Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста - первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:
1. вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;
2. дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;
3. привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек, мерлитона, губной гармошки. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь с третье го года жизни.
Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях тесно связано с их радостными переживаниями и обусловлено игровыми приемами воспитательных воздействий. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более они способствуют проявлению голосовых, двигательных активных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмичный говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками музыки действия).
В первые годы жизни эмоциональное состояние детей и их отношение к окружающему играет огромную роль в развитии. Высокая пластичность всего организма и нервно-психической деятельности способствует быстроте обучаемости, а систематичность учебно-воспитательных (в том числе и музыкальных) воздействий позволяет легко осуществлять взаимосвязь физического и психического развития ребенка, полнее использовать его богатые природные возможности без ущерба для здоровья и нервной системы. Однако необходимо помнить, что поведение, устойчивость внимания, работоспособность маленького ребенка в основном зависят от того, нравится ему что-либо, интересно, доставляет удовольствие или нет. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием. Особенно высока у детей потребность в двигательной активности. Ограничение движений, однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. Маленьких детей привлекает все яркое, движущееся, звучащее, блестящее. Рано формируется у детей и потребность общения со взрослыми. В конце второго месяца жизни ребенка лицо говорящего взрослого является для него наиболее сильным раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, затем радость. Мимика, жесты, действия взрослого с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для действий ребенка характерна незавершенность, для формирующихся умений и навыков - неустойчивость. Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам. Например, сосредоточение во время музыкальной деятельности легко нарушают скрип двери, шум за окном, приход постороннего лица. Процесс развития детей раннего возраста неравномерный и скачкообразный. На каждом возрастном этапе наблюдаются приоритетные направления развития. Например, до полутора лет активный словарь ребенка составляет всего лишь более сорока слов, а в два года включает 300-400 слов. Приобретенное умение на какой-то период времени становится доминирующим (ребенок «неудержимо» ходит, бегает и т. д.). Однако от начала действия какого-либо раздражителя до ответной реакции ребенка проходит какое-то время, т. е. имеет место «запаздывающая реакция». Построение музыкальных занятий должно быть обусловлено особенностями нервно-психического развития детей раннего возраста.
На первом году жизни в первом полугодии обычно проводятся пятиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки и игры-пляски. Во втором полугодии - семиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки, музыкально-двигательного показа и игры-пляски.
На втором году жизни в первом полугодии занятия проводятся индивидуально по 5-7 минут и состоят из слушания музыки, музыкально-двигательного показа и игр-плясок, однако содержание занятий расширяется. В каждом разделе занятия педагог побуждает детей к проявлению большей самостоятельности, двигательной активности. Во втором полугодии для проведения занятий детей объединяют в небольшие подгруппы (2-5 детей). С ними проводятся: слушание музыки, музыкально-двигательные показы, игры и пляски. Длительность занятий - 12-15 минут. Четкую структуру занятий для этого возраста определить довольно трудно, так как она зависит от важных приобретений ребенка: он начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Детям трудно сохранить одну и ту же позу, они быстро устают от однообразных действий. Центральным объектом музыкальных занятий становится игрушка, которая и стимулирует детскую музыкальную деятельность.
К третьему году жизни ребенок уже обладает некоторым опытом простейшей музыкальной деятельности. У детей возникает активное желание выполнять действия без помощи взрослого, проявляется самостоятельность: наблюдается дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, элементарных речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений между собой - постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшей совместной игровой деятельности. Совершенствуется координация движений; детей обучают ходьбе и бегу в разных направлениях, ориентировке в пространстве комнаты и коллективных действиях, элементарным плясовым движениям. Структура занятий становится более определенной, их проводят с использованием фортепиано, аккордеона. Занятия длятся 15 минут и состоят из упражнений, слушания музыки, пения-подпевания, игры и пляски. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами детей, затем постепенно переходит к занятиям со всей группой.
Методика проведения музыкальных занятий в группах раннего возраста
Первое полугодие первого года жизни. При проведении слушания музыки педагог, низко наклонившись над ребенком, напевает мелодию или исполняет ее на инструменте, который легко приблизить к ребенку. Выпрямляется. (Так несколько раз.) Как только ребенок сосредоточивает внимание на удаляющемся источнике звука, переходить к разным сторонам манежа и играть там, следя за тем, отыскивает ли взглядом ребенок источник звука, поворачивает ли голову к играющему. Слушание дается 2-3 минуты с перерывами, 20-30 секунд без перерыва. В работе с детьми первого года жизни яркость и разнообразие музыкальных впечатлений создаются не обилием мелодий, а тембрами различных музыкальных игрушек и инструментов. При проведении игры-пляски педагог, напевая мелодию, одновременно проделывает действия руками или ногами ребенка, сгибая, разгибая, разводя их. Эти действия обычно вызывают чувство удовольствия, выражающееся в оживлении, улыбке, радостных звуках, издаваемых ребенком.
