ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста - первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:

1. вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

2. дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

3. привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в ос­новном слушание пения педагога, звучания различных детских му­зыкальных инструментов и игрушек, мерлитона, губной гармошки. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь с третье­ го года жизни.

Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях тесно связано с их радостными пережива­ниями и обусловлено игровыми приемами воспитательных воздей­ствий. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более они способствуют проявлению голосовых, двигательных активных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмичный говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками музыки действия).

В первые годы жизни эмоциональное состояние детей и их от­ношение к окружающему играет огромную роль в развитии. Вы­сокая пластичность всего организма и нервно-психической дея­тельности способствует быстроте обучаемости, а систематичность учебно-воспитательных (в том числе и музыкальных) воздействий позволяет легко осуществлять взаимосвязь физического и психи­ческого развития ребенка, полнее использовать его богатые при­родные возможности без ущерба для здоровья и нервной системы. Однако необходимо помнить, что поведение, устойчивость внима­ния, работоспособность маленького ребенка в основном зависят от того, нравится ему что-либо, интересно, доставляет удовольствие или нет. Хороший результат дает только то, что ребенок восприни­мает охотно, с желанием. Особенно высока у детей потребность в двигательной активности. Ограничение движений, однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в пси­хическом развитии. Маленьких детей привлекает все яркое, дви­жущееся, звучащее, блестящее. Рано формируется у детей и потреб­ность общения со взрослыми. В конце второго месяца жизни ребенка лицо говорящего взрослого является для него наиболее сильным раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, затем радость. Мимика, жесты, действия взрослого с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для действий ребенка характерна незавершенность, для формирующихся умений и навыков - неустойчивость. Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам. Например, сосредоточение во время му­зыкальной деятельности легко нарушают скрип двери, шум за ок­ном, приход постороннего лица. Процесс развития детей раннего возраста неравномерный и скачкообразный. На каждом возрастном этапе наблюдаются приоритетные направления развития. Напри­мер, до полутора лет активный словарь ребенка составляет всего лишь более сорока слов, а в два года включает 300-400 слов. При­обретенное умение на какой-то период времени становится доми­нирующим (ребенок «неудержимо» ходит, бегает и т. д.). Однако от начала действия какого-либо раздражителя до ответной реак­ции ребенка проходит какое-то время, т. е. имеет место «запаздыва­ющая реакция». Построение музыкальных занятий должно быть обусловлено особенностями нервно-психического развития детей раннего возраста.

На первом году жизни в первом полугодии обычно проводятся пятиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки и игры-пляски. Во втором полугодии - семиминутные ин­дивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки, музыкаль­но-двигательного показа и игры-пляски.

На втором году жизни в первом полугодии занятия проводятся индивидуально по 5-7 минут и состоят из слушания музыки, му­зыкально-двигательного показа и игр-плясок, однако содержание занятий расширяется. В каждом разделе занятия педагог побужда­ет детей к проявлению большей самостоятельности, двигательной активности. Во втором полугодии для проведения занятий детей объединяют в небольшие подгруппы (2-5 детей). С ними прово­дятся: слушание музыки, музыкально-двигательные показы, игры и пляски. Длительность занятий - 12-15 минут. Четкую структуру занятий для этого возраста определить довольно трудно, так как она зависит от важных приобретений ребенка: он начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Детям трудно сохранить одну и ту же позу, они быстро устают от однообразных действий. Цент­ральным объектом музыкальных занятий становится игрушка, ко­торая и стимулирует детскую музыкальную деятельность.

К третьему году жизни ребенок уже обладает некоторым опы­том простейшей музыкальной деятельности. У детей возникает ак­тивное желание выполнять действия без помощи взрослого, про­является самостоятельность: наблюдается дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, элементарных речевых сужде­ний об окружающем, образование новых форм отношений между собой - постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к про­стейшей совместной игровой деятельности. Совершенствуется ко­ординация движений; детей обучают ходьбе и бегу в разных направ­лениях, ориентировке в пространстве комнаты и коллективных действиях, элементарным плясовым движениям. Структура заня­тий становится более определенной, их проводят с использовани­ем фортепиано, аккордеона. Занятия длятся 15 минут и состоят из упражнений, слушания музыки, пения-подпевания, игры и пляски. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами де­тей, затем постепенно переходит к занятиям со всей группой.

