МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют вы­бор методов и методических приемов обучения. Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама му­зыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства челове­ка. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педаго­га, которое подводит детей к целостному восприятию музыкально­го образа и пониманию содержания конкретных музыкальных про­изведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритми­ке. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общест­венным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознатель­ность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следу­ем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного воз­раста применяют три взаимосвязанных метода работы:

1. Наглядный;

2. Словесный;

3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, за­висящих от его специфики. Выбор тех или иных методических при­емов обучения определяется конкретными задачами данного музы­кального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обуче­ния детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

♦ обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его испол­нения;

♦ учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

♦ учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в от­дельности.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание му­зыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

2. Тактильную наглядность - непосредственное ощущение те­лом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх,
упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., относя­щихся к данному музыкальному произведению.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

Приведем пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», музыка Е. Тиличеевой).

«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать».

2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исцолнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».

3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.

4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.

5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.

Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.

Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?

6. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий.

Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.

В пении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием, однако не перескакивать через усвоение навыков, определенных программой воспитания. В затруднительных случаях необходимо вести углубленную индивидуальную работу.

Все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет возникшие впечатления. Музыка воздействует на чувства, но она рождает и мысли. А мысль не существует без словесного выражения.

Чтобы дети поняли музыкальное произведение, особенно непрограммное, т. е. не имеющее конкретизирующего заголовка или определенного сюжета, необходимо очень осторожно, бережно руководить восприятием музыки. Слово и музыка направляют деятельность ребенка, помогают ему понять и выполнить задание. Например, когда педагог объясняет детям некоторые приемы исполнения песен, то он одновременно показывает им, как пропевать отдельные звуки, фразы попевок. Чтобы ребенок усвоил и выполнил какое-либо музыкально-ритмическое задание, ему необходимо сначала не только услышать музыку и словесную формулировку задания, но и увидеть, как это нужно делать. При обучении всегда необходимо помнить, что образы музыкальных произведений такие тонкие, подвижные, эфемерные, что требуется большой педагогический такт, чтобы пояснениями не снизить, а углубить впечатление от музыки, не отрывая содержание от формы музыкального произведения. Как указывалось выше, слово, предваряющее слушание инструментальной музыки, должно быть поэтичным, образным, информативным. В отличие от инструментальной музыки песня как бы сама о себе рассказывает посредством поэтического текста. Его подчас сложные метафоры и стилистические обороты требуют от педагога продуманных пояснений.

Чтобы выбрать нужные методические приемы для работы с данным музыкальным произведением, педагог должен сам его хорошо знать, прочувствовать его настроение, характер, обдумать содержание. Только тогда его исполнение будет отличаться необходимой выразительностью.

Рассмотрим этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.

I этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведением.

Объектом восприятия ребенка является звучание голоса и инструмента. Основная задача этого этапа - ознакомить ребенка с музыкальным произведением, приучить его активно вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее общий характер и отмечать особенности. На пер вом этапе обучения при восприятии музыки в центральной нервной системе ребенка происходит иррадиация раздражения. Концентрация,

дифференциация выражены слабо. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. В коре головного мозга ребенка образуются временные связи, поэтому материал следует давать в целостном виде, а не раздробленно, как это имеет место на втором этапе.

Движения педагог показывает непременно под инструментальное сопровождение или напевание мелодии. Иногда, например, разучивая новую песню, педагог выделяет мелодию для лучшего запоминания, играет ее на разных музыкальных инструментах. Первый этап обычно охватывает одно или два занятия. В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как слушание музыки, объяснение, исполнение песен и музыкально-ритмических движений в качестве образца, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, образное и поэтическое слово, беседа с детьми при помощи вопросов и ответов.

II этап - формирование умений в области пения и музыкально-ритмических движений, восприятие музыкальных произведений с опорой на их программу. Задачами этого этапа являются: создание
радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки, упражнения детей в слуховом внимании, самоконтроле, координации голоса и слуха в пении, слуха и характера движений в играх, плясках. В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продолжается длительное время. Например, некоторые песни дети могут спеть самостоятельно, выразительно только на 9-12-е занятие.

