НАЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКААЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий \ при игре на музыкальных инструментах.
Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.
Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.
«Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»1. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
В Программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения «Где звучит», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.
Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены в разделы пения и музыкально-ритмического движения.
Иначе обстоит дело с музыкально-дидактическими играми. Они достаточно сложны, и проводить их следует только тогда, когда у детей уже есть некоторый опыт общения с музыкой. В построении этих игр непременно должно найти отражение единство музыки и движения.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучания погремушки - помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки - имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать. в ней, после подведения итога победившие награждаются - по их; | желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно { предложить победителю роль ведущего игры.
Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения игр второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.
Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго - элемент
игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».
Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
На каком бы уровне возрастного развития ни находился ребенка, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.
Легче всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают звуковысотные соотношения, ибо их музыкальная деятельность в основном связана с вокальным репертуаром, исполнением мелодий песен. Поэтому музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков, используя материал Н.А. Метлова (музыкальные лесенки), Н.А. Ветлугиной («На чем играю?» «Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?», «Птицы и птенчики»). В ходе дальнейших занятий детям следует объяснить, что на фортепианной клавиатуре в виде длинной лестницы располагаются звуки низкие, средние и высокие. Эти игровые упражнения проводятся и на занятиях (перед пением), и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности. При этом педагог использует жестикуляцию (низкие звуки - рука на уровне живота, средние - на уровне груди, высокие - головы), имитационные движения, наборы карточек, игрушки.
Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная - спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 2 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально-дидактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются, то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.
Наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста, несмотря на оснащение игровой зоны настольно-печатным музыкально-дидактическим материалом, озвученными и неозвученными игрушками и «нотными тетрадями», самостоятельно музыкально-дидактических упражнений и действий не проводят. Весь вышеуказанный материал используется в игровых ситуациях или при развернутой ролевой игре в семью, в детский сад и др.
С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, неозвученными инструментами и др.). Наличие определенного музыкального опыта позволяет им быть достаточно активными в практической деятельности, самостоятельно использовать умения, полученные на занятиях и в повседневной жизни. Дети слушают музыку заинтересованно, живо и непринужденно откликаются на облаченные в игровую форму занятия.
Как показывает практика, игры типа «спокойное музицирование» обычно проходят успешно. Соревнуясь в умении вслушиваться в музыку, ошибаются лишь дети, долго не посещавшие сад по болезни и вновь поступившие.
Игры типа подвижных примерно до середины срока пребывания детей в группе вызывают у некоторых из них затруднения: они начинают движения только после своих товарищей, не выдерживают .длительных остановок - убегают на места, не могут сориентироваться при построениях в конце игры. С этими детьми проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда я буду громко играть плясовую мелодию, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа».
Игры типа хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука. Например, «Тише-громче запоем», - по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче-тише) звучания песни или инструментального музыкального произведения, исполняемого педагогом. Многим одновременная ориентировка в пространстве и в динамике звучания оказывается непосильной в силу особенностей нервной системы, характера, степени развитости музыкального слуха. В коллективных действиях такие дети действуют увереннее, в индивидуальных -скованнее.
В средней группе следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - предлагать настольно-печатный, игровой музыкально-дидактический материал: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, «нотные тетради», музыкальные часы, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, пособия «Спой песенку», «Помоги Снегурочке пройти на елку», неозвученные проигрыватели и пианино, на которых дети «играют», используя «нотные тетради».
В старшей группе детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры первого и третьего видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Исключение составляют дети легко возбудимые, неуравновешенные, с ослабленным вниманием, долго не посещавшие сад из-за болезни и в силу этого не владеющие соответствующими их возрасту умениями и навыками. Наиболее одаренные, наделенные быстрой реакцией дети шестилетнего возраста могут проводить самостоятельно и игры второго вида. Однако, увлекаясь ролью педагога, они часто не могут охватить своим вниманием действия всего коллектива, допускают паузы в ходе проведения игры.
Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, рекомендованными программой воспитания, лабораториями эстетического и дошкольного воспитания АПН. Кроме того, воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание.
Наблюдения за Детьми седьмого года жизни показали, что при наличии хорошо и полно оборудованной музыкальной зоны они охотно занимаются друг с другом - поют песни, играют мелодии на музыкальных инструментах (пособия - «Музыкальные часы», «Спой песенку», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино», «Проигрыватель с пластинками» и т. д.), различают звуки по высоте, силе, длительности, тембру; определяют характер, жанр музыкального произведения (пособия - музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, грамзапись).
При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах («Я начну, а ты закончи», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку?», «Догадайся, чья музыка звучит?» и т. д.).
Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отношение педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.
Приводим примеры музыкально-дидактических игр, составленных детьми шестилетнего возраста.
На предложение самим сочинить игру дети высказывались следующим образом:
Алеша О. Назовем игру «Самолеты». На быструю музыку самолеты будут летать, а когда она не очень быстрая будет — самолеты должны кружиться, и, когда музыка окончится, они опустятся на землю.
Педагог проводит с детьми игру.
Педагог. Будет ли эта игра учить нас внимательно слушать музыку?
Дети. Нет, нет! Так просто запоминается, что после быстрой музыки надо кружиться.
Педагог. Как же сделать, чтобы не запоминать порядок движений?
Дети. А вы играйте быстро и помедленней. И снова много раз быстро. Как будто самолеты далеко летят. А потом опять помедленней.
Педагог. Музыкальное задание — слушать внимательно, когда музыка звучит быстро, а когда медленно. Но как же мы будем соревноваться?
Миша К. Давайте разделимся на две команды летчиков. Летать и кружиться будем все вместе, но по командам, друг за другом. Это когда самолеты строем летят. Мне папа рассказывал. А Вы будете смотреть, кто лучше. А когда музыки не будет, летчики должны быстро построиться в свои команды.
Дима К. Хочется поиграть так. Пусть все разделятся на две команды. Белые лошадки и черные. Когда вы будете играть тихие звуки, пусть скачут белые лошадки, а когда громкие — черные. А вы их путайте, по-разному музыку играйте, чтобы кто за кем скачет, не запоминали. И в конце игры лошадки должны быстро прискакать в свои конюшни. Только для этого надо рисунки на дверях конюшен прикрепить, чтобы знать, где кто живет.
Вика К. Построимся в два круга: один круг будет называться озеро, другой — ручеек. Когда вы длинные звуки будете играть, будут на озере волны большие ходить, а когда короткие — ручеек побежит, побежит. Играть будете то длинные, то короткие звуки, по-разному. А когда игра окончится, скажите, кто победит. И пусть проигравшие отгадывают загадки, которые победители загадают.
Маша А. Я хочу предложить поиграть в доктора Айболита. Всем раздадим по три картинки, С собакой Аввой, совой Бумбой и обезьянкой Чи-чи. Вы будете играть высокие, средние и низкие звуки. А все должны при звучании низких звуков поднять картинку с совой, средних — с собакой, а высоких - с обезьяной. А Элла Григорьевна пусть отмечает, кто правильно картинку показывал. И пусть победители спляшут, а мы им похлопаем.
Сережа П. Ав эту игру еще по-другому можно играть. Вы будете доктор Айболит, а мы — собачки, совы и обезьяны. (Задумался.) Ой, нет! Не знаю, как по обезьяньему кричать. Пусть лучше - кошки. Ведь и кошек Айболит лечил! Когда вы будете лаять - будут собаки бегать, мяукать -кошки. А когда будете говорить: «Ух! Ух!», как сова кричит, будут летать совы. Вы им по-разному много раз звуки исполняйте. В конце пусть совы взлетят на дерево (стул), собачки спрячутся в конуру (оградили простран ство стульями), а кошечки усядутся на диване (построили из банкеток). Кто скорей — тот и победил.
Таня М. Мне хочется поиграть в листья. Ведь сейчас осень, и листья на деревьях разные. И желтые, и красные, и зеленые. И мы разделимся на три команды и встанем около трех листочков - желтого, красного и зеленого. Вырежем их из бумаги. Когда вы будете играть вальс, первая команда будет кружиться, когда польку — вторая команда будет двигаться подскоками, а когда хороводную мелодию, то третья команда будет спокойно ходить. Вы будете менять музыку много раз, а когда перестанете играть, все команды должны построиться около своих листочков, как будто это дерево.
В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.
Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, бубна, барабана, дудочки и т. д.
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
♦ песни, инструментальные произведения;
♦ набор музыкальных инструментов;
♦ наборы музыкальных игрушек.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» приводится репертуар музыкально-дидактических заданий, упражнений и игр по всем возрастным группам.
Предлагаем примеры разработок музыкально-дидактических игр трех видов.
Игра «Снеговики и снежинки»
Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф. Гершовой, «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон.
I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино.
Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.
II вид. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных
стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса - кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».
III вид. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.
Игра «Три медведя» Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.
Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.
Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей — большого, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскостной дом.
I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем — медведи побольше, а когда в низком — самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее других выполнявшие задание.
II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем — Анастасии Петровны, а в высоком — Мишутки. Регистры звучания сменяются
в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.
III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.
Синоптики
Программное содержание. Определять разделы формы музыкального произведения.
Игровые пособия. Карточки с изображением снежинок, дождя, града по количеству играющих команд; рисунки тучек — белой, синей и черной.
Музыкально-дидактический материал. Вариации на русскую народную песню, музыка И. Берковича. Фортепиано.
Описание игры
I вид. Дети сидят, распределенные на три команды. У каждой команды в руках однотипные карточки.
Педагог: «Дети, сегодня мы с вами будем синоптиками. Это люди, которые заранее погоду определяют. У вас в руках карточки с изображениями снежинок, дождя, града. Надо внимательно слушать вариации на тему русской народной песни "Во саду ли, в огороде" и правильно определять, какая у нас погода. Зазвучит первая вариация — надо поднять карточки команде "снежинки", вторая — команде "дождь", а когда зазвучит третья вариация с отрывистой мелодией, надо поднять свои карточки команде "град". Послушайте музыку». Исполняет вариаций. Затем проводит игру, все время меняя порядок вариаций. По окончании игры отмечает ту команду, дети которой ошибались реже других. По их выбору исполняется песня о дожде или снеге.