Методика проведения музыкальных занятий в группах раннего возраста

Первое полугодие первого года жизни. При проведении слу­шания музыки педагог, низко наклонившись над ребенком, напе­вает мелодию или исполняет ее на инструменте, который легко приблизить к ребенку. Выпрямляется. (Так несколько раз.) Как только ребенок сосредоточивает внимание на удаляющемся источ­нике звука, переходить к разным сторонам манежа и играть там, следя за тем, отыскивает ли взглядом ребенок источник звука, по­ворачивает ли голову к играющему. Слушание дается 2-3 минуты с перерывами, 20-30 секунд без перерыва. В работе с детьми перво­го года жизни яркость и разнообразие музыкальных впечатлений создаются не обилием мелодий, а тембрами различных музыкаль­ных игрушек и инструментов. При проведении игры-пляски педа­гог, напевая мелодию, одновременно проделывает действия рука­ми или ногами ребенка, сгибая, разгибая, разводя их. Эти действия обычно вызывают чувство удовольствия, выражающееся в ожив­лении, улыбке, радостных звуках, издаваемых ребенком.

Второе полугодие первого года жизни. Для слушания музыки педагог выбирает две мелодии - спокойного и бодрого характера. Перед началом слушания показывает детям музыкальный инстру­мент, на котором будет их исполнять. Затем 2-3 раза с перерывами исполняет мелодии.

Когда дети уже сидят без поддержки, педагог может на несколь­ко секунд спрятаться от них за стенку манежа, прекратив исполне­ние, а после короткой паузы с радостным возгласом появиться пе­ред детьми и возобновить игру на инструменте.

Музыкально-двигательные показы - педагог под музыку пока­зывает детям разнообразные движения игрушек (кукла пляшет, ходит, бегает, спит; птичка летает, клюет зернышки, прыгает, садится то туда, то сюда, улетает, прилетает и т. д.) Если дети мо­гут воспроизвести некоторые движения, музыкально-двигатель­ный показ можно завершить их действиями, например, ударами по бубну, помахиванием кистью руки, хлопком в ладоши.

Игра-пляска проводится так же, как и в первом полугодии, до­полнительно вводятся подпрыгивание ребенка на двух ногах, переступание с ноги на ногу, держась за руки взрослого.

О результатах музыкального развития детей первого года жиз­ни можно судить по следующим, разработанным Т.С. Бабаджан, показателям:

Дети затихают и выжидательно смотрят на инструмент, на котором собирается играть взрослый.

Проявляют сосредоточение - обращают взгляд в сторону играющего или поющего взрослого, который удаляется от детей.

Выжидательно смотрят в ту сторону, где спрятался взрослый, игравший на инструменте.

С интересом смотрят на пляску взрослого или взрослого с ре­бенком на руках, приплясывают сидя или стоя в манеже, протяги­вают руки взрослому как бы приглашая его поплясать.

Оживляются, улыбаются, смеются при шутливом приближе­нии или встречном приближении взрослого («идет коза», «догоню-догоню», «поймаю» и т. д.).

Воспроизводят движения взрослого, увиденные в музыкаль­но-двигательном показе.

Подражают интонациям взрослого в конце музыкально-дви­гательных показов.

Первое полугодие второго года жизни. Для того чтобы настро­ить детей на слушание музыки, педагог сначала показывает инст­румент, а потом говорит: «Музыка». В дальнейшем достаточно бы­вает произнести это слово, чтобы дети настроились на слушание.

