Развитие военной психологии в Англии, Германии, Франции, Японии и Израиле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Германия

Военная психология в Германии сформировалась в начале XX века. В военных целях использовались исследования Вунда – по национальной психологии, Фрейда – по биологическим источникам агрессивности как причинам войны, Гельмгольца, Геринга, Мюллера – по психофизиологии, Меймана и Штерна – по поиску средств профессионального подбора новобранцев, Шнейдера – по определению качеств, обеспечивающих успех руководства и др. К.Юнг – в 30 – 40-х годах внес большой вклад в развитие психологического консультирования по вопросам государственной национальной политики.

В I период мировой войны К.Левин, анализируя восприятие поля боя солдатом, сделал вывод о существовании «гештальта» - внутренней схемы, управляющей выбором впечатлений и предшествующей опыту человека. В последствии эти положения легли в основу идеалистической генштальт-психологии.

Биологические эксперименты Гимлера проводились над эсесовцами. Утренний кофе был заменен завтраком древних германцев – молоко и каша, питье – минеральная вода. В казармах проводились опыты по гипнотерапии, опыты по массажу нервной системы. Широко использовалось такое психическое явление как конформизм, то есть давление группы. Итог, большинство людей теряло свое лицо, придерживалось поведения «толпы», меняя свой образ мысли и действий.

После II Мировой войны возрождается военная психология, исследуются: вопросы политической обработки личного состава; анализ боевой деятельности в условиях современной войны (Биглер); подготовка войск (Эбелинг); психологическое влияние факторов ядерного взрыва на психику и поведение солдат. В конце 50-х годов обозначилась тенденция к унификации военно-психологической теории и приближению ее к американскому образцу.

Главная задача морально-психологической подготовки личного состава – обеспечение психологической готовности военнослужащих к ведению активных боевых действий в условиях, как мировой, так и ограниченной войны, в любых природно-климатических условиях, а также: преодоление страха и паники; укрепление групповой сплоченности; упрочнение взаимоотношений между военнослужащими в небольших группах.
Вторая задача – осуществление психологической обороны – психологических операций.

Англия

Для повышения качества морально-психологической подготовки военнослужащих командование считает необходимым: максимально приблизить боевую подготовку к условиям войны, осуществляя ее на грани физиологического и психологического истощения личного состава.

В процессе обучения приоритет отдается формированию у военнослужащих морально боевых качеств в ночное время. Для этого отводится одна треть всего времени боевой подготовки на ночные занятия.

 Важным направлением считается стремление осуществлять привитие навыков, прежде всего в экстремальных условиях. Для этого рекомендуется проводить учения, как правило, на незнакомой местности, в условиях, изобилующих большими неожиданностями для офицеров и солдат. Для командиров всех степеней стоит задача, чтобы во всех видах подготовки (тактической, специальной, строевой, физической) процесс обучения содержал как можно больше элементов морально-психологической закалки. Поэтому занятия рекомендуется проводить обязательно с боевой стрельбой, с бомбометанием, обкаткой танками с имитацией ядерных взрывов, практиковать наступление за реальным артиллерийским валом, с созданием шумов, дымовых завес, с введением элементов риска и опасности.

В подготовке личного состава широко используется самовнушение и релаксация в интересах укрепления внутригрупповой сплоченности и «групповой интеграции».

Используется внимательное комплектование, избегание конфликтов и неуставных взаимоотношений, комплектование по национальному признаку (англичане или валлийцы или шотландцы), по принципу землячества. Это способствует формированию корпоративного духа, слаженности, взаимовыручки. Опираясь на национальные черты характера англичан, рекомендуется развивать привычку к строгому порядку, дисциплину и организованность, расчетливость и стойкость, хладнокровие и сдержанность, находчивость. Для привития навыков твердого и непрерывного управления используют в частях «сестер милосердия» - специально обученных и имеющих опыт педагогической работы женщин, которые вносят элементы спокойствия в действия мужчин.

В учебном процессе используются тесты для определения способностей быть лидером и пользоваться доверием подчиненных, обучают правилам поведения с сержантским составом, с солдатами, моделируются возможные конфликтные ситуации, курсантам даются знания о приемах обучения: как выслушать подчиненного, как проанализировать у него проблемы, у солдат формируется уверенность в своем оружии, уверенность в превосходстве «английского образа жизни». Психиатр и психолог введены в штат каждой дивизии.

Франция

Заслуживает внимания концепция французских военных психологов, акцентирующая внимание на вопросах, связанных с морально-психологическими возможностями, как солдата, так и подразделения в целом. Cуть концепции состоит в том, что будущая война будет стрессовой, поэтому уже заранее необходимо больше внимания уделять психологической подготовке и учитывать ее уровень при постановке задач подразделениям. Для определения степени психологической подготовленности личного состава были обоснованы шесть основных психологических факторов (параметров), влияющих на боеспособность: уверенность в технике и вооружении, уверенность в командире, уверенность в себе, слаженность подразделения, моральные возможности, восприятие законности уверенных действий, личностная ситуация в бою.

В психологическом центре Вооруженных сил Франции был разработан и изображен в виде диаграммы ряд тестов, позволяющих в абсолютных единицах измерения определить степень выраженности того или иного фактора. С помощью тестов удалось достаточно точно определить уровень морально- психологических возможностей подразделений. Для его выявления данные, полученные в одном подразделении, сравниваются с данными другого, имеющего лучшие результаты. Это позволяет наметить направления в работе по дальнейшему совершенствованию психологической подготовки личного состава.

Япония

Есть офицеры специальных «органов воспитания», имеющие педагогическое или психологическое образование. Существует специальная система, способствующая быстрой адаптации военнослужащих к условиям военной деятельности: говорить только то, что положено военнослужащему (то есть отказ от прошлого образа жизни); основа армейской жизни – это абсолютное послушание (нет места протестам, критике). 50% занятий проводится в специально-оборудованных районах, где имитируется боевая обстановка.

Израиль

Существует тщательно продуманная система отбора и обучения военнослужащих – всеобщая военизация общества для всех мужчин и женщин (мужчины – до 54 лет, женщины – до 38 лет или до вступления в брак) с обязательной 2-х месячной переподготовкой ежегодно.
Широко практикуются специальные мероприятия в ходе боевой подготовки: максимальное приближение психики солдата и офицера к восприятию реальных факторов современной войны; много уделяется внимания формированию групповой сплоченности (использование социально-психологических тренингов); быстрое вступление в боевые действия на территориях противника.
Метод воспитания – очень большой (жесткий) спрос за плохие оценки на итоговой проверке, налагаются взыскания за небрежность в хранении оружия, перевод в пехоту за низкую стрельбу из оружия, или в подразделения облуживания.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 845.