II вид. В разных местах комнаты стоят три подставки, к которым прикреплены рисунки тучек. Дети группируются вокруг них в 3 команды: «снежинки» — у белой тучки, «дожди» — у синей, «град» — у черной. В соответствии со звучанием той или иной вариации одна команда двигается в пространстве комнаты (лежит снег, льется дождь, падает град), кружась, бегая, подпрыгивая. При смене вариаций двигается лишь одна команда. Остальные останавливаются там, где их застала смена вариации. Последовательность звучания вариаций многократно меняется. По окончании звучания каждая команда должна
собраться у своей тучки.
III вид. Дети каждой команды стоят вокруг своей тучки (рисунка). На звучание первой вариации плавно скользят по кругу «снежинки», на звучание второй — легко бегут по кругу дети, изображающие «дождь», а на звучание третьей вариации по кругу прыжками продвигаются «градинки». Педагог многократно меняет последовательность исполнения вариаций. В конце игры отмечается команда-победительница и ее членам предлагается выбрать награду - станцевать пляску снежинок или поиграть в игру «Солнышко и дождик». (В игре или пляске участвуют дети всех команд.)
Игра «Узнай, какой инструмент звучит» (лля летей 4-6 лет)
Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактический материал. Угольник, бубен, металлофон.
Игровые пособия. Карточки с изображением угольника, бубна, металлофона по количеству играющих детей.
I вид. Дети сидят за столами парами. Перед каждой парой - старшим и младшим ребенком - лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Звучит угольник - нужно поднять карточку с его изображением, бубен - с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, ошибавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания.
II вид. Дети строятся в 3 колонны. Под звучание угольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна - второй, под звучание металлофона - третьей. Порядок звучания инструментов педагог варьирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направлении и построиться.
III вид. Дети строятся в 3 круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание угольника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего - под звучание металлофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.
Игра «Море и ручеек» (для детей малокомплектного коллектива)
Программное содержание. Учить детей различать долгие и короткие звуки.
Музыкально-дидактический материал. Бубен.
I вид. Дети сидят на стульях, расположенных двумя полукругами (один за другим). Впереди - младшие дети. Когда звучат долгие звуки, младшие плавно поднимают и опускают руки вверх-вниз. Когда звучат короткие звуки, старшие дети помахивают кистями рук. Долгие и короткие звуки чередуются многократно в произвольном порядке. В конце игры отмечаются и поощряются выполнением их желаний самые внимательные дети. Естественно, что в «наградных» действиях участвуют все дети, а не только победители.
II вид. Дети делятся на две команды: «Море» и «Ручеек». Состав команд смешанный по возрасту. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» передвигаются по помещению, выполняя плавные движения руками вперед-назад. Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек» передвигаются легким бегом. Долгие и короткие звуки чередуются несколько раз в произвольном порядке. В конце игры дети команды «Ручеек» убегают (при этом старшие помогают младшим). Дети команды «Море» стараются их поймать.
Ill вид. Дети стоят в двух кругах или образуют круг и колонну. В круге «Море» - младшие, в круге «Ручеек» - старшие. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» поднимают и опускают сцепленные руки (по морю ходят волны). Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек», взявшись за руки, бегут (течет ручеек). Короткие и долгие звуки чередуются многократно. В конце игры педагог оценивает быстроту и точность реакции детей. По желанию победителей со всеми детьми проводится инсценирование песни.
Музыкально-дидактическое упражнение «Внимательные зверушки»
Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия. Плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы.
Музыкально-дидактический материал. Бубен, маракас, погремушка-румба.
Описание упражнения. Дети сидят за столами, поставленными рядами или полукругом. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок зверей. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен — пойдут гулять медведи, маракас — пойдут гулять лисички, а если зазвучит погремушка-румба, то зайчики». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют при помощи фигурок их движения.
Музыкально-дидактическое упражнение «Бабочки»
Программное содержание. Учить детей различать и передавать в движениях темп музыкального звучания.
Игровые пособия. Ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих.
Музыкально-дидактический материал. Металлофон.
Описание упражнения. Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылышками. Говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно летать, а на медленную —. кружиться (показывает, как это нужно делать). Несколько раз упражнение выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем педагог говорит, что он будет бабочкам все время загадывать музыкальные загадки: то несколько раз быстро играть, то несколько раз медленно, то один раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музыку. Упражнение проводится еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания.
Игровое упражнение «Барабан и погремушка»
Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия. Барабаны и погремушки по количеству участвующих детей.
Музыкально-дидактический материал. Фортепиано: пьесы «Барабан», «Погремушка» музыка Ф. Гершовой.
Описание упражнения. Дети сидят полукругом. В руках у младших - погремушки, у старших - барабаны. Педагог исполняет на фортепиано пьесу «Барабан» и предлагает старшим дошкольникам ритмично, «как музыка рассказывает», поиграть на барабане. Детям младшего возраста после прослушивания пьесы «Погремушка» предлагается сопровождать повторное исполнение пьесы звоном погремушки. Затем педагог предлагает отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка будет звучать — тот инструмент и заиграет».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 664.