Уже отмечалась особенность этого возраста - высокая двигатель­ная активность, непоседливость. Поэтому слушание проводится в виде игры. Педагог показывает детям инструмент, говорит: «Музыка», — затем исполняет мелодию (время звучания — 15—20 секунд). После этого опускает инструмент на пол, закрывает пла­точком и говорит: «Нет музыки, где музыка?». Слово «нет» под­крепляет соответствующим жестом (разводит руками). Дети бегут или ползут к спрятанному инструменту. Кто-то снимает платок, а педагог быстро поднимает инструмент и говорит: «А вот музы­ка!» и повторяет слушание. Обычно после такого игрового момен­та дети слушают с большим интересом.

Музыкально-двигательные показы используются широко, так как дети уже много двигаются и начинают ориентироваться в окружающей обстановке. Применяются сюжетные игрушки или куклы «би-ба-бо». Движения игрушек сопровождаются пением песен, возгласами, звукоподражаниями. Это обогащает детей новы­ми музыкальными впечатлениями, побуждает их к воспроизведе­нию отдельных интонаций мелодий, простейших слов, а также не­которых движений. Например, при показе птички, которая садится на ладошку (окошко, головку), педагог заканчивает пение возгласом «ой» и разводит руками. Дети воспроизводят их. Они произносят звук «а» при появлении нарядной куклы, затихают, когда педагог баюкает куклу, приплясывают, когда кукла пляшет. Если игрушка для показа предлагается впервые, то, прежде чем обыгрывать с детьми, ее надо детально рассмотреть. В бессюжетных показах (буб­на, флажка) педагог делает паузы, прекращая одновременно движе­ние и пение, усиливая впечатление остановки разведением рук.

Игры, пляски. У ребенка появляются излюбленные плясовые движения, которыми он сразу же откликается на плясовую мело­дию. Так, в пляске дети пружинят на месте, топают одной ногой, передвигаются приставным шагом (боковым), держась за обе руки взрослого, таким же образом кружатся на месте, могут покачивать­ся и переступать на месте при поддержке взрослого за обе руки, самостоятельно поворачивать кисти рук, разведенных в стороны и согнутых в локтях. Дети с удовольствием пляшут в паре со взрос­лым. Другим детям доставляет радость наблюдать за такой пляс­кой. Хорошо, если несколько взрослых принимают участие в пляс­ке, поочередно меняя детей.

Со временем дети начинают понимать, что с прекращением зву­чания мелодии надо остановиться. В этом им помогает взрослый, подчеркнуто разводя руки в стороны, когда перестает звучать ме­лодия. Сначала реакция у детей возникает с некоторым опозданием.

Они останавливаются и очень заинтересованно ждут возвращения к пляске, возобновления музыки.

В играх ребенок начинает переходить от одних к другим дей­ствиям в соответствии с изменением характера музыки. Например, куклы пляшут, куклы спят, дети идут к мишке и убегают от него. Игровые движения детей обогащаются и становятся более самосто­ятельными, если взрослый постоянно меняет методические при­емы работы - то непосредственно участвует в игре, то показывает ее движения, то дает запаздывающий показ и подсказку, то регули­рует движения словами песни.

Второе полугодие второго года жизни. Слушание музыки проводится с использованием различных инструментов, причем взрослый сообщает детям их названия: это дудочка, это губная гар­мошка и т. д. Для проведения слушания музыки детей сажают по­лукругом на стулья. Педагог называет и показывает инструмент, говорит, что сыграет музыку про дождик, лошадку или другой образ, и исполняет в течение 10-15 секунд мелодию. Делает паузу и спрашивает: «Еще сыграть?» И так 2-3 раза. Обычно дети с инте­ресом слушают, мимикой и жестами выражая свои переживания. Для того чтобы создать у детей представления об образном содер­жании инструментальной музыки, можно без слов напеть им мело­дию знакомой песни, предварительно предупредив: «Сыграю му­зыку про птичку» (про машину, куклу, барабан и т. д.).

В музыкально-двигательных показах педагог постепенно пере­водит детей от восприятия показанного движения к восприятию его словесного описания. Музыкально-двигательный показ стано­вится как бы методическим приемом обучения. Он побуждает де­тей к игровым действиям, пляске, иллюстрирует текст песен, помо­гает быстрее освоиться с движениями. При показе бессюжетных пособий (бубна, флажка, погремушки) действия с ними опреде­ляются словами песни. В играх предварительный показ взрослого разъясняет смысл действий игрушки, которой он управляет, взаи­моотношения персонажей игр, помогает разобраться в звуковых впечатлениях (медведь рычит, собачка лает, щебечут большая и ма­ленькая птицы и т. д.). В дальнейшем дети выполняют движения самостоятельно, согласно словам песни.

