Раухвергера. Они воспитывают волю ребенка, развива­ют его память, воображение, внимание, прививают навыки поведе­ния в коллективе, умение считаться с интересами товарищей.

В средней группе используется много плясок с зафиксирован­ными движениями, вводится самый простой вид пляски-импрови­зации - типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразны­ми как по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.

Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2—3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает ука­зания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их ис­полнение уже со второго занятия поручается ребенку.

Учитывая особенности возраста, педагог стремится выработать у детей умение играть и плясать без участия взрослого. Знакомя детей с новой игрой или пляской, педагог привлекает их к простей­шему анализу музыки. В этом возрасте дети должны уметь в дви­жениях передавать образы программной музыки. Обучая детей, педагог напоминает им о событиях и явлениях повседневной жизни. В отдельных случаях используется иллюстративный материал -игрушки, картинки. Поскольку на занятиях особенно важное зна­чение приобретают упражнения, от педагога требуется продуман­ный и точный показ образцов движений. Они должны помогать де­тям правильно выполнять задания.

В процессе обучения все большее место начинает занимать ин­дивидуальная работа - вызовы для демонстрации движения од­ного, двух, трех детей. Причем вызываются не только дети, хоро­шо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.

С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится инди­видуальная работа вне музыкальных занятий.

На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи. Разученные игры и пляски повторя­ются неоднократно, используются различные варианты игр, соче­тание их с пляской.

раньше, чем показать детям игру или пляску, необходимо дать им послушать музыку, привлечь их внимание к характеру, форме и средствам выразительности музыкального произведения.

Приводим примерные образцы последовательного разучивания игры и пляски.

Игра «Зайны и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с му­зыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания зву­чания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую по­ступь медведя.

Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творчес­кую активность.

Описание игры. Все дети — «зайцы». Один из детей — «медведь». «Зай­цы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

Методика разучивания. Дети разучивают движения зайчиков и медве­дей в ходе образных упражнений. Слушают музыкальные произведения «Заинька» и «Медведь» по отдельности. Педагог в беседе с ними о харак­тере музыки раскрывает образы. При повторном слушании сравнивает два образа заиньки и медведя, использует музыкальные загадки: «Про кого рас­сказывает музыка?».

При проведении игры предлагает послушать следующий рассказ: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только зайчики распрыгаются, а он тут как тут — идет-бредет переваливаясь. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, быстро прискакали и в норки спрятались. Сидят, ни ушками, ни лапками не шевелят. Ушел медведь, и снова весело запрыга­ли зайки по полянке». После рассказа педагог исполняет музыку и предла­гает детям поиграть. Сначала воспитатель может сыграть вместе с детьми, взяв на себя роль медведя или одного из зайцев. При повторных проведени­ях игры роли исполняют сами дети. После окончания игры педагог дает пояснения о ее ходе.

«Пляска парами», латвийская народная мелодия                              

в обработке Т. Попатенко, автор движений Ф. Теплится

Программное содержание. Учить детей узнавать двухчастную форму музыкального произведения, реагировать на смену частей сменой движе­ний; исполнять притопы, хлопки, кружения, легкий бег парами.

Задачи. Воспитывать умение согласовывать свои движения с движениями
товарища, развивать внимание.                                                                                

Описание пляски. Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

Такты 1-4. Бег по кругу.

Такты 5—12. Притопывание ногами.

Такты 13-16. Бег по кругу.

Такты 17—24. Хлопки в ладоши.

Такты 25-28. Дети берутся за руки и бегут по кругу парами.

Такты 29-36. Дети кружатся, взявшись за руки.

Методика разучивания. Вначале дети слушают музыку к пляске. Педа­гог проводит с ними беседу, в ходе которой привлекает их внимание к харак­теру и форме музыкального произведения. Перед разучиванием пляски музыкальный руководитель вместе с воспитателем показывают детям дви­жения пляски, напевая мелодию. Педагог объясняет последовательность дви­жений. Далее ставит детей по кругу с воспитателем. Проводит пляску, исполь­зуя указания и пояснения (воспитатель пляшет только тогда, когда у кого-либо из детей не оказалось пары). Можно вызвать для исполнения пляски одну, две пары, побеседовать с детьми об их исполнении. В процессе разучивания пляс­ки педагог делает необходимые пояснения, замечания, дает указания.

