Ситуативно-образный психологический тренинг и др
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

11.Психологическая структура и содержание личности военнослужащего. Специфика формирования психических познавательных процессов у военнослужащих. Эмоционально-волевая характеристика военнослужащего.

Психологическая структура и содержание личности военнослужащего

Личность - это та сторона индивидуальной человеческой психологии, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие человека и обусловливает качество, особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Структура личности военнослужащего

личность воина - это его индивидуально-психологические особенности, свойства и доминирующие психические состояния.

Содержание личности военнослужащего

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеетсвою внутреннюю структуру, включающую :  

-потребности

-мотивы 

 -цели.

Потребности - нужда человека как социально-биологического суще-ства в конкретном духовном или материальном предмете (явлении).

Мотивы - непосредственное побуждение к совершению конкретногодействия для удовлетворения существующей потребности. Они формиру-ются под решающим воздействием мировоззрения человека и имеют лично-стный смысл.

Потребностно-мотивационная сфера направленности является как бы ее фундаментом, на котором формируются цели личности.

Цели - идеальный образ результата деятельности (выполняемогодействия). По времени существования они бывают оперативными (ближай-шее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) ижизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всехдругих целей. Как правило реализация каждой из перечисленных целей осу-ществляется в соответствии с жизненной целью.

Познавательная деятельность - необходимая составная часть человеческой деятельности вообще. В условиях Вооруженных Сил без познавательной деятельности невозможно осуществлять боевую учёбу, формировать у личного состава нужных для эффективного выполнения учебно-боевых задач и нанесения службы.

в методических целях психические, познавательные процессы целесообразно рассматривать в последовательности соответствующих этапам познавательной деятельности:

вначале - ощущение, восприятия учебного материала каждым военнослужащим;

затем - воображение и мышление, благодаря им главным образом обеспечивается творческое осмысление и усвоение знаний

наконец-память и речь, активно работающие на этапе запоминания и воспроизведения учебного материала.

Эмоции - это процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях. Чувства, в свою очередь, представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.

Настроение - слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Испуг - простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения.

Боязнь - эмоциональное состояние на основе осознания военнослужащим реальной угрозы его положению, здоровью или жизни.

Страх - астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля военнослужащего над своими действиями.

Аффект - переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы.

Стресс - непродолжительное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания военнослужащим сложности ситуации, в которой он находится.

Фрустрация - эмоциональное состояние военнослужащего, возникающее при осознании им непреодолимости возникшей для него трудности.

Аффективный страх - остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность военнослужащего к сознательной деятельности.

Паника - крайне выраженное астеническое состояние с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием.

Воля - способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия). В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли):

 простые и сложные;

  преднамеренные и непреднамеренные.

 В зависимости от уровня волевых характеристик у военнослужащего формируются соответствующие качества личности:

Решительность

Дисциплинированность

Мужество

смелость и др.


 

13. Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.      Необходимость и пути их развития у военнослужащих. Психические образования личности: знания, навыки, умения. Трансформация психических образований военнослужащих в боевое мастерство.

Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности

Направленность личности - психическое свойство личности - система потребностей, ценностей, устремлений, преобладающая над системой смыслообразующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Темперамент - психическое свойство личности, предопределеиное силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психологических явлений, свойственных личности.

Характер - совокупность устойчивых психических черт личности; влияющих на все стороны поведения человека, обусловливающих его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающих индивидуальное своеобразие личности и проявляющихся в стиле деятельности и общении.

Способность - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеть ими.

Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

 Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения.

Сангвиник - стремится к частой смене обстановки отзывчив, активени и впечатлений. Легко переживает неудачи. и адаптивен.

Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.

Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.

При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко.

 В изучении подчиненных всегда важен индивидуальный подход, потому что у каждого военнослужащего свои проблемы и трудности и кому как не младшему командиру обращать на них пристальное внимание. При этом необходимо учитывать, что всякое воспитательное воздействие обосновано тремя моментами:

а) должно быть в интересах самого воина;

б) диктоваться конкретной служебной задачей, скажем, необходимостью поддержания уставного порядка;

в) необходимо для достижения и сохранения благополучия коллектива

Если внимательно посмотреть на мировой и отечественный опыт применения методов воздействия на сознание военного человека, то условно их можно разделить на 4 группы.

1. Жесткая требовательность (метод принуждения).

2. Повышение материального уровня жизни военнослужащих (метод стимулирования).

3. Мощное воспитательное (идеологическое, религиозное) воздействие (метод убеждения).

4. Комплексное применение вышеперечисленных методов.

При этом более предпочтительным и эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы.

Самовоспитание - особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности

Самоанализ -позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях; способствует объективному ответу на вопрос: кто есть «я»?

Самонаблюдение - умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужащий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.

Самооценка - единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель.

Самовнушение- это мощной рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой. Психологическая сущность этого приема - пробудить и укрепить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний: «должен хочу - могу - есть».

Самоосуждение - это искреннее недовольство своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной.

Самозапрещение - добровольный отказ от собственных намерений и действий. Оно помогает разрешать конфликтные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнослужащий таким образом накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.

В отечественной психологии принято считать, что психические образования - это лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека.

  В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирующимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность.

        Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое или механическое овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения. Соотношение конкретной деятельности (навыков, умений и привычек) с убеждениями позволяет говорить о сознательности.

Знания - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

   В настоящее время в отечественной военной психологии выделяются четыре вида знаний:

ü  знания-знакомства позволяют ориентироваться в обстановке в самых общих чертах. Это своеобразные знания-узнавания, когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, "опознать" ее;

ü знания-репродукции дают возможность воспроизвести ранее воспринимавшийся или заученный материал;

ü знания-умения обеспечивают уверенное и творческое их применение в любых видах практической деятельности;

ü знания-трансформации выступают условием для создания новых знаний на основе их логического преобразования или применения в ранее не рассматриваемых условиях.

Хар-ки знаний:

ü объем - количество информации, зафиксированной в сознании (памяти) человека;

ü глубина - степень познания сущности процессов и явлений, хранящейся в сознании;

ü  прочность - степень устойчивости знаний при воздействии на них отрицательных (временных, эмоциональных и др.) факторов;

ü действенность - возможность использования имеющихся знаний в практической деятельности; 

гибкость - способность человека творчески использовать имеющиеся знания в различных условиях.

Навык - это автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания (доведенное до автоматизма действие, сопровождаемое или контролируемое сознанием).

Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание предваряет выполняемое действие.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 627.