Место военной психологии в общей системе психологического знания. Объект, предмет и задачи военной психологии. Основные направления военно-психологических исследований.
Военная психология – это отрасль науки, изучающая закономерности проявления психики военнослужащего.
Объект воен. псих. – военнослужащие (воинские коллективы) проходящие военную службу по призыву и контракту, а также те. кто может быть привлечен к военной службе в военное время.
Предмет военной психологии – особенности проявления психики военнослужащего в различных условиях военно-профессиональной деятельности, а так же психологические процессы, состояния, свойства, характерные для воинских коллективов.
Основные задачи военной психологии:
1.разработка методов комплектования частей и подразделений на основе учета индивидуально-психологических и личностных особенностей военнослужащих.
2.определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учета индивидуальных психологических особенностей военнослужащих при осуществлении военно-профессиональной подготовки (методика Ровена).
3.разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке.
4.разработка психологических методов сплочения коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью эффективной деятельности частей и подразделений.
5.разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства караульной и гарнизонной службы.
Осн направления:1) Психология личности воинов;2)Психология группы;3) Соц-псих явления в армии;4)Психология воинской деятельности мирного времени;5)Психология боя и войны
Шумков Г.Е. считает, что в начале XX века создались предпосылки для «познания деятельности бойца, которые могут много дать для познания душевных явлений» вообще.
К числу этих предпосылок он относил:
1. потребности ведения боя. При разбросанности бойцов на десятки верст по полю сражений одного, даже талантливого командира, оказывается недостаточным. Назрела насущная потребность во многих талантах для успешного ведения боя. А подготовка талантов требует научных оснований и обобщений;
2. необходимость научного обоснования военного искусства. Военные науки достигли той степени, когда возникла необходимость их систематизации и подведения под них общего научного фундамента, основой которого может стать военная психология;
3. воспитание и подготовка солдат к бою должны проводиться по строгой системе, основанием которой служит только научные знания о психике бойца вообще и психологии боя, а подготовка к бою должна сводиться к подготовке солдата.
Понятие о психических состояниях военнослужащих и их особенности. Эмоциональные, мотивационно-личностные и функциональные состояния военнослужащих.
Психические состояния военнослужащих - это временные целостные состояния его психики в боевой обстановке, определяющие уровень влияния боевых стресс-факторов на его поведение, протекание психических процессов и на саму боевую деятельность.
Положительные: уверенность, бодрость, подъем, приподнятость, боевой порыв, готовность к активным действиям.
Отрицательные: неуверенность, страх, ужас, утомляемость, подавленность, сомнение, боязнь, отчаяние, безразличие, напряженность, усталость.
Психическая саморегуляция - это регуляция различных состояний, осуществляемая самим человеком с помощью своей психической активности.
простейшие приемы саморегуляции:
дыхательные (успокаивающее и мобилизующее дыхание);
Навыки и умения представляют собой деятельность человека.
Содержание и организация психологической работы в Вооруженных Силах, ее основные задачи.
Общие положения
1. Настоящее Руководство определяет содержание и организацию психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации*, а также ее научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение и подготовку кадров.
2. Психологическая работа - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
3. Психологическая работа организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.
4. Задачи психологической работы:
изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной работы и выработка мер по повышению их эффективности;
изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих;
организация психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
5. Эффективность психологической работы достигается единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой.
6. Командир (начальник) - отвечает за руководство и организацию психологической работы. Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Осуществляет контроль за качеством их выполнения. Направляет психологическую работу в интересах решения поставленных задач.
Он обязан:
формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния, моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;
при организации боевой учебы использовать разработанные формы и методы психологической подготовки;
обеспечивать участие психолога в подготовке личного состава к несению боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной, караульной и внутренней служб;
в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора военнослужащих, учитывать их психологические качества, знания и индивидуальные способности;
сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;
принимать меры по укреплению и сохранению психического здоровья военнослужащих.
Командир (начальник) имеет право:
знакомиться с основными выводами по результатам психологических исследований, проводимых психологом;
запрашивать необходимую психологическую информацию из других органов воспитательной работы.
7. Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.
8. Органы воспитательной работы отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил.
9. Медицинская служба во взаимодействии с командирами (началь-никами) и должностными лицами органов воспитательной работы участвует в планировании и проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью сохранения психического здоровья личного состава, а также принимает активное участие в выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.
10. Права военнослужащих при проведении мероприятий психологической работы.
Военнослужащий имеет право на:
получение доступной квалифицированной психологической помощи;
сохранение в тайне мотивов обращения и результатов психологического обследования;
получение объективной информации по результатам исследования;
отказ от психологического обследования и участия в психологических экспериментах.