Игры, пляски исполняются детьми в соответствии с характером и формой музыкального произведения. В этом возрасте с детьми проводятся сюжетные игры, в которых образную роль выполняет игрушка, вначале управляемая взрослым, позже ребенком. (В иг­рах дети обычно изображают самих себя, убегающих от собачки, мышки, ищущих улетевшую птичку.) Действия детей регулируются речью, музыкой. Например, дети гуляют, затем приседают на слова «сели детки отдыхать», пляшут на слова «стали деточки пля­сать». Вначале дети убегают от собачки при ее появлении, потом только при лае. Они «спят», когда взрослый поет колыбельную и пляшут под плясовую мелодию. В плясках у них появляется стремление выполнять движения не только со взрослым, но и с то­варищами. Они пляшут парами, втроем, маленькими кружочками, приглашают друг друга, но на добровольных началах (ребенок мо­жет отказаться). В этом возрасте дети в играх и плясках начинают подпевать повторяющиеся простые по звуковому составу слова: «Заинька-зайка», «Мишенька-мишка», а также песни, в которых есть целые куплеты слогового пения: бай-бай, ля-ля-ля.

Перечислим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни, разработанные Т.С. Бабаджан.

Услышав слово «Музыка», дети подходят ко взрослому, зати­хают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте.
Далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40—45 секунд.

С интересом смотрят музыкально-двигательные показы сю­жетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают зна­комые мелодии.

По показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения. Частично воспроизводят эти движения без показа.

Увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, вос­производят их по собственной инициативе.

Запоминают и выполняют два чередующихся движения, свя­занных со словами песни. Подпевают в различных эпизодах музы­кальных игр.

При звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно. Приглашают плясать взрослого, друг друга. По показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения.

По словесным указаниям педагога во время звучания музыки воспроизводят действия, виденные ранее в музыкально-двигатель­ных показах. Переносят их в самостоятельную игру, сопровождают
звукоподражаниями и словами.

Третий год жизни примечателен тем, что музыкальные занятия проводятся со всем составом детей группы по единой форме в течение года. Однако если группа вновь организована или в ней много только что поступивших детей, .то вначале содержание заня­тий и методические приемы работы, направленные на музыкаль­ное развитие ребенка, аналогичны тем, которые имеют место во вто­ром полугодии второго года жизни. Естественно, что программу второго года обучения дети третьего года жизни пройдут значи­тельно быстрее и к концу второго месяца их пребывания в группе можно перейти к осуществлению задач музыкальной работы с детьми третьего года жизни. Эти задачи следующие: воспитывать эмоцио­нальный отклик на музыку разного характера, умение вслушивать­ся в нее, понимать ее содержание во взаимосвязи с окружающим; развивать певческие интонации и умение согласовывать движения с характером, формой, средствами выразительности репертуарных музыкальных произведений.

В этом возрасте занятие длится 15 минут и состоит из упражнений, слушания музыки, подпевания и пения, игры, пляски (последняя очень часто включается в содержание игры). Музыкально-двига­тельный показ, образный рассказ, краткие пояснения помогают воспринимать характерные особенности музыкальных произведе­ний, правильно выполнять движения. С повышением уровня раз­вития детей роль музыкально-двигательного показа снижается. Он используется лишь тогда, когда нужно конкретизировать представ­ления детей о воспроизводимом образе.

Выполняя упражнения, дети учатся ходьбе в разных направле­ниях, бегу, ориентировкам в пространстве по сигналу («Где зве­нит?» «Найди флажок»), определенным программой воспитания плясовым и имитационно-образным движениям.

