ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ НА ИНСТРУМЕНТАХ
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной; музыке.,
Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она; способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки. То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа»), разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.
Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I—II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.).
История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.
Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.
В XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х гг. возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».
Вскоре в детские оркестры стали включать инструменты, на которых можно исполнять мелодию. Первым из них был деревянный ксилофон, а затем и другие инструменты: металлофоны, цитры, детские пианино и рояли, аккордеоны, триолы, кларнеты, губные гармоники, ложки угольник и духовые гармоники.
Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образцы детских музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов - неозвученные и озвученные.
I. Неозвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.
II. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:
1. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;
2. Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;
3. Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) - органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.;
4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.
Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по следующим группам:
1. Группа струнных - цитра, домра, балалайка и т. д.;
2. Группа духовых - флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;
3. Группа ударно-клавишных - пианино, рояль и т. д.;
4. Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.;
5. Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.
Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры - тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в результате вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора.
Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.
Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.
Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:
♦ быть хорошо настроенными;
♦ иметь определенный чистый тембр;
♦ быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
♦ обладать простой конструкцией;
♦ быть прочными, пригодными для частого использования в быту.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ
Обучение детей игре на музыкальных инструментах - дело очень сложное, и успеха в нем можно достичь только при совместной работе музыкального руководителя и воспитателя. Помощь воспитателя музыкальному руководителю состоит в том, что он организует детей, сам помогает обучать детей игре, предварительно выучив репертуар и согласовав методику. Воспитатель вносит в группу обычно два металлофона - для себя и детей. (Большое количество звучащих в группе металлофонов утомляет слух детей и зачастую мешает воспроизведению мелодий.) Воспитатель может проводить индивидуальное обучение игре на металлофоне не только в помещении, но и на прогулке в теплое время года.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано, что уже детей средней группы обучают игре на металлофоне простейших мелодий, построенных на 1 -2 звуках, воспитывают у них интерес к музицированию.
Для этого в группе организуются музыкальные уголки, в которых находятся различные музыкальные игрушки, в том числе металлофон. Воспитатель привлекает внимание детей к звучанию металлофона, предлагает самим попробовать поиграть на нем, поправляет их, подбадривает.
В старшей группе дети уже должны играть на металлофоне несложные мелодии. Например, русскую народную песню «Андрей-воробей», песню Е. Тиличеевой «Небо синее». Они учатся играть по одному и небольшими группами.
В подготовительной к школе группе задача усложняется - дети учатся играть несложные мелодии на различных музыкальных инструментах (металлофоне, гармонике, цитре и др.), причем в ансамбле и оркестре.
В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает каждому ребенку индивидуально в процессе обучения, организует самостоятельные занятия детей. (Например, поправляет Валю, которая неверно держит молоточек, напоминает Вове, что он давно не играл, просит Розу помочь Коле выучить новую песню.) Музыкальный руководитель помогает воспитателю разучить новую мелодию, подсказывает, на кого из детей надо обратить особое внимание, а кто сам справится и другому поможет.
Формы работы музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах различны. Это и индивидуальное обучение, и занятия с ансамблем, оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года с самого доступного инструмента - металлофона.
Индивидуальное обучение проводить значительно легче, чем коллективное, где требуется согласованность действий. Индивидуальные занятия с детьми назначаются обычно утром до завтрака или во второй половине дня. Занятие с каждым ребенком длится 5-7 минут. Занятия с ансамблем, оркестром проводятся во второй половине дня раз в неделю, по мере надобности чаще или реже. Продолжительность занятий 25-30 минут в зависимости от репертуара и степени подготовленности детей. Если в средней и старшей группах детей обучают игре на металлофоне, то в подготовительной - игре в ансамбле, оркестре на различных музыкальных инструментах, разумеется, по желанию того или иного ребенка, так как программой рекомендуется обучение всех детей игре только на металлофоне и ударных инструментах.
Если дети музыкально продвинуты, ансамбль можно организовать и в старшей группе к концу года, а летом начать обучение на разных музыкальных инструментах.
Для удобного расположения инструментов следует использовать специальные подставки.
Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Можно выделить время и для творческих заданий.
Прежде, чем начать обучение игре на музыкальных инструментах, необходимо познакомить детей с ними - рассмотреть их, назвать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.
Для игры в ансамбле обычно привлекается не более десяти детей. Во избежание монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности музыкального произведения.
Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. В начале работы исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Практика показывает, что наиболее целесообразен следующий состав оркестра: металлофонов - 6, цитр - 12, аккордеонов - 2, бубнов - 2, угольников - 1, барабанов - 1 (ударную группу можно варьировать - брать или бубен и угольник, или барабан, или лишь бубны), детских пианино - 2, триол - 2, дудочек - 2, гармошек - 1, тарелок - 1. Цитр в оркестре всегда должно быть в два раза больше, чем металлофонов, из-за их слабого нежного звучания. Ударных инструментов - 3-4 на тридцать человек. Аккордеонов - 2-3 на большой состав оркестра (25-30 человек).
Однако этот состав не является единственно возможным. Он зависит от музыкальной продвинутости группы, от опыта работы с оркестром музыкального руководителя и воспитателя, от материальных возможностей дошкольного учреждения. В последнее время большое распространение получила игра в шумовом и ударном оркестре.
Возможны два варианта расположения инструментов в оркестре:
1. В первом ряду располагаются играющие на цитрах. Позади них в шахматном порядке - играющие на металлофонах, а в следующем ряду располагаются играющие на аккордеонах и инструментах ударной и духовой группы.
2. Играющие располагаются в шахматном порядке по группам инструментов. Например, в первом и втором ряду слева - металлофоны, в первом и втором ряду справа - цитры. Посередине можно расположить ксилофоны. В третьем ряду слева - аккордеоны и гармонику. Справа - группу ударных инструментов.
При выборе репертуара для оркестра необходимо руководствоваться следующими правилами:
♦ выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; тогда они играют не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение;
♦ учитывать строение мелодии; ее звуки должны располагаться близко друг от друга, так как большие интервалы трудны для детского исполнения. Примерами таких мелодий являются: «Корова», музыка М. Раухвергера; «Елка», музыкаТ. Попатенко; русские народные мелодии «Во саду ли, в ого
роде», «На зеленом лугу», белорусская народная мелодия «Савка и Гришка» и др.
Работа с детьми по обучению их игре в оркестре проводится по трем направлениям:
1. Разучивание музыкального произведения и игра на инструментах под руководством педагога;
2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху;
3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых).
Как только ребенок овладевает каким-либо инструментом, он начинает пробовать подбирать по слуху все, что он знает, что когда-нибудь слышал: это и произведения, разучиваемые в детском саду, и произведения, услышанные в передаче по телевизору, радио, просто от взрослых. Но все произведение с начала до конца он еще не может подобрать, и если ему не помогут взрослые, то интерес к этой увлекательной и очень полезной деятельности пропадает.
Через некоторое время, после того, как ребенок начал подбирать по слуху, ему можно предложить и сочинять - «быть композитором», «сочинять музыку для своих игрушек». Например, досочинить песню: «Сначала получилось, а дальше - никак. Танечка, помоги, пожалуйста, может вместе у нас получится...?» Ребенок пробует, взрослый ему помогает. Через некоторое время ребенок уже может с помощью взрослого сочинить всю мелодию на заданный текст1.
Значительно сложнее сочинять мелодию без текста в заданном жанре. Педагог предлагает: «Сочини колыбельную для куклы, марш для оловянных солдатиков, пляску для своих любимых игрушек». Но и с этим заданием дети отлично справляются, если рядом находится взрослый, с которым можно посоветоваться.
Перечислим задачи обучения игре на музыкальных инструментах.
1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.
2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.
3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.
4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.
5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.
6. Импровизировать несложные попевки.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Обучение игре на металлофоне. Металлофон состоит из 15 пластинок. На каждой пластинке - нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Так как в детском саду нотную грамоту не изучают, при обучении детей педагоги пользуются цифровой, цветовой системами и игрой по слуху. Цифры, цвета, ноты помогают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне.
В цифровой и цветовой системах звук обозначается соответственно цифрой или цветом. Эти системы приемлемы при обучении, но пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет и цифра не превратили восприятие и воспроизведение мелодии в механическое запоминание их последовательности, когда ребенок не слышит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение. Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать развитию музыкальности ребенка.
Если ребенок может исполнять мелодии без этих систем, самостоятельно по слуху контролируя свое исполнение, то необходимость в них отпадает.
Цифровой системой пользуются следующим образом. Вдоль задней стенки металлофона, позади пластинок ставится полоска из плотной бумаги шириной 4-5 см, с цифрами от 1 до 7 по числу ступеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 - звуку «ре» и т. д.
В подготовительной к школе группе некоторым детям можно вместо цифр нарисовать фортепианные клавиши, а на них - названия звуков (до, ре, ми и т. д.).
Иногда на пластинки наклеивают разноцветные кружки. Но такой способ обучения затрудняет запоминание мелодии, ибо цвет не ассоциируется с тем или иным звуком и предполагает механическое заучивание.
Некоторые музыкальные руководители не пользуются ни цифрами, ни цветными наклейками, а просто говорят детям, по какой пластинке и сколько раз нужно ударить. Этот способ также проблематичен, поскольку им быстро овладевают лишь дети с хорошей памятью.
Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которым ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним - снизу. Чтобы звук был мягкий, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специальный столик - пюпитр.
Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на
металлофоне, воспитатель или музыкальный руководитель играет
ее несколько раз сам, а дети слушают.
На первом занятии воспитатель учит ребенка пользоваться молоточком, следит за тем, чтобы молоточек отскакивал от пластинки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонкий, серебристый и дети играли без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента. Этому воспитатель обучает ребенка на упражнениях «Капельки» и «Ножки».
Затем детям, которые хотят играть, воспитатель показывает, по каким пластинкам и сколько раз надо ударять. Сразу запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому лучше разучивать ее частями. Например, начать с запева песни, а когда ребенок усвоит его, следует показать, как играть припев, или выучить сначала 1-ю часть мелодии, а затем 2-ю. Можно чередовать игру воспитателя и ребенка: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его вместе с воспитателем (на двух металлофонах). Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно, охотно обучая товарищей.
Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно исполняют ее вдвоем, втроем. Число играющих растет, музыкальный руководитель объединяет их в ансамбль, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, а потом в заданном композитором.
По мере того, как дети овладевают приемами игры на металлофоне, можно показать им, как играть на цитрах.
Обучение игре на цитре. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, используют цифровую систему. В нижнюю часть цитры подкладывают под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 должна соответствовать звуку «до», цифра 2 - «ре» и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игры и лучшего резонанса цитру кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и ему было видно цифровое обозначение струн. Лопнувшие струны цитры заменяют тонкими балалаечными.
Обучение игре на аккордеоне. Лучше всего для обучения использовать детский (хроматический) аккордеон марки «Беларусь». На нем с правой стороны размещены 20 клавиш, охватывающие диапазон от «до» первой октавы до «соль» второй, слева - 4 клавиши-аккорда.
Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок должен сидеть на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого над-плечья, другой - на середину левого. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левую часть корпуса аккордеона и мех во время игры можно было поддерживать левой рукой. Освоив игру сидя, дети смогут играть и стоя.
В детском саду детей учат играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Необходимо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев - аппликатура.
Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой аппликатурой: большой палец находится под клавиатурой в естественном положении, как при игре на баяне.
При обучении детей игре на аккордеоне рекомендуется пользоваться цифровой системой. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш.
На аккордеоне могут играть не все дети - некоторым трудно одновременно исполнять мелодию пальцами правой руки и раздувать; мехи левой.
Обучение игре на духовой гармонике. Когда дети овладеют приемами игры на аккордеоне, самых способных можно учить игре на духовом инструменте. Для этой цели рекомендуется использовать духовую гармонику «Мелодия-26» баянной фабрики Ростова-на-Дону. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в корпус инструмента снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент следует держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.
Играют на гармонике пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от интенсивности вдувания воздуха. Дуть нужно спокойно, без напряжения. При использовании детьми духовой гармоники необходимо помнить о требованиях гигиены;
♦ протирать спиртом или марганцовкой мундштук инструмента;
♦ желательно иметь индивидуальные инструменты.
По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 567.