Второе полугодие первого года жизни. Для слушания музыки педагог выбирает две мелодии - спокойного и бодрого характера. Перед началом слушания показывает детям музыкальный инструмент, на котором будет их исполнять. Затем 2-3 раза с перерывами исполняет мелодии.
Когда дети уже сидят без поддержки, педагог может на несколько секунд спрятаться от них за стенку манежа, прекратив исполнение, а после короткой паузы с радостным возгласом появиться перед детьми и возобновить игру на инструменте.
Музыкально-двигательные показы - педагог под музыку показывает детям разнообразные движения игрушек (кукла пляшет, ходит, бегает, спит; птичка летает, клюет зернышки, прыгает, садится то туда, то сюда, улетает, прилетает и т. д.) Если дети могут воспроизвести некоторые движения, музыкально-двигательный показ можно завершить их действиями, например, ударами по бубну, помахиванием кистью руки, хлопком в ладоши.
Игра-пляска проводится так же, как и в первом полугодии, дополнительно вводятся подпрыгивание ребенка на двух ногах, переступание с ноги на ногу, держась за руки взрослого.
О результатах музыкального развития детей первого года жизни можно судить по следующим, разработанным Т.С. Бабаджан, показателям:
Дети затихают и выжидательно смотрят на инструмент, на котором собирается играть взрослый.
Проявляют сосредоточение - обращают взгляд в сторону играющего или поющего взрослого, который удаляется от детей.
Выжидательно смотрят в ту сторону, где спрятался взрослый, игравший на инструменте.
С интересом смотрят на пляску взрослого или взрослого с ребенком на руках, приплясывают сидя или стоя в манеже, протягивают руки взрослому как бы приглашая его поплясать.
Оживляются, улыбаются, смеются при шутливом приближении или встречном приближении взрослого («идет коза», «догоню-догоню», «поймаю» и т. д.).
Воспроизводят движения взрослого, увиденные в музыкально-двигательном показе.
Подражают интонациям взрослого в конце музыкально-двигательных показов.
Первое полугодие второго года жизни. Для того чтобы настроить детей на слушание музыки, педагог сначала показывает инструмент, а потом говорит: «Музыка». В дальнейшем достаточно бывает произнести это слово, чтобы дети настроились на слушание.
Уже отмечалась особенность этого возраста - высокая двигательная активность, непоседливость. Поэтому слушание проводится в виде игры. Педагог показывает детям инструмент, говорит: «Музыка», — затем исполняет мелодию (время звучания — 15—20 секунд). После этого опускает инструмент на пол, закрывает платочком и говорит: «Нет музыки, где музыка?». Слово «нет» подкрепляет соответствующим жестом (разводит руками). Дети бегут или ползут к спрятанному инструменту. Кто-то снимает платок, а педагог быстро поднимает инструмент и говорит: «А вот музыка!» и повторяет слушание. Обычно после такого игрового момента дети слушают с большим интересом.
Музыкально-двигательные показы используются широко, так как дети уже много двигаются и начинают ориентироваться в окружающей обстановке. Применяются сюжетные игрушки или куклы «би-ба-бо». Движения игрушек сопровождаются пением песен, возгласами, звукоподражаниями. Это обогащает детей новыми музыкальными впечатлениями, побуждает их к воспроизведению отдельных интонаций мелодий, простейших слов, а также некоторых движений. Например, при показе птички, которая садится на ладошку (окошко, головку), педагог заканчивает пение возгласом «ой» и разводит руками. Дети воспроизводят их. Они произносят звук «а» при появлении нарядной куклы, затихают, когда педагог баюкает куклу, приплясывают, когда кукла пляшет. Если игрушка для показа предлагается впервые, то, прежде чем обыгрывать с детьми, ее надо детально рассмотреть. В бессюжетных показах (бубна, флажка) педагог делает паузы, прекращая одновременно движение и пение, усиливая впечатление остановки разведением рук.
Игры, пляски. У ребенка появляются излюбленные плясовые движения, которыми он сразу же откликается на плясовую мелодию. Так, в пляске дети пружинят на месте, топают одной ногой, передвигаются приставным шагом (боковым), держась за обе руки взрослого, таким же образом кружатся на месте, могут покачиваться и переступать на месте при поддержке взрослого за обе руки, самостоятельно поворачивать кисти рук, разведенных в стороны и согнутых в локтях. Дети с удовольствием пляшут в паре со взрослым. Другим детям доставляет радость наблюдать за такой пляской. Хорошо, если несколько взрослых принимают участие в пляске, поочередно меняя детей.