Усложнение программы в старшей и подготовительной груп­пах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музы­кальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоор­динированными, развились ориентировка в пространстве и вооб­ражение, внимание стало более сконцентрированным.

У детей данного возраста в достаточной степени развиты музы­кальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В стар­шей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музы­кальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению зада­ния дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельно­сти и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает об­раз эмоционально, выразительно. Часто даются индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагается выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие спо­соб выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. Особое внима­ние уделяется развитию детского творчества.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассып­ную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над сво­евременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инс­ценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкаль­ного произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.

В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пят­ку. Исполнять элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекрат­ное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гим­настическими, имитационными. Играть под пение детей и воспи­тателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсцениро­вать содержание песни.

В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, са­мостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движе­ниями, но и знать их названия.

В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих программным требованиям. Их также не­обходимо использовать в работе с детьми.

В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навы­кам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, не­которых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, перестроения, элементы соревнования. Некоторые пляски имеют определенную тематику. В пляски нередко включаются различные перестроения: круги, шеренги, звездочки и т. д. Регулярно прово­димые упражнения помогают детям овладеть программными уме­ниями и совершенствовать их. Большое воспитательное значение имеет совместное участие детей старшей и подготовительной групп в упражнениях-композициях. Обычно они выполняются на празд­ничных утренниках и вызывают особо радостное настроение.

В играх педагог добивается осознанного отношения детей к му­зыке и движениям. Для этого он иногда объясняет детям новое дви­жение, показывает, как оно выполняется, а иногда предлагает одним детям выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть и внести свои поправки и замечания, по­рой предлагает детям придумать новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из наиболее интересных дви­жений новую пляску или упражнение.

В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, на более сложные игровые задания. Перед детьми в та­кой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с харак­тером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведе­ния. Педагог учит детей воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные из­менения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Педагог стремится научить детей са­мостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкаль­ного произведения. Затем педагог, если это необходимо, объясня­ет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. От­дельные детали игры предварительно разучиваются в подготови­тельных упражнениях.

Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством персонажей. От ребенка требуется умение «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Разви­вая у детей более точное восприятие характера музыки, педагог по-прежнему вначале дает им образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произ­ведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоя­тельно, распределив роли и обозначив место действия. В тех слу­чаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если они неправильно его передают, неточно выполняют движения, педагог на последующих занятиях еще раз выразительно исполняет музыку, обращает внимание на ее характер, нюансы. Сам показывает примерные образцы движений или предлагает показать их тем де­тям, которые хорошо и выразительно их исполняют. Игры систе­матически повторяются и варьируются. С каждым таким повторе­нием детям полнее раскрывается музыкальное содержание игры.

Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения застенчи­вых, малоактивных, ненаблюдательных детей, помогает им наводя­щими вопросами.

Обучение играм, пляскам и упражнениям-композициям прохо­дит по трем этапам: первоначального ознакомления, разучивания и закрепления.

В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мо­роз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную. Все пляски и упражнения-компо­зиции требуют предварительного слушания и анализа детьми музы­кальных произведений к ним, выполнения серии подготовительных упражнений и проведения целостного показа, а упражнения-компо­зиции также - объяснения способа выполнения на первом этапе обу­чения. На втором этапе пляски разучиваются по частям, на третьем этапе обучения - самостоятельно исполняются детьми.

Пляски-импровизации проводятся во всех трех вариантах

Предлагаем примерные образцы методики разучивания музыкаль­но-ритмического материала с детьми старшего дошкольного возраста.

Несюжетная игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, авторы движений Е. Зархина и М. Кремянская

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с бод­рым характером музыки; отмечать в движениях метрические акценты, сво­евременно изменять движения, начинать и оканчивать их.

Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, развивать быстроту реакции.

Описание игры. Спинками наружу по широкому кругу расставлены сту­лья. Каждый ребенок становится позади стула. В центре присаживается на корточки ведущий.

Такт 1. Все дети садятся на стулья, а ведущий встает.