На II этапе обучения используются следующие методические приемы: повторное слушание музыки, повторный показ образцов исполнения песен и музыкально-ритмических движений, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, беседа с детьми в форме вопросов и ответов, образное и поэтическое слово, указания, пояснения, замечания - т. е. все существующие приемы обучения.

III этап - образование и закрепление навыков, т. е. автоматизация способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми песен, игр, плясок, упражнений.

Задачи этого этапа: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения того или иного задания; в то же время ребенок сознательно решает поставленную перед ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную творческую активность.

Педагог работает над совершенствованием исполнения детьми песен и музыкально-ритмических движений, продолжает воспитывать способность воспринимать музыку разных жанров.

На данном этапе педагог использует варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявления творческой инициативы, применяя при этом разнообразные методы обучения.

Рассмотрим вопрос о совокупности использования методов и методических приемов в разных возрастных группах.

Младшая группа

Используя словесный метод, педагог чаще всего применяет объяснение. Оно должно быть четким и кратким. Например, дети слушают музыку к пляске «Пальчики и ручки» (русская народная мелодия в обработке М. Раухвергера). Педагог объясняет, что на громкую музыку надо хлопать в ладоши, а на тихую - ударять тихонько пальцем о палец. При вторичном исполнении пляски дети выполняют задание, т.е. объяснение подкрепляется практической деятельностью самих детей.

Указания даются во время исполнения детьми игры, танца, упражнения. Например, музыкальный руководитель говорит во время выполнения упражнения с флажками: «Дети, держите флажки прямо, как Нина Викторовна». В младшей группе широко применяется поэтическое слово. Например, перед песней «Кошка» (музыка В. Витлина) можно прочитать следующее стихотворение: «Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком виляла, деток поджидала».

Занимаясь и слушанием, и разучиванием игр, плясок, упражнений, педагог всегда беседует с детьми, задавая им много вопросов; например: «Какой характер музыки? Какая музыка, быстрая или медленная? Есть ли вступление у этой песни?», но на вопросы в большинстве случаев отвечает сам, потому что у детей еще нет знаний в области музыки, им трудно словами выразить свои чувства и ощущения. Необходимо постепенно приучать детей к доступной музыкальной терминологии, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно ею оперировать. Детям задаются вопросы не только по музыке песни, но и по ее содержанию. Например, после слушания песни «Кошечка» (музыка В. Витлина) педагог спрашивает у детей: «О чем говорится в песне? Что сделала кошечка? Кого она поджидала?».

Широко применяется в младшей группе образный рассказ. Он дается перед сюжетной игрой и слушанием программной музыки.

Большое место в работе с детьми занимают приемы наглядного метода, особенно слуховая наглядность. Любое произведение, которое будут исполнять дети, сначала слушается ими в исполнении педагога. Широко применяется и зрительная наглядность. На занятия педагог часто приносит картинки и игрушки. Например, после новогоднего праздника он показывает детям маленькую елочку с игрушками и говорит: «Дедушка Мороз нам оставил эту елочку в подарок. Он очень, очень добрый. Послушайте песенку о Дедушке Морозе и об этой красивой елочке». Кроме того, педагог показывает певческие приемы и способы выполнения движений.

Средняя группа

Широко применяемый словесный метод включает разные приемы.

1. Объяснение. Становится более развернутым. Например, музыкальный руководитель при разучивании упражнения «Пружинки» (русская народная песня), говорит: «На первую часть пьесы мы исполняем приседание - «пружинку», эта музыка тихая, а на вторую часть, громкую, мы будем легко подпрыгивать на месте на двух ногах».

2. Пояснения. Например, педагог говорит детям, что для того, чтобы начинать петь всем вместе, нужно услышать последний аккорд вступления и только после него начинать пение.

3. Указания. Даются во время двигательных упражнений.

