ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ НА ИНСТРУМЕНТАХ

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной; музыке.,

Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.  

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она; способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У де­тей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям то­варищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредо­точенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, кла­виши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музы­кальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мел­кую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способ­ствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембро­вого, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произ­ведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выра­зительно двигаться, для активного включения в исполнение музы­ки. То есть игра на инструментах активизирует всех детей, спо­собствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способнос­ти, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с пе­дагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, воз­никающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инстру­менты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в ис­полнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое вос­питательное и образовательное значение.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников ин­ститута его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в кон­струировании специального инструментария для детей («инстру­менты Орфа»), разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструмен­тах и чтения стихов в ритме музыки.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распро­страненных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I—II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремуш­ки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах най­дены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, пе­туха, собаки, утки и т. д.).

История возникновения оркестра восходит к тем далеким вре­менам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобща­ли его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гус­ли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.

Через всю историю русского народа прошла любовь к незатей­ливым народным инструментам.

В XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на про­стейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х гг. возник первый детский оркестр. Он состоял из про­стейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».

Вскоре в детские оркестры стали включать инструменты, на ко­торых можно исполнять мелодию. Первым из них был деревянный ксилофон, а затем и другие инструменты: металлофоны, цитры, детские пианино и рояли, аккордеоны, триолы, кларнеты, губные гармоники, ложки угольник и духовые гармоники.

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образцы детс­ких музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный ин­струмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инст­румент, который используется в сюжетно-ролевых играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструмен­тов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

С течением времени установилось два типа музыкальных игру­шек-инструментов - неозвученные и озвученные.

I.     Неозвученные (лишь изображающие инструменты) - пред­назначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на му­зыкальных инструментах.

II.    Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от ха­рактера их звучания:

1. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопреде­ленной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;

2. Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свире­ли, дудки, рожки и т. д.;

3. Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-ав­томаты) - органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящич­ки и т. д.;

4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофо­ны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифи­цируются по следующим группам:

 

1. Группа струнных - цитра, домра, балалайка и т. д.;

2. Группа духовых - флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;

3. Группа ударно-клавишных - пианино, рояль и т. д.;

4. Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.;

5. Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.
Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и спо­собом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр свет­лый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колеба­ния металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры - тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в ре­зультате вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора.

Применение в работе различных музыкальных игрушек - инст­рументов дает возможность удовлетворить интерес к музицирова­нию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их зна­комят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных ин­струментов.

Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладе­ние навыками различной степени сложности - начиная от непро­извольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреж­дения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать сле­дующим требованиям:

♦ быть хорошо настроенными;

♦ иметь определенный чистый тембр;

♦ быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

♦ обладать простой конструкцией;

♦ быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ

Обучение детей игре на музыкальных инструментах - дело очень сложное, и успеха в нем можно достичь только при совместной рабо­те музыкального руководителя и воспитателя. Помощь воспитате­ля музыкальному руководителю состоит в том, что он организует детей, сам помогает обучать детей игре, предварительно выучив репертуар и согласовав методику. Воспитатель вносит в группу обычно два металлофона - для себя и детей. (Большое количество звучащих в группе металлофонов утомляет слух детей и зачастую мешает воспроизведению мелодий.) Воспитатель может проводить индивидуальное обучение игре на металлофоне не только в поме­щении, но и на прогулке в теплое время года.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано, что уже детей средней группы обучают игре на металлофоне про­стейших мелодий, построенных на 1 -2 звуках, воспитывают у них интерес к музицированию.

Для этого в группе организуются музыкальные уголки, в кото­рых находятся различные музыкальные игрушки, в том числе ме­таллофон. Воспитатель привлекает внимание детей к звучанию металлофона, предлагает самим попробовать поиграть на нем, по­правляет их, подбадривает.

В старшей группе дети уже должны играть на металлофоне не­сложные мелодии. Например, русскую народную песню «Андрей-воробей», песню Е. Тиличеевой «Небо синее». Они учатся играть по одному и небольшими группами.

В подготовительной к школе группе задача усложняется - дети учатся играть несложные мелодии на различных музыкальных ин­струментах (металлофоне, гармонике, цитре и др.), причем в ансам­бле и оркестре.

В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает каждому ребенку индивидуально в процессе обучения, организует самостоятельные занятия детей. (Например, поправля­ет Валю, которая неверно держит молоточек, напоминает Вове, что он давно не играл, просит Розу помочь Коле выучить новую пес­ню.) Музыкальный руководитель помогает воспитателю разучить новую мелодию, подсказывает, на кого из детей надо обратить осо­бое внимание, а кто сам справится и другому поможет.

Формы работы музыкального руководителя по обучению де­тей игре на музыкальных инструментах различны. Это и индиви­дуальное обучение, и занятия с ансамблем, оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года с самого дос­тупного инструмента - металлофона.

Индивидуальное обучение проводить значительно легче, чем коллективное, где требуется согласованность действий. Индивиду­альные занятия с детьми назначаются обычно утром до завтрака или во второй половине дня. Занятие с каждым ребенком длится 5-7 минут. Занятия с ансамблем, оркестром проводятся во второй половине дня раз в неделю, по мере надобности чаще или реже. Продолжительность занятий 25-30 минут в зависимости от репер­туара и степени подготовленности детей. Если в средней и старшей группах детей обучают игре на металлофоне, то в подготовитель­ной - игре в ансамбле, оркестре на различных музыкальных инст­рументах, разумеется, по желанию того или иного ребенка, так как программой рекомендуется обучение всех детей игре только на ме­таллофоне и ударных инструментах.

Если дети музыкально продвинуты, ансамбль можно организо­вать и в старшей группе к концу года, а летом начать обучение на разных музыкальных инструментах.

Для удобного расположения инструментов следует использо­вать специальные подставки.

Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Можно выделить время и для творческих заданий.

Прежде, чем начать обучение игре на музыкальных инструмен­тах, необходимо познакомить детей с ними - рассмотреть их, на­звать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.

Для игры в ансамбле обычно привлекается не более десяти де­тей. Во избежание монотонности звучания не следует всем участ­никам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество всту­пающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами вырази­тельности музыкального произведения.

Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. В начале работы исполняемое произ­ведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Практика показывает, что наиболее целесообразен следую­щий состав оркестра: металлофонов - 6, цитр - 12, аккордеонов - 2, бубнов - 2, угольников - 1, барабанов - 1 (ударную группу можно варьировать - брать или бубен и угольник, или барабан, или лишь бубны), детских пианино - 2, триол - 2, дудочек - 2, гармошек - 1, тарелок - 1. Цитр в оркестре всегда должно быть в два раза больше, чем металлофонов, из-за их слабого нежного звучания. Ударных инструментов - 3-4 на тридцать человек. Аккордеонов - 2-3 на большой состав оркестра (25-30 человек).

Однако этот состав не является единственно возможным. Он зависит от музыкальной продвинутости группы, от опыта работы с оркестром музыкального руководителя и воспитателя, от мате­риальных возможностей дошкольного учреждения. В последнее время большое распространение получила игра в шумовом и удар­ном оркестре.

Возможны два варианта расположения инструментов в оркестре:

1. В первом ряду располагаются играющие на цитрах. Позади них в шахматном порядке - играющие на металлофонах, а в следу­ющем ряду располагаются играющие на аккордеонах и инструментах ударной и духовой группы.

2. Играющие располагаются в шахматном порядке по группам инструментов. Например, в первом и втором ряду слева - металло­фоны, в первом и втором ряду справа - цитры. Посередине можно расположить ксилофоны. В третьем ряду слева - аккордеоны и гар­монику. Справа - группу ударных инструментов.

При выборе репертуара для оркестра необходимо руководство­ваться следующими правилами:

♦ выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; тог­да они играют не механически, а все время регулируют слу­хом свое исполнение;

♦ учитывать строение мелодии; ее звуки должны располагать­ся близко друг от друга, так как большие интервалы трудны для детского исполнения. Примерами таких мелодий явля­ются: «Корова», музыка М. Раухвергера; «Елка», музыкаТ. Попатенко; русские народные мелодии «Во саду ли, в ого­
роде», «На зеленом лугу», белорусская народная мелодия «Савка и Гришка» и др.

Работа с детьми по обучению их игре в оркестре проводится по трем направлениям:

1. Разучивание музыкального произведения и игра на инстру­ментах под руководством педагога;

2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведе­ний по слуху;

3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, ко­лыбельных, плясовых).

Как только ребенок овладевает каким-либо инструментом, он начинает пробовать подбирать по слуху все, что он знает, что ког­да-нибудь слышал: это и произведения, разучиваемые в детском саду, и произведения, услышанные в передаче по телевизору, ра­дио, просто от взрослых. Но все произведение с начала до конца он еще не может подобрать, и если ему не помогут взрослые, то интерес к этой увлекательной и очень полезной деятельности пропадает.

Через некоторое время, после того, как ребенок начал подбирать по слуху, ему можно предложить и сочинять - «быть композитором», «сочинять музыку для своих игрушек». Например, досочинить пес­ню: «Сначала получилось, а дальше - никак. Танечка, помоги, пожа­луйста, может вместе у нас получится...?» Ребенок пробует, взрос­лый ему помогает. Через некоторое время ребенок уже может с помощью взрослого сочинить всю мелодию на заданный текст1.

Значительно сложнее сочинять мелодию без текста в заданном жанре. Педагог предлагает: «Сочини колыбельную для куклы, марш для оловянных солдатиков, пляску для своих любимых игрушек». Но и с этим заданием дети отлично справляются, если рядом нахо­дится взрослый, с которым можно посоветоваться.

Перечислим задачи обучения игре на музыкальных инструментах.

1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.

2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, иг­рая на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, бараба­не, встряхивая кастаньеты, маракасы.

4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевре­менно вступать и заканчивать.