Такт 2. Все дети встают, а ведущий садится.

Такты 3-4. Повторяются движения тактов 1-2.

Такты 5—12. Дети бегут вместе с ведущим по кругу водном направлении.

В момент окончания звучания музыки все дети вбегают внутрь круга, и каж­дый садится на любой свободный стул (вариант — останавливается и кладет ладони рук на спинку ближайшего стула). Один ребенок остается без места. Его не следует выбирать ведущим, так как он в таком случае как бы награж­дается за свою неловкость. При повторном проведении игры ведущим сле­дует выбрать наиболее ловкого ребенка. При завершении игры во время бега детей рекомендуется поставить еще один стул, чтобы все дети оказа­лись ловкими. Искать свободный стул следует, пробегая по внешней стороне круга (за стульями).

Me тодика разучивания. На 1-м этапе дети слушают музыку к игре, ана­лизируют ее вместе с педагогом, определяют, какие движения можно под нее выполнять. В ряде подготовительных упражнений обучаются попере­менному вставанию и приседанию под музыку. В ходе упражнений педагог показывает им точные образцы движений.

В начале 2-го этапа обучения педагог дает детям послушать музыку к игре, объясняет ее ход и предлагает детям начинать игру. В ходе игры помогает указаниями. При первом исполнении игры роль ведущего может взять на себя воспитатель. Если кому-либо из детей не удается то или иное движе­ние, с ним проводится индивидуальная работа.

В конце 2-го этапа и на 3-м этапе обучения дети играют в игру самосто­ятельно.

Сюжетная игра «Звероловы и звери»,

музыка Е. Тиличеевой, автор движений С. Руднева

Программное содержание. Учить детей согласовывать движения с ха­рактером и формой программных музыкальных произведений; выразитель­но воплощать образы игры.

Задачи. Совершенствовать навыки восприятия музыки; воспитывать вни­мание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую ак­тивность.

Содержание игры. Выражается в образном рассказе: «В глухом дрему­чем лесу жило много зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев. Было им там хорошо и привольно. Ничто не нарушало лесной тишины, редко приходили в дремучий лес люди. Звери никого не боялись, бродили по лесу, ели спелые ягоды, резвились на полянках.

Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопар­ка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли... выскочили тут ловкие звероловы из кус­тов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медве­дей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила.

Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зеленой траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех зай­чиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк».

Методика разучивания. На первом занятии дети слушают образный рас­сказ и музыку к игре. Проводится распределение ролей по желанию детей (все движения персонажей разучиваются предварительно в образных упраж­нениях). Педагог следит за ходом игры, не останавливая ее. После заверше­ния игры дает пояснения и вновь проводит игру. Если в действиях детей име­ются неточности, на последующих занятиях педагог вновь проводит ряд образных упражнений. В дальнейшем, при совершенствовании игры, можно перемежать образный рассказ со слушанием музыки, использовать музы­кальные загадки, рассказ сюжета одним из детей, исполнение игры по под­группам (артисты - зрители) с оценкой движений товарищами. Разученную игру рекомендуется использовать как спектакль, включив ее в сценарий ве­чера досуга или праздника.

Упражнение «Мельница», музыка Т. Ломовой, автор движений Е. Лубянская

Программное содержание. Учить детей различать и передавать в дви­жениях динамические оттенки музыкального произведения; изменять дви­жения в соответствии со строением фраз музыкального произведения.

Содержание упражнения. На первую фразу музыкального произведе­ния дети плавно покачивают вытянутыми вперед руками, скрещивая их перед собой. На вторую фразу делают круговые движения руками, поднимая их над головой и опуская вниз с постепенным нарастанием мышечного напряжения.

