В зависимости от уровня сформированности выделяют несколько видов навыков и умений:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ü начальные умения представляют собой первичное самостоятельное применение знаний в практической деятельности. В этом случае как бы выполняется первый шаг от имеющихся знаний к практической деятельности человека;

ü простые навыки - это уже несложные приемы и действия, совершаемые автоматизировано. В свою очередь они делятся на несколько подвидов:

v двигательные - сформированные на основе работы двигательных анализаторов;

v сенсорные - использующие сенсорные анализаторы;

v умственные - реализуемые в мыслительной деятельности человека;

v смешанные - опирающиеся на имеющиеся двигательные, сенсорные и умственные анализаторы.

ü    сложные навыки характеризуются как усвоенное комплексное автоматизированное действие. Они, как правило, включают в себя несколько простых навыков, объединенных одним видом деятельности; сложные умения отечественной психологией трактуются как комплексное многосложное действие, выполняемое в любых условиях деятельности.

3 характеристики навыков и умений:

ü гибкость - способности личности использовать навыки и умения в различных видах деятельности;

ü прочность - степени устойчивости навыков и умений при воздействии на них отрицательных факторов;

ü сложность - уровень сочетания в навыке или умении нескольких аналогичных образований более низкого порядка.

  Именно они формируют комплексное психическое явление, называемое мастерством и проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков и умений, а также профессиональных и моральных (морально-боевых) качеств личности.

  Воинское мастерство состоит из компонентов, которые не изолированы, а тесно взаимосвязаны. Так, проявление и формирование профессиональной памяти зависит от мышления, внимания. Овладение и функционирование навыков зависит от знаний, умений, профессионально-боевых качеств человека.

   Проявление и развитие любого компонента мастерства и их единства в решающей степени определяется сознательностью, отношением военного к службе, учебе, его волевыми качествами и проявляемыми усилиями. Воинское мастерство в совокупности его компонентов не изолированное явление в психике. Оно зависит от свойств личности военнослужащего, его психических состояний, психологической подготовленности, общего развития качеств, предшествующего опыта, общего образования.

Боевое мастерство коллектива - это прежде всего его организованность, т.е. такая упорядоченность составляющих компонентов, которая превращает его в единое целое в интересах решения боевых задач.

Психологическими компонентами боевого мастерства являются:

ü единство взглядов и взаимопонимание личного состава по тактическим вопросам. Оно опирается на изучение и практическое освоение боевых средств флота, корабля, части, способов их тактического применения в различных условиях обстановки, вероятного противника;

ü навыки коллективных согласованных действий по наблюдению за обстановкой и поддержанию связи, обслуживанию и использованию оружия и технических средств. В штабах и управлениях они выражаются в быстрой обработке данных об обстановке, их анализе, производстве тактических расчетов к подготовке решений в короткие сроки, доведении задач до подчиненных с соблюдением правил скрытого управления. Эти навыки позволяют всем морякам соразмерять свои действия по содержанию, времени, пространственным и силовым характеристикам с действиями других;

ü  навыки управления личного состава командных пунктов и штабов. Они проявляются в быстром и согласованной анализе и оценке обстановки, подготовке выводов по ней, выполнении тактических расчетов, планировании использования оружия а технических средств, отработке боевых документов и доведении их до исполнителей, управления силами и средствами в процессе выполнения боевой задачи/организации тактического взаимодействия внутри соединений и с другими родами сил.

Пожалуй наиболее своеобразными психологическими компонентами боевой умелости как качества мастерства являются:

v  оперативно-тактические умения всех командных инстанций корабля, части, тактической группы, соединения;

v  качества и привычки активных, решительных, инициативных, самостоятельных, настойчивых, дерзких боевых действий, в любой обстановке, свойственные данному боевому коллективу.


   Боевая умелость в большей степени чем все другие слагаемые мастерства зависит от успехов воспитания, морально-политической подготовки личного состава. Она невозможна без настойчивости, инициативности, самостоятельности и других качеств, без готовности активно и решительно действовать в любых обстоятельствах.


Содержание и организация психологической работы в Вооруженных Силах, ее основные задачи.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 583.