Слушание музыки помогает научить детей различать ее ха­рактер, программное содержание, развивает интерес к различным произведениям. При проведении слушания педагог называет про­изведение, его авторов. Чтобы обратить внимание детей на акком­панемент песни, педагог исполняет его на различных музыкальных инструментах после того, как песня была им спета. Педагог обра­щает внимание детей на вступление, отыгрыш, заключение музы­кального произведения, если они имеются. После слушания музы­ки с детьми проводится беседа по ее содержанию, причем педагог сам отвечает на поставленные вопросы, если дети затрудняются с ответом или отвечают неправильно. Побеседовать с детьми об об­разах произведения можно и перед слушанием музыки. Часто при повторном слушании дети узнают произведение с первых тактов и называют его. Сначала это надо поощрять, но постепенно при­учать детей дослушивать произведение до конца.

Подпевание и пение проводится с использованием понятных по тексту песен в один-два куплета, легких с точки зрения произно­шения слов. Сначала песню поет в заданном темпе взрослый. При повторении предлагает петь детям вместе с ним, стараясь облегчить исполнение подчеркнуто ясной артикуляцией, дикцией, замедленным темпом. Если некоторые дети молчат или только шевелят гу­бами, их надо похвалить заодно со всеми. Постепенно эти дети включаются в пение. На занятии дети поют две песни и, как прави­ло, очень нескладно: запаздывают с началом пения, включаются лишь с третьего-четвертого тактов, затягивают окончание. Преры­вать их пение не следует. На данном этапе развития дети поглоще­ны своим пением, не умеют слушать товарищей, чисто интониро­вать, и не надо им мешать. Главное - вызвать желание петь.

Игры и пляски в основном направлены на формирование выра­зительности движений, их согласованность с формой и характером музыкальных произведений. Очень часто игровые и танцевальные действия регулируются текстом песен или словами педагога. На­пример, «В нашем садике-садочке расцвели цветы-цветочки./ Вы­шли деточки гулять и цветочки поливать» и т. д. В несложных играх («Воробышки и автомобиль», «Кошка и котята», «Поезд», «Догони мяч», «По тропинке в гости» и др.) дети учатся двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, реагиро­вать сменой движений на двухчастную форму, на изменение силы звучания. В плясках учатся также парами и, взявшись за руки, хо­дить и бегать по кругу, выполнять простейшие плясовые движения: хлопать в ладоши и одновременно топать ногой, полуприседать, по­качиваться и переступать с ноги на ногу, показывать «фонарики» и т. д. В плясках принимает участие воспитатель. В ходе занятия с детьми проводить музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра и динамики музыкальных звуков. Ма­териал, разученный детьми на занятиях, используется в процессе проведения вечеров развлечений и праздников.

Приводим разработанные Т.С. Бабаджан показатели музыкаль­ного развития детей третьего года жизни.

1. Перед началом занятия дети называют любимые песни и пье­сы, просят сыграть их, настраиваются на слушание.

2. Просят повторить понравившиеся песни, обмениваются впечатлениями друг с другом.

3. Узнают знакомые произведения и различают их по характер­ ному вступлению.

4. С интересом слушают образные рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями.

5. Громко смеются при «незадачливых» действиях персонажей комических сценок, дают им советы. Охотно участвуют в играх «жмурки», «прятки» со взрослыми.

6. Помогают взрослому петь незнакомые песни (шевелят губа­ми, подражают интонациям, пропевают целые фразы).

7. Запоминают слова песен, более или менее правильно и внят­но произносят текст. Вместе правильно передают ритм и воспроиз­водят отдельные интонации мелодии.

8. Быстро запоминают и под музыку воспроизводят показанные взрослым движения. Переходят самостоятельно от одних движе­ний к другим в соответствии со сменой контрастных частей произведения.

9. В сюжетных играх передают характер движений и действий персонажей в связи с их музыкальной характеристикой.

10. Пробуют самостоятельно извлекать звуки из инструмен­тов, на которых ранее играл взрослый, сами себе «аккомпанируют» на воображаемом музыкальном инструменте. Воспроизводят
движения, разученные на музыкальных занятиях, часто напевая при этом.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.