Например, во время ходьбы под музыку марша педагог говорит: «Коля, держи прямо спину; Оля, слушай внимательно музыку» и т. д.

4. Поэтическое слово. Используется очень часто. Перед исполнением песни зачитывается один из ее куплетов, обычно начальный. Например, перед песней «Зима прошла» (музыка Н. Метлова) можно прочитать следующее четверостишие:

Воробей с березы

На дорогу - прыг!

Больше нет мороза

-Чик-чирик!

5. Беседа. У детей средней группы шире кругозор, больше словарный запас. Поэтому после слушания музыкальных произведений с ними проводится более развернутая беседа. Например, после слушания песни А. Филиппенко «Пришла зима» проводится беседа по следующим вопросам. О чем говорится в песне? Есть ли в песне вступление? Какое настроение песни? Какая она, быстрая или медленная?

Иногда вопросы задаются детям перед слушанием музыки, а иногда в виде загадок. Например, музыкальный руководитель говорит: «Я сыграю вступление к песне, а вы вспомните, как она называется».

6. Слуховая наглядность. Слушание музыкальных произведений занимает такое же место, как и в младшей группе. Лишь сами произведения - их форма, образный строй, средства выразительности - значительно усложняются. То же самое можно сказать и о зрительной наглядности. Однако в средней группе показ игрушки, предваряющей исполнение песни, произведение для слушания, не должен занимать много времени.

Гораздо больше требований предъявляется к практической деятельности детей. От них требуются более состоятельные ответы во время беседы, более выразительное пение, более точная передача движений в играх, плясках.

Старшая и подготовительная к школе группы

В этих группах следует больше обращаться к сознанию детей, т. е. широко использовать словесный метод со всеми его приемами. Объяснения даются четко и кратко. Например, музыкальный руководитель говорит детям, что сегодня они будут играть в игру «Кто скорее?» (музыка А. Шварца). После слушания пьесы дети анализируют ее - говорят, какой характер музыки, сколько в пьесе частей, а затем педагог объясняет правила игры. Пояснения используются часто и подкрепляются показом. Дети должны выслушивать их до конца. Например, разучивая с детьми игру «Кто скорее?», музыкальный руководитель говорит: «Ведущему надо ударить в бубен только два раза», - и показывает, как это нужно сделать.

Указания даются во время игр, выполнения упражнений, а также перед какой-либо деятельностью. Например, перед пением можно сказать: «Дети, сядьте прямо. Мы будем сейчас петь».

Поэтическое слово, которое помогает раскрыть образ музыкального произведения, используется значительно чаще. Например, перед слушанием пьесы Д.Б. Кабалевского «Кавалерийская» можно

прочитать стихотворение А. Асланова:

Ах, как славно на коне

Мчаться с ветром наравне.

Конь - самый быстрый,

Конь - самый сильный,

Самый красивый конь гнедой!

Беседа с детьми по вопросам проводится по окончании слушания и перед слушанием музыкального произведения. Например, после исполнения «Вальса» (музыка Н. Леви) можно спросить: «Какой характер пьесы? Сколько в ней частей? Какой темп вальса? Как вы думаете, о чем музыка рассказывает? Вопросы должны активизировать мышление ребенка. Так, например, при сравнении упомянутого Вальса и Польки М. Глинки можно спросить: «Чем отличаются эти произведения? Каков характер вальса? Каков характер польки? Чем они похожи?»

Образный рассказ в старших группах становится более развернутым, часто он перемежается со слушанием музыки, так как увеличивается протяженность музыкальных произведений, игр, возрастает количество персонажей в инсценировках.

В старшей и подготовительной группах игрушки используются как атрибуты игры, а картинки тогда, когда надо пояснить слово или действие, непонятное детям. Например, перед пением «Зимней песенки» (музыка М. Красева) следует пояснить детям слова «лес проснулся в серебре» и показать картинку, изображающую деревья в инее. Показ же певческих приемов, движений игр, плясок применяется очень широко и не только педагогом, но и самими детьми.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 1918.