Организация и содержание психологической работы
11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов, вырабатывает предложения по развитию материально-технической базы психологической работы. По указанию заместителя Министра обороны Российской Федерации готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины, по специальным, относящимся к его ведению вопросам .
12. В виде Вооруженных Сил Российской Федерации:
разрабатывают основные направления и задачи психологической работы с учетом специфики вида Вооруженных Сил Российской Федерации;
планируют и организуют мероприятия психологической работы по обеспечению выполняемых задач, боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
разрабатывают мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;
организуют научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической работы;
анализируют состояние психологической работы, обобщают и распространяют передовой опыт;
готовят для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению дисциплины и организованности;
осуществляют подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров психологов;
принимают меры по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках (силах).
Требования руководящих документов по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
1.Приказ МО РФ 1995 г. № 226 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
2.Приказ МО РФ 1995 г. № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»
3.Приказ МО РФ 1994 г. № 202 «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ».
4.Приказ МО РФ 1998 г. № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»
5.Проект «Руководства по психологической работе в ВС РФ» (введен в действие НГШ ВС РФ 26 июля 1996 г. № 172/1637
6.Директива МО РФ № - 18 «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» от 31 июля 1996 г.
7.Директива Начальника ГУВР ВС РФ 1998 г. № 1 «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
8.Директива Начальника ГУВР ВС РФ 1998 г.
№ 2 «О введение в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк – дивизия)».
9.Директива Начальника ГУВР ВС РФ 1998 г. № 3 «Об информации по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»
10.Директива Начальника ГУВР ВС РФ и Начальника ГОМУ ГШ ВС Нд – 4/1 1999 г. «Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин».
11.Методические рекомендации отдела психологической работы ГУВР ВС РФ «Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей молодого пополнения».
12.Система работы организаторов психологической работы и войсковых психологов по предупреждению самоубийств военнослужащих (подписана Начальником ГУВР МО РФ 10.08.97 г.)
Общие требования к офицеру психологической службы и организации психологической работы.
· Организация и содержание деятельности офицера психологической службы в мирное время.
· Планирование работы по психологическому обеспечению повседневной деятельности войск.
· Организация психологического изучения личного состава части. Психологическое сопровождение личного состава части.
· Работа по предупреждению самоубийств, НУВ, пьянства и наркомании в части.
· Психологическое обеспечение внутренней, гарнизонной и караульной служб, несения боевого дежурства.
· Организация и содержание психологического обеспечения выполнения боевых и специальных задач.
· Работа офицера психологической службы в условиях боевой обстановки. . Работа по реабилитации военнослужащих.
17. Основные направления психологической работы.
Как и любой обслуживающий вид деятельности, психологическая работа связана с необходимостью решения конкретных проблем, оказывающих негативное влияние на уровень боевой готовности.
Психологическая работа направлена на решение личностных, коллективно-групповых и деятельных проблем.
1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. Проблемы можно разделить на следующие группы:
•мотивационные проблемы
•профессионально-квалификационные
•функционально-психологические
2.Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива.
3.Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности.
Психологическая работа в Вооруженных Силах ведется в двух основных направлениях:
1.совершенствование психологических условий, влияющих на психику военнослужащего;
2.формирование и развитие индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.
Особенностью психологической работы в Вооруженных Силах является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленную на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают с целями и характером осуществляемой деятельности, а иногда и противоречат им. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армейской службы психологическая работа должна быть ориентирована и на деятельность и на человека.
18. Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика.
В.П.Каширин.
Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи.
В.П. Каширин отмечает , что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.
К числу таких явлений относятся:
а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психики в данный момент или за определенный промежуток времени, возникающие как результат существующих в психологии воинского коллектива суждений, мнений, рациональных отношений, установок и т.д.;
б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными событиями, фактами и т.д.;
в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и решимости действовать в соответствии с политическими и нравственными ценностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского долга.
Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:
1. моральные, отражающие представления о войне, её характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;
2. общественно-психологические, индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию… );
3. элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).
19.Система профессиональной деятельности военного психолога. Единая система донесений (докладов) о проводимой психологической работе.
Профессиональная деятельность военного психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. Психолог осуществляет целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В процессе работы военный психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, авторитету военной психологии.
В то же время, психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им необходимые данные о военнослужащих в интересах воспитательной работы.
