МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКААЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основ­ном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмичес­ких движений. Под руководством педагога ребенок стремится про­явить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, со­ставлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий \ при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музы­кальный материал, способствует развитию контроля за собствен­ным исполнением, музыкально-эстетических представлений и му­зыкально-сенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, до­казывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании де­тей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками ок­ружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внима­тельно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных дей­ствий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

«Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возмож­но почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприя­тие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы дей­ствий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контроли­ровать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»1. Действительно, ребенок встречается с музыкой на за­нятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкаль­ные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагоги­ка рассматривает музыкально-дидактические игры.

В Программе музыкального воспитания отмечается, что назна­чение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музы­кально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие дей­ствия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревно­вания с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключа­ется в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, си­лу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произве­дения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-ди­дактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершен­ствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреж­дениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения «Где звучит», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.

Музыкально-дидактические упражнения занимают немного вре­мени на музыкальных занятиях и могут быть включены в разделы пения и музыкально-ритмического движения.

Иначе обстоит дело с музыкально-дидактическими играми. Они достаточно сложны, и проводить их следует только тогда, когда у детей уже есть некоторый опыт общения с музыкой. В построе­нии этих игр непременно должно найти отражение единство музы­ки и движения.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игро­вых действий музыкально-дидактические игры принято подразде­лять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертли­вости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения му­зыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведе­ние детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музы­кальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, подни­мая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика дей­ствий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруп­пы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движения­ми. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останав­ливается. После неоднократной смены звучания наступает завер­шающий момент игры - физкультурное соревнование: одна под­группа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревну­ются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. На­пример, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки сред­него регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, ко­торые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощря­ются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенство­ванию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену зву­чаний и реагировать на это движением или действием, а не автома­тически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не до­стигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать рука­ми игру на барабане, вторая при звучания погремушки - помахи­вать кистями рук, третья при звучании дудочки - имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту под­группу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать. в ней, после подведения итога победившие награждаются - по их; | желанию исполняется песня, произведение для слушания, прово­дится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно { предложить победителю роль ведущего игры.

Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения игр вто­рого вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы игра­ющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя деть­ми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкос­ти, увертливости, первенстве в построении.

Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музы­кально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго - элемент


игровых соревнований требует отсроченности по времени от вы­полнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направле­ны на поощрение детей, точно их выполнивших.

На каком бы уровне возрастного развития ни находился ре­бенка, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, темб­ровые и динамические компоненты этого звучания, ориентировать­ся в музыкальных явлениях.

Легче всего дети младшего дошкольного возраста восприни­мают звуковысотные соотношения, ибо их музыкальная деятель­ность в основном связана с вокальным репертуаром, исполнением мелодий песен. Поэтому музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков, используя ма­териал Н.А. Метлова (музыкальные лесенки), Н.А. Ветлугиной («На чем играю?» «Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?», «Птицы и птенчики»). В ходе дальнейших занятий детям следует объяснить, что на фортепианной клавиатуре в виде длинной лест­ницы располагаются звуки низкие, средние и высокие. Эти игровые упражнения проводятся и на занятиях (перед пением), и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности. При этом педагог ис­пользует жестикуляцию (низкие звуки - рука на уровне живота, средние - на уровне груди, высокие - головы), имитационные дви­жения, наборы карточек, игрушки.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игро­вых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактичес­кие задания на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности. При этом следует ис­пользовать настольно-печатный игровой материал, созданный ру­ками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изобра­жением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная - спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 2 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполне­ния задания. Если при проведении музыкально-дидактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются, то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

Наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста, несмотря на оснащение игровой зоны настольно-печатным музы­кально-дидактическим материалом, озвученными и неозвученными игрушками и «нотными тетрадями», самостоятельно музыкально-дидактических упражнений и действий не проводят. Весь вышеука­занный материал используется в игровых ситуациях или при раз­вернутой ролевой игре в семью, в детский сад и др.

С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игро­вым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, неозвученными инструментами и др.). На­личие определенного музыкального опыта позволяет им быть дос­таточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни. Дети слушают музыку заинтересованно, живо и непринуж­денно откликаются на облаченные в игровую форму занятия.

Как показывает практика, игры типа «спокойное музицирова­ние» обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушивать­ся в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.

Игры типа подвижных примерно до середины срока пребы­вания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не вы­держивают .длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или неболь­шими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда ти­хо - Наташа».

Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызы­вают, за исключением игр на различение силы звука. Например, «Тише-громче запоем», - по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (гром­че-тише) звучания песни или инструментального музыкального произведения, исполняемого педагогом. Многим одновременная ориентировка в пространстве и в динамике звучания оказывает­ся непосильной в силу особенностей нервной системы, характе­ра, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных -скованнее.

В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - пред­лагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический ма­териал: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, «нотные тетради», музыкальные часы, домино, наборы картинок с изображением му­зыкальных инструментов, пособия «Спой песенку», «Помоги Сне­гурочке пройти на елку», неозвученные проигрыватели и пианино, на которых дети «играют», используя «нотные тетради».

В старшей группе детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети под­готовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры перво­го и третьего видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необ­ходимые пособия. Исключение составляют дети легко возбу­димые, неуравновешенные, с ослабленным вниманием, долго не посещавшие сад из-за болезни и в силу этого не владеющие соот­ветствующими их возрасту умениями и навыками. Наиболее ода­ренные, наделенные быстрой реакцией дети шестилетнего возрас­та могут проводить самостоятельно и игры второго вида. Однако, увлекаясь ролью педагога, они часто не могут охватить своим вни­манием действия всего коллектива, допускают паузы в ходе прове­дения игры.

Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособия­ми, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспи­тания АПН. Кроме того, воспитателям следует самим делать посо­бия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.

Наблюдения за Детьми седьмого года жизни показали, что при наличии хорошо и полно оборудованной музыкальной зоны они охотно занимаются друг с другом - поют песни, играют мелодии на музыкальных инструментах (пособия - «Музыкальные часы», «Спой песенку», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино», «Проигрыватель с пластинками» и т. д.), различают звуки по высо­те, силе, длительности, тембру; определяют характер, жанр музы­кального произведения (пособия - музыкальные шкатулки, музы­кальные ящики, грамзапись).

При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся сами и обучают дру­гих - производят обучающие и самообучающие действия в их са­мых разнообразных вариантах («Я начну, а ты закончи», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку?», «Догадайся, чья музыка зву­чит?» и т. д.).

Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отноше­ние педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкаль­но-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновы­вать свои действия.

Приводим примеры музыкально-дидактических игр, составлен­ных детьми шестилетнего возраста.

На предложение самим сочинить игру дети высказывались следующим образом:

Алеша О. Назовем игру «Самолеты». На быструю музыку самолеты будут летать, а когда она не очень быстрая будет — самолеты должны кру­житься, и, когда музыка окончится, они опустятся на землю.

Педагог проводит с детьми игру.

Педагог. Будет ли эта игра учить нас внимательно слушать музыку?

Дети. Нет, нет! Так просто запоминается, что после быстрой музыки надо кружиться.

Педагог. Как же сделать, чтобы не запоминать порядок движений?

Дети. А вы играйте быстро и помедленней. И снова много раз быстро. Как будто самолеты далеко летят. А потом опять помедленней.

Педагог. Музыкальное задание — слушать внимательно, когда музыка звучит быстро, а когда медленно. Но как же мы будем соревноваться?

Миша К. Давайте разделимся на две команды летчиков. Летать и кружиться будем все вместе, но по командам, друг за другом. Это когда самолеты строем летят. Мне папа рассказывал. А Вы будете смотреть, кто лучше. А когда музыки не будет, летчики должны быстро построиться в свои команды.

Дима К. Хочется поиграть так. Пусть все разделятся на две команды. Белые лошадки и черные. Когда вы будете играть тихие звуки, пусть скачут белые лошадки, а когда громкие — черные. А вы их путайте, по-разному музыку играйте, чтобы кто за кем скачет, не запоминали. И в конце игры лошадки должны быстро прискакать в свои конюшни. Только для этого надо рисунки на дверях конюшен прикрепить, чтобы знать, где кто живет.

Вика К. Построимся в два круга: один круг будет называться озеро, другой — ручеек. Когда вы длинные звуки будете играть, будут на озере волны большие ходить, а когда короткие — ручеек побежит, побежит. Иг­рать будете то длинные, то короткие звуки, по-разному. А когда игра окон­чится, скажите, кто победит. И пусть проигравшие отгадывают загадки, кото­рые победители загадают.

Маша А. Я хочу предложить поиграть в доктора Айболита. Всем разда­дим по три картинки, С собакой Аввой, совой Бумбой и обезьянкой Чи-чи. Вы будете играть высокие, средние и низкие звуки. А все должны при зву­чании низких звуков поднять картинку с совой, средних — с собакой, а высоких - с обезьяной. А Элла Григорьевна пусть отмечает, кто правильно картинку показывал. И пусть победители спляшут, а мы им похлопаем.

Сережа П. Ав эту игру еще по-другому можно играть. Вы будете доктор Айболит, а мы — собачки, совы и обезьяны. (Задумался.) Ой, нет! Не знаю, как по обезьяньему кричать. Пусть лучше - кошки. Ведь и кошек Айболит лечил! Когда вы будете лаять - будут собаки бегать, мяукать -кошки. А когда будете говорить: «Ух! Ух!», как сова кричит, будут летать совы. Вы им по-разному много раз звуки исполняйте. В конце пусть совы взлетят на дерево (стул), собачки спрячутся в конуру (оградили простран­ ство стульями), а кошечки усядутся на диване (построили из банкеток). Кто скорей — тот и победил.

Таня М. Мне хочется поиграть в листья. Ведь сейчас осень, и листья на деревьях разные. И желтые, и красные, и зеленые. И мы разделимся на три команды и встанем около трех листочков - желтого, красного и зеленого. Вырежем их из бумаги. Когда вы будете играть вальс, первая команда будет кружиться, когда польку — вторая команда будет двигаться подскоками, а когда хороводную мелодию, то третья команда будет спокойно ходить. Вы будете менять музыку много раз, а когда перестанете играть, все команды должны построиться около своих листочков, как будто это дерево.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удо­вольствием.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на осно­ве которых разворачиваются игровые действия, должны восприни­маться детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, бубна, бара­бана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

♦ песни, инструментальные произведения;

♦ набор музыкальных инструментов;

♦ наборы музыкальных игрушек.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» приво­дится репертуар музыкально-дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.

Предлагаем примеры разработок музыкально-дидактических игр трех видов.


Игра «Снеговики и снежинки»

Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф. Гершовой, «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон.

I          вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино.
Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «сне­жинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.

II вид. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных
стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса - кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».

III вид. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие испол­няют свою любимую песню о зиме.

Игра «Три медведя» Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.

Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.

Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей — большо­го, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскост­ной дом.

I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), ког­да в среднем — медведи побольше, а когда в низком — самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее дру­гих выполнявшие задание.

II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем — Анастасии Петровны, а в высоком — Мишутки. Регистры звучания сменяются
в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.

Синоптики

Программное содержание. Определять разделы формы музыкального произведения.

Игровые пособия. Карточки с изображением снежинок, дождя, града по количеству играющих команд; рисунки тучек — белой, синей и черной.

Музыкально-дидактический материал. Вариации на русскую народную песню, музыка И. Берковича. Фортепиано.

Описание игры

I          вид. Дети сидят, распределенные на три команды. У каждой команды в руках однотипные карточки.

Педагог: «Дети, сегодня мы с вами будем синоптиками. Это люди, кото­рые заранее погоду определяют. У вас в руках карточки с изображениями снежинок, дождя, града. Надо внимательно слушать вариации на тему рус­ской народной песни "Во саду ли, в огороде" и правильно определять, какая у нас погода. Зазвучит первая вариация — надо поднять карточки команде "снежинки", вторая — команде "дождь", а когда зазвучит третья вариация с отрывистой мелодией, надо поднять свои карточки команде "град". По­слушайте музыку». Исполняет вариаций. Затем проводит игру, все время меняя порядок вариаций. По окончании игры отмечает ту команду, дети которой ошибались реже других. По их выбору исполняется песня о дожде или снеге.

II         вид. В разных местах комнаты стоят три подставки, к которым прикрепле­ны рисунки тучек. Дети группируются вокруг них в 3 команды: «снежинки» — у белой тучки, «дожди» — у синей, «град» — у черной. В соответствии со звуча­нием той или иной вариации одна команда двигается в пространстве комна­ты (лежит снег, льется дождь, падает град), кружась, бегая, подпрыгивая. При смене вариаций двигается лишь одна команда. Остальные останавливаются там, где их застала смена вариации. Последовательность звучания вариаций многократно меняется. По окончании звучания каждая команда должна
собраться у своей тучки.

III       вид. Дети каждой команды стоят вокруг своей тучки (рисунка). На звучание первой вариации плавно скользят по кругу «снежинки», на звуча­ние второй — легко бегут по кругу дети, изображающие «дождь», а на звучание третьей вариации по кругу прыжками продвигаются «градинки». Пе­дагог многократно меняет последовательность исполнения вариаций. В конце игры отмечается команда-победительница и ее членам предлагается выбрать награду - станцевать пляску снежинок или поиграть в игру «Солнышко и дождик». (В игре или пляске участвуют дети всех команд.)

Игра «Узнай, какой инструмент звучит» (лля летей 4-6 лет)

Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактический материал. Угольник, бубен, металлофон.

Игровые пособия. Карточки с изображением угольника, бубна, метал­лофона по количеству играющих детей.

I вид. Дети сидят за столами парами. Перед каждой парой - старшим и младшим ребенком - лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Звучит угольник - нуж­но поднять карточку с его изображением, бубен - с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, оши­бавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания.

II вид. Дети строятся в 3 колонны. Под звучание угольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна - второй, под звуча­ние металлофона - третьей. Порядок звучания инструментов педагог варь­ирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направле­нии и построиться.

III       вид. Дети строятся в 3 круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание уголь­ника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего - под звучание ме­таллофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры от­мечается круг-победитель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.

Игра «Море и ручеек» (для детей малокомплектного коллектива)

Программное содержание. Учить детей различать долгие и короткие звуки.

Музыкально-дидактический материал. Бубен.

I вид. Дети сидят на стульях, расположенных двумя полукругами (один за другим). Впереди - младшие дети. Когда звучат долгие звуки, младшие плавно поднимают и опускают руки вверх-вниз. Когда звучат короткие звуки, старшие дети помахивают кистями рук. Долгие и короткие звуки чередуют­ся многократно в произвольном порядке. В конце игры отмечаются и поощ­ряются выполнением их желаний самые внимательные дети. Естественно, что в «наградных» действиях участвуют все дети, а не только победители.

II вид. Дети делятся на две команды: «Море» и «Ручеек». Состав ко­манд смешанный по возрасту. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» передвигаются по помещению, выполняя плавные движения руками вперед-назад. Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек» пере­двигаются легким бегом. Долгие и короткие звуки чередуются несколько раз в произвольном порядке. В конце игры дети команды «Ручеек» убегают (при этом старшие помогают младшим). Дети команды «Море» стараются их поймать.

Ill вид. Дети стоят в двух кругах или образуют круг и колонну. В круге «Море» - младшие, в круге «Ручеек» - старшие. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» поднимают и опускают сцепленные руки (по морю ходят волны). Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек», взявшись за руки, бегут (течет ручеек). Короткие и долгие звуки чередуются много­кратно. В конце игры педагог оценивает быстроту и точность реакции де­тей. По желанию победителей со всеми детьми проводится инсценирова­ние песни.

Музыкально-дидактическое упражнение «Внимательные зверушки»

Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия. Плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы.

Музыкально-дидактический материал. Бубен, маракас, погремушка-румба.

Описание упражнения. Дети сидят за столами, поставленными ряда­ми или полукругом. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок зверей. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен — пойдут гулять медведи, маракас — пойдут гулять лисички, а если зазвучит погремушка-румба, то зайчики». Пе­дагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют при помощи фигурок их движения.

Музыкально-дидактическое упражнение «Бабочки»

Программное содержание. Учить детей различать и передавать в дви­жениях темп музыкального звучания.

Игровые пособия. Ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих.

Музыкально-дидактический материал. Металлофон.

Описание упражнения. Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылыш­ками. Говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то мед­ленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно летать, а на медленную —. кружиться (показывает, как это нужно делать). Несколько раз упражнение выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем педагог говорит, что он будет бабочкам все время загадывать музыкальные загадки: то несколько раз быстро играть, то несколько раз медленно, то один раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музы­ку. Упражнение проводится еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания.

Игровое упражнение «Барабан и погремушка»

Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия. Барабаны и погремушки по количеству участвующих детей.

Музыкально-дидактический материал. Фортепиано: пьесы «Барабан», «Погремушка» музыка Ф. Гершовой.

Описание упражнения. Дети сидят полукругом. В руках у млад­ших - погремушки, у старших - барабаны. Педагог исполняет на фортепи­ано пьесу «Барабан» и предлагает старшим дошкольникам ритмично, «как музыка рассказывает», поиграть на барабане. Детям младшего возраста после прослушивания пьесы «Погремушка» предлагается сопровождать по­вторное исполнение пьесы звоном погремушки. Затем педагог предлагает отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка будет звучать — тот инструмент и заиграет».





Дата: 2018-12-28, просмотров: 664.