5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

6. Импровизировать несложные попевки.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Обучение игре на металлофоне. Металлофон состоит из 15 пластинок. На каждой пластинке - нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Так как в детском саду нотную гра­моту не изучают, при обучении детей педагоги пользуются цифровой, цветовой системами и игрой по слуху. Цифры, цвета, ноты по­могают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне.

В цифровой и цветовой системах звук обозначается соответ­ственно цифрой или цветом. Эти системы приемлемы при обуче­нии, но пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет и цифра не превратили восприятие и воспроизведение мелодии в механи­ческое запоминание их последовательности, когда ребенок не слы­шит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение. Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать разви­тию музыкальности ребенка.

Если ребенок может исполнять мелодии без этих систем, само­стоятельно по слуху контролируя свое исполнение, то необходи­мость в них отпадает.

Цифровой системой пользуются следующим образом. Вдоль задней стенки металлофона, позади пластинок ставится полоска из плотной бумаги шириной 4-5 см, с цифрами от 1 до 7 по числу сту­пеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 - звуку «ре» и т. д.

В подготовительной к школе группе некоторым детям можно вместо цифр нарисовать фортепианные клавиши, а на них - назва­ния звуков (до, ре, ми и т. д.).

Иногда на пластинки наклеивают разноцветные кружки. Но та­кой способ обучения затрудняет запоминание мелодии, ибо цвет не ассоциируется с тем или иным звуком и предполагает механичес­кое заучивание.

Некоторые музыкальные руководители не пользуются ни циф­рами, ни цветными наклейками, а просто говорят детям, по какой пластинке и сколько раз нужно ударить. Этот способ также про­блематичен, поскольку им быстро овладевают лишь дети с хоро­шей памятью.

Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которым ударяют посередине пластинок. Молоточек следует дер­жать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним - снизу. Чтобы звук был мягкий, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специ­альный столик - пюпитр.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на
металлофоне, воспитатель или музыкальный руководитель играет
ее несколько раз сам, а дети слушают.

На первом занятии воспитатель учит ребенка пользоваться мо­лоточком, следит за тем, чтобы молоточек отскакивал от пластин­ки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонкий, серебристый и дети играли без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента. Этому воспитатель обучает ребенка на упражнениях «Капельки» и «Ножки».

Затем детям, которые хотят играть, воспитатель показывает, по каким пластинкам и сколько раз надо ударять. Сразу запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому лучше разучивать ее частями. Например, начать с запева песни, а когда ребенок усвоит его, следу­ет показать, как играть припев, или выучить сначала 1-ю часть ме­лодии, а затем 2-ю. Можно чередовать игру воспитателя и ребенка: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - при­пев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его вместе с воспитате­лем (на двух металлофонах). Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоя­тельно, охотно обучая товарищей.

Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно испол­няют ее вдвоем, втроем. Число играющих растет, музыкальный ру­ководитель объединяет их в ансамбль, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, а потом в заданном композитором.

По мере того, как дети овладевают приемами игры на металло­фоне, можно показать им, как играть на цитрах.

Обучение игре на цитре. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, используют цифровую систему. В нижнюю часть цитры подкладывают под струны бумажную полоску с циф­рами, причем цифра 1 должна соответствовать звуку «до», цифра 2 - «ре» и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой плас­тинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя паль­цами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игры и лучшего резонанса цитру кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и ему было видно цифровое обозначение струн. Лопнувшие струны цитры за­меняют тонкими балалаечными.

Обучение игре на аккордеоне. Лучше всего для обучения ис­пользовать детский (хроматический) аккордеон марки «Беларусь». На нем с правой стороны размещены 20 клавиш, охватывающие диапазон от «до» первой октавы до «соль» второй, слева - 4 клави­ши-аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок должен си­деть на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого над-плечья, другой - на середину левого. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левую часть корпуса аккордеона и мех во время игры можно было поддерживать левой рукой. Освоив игру сидя, дети смогут играть и стоя.

В детском саду детей учат играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Необхо­димо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой ме­лодии указывается удобное расположение пальцев - аппликатура.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой аппликату­рой: большой палец находится под клавиатурой в естественном по­ложении, как при игре на баяне.

При обучении детей игре на аккордеоне рекомендуется пользо­ваться цифровой системой. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш.

На аккордеоне могут играть не все дети - некоторым трудно одновременно исполнять мелодию пальцами правой руки и раздувать; мехи левой.

Обучение игре на духовой гармонике. Когда дети овладеют приемами игры на аккордеоне, самых способных можно учить игре на духовом инструменте. Для этой цели рекомендуется использо­вать духовую гармонику «Мелодия-26» баянной фабрики Ростова-на-Дону. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охваты­вают ручку, большой палец упирается в корпус инструмента снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент следует держать слегка наклон­но вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют на гармонике пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от интенсивности вдувания воздуха. Дуть нужно спокойно, без напряжения. При использовании детьми духовой гармоники необходимо помнить о требовани­ях гигиены;

♦ протирать спиртом или марганцовкой мундштук инструмента;

♦ желательно иметь индивидуальные инструменты.

По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.





Дата: 2018-12-28, просмотров: 402.