Это требует от психолога руководствоваться заповедью "Не навреди!", проводить психологическую работу в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности:
· уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на самоопределение, на участие или неучастие в исследованиях, диагностических и формирующе-коррекционных мероприятиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;
· разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации;
· не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или психологическим принуждением военнослужащих к сообщению какой-либо информации, изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы его начальником;
· уметь сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных военнослужащих и различных групп;
· оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;
· распространять информацию о клиенте только с его личного согласия, в указанном им объеме и определенному кругу лиц;
· отвечать за последствия своей профессиональной деятельности;
· четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы;
· прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей;
· постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности;
· использовать диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы и техники, которые ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения;
· не распространять информацию и специальные знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними;
· принимать меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио - и видеопленок, связанных с работой.
Профессиональная тайна может быть раскрыта психологом по собственной инициативе лишь в том случае, если нераспространение данной информации может нанести существенный вред клиенту, другим людям.
Военный психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести практическую работу.
Военный психолог в интересах клиента должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы.
Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности.
Донесение.
1) Донесение адресуется командиру воинской части и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы.
2) Донесение подписывается заместителем командира воинской части по воспитательной работе.
3) Донесение представляется по итогам зимнего периода обучения и за учебный год в сроки, установленные вышестоящим начальником;
Содержание донесения:
1. Цели, задачи, особенности проводимой психологической работы с учетом обеспечения решаемых в данном периоде обучения задач.
2. Основные выводы из итогов психологической работы (оценить эффективность проведенных мероприятий, подтвердить их цифровыми показателями; в т. ч. указать воинское звание, фамилию и инициалы, занимаемую должность, лучших и отстающих).
3. Анализ имеющихся недостатков в организации и проведении психологической работы (в том числе указать конкретные подразделения, воинские части, воинские звания, фамилии и инициалы должностных лиц, где имеют место данные недостатки). Принятые меры.
4. Предложения по совершенствованию психологической работы.
Приложения к донесению:
а) Приложение 1. «Данные о результатах работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации».
б) Приложение 2. «Сведения о профессиональной подготовке, методическом и материально-техническом обеспечении психологической работы» (от дивизии и выше).
в) Приложение 3. «Сведения о кадрах психологов» (от дивизии и выше).
г) Приложение 4. «Опыт психологической работы» (от дивизии и выше).
20.Этапы становления и развития военно-психологической мысли за рубежом.
Военная психология в странах Запада оформилась собственно как наука в конце 19 - начале 20 вв. и в дальнейшем получила широкое развитие во многих направлениях. Исторический аспект развития зарубежной военной психологии до 70-х гг. предельно полно и глубоко раскрыт в работах Н.Феденко и других отечественных военных психологов. В силу расширения предметной области современной военной психологии и роста масштабности применения результатов военно-психологических исследований в военном деле на современном этапе видится необходимым рассмотрение основных тенденций развития современной зарубежной военной психологии.
Основные направления психологических исследований в Германии в годы I МВ:
- моральное состояние войск;
- поведение солдата в бою;
- поведение солдата на службе;
- национальная психология;
- отбор новобранцев;
- наблюдение за людьми, вышедшими из повиновения (в тюрьмах, психиатрических клиниках).
Военный психолог как профессия. Исследовательская и практическая деятельность военного психолога. Обязанности и профессиональная этика военного психолога
Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных Силах России в середине 90-х годов ХХ в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом (приказ министра обороны РФ
Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.
Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:
· знание психологических качеств военнослужащих полка;
· изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
· выработка предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
· организация и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
· оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
· проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
· участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
· организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
· организация взаимодействия с медицинской службой полка;
· методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками;
· проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
· участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
· информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.
Для решения этих многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений. Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи.
Этика:
-уважать личную неприкосновенность военнослужащих
- разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации;
- не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или психологическим принуждением военнослужащих к сообщению какой-либо информации, изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы его начальником;
- уметь сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами
субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных военнослужащих и различных групп;
- оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;
- распространять информацию о клиенте только с его личного согласия, в указанном им объеме и определенному кругу лиц;
- отвечать за последствия своей профессиональной деятельности;
- четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы;
- прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей;
- постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности;
- использовать диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы и техники, которые ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения;
- не распространять информацию и специальные знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними;
- принимать меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио - и видеопленок, связанных с работой.
2.Квалификационные требования к военно-учётной специальности 360201 «Психологическая работа».
Претендент должен быть здоровым, иметь высшее образование по специальности, которое обеспечивает военной высшее заведение. Пройти 2-3 месяца стажировку. Эту должность могут усвоить и гражданские вузовские студенты , обучаясь на военных кафедрах: Повышение квалификации (доп.курсы,второе высшее со смежными областями (личностное консультирование )
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1655.