Со временем дети начинают понимать, что с прекращением звучания мелодии надо остановиться. В этом им помогает взрослый, подчеркнуто разводя руки в стороны, когда перестает звучать мелодия. Сначала реакция у детей возникает с некоторым опозданием.
Они останавливаются и очень заинтересованно ждут возвращения к пляске, возобновления музыки.
В играх ребенок начинает переходить от одних к другим действиям в соответствии с изменением характера музыки. Например, куклы пляшут, куклы спят, дети идут к мишке и убегают от него. Игровые движения детей обогащаются и становятся более самостоятельными, если взрослый постоянно меняет методические приемы работы - то непосредственно участвует в игре, то показывает ее движения, то дает запаздывающий показ и подсказку, то регулирует движения словами песни.
Второе полугодие второго года жизни. Слушание музыки проводится с использованием различных инструментов, причем взрослый сообщает детям их названия: это дудочка, это губная гармошка и т. д. Для проведения слушания музыки детей сажают полукругом на стулья. Педагог называет и показывает инструмент, говорит, что сыграет музыку про дождик, лошадку или другой образ, и исполняет в течение 10-15 секунд мелодию. Делает паузу и спрашивает: «Еще сыграть?» И так 2-3 раза. Обычно дети с интересом слушают, мимикой и жестами выражая свои переживания. Для того чтобы создать у детей представления об образном содержании инструментальной музыки, можно без слов напеть им мелодию знакомой песни, предварительно предупредив: «Сыграю музыку про птичку» (про машину, куклу, барабан и т. д.).
В музыкально-двигательных показах педагог постепенно переводит детей от восприятия показанного движения к восприятию его словесного описания. Музыкально-двигательный показ становится как бы методическим приемом обучения. Он побуждает детей к игровым действиям, пляске, иллюстрирует текст песен, помогает быстрее освоиться с движениями. При показе бессюжетных пособий (бубна, флажка, погремушки) действия с ними определяются словами песни. В играх предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки, которой он управляет, взаимоотношения персонажей игр, помогает разобраться в звуковых впечатлениях (медведь рычит, собачка лает, щебечут большая и маленькая птицы и т. д.). В дальнейшем дети выполняют движения самостоятельно, согласно словам песни.
Игры, пляски исполняются детьми в соответствии с характером и формой музыкального произведения. В этом возрасте с детьми проводятся сюжетные игры, в которых образную роль выполняет игрушка, вначале управляемая взрослым, позже ребенком. (В играх дети обычно изображают самих себя, убегающих от собачки, мышки, ищущих улетевшую птичку.) Действия детей регулируются речью, музыкой. Например, дети гуляют, затем приседают на слова «сели детки отдыхать», пляшут на слова «стали деточки плясать». Вначале дети убегают от собачки при ее появлении, потом только при лае. Они «спят», когда взрослый поет колыбельную и пляшут под плясовую мелодию. В плясках у них появляется стремление выполнять движения не только со взрослым, но и с товарищами. Они пляшут парами, втроем, маленькими кружочками, приглашают друг друга, но на добровольных началах (ребенок может отказаться). В этом возрасте дети в играх и плясках начинают подпевать повторяющиеся простые по звуковому составу слова: «Заинька-зайка», «Мишенька-мишка», а также песни, в которых есть целые куплеты слогового пения: бай-бай, ля-ля-ля.
Перечислим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни, разработанные Т.С. Бабаджан.
Услышав слово «Музыка», дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте.
Далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40—45 секунд.
С интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии.
По показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения. Частично воспроизводят эти движения без показа.
Увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе.
Запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни. Подпевают в различных эпизодах музыкальных игр.
При звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно. Приглашают плясать взрослого, друг друга. По показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения.
По словесным указаниям педагога во время звучания музыки воспроизводят действия, виденные ранее в музыкально-двигательных показах. Переносят их в самостоятельную игру, сопровождают
звукоподражаниями и словами.
Третий год жизни примечателен тем, что музыкальные занятия проводятся со всем составом детей группы по единой форме в течение года. Однако если группа вновь организована или в ней много только что поступивших детей, .то вначале содержание занятий и методические приемы работы, направленные на музыкальное развитие ребенка, аналогичны тем, которые имеют место во втором полугодии второго года жизни. Естественно, что программу второго года обучения дети третьего года жизни пройдут значительно быстрее и к концу второго месяца их пребывания в группе можно перейти к осуществлению задач музыкальной работы с детьми третьего года жизни. Эти задачи следующие: воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера, умение вслушиваться в нее, понимать ее содержание во взаимосвязи с окружающим; развивать певческие интонации и умение согласовывать движения с характером, формой, средствами выразительности репертуарных музыкальных произведений.
В этом возрасте занятие длится 15 минут и состоит из упражнений, слушания музыки, подпевания и пения, игры, пляски (последняя очень часто включается в содержание игры). Музыкально-двигательный показ, образный рассказ, краткие пояснения помогают воспринимать характерные особенности музыкальных произведений, правильно выполнять движения. С повышением уровня развития детей роль музыкально-двигательного показа снижается. Он используется лишь тогда, когда нужно конкретизировать представления детей о воспроизводимом образе.
Выполняя упражнения, дети учатся ходьбе в разных направлениях, бегу, ориентировкам в пространстве по сигналу («Где звенит?» «Найди флажок»), определенным программой воспитания плясовым и имитационно-образным движениям.
Слушание музыки помогает научить детей различать ее характер, программное содержание, развивает интерес к различным произведениям. При проведении слушания педагог называет произведение, его авторов. Чтобы обратить внимание детей на аккомпанемент песни, педагог исполняет его на различных музыкальных инструментах после того, как песня была им спета. Педагог обращает внимание детей на вступление, отыгрыш, заключение музыкального произведения, если они имеются. После слушания музыки с детьми проводится беседа по ее содержанию, причем педагог сам отвечает на поставленные вопросы, если дети затрудняются с ответом или отвечают неправильно. Побеседовать с детьми об образах произведения можно и перед слушанием музыки. Часто при повторном слушании дети узнают произведение с первых тактов и называют его. Сначала это надо поощрять, но постепенно приучать детей дослушивать произведение до конца.
Подпевание и пение проводится с использованием понятных по тексту песен в один-два куплета, легких с точки зрения произношения слов. Сначала песню поет в заданном темпе взрослый. При повторении предлагает петь детям вместе с ним, стараясь облегчить исполнение подчеркнуто ясной артикуляцией, дикцией, замедленным темпом. Если некоторые дети молчат или только шевелят губами, их надо похвалить заодно со всеми. Постепенно эти дети включаются в пение. На занятии дети поют две песни и, как правило, очень нескладно: запаздывают с началом пения, включаются лишь с третьего-четвертого тактов, затягивают окончание. Прерывать их пение не следует. На данном этапе развития дети поглощены своим пением, не умеют слушать товарищей, чисто интонировать, и не надо им мешать. Главное - вызвать желание петь.
Игры и пляски в основном направлены на формирование выразительности движений, их согласованность с формой и характером музыкальных произведений. Очень часто игровые и танцевальные действия регулируются текстом песен или словами педагога. Например, «В нашем садике-садочке расцвели цветы-цветочки./ Вышли деточки гулять и цветочки поливать» и т. д. В несложных играх («Воробышки и автомобиль», «Кошка и котята», «Поезд», «Догони мяч», «По тропинке в гости» и др.) дети учатся двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, реагировать сменой движений на двухчастную форму, на изменение силы звучания. В плясках учатся также парами и, взявшись за руки, ходить и бегать по кругу, выполнять простейшие плясовые движения: хлопать в ладоши и одновременно топать ногой, полуприседать, покачиваться и переступать с ноги на ногу, показывать «фонарики» и т. д. В плясках принимает участие воспитатель. В ходе занятия с детьми проводить музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра и динамики музыкальных звуков. Материал, разученный детьми на занятиях, используется в процессе проведения вечеров развлечений и праздников.
Приводим разработанные Т.С. Бабаджан показатели музыкального развития детей третьего года жизни.
1. Перед началом занятия дети называют любимые песни и пьесы, просят сыграть их, настраиваются на слушание.
2. Просят повторить понравившиеся песни, обмениваются впечатлениями друг с другом.
3. Узнают знакомые произведения и различают их по характер ному вступлению.
4. С интересом слушают образные рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями.
5. Громко смеются при «незадачливых» действиях персонажей комических сценок, дают им советы. Охотно участвуют в играх «жмурки», «прятки» со взрослыми.
6. Помогают взрослому петь незнакомые песни (шевелят губами, подражают интонациям, пропевают целые фразы).
7. Запоминают слова песен, более или менее правильно и внятно произносят текст. Вместе правильно передают ритм и воспроизводят отдельные интонации мелодии.
8. Быстро запоминают и под музыку воспроизводят показанные взрослым движения. Переходят самостоятельно от одних движений к другим в соответствии со сменой контрастных частей произведения.
9. В сюжетных играх передают характер движений и действий персонажей в связи с их музыкальной характеристикой.
10. Пробуют самостоятельно извлекать звуки из инструментов, на которых ранее играл взрослый, сами себе «аккомпанируют» на воображаемом музыкальном инструменте. Воспроизводят
движения, разученные на музыкальных занятиях, часто напевая при этом.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.