Методика разучивания. Дети слушают музыку. Педагог спрашивает, какой у нее характер, сколько в ней частей. Выслушав ответы детей и уточ­нив их, исполняет произведение еще раз. Спрашивает, все время ли музыка звучит одинаково. Уточняет ответы детей. Называет упражнение. Если дети не знают, что такое мельница, показывает им картинку с ее изображением. Объясняет, что на первую фразу надо плавно покачивать руками, как будто дует слабый ветерок, а на вторую фразу делать круги руками, взмахивая ими ровно, как будто сильный ветер вращает лопасти ветряной мельницы. Показывает упражнение. Дети выполняют его первый раз вместе с воспита­телем, стоя перед ним или располагаясь по кругу. В дальнейшем дети выпол­няют упражнение самостоятельно. При разучивании упражнения использу­ется показ движений детьми, оценка ими движений товарищей, указания, пояснения. Для усложнения упражнения можно дать детям в руки ленты.

Пляска «Русский хоровод», русская народная мелодия «Возле речки, возле моста» в обработке Н. Метлова, автор движений К. Сучкова

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с ха­рактером музыки, изменять движения и их направление на запев и припев, выполнять сужение и расширение круга, плавный и дробный шаг.

Задачи. Развивать слуховое внимание и эмоциональную отзывчивость на музыку, пространственную ориентировку.

Содержание пляски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

1. На запев идут простым шагом. На припев продолжают идти дробным шагом в том же направлении.

2. На запев идут к центру круга плавным шагом, на припев отходят назад дробным шагом, останавливаясь лицом к центру. Круг расширяется до пер­воначального размера.

3. На запев дети идут по кругу простым плавным шагом, на припев, разомкнув руки и положив их на пояс, кружатся вокруг себя дробным шагом.



Вариант

Пляска исполняется парами: мальчик стоит по левую руку от девочки.

1. На запев пары идут плавным шагом, слегка вытянув сцепленные руки вперед. Девочка свободной рукой придерживает платье, мальчик держит руку на поясе. На припев дети соединяют обе руки, разводят их в стороны и кружатся дробным шагом.

2. На запев мальчики, взяв девочек за обе руки, спиной идут к центру круга (девочки идут лицом) плавным шагом. На припев пары возвращаются на свои места дробным шагом, причем спиной идут девочки.

3. Повторяются движения пар плавным шагом по кругу, как в первой фигуре, но на припев дети кружатся дробным шагом вокруг себя через правое плечо. Руки находятся на поясе (или кружатся, взявшись под правую руку).

Методика разучивания. В ходе подготовительных упражнений дети от­рабатывают умение ходить плавным и дробным шагом. Для этого подбира­ются различные танцевальные мелодии соответствующего характера. На первом этапе разучивания пляски дети слушают музыку к ней, определяют ее характер, форму. Затем музыкальный руководитель показывает пляску с воспитателем или заранее подготовленным ребенком и предлагает испол­нить ее детям. При первоначальном исполнении пляски в ней может участвовать воспитатель. На втором этапе педагог для совершенствования пляски исполь­зует объяснения, пояснения, указания, замечания, показ ее исполнения детьми, усвоившими характер и последовательность движений. Предлагает варианты пляски. На втором этапе обучения воспитатель участвует в пляске лишь тогда, когда она проводится в парах и один ребенок остается без пары. На треть­ем этапе от детей требуется самостоятельное эмоциональное выразительное исполнение.

Таким образом, методика обучения музыкально-ритмическим движениям разнообразна и вариативна, что способствует глубоко­му и осознанному усвоению детьми музыкально-ритмических на­выков, необходимых для их общего музыкального развития.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствую­щим образом подготовиться:

♦ тщательно разучивать музыкальное произведение;

♦ проанализировать его с точки зрения общего характера и му­зыкальной формы;

♦ исполнить самому движения данной игры, пляски, упражне­ния, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов;

♦ запланировать программные требования к детям по основ­ным музыкально-ритмическим навыкам;

♦ разработать методику обучения.

Программные требования планируются по следующим аспектам:

♦ характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный);

♦ темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.);

♦ динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.);

♦ метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок);

♦ форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение).

На конкретных примерах рассмотрим схему анализа музыкаль­ного материала, планирования программных умений и навыков, а также схему планирования музыкального материала по разделу «Музыкально-ритмические движения» на занятии, необходимые студенту для проведения наблюдений за детьми в процессе написа­ния курсовых работ, а педагогу - для углубленного изучения про­блемы музыкально-ритмической деятельности детей того или ино­го дошкольного возраста.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 647.