Синтез эмоционального и слухового компонентов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоциональной окрашенностью характеризуются все виды музыкальной деятельности. На какой бы стадии своего развития ни находился ребенок, он эмоционально откликается на музыку, выражающую чувства.

Вместе с тем очень важен и слуховой компонент, так как его сенсорная основа, заключающаяся в действенно-наглядной ориентировке в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связана со всеми этапами музыкального развития.

3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения высотных соотношений; способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения музыкального ритма.

Эти две основные музыкальные способности необходимы для выполнения любой музыкальной деятельности, хотя по-разному проявляются применительно к тому или иному ее виду. Например, способность переживания и различения ладовысотных соотношений наибольшее значение имеет для пения. Эти основные способности составляют основу для детского творчества.

Музыкальность как комплекс способностей включает владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить настроение и содержание музыки; волевые процессы; инициативу; творческие замыслы; технические данные (чистоту певческой интонации, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике и т. д.).

В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство - выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество - индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка, и сначала в очень примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а доминирование одних и отставание других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности.

Однако более позднее проявление их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Н.А. Ветлугина в своей работе «Музыкальное развитие ребенка» указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития.

«В области ощущений и восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее отчетливых, ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцировке звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий.

В сфере эмоционального и познавательного отношения к доступным произведениям искусства - предметам быта, природным явлениям - намечается следующая динамика: от безотчетного эмоционального отклика на все приметное, яркое, красивое к возникновению некоторых оттенков чувств, разнообразных настроений у старших детей. Они способны благодаря полученным знаниям замечать отдельные связи между содержанием произведения и способами его выражения и изображения. У них возникает избирательное отношение к явлениям прекрасного. Подчас они предпочитают какие-либо стороны художественного переживания и деятельности. В результате у детей постепенно формируется художественный вкус. В практической деятельности (пение, рисование, игры, инсценирование, танцы) развитие идет от подражательных действий к возникновению поисков выразительно-изобразительных средств, к появлению попыток самостоятельного переноса приобретенного художественного опыта на занятиях в свою повседневную жизнь, к творческой инициативе»1.

В дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству.

Содержание музыкальной деятельности, в процессе которой под влиянием воспитания и обучения происходит развитие ребенка, отражено в «Программе воспитания в детском саду».

 

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации (на подражании взрослому); способствовать возникновению эмоционально положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка:

звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий, воспроизведение их голосом, выполнение игровых и плясовых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие:

умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие слуха и голоса ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы. Дети способны различать в пьесах регистры, тембры, звучание 2-3 музыкальных инструментов, несложный ритм, могут сопоставлять громкую и тихую музыку, спокойную и бодрую. Однако внимание детей еще неустойчиво, певческие голоса не сформировались, дыхание поверхностное. Поэтому их музыкальная деятельность пока скромна.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности,

в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают их ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, движением, слушанием музыки содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.

На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.

Под влиянием наблюдений окружающего и в результате сенсорного воспитания у детей возникает система представлений о высоте, силе, тембре музыкального звука. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В играх и плясках дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер - дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Отчетливее проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что означает то или иное слово песни, как можно двигаться под ту или иную музыку. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения. Свои замыслы дети выражают в словесной форме, планируют свои игровые действия. Музыка углубляет их нравственные качества, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.

На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии - понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, сюжетных и несюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых произведений, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия. В процессе исполнения песен, игр, плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются волевые и эмоциональные качества, дисциплинированность, организованность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение песен, игр, плясок как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

Появляется реальная возможность более интенсивного музыкально-эстетического развития.

Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, целесообразно в средней и старших возрастных группах в начале, в середине и конце учебного года предложить выполнять короткие тестовые задания, скрининги, предварительно разработав критерии оценок и уточнив ситуацию проверки в зависимости от конкретных условий.

Для установления уровня развития ладового чувства можно попросить ребенка: 1) узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску; 2) рассказать о содержании или вспомнить название исполненного фортепианного произведения, которое хорошо знакомо ребенку; 3) определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?), 4) закончить мелодию на тонике («я начну, а ты закончи»); 5) определить, правильно ли сыграл взрослый знакомое ребенку произведение для игры или пляски.

Для определения уровня развития музыкально-слуховых пред ставлений можно предложить ребенку: 1) спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования; 2) спеть песню без фортепианного сопровождения; 3) спеть песню в другой тональности; 4) подобрать мелодию знакомой песни на металлофоне; 5) повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки; 6) повторить за педагогом голосом сыгранную на фортепиано незнакомую музыкальную фразу.

Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить: 1) прохлопать метрическую долю знакомой песни; 2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»); 3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами!»); 4) эмоционально-выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения; 5) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте; 6) передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания.

Проверка проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам. Можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих зверей. Ситуация проверки - обычная обстановка. Педагоги наблюдают, не скован ли ребенок, не стес­няется ли он петь, двигаться по просьбе, стремится ли преодолеть затруднения. Педагог обращается к ребенку: «Мы с тобой будем иг­рать в очень интересную игру. Я буду начинать знакомые песенки, а ты — заканчивать». Играет не более двух. Проводится действие. «А теперь попытайся сыграть эту мелодию (одну из них) на метал­лофоне» Проводится действие. «Посмотри, кто нарисован на этой картине? Что он делает? А как он это делает?» Выслушиваются от­веты. «Пожалуйста, превратись в медведя и спляши, как он, вот под эту музыку. Только послушай ее сначала». Ребенок слушает пьесу М. Красева «Пляска медведей», а затем пляшет под ее музыку.

Задаче решена, если ребенок правильно выполняет все задания.

Задаче решена частично, если ребенок не справился с одним заданием, а второе выполнил с помощью педагога.

Задаче не решена, если ребенок не справился с двумя задания­ми, а третье выполнил лишь с помощью педагога.

 

Глава2

Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.