11.Психологическая структура и содержание личности военнослужащего. Специфика формирования психических познавательных процессов у военнослужащих. Эмоционально-волевая характеристика военнослужащего.
Психологическая структура и содержание личности военнослужащего
Личность - это та сторона индивидуальной человеческой психологии, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие человека и обусловливает качество, особенности его деятельности, общения и жизни в целом.
Структура личности военнослужащего
личность воина - это его индивидуально-психологические особенности, свойства и доминирующие психические состояния.
Содержание личности военнослужащего
Как сложное психическое свойство личности, направленность имеетсвою внутреннюю структуру, включающую :
-потребности
-мотивы
-цели.
Потребности - нужда человека как социально-биологического суще-ства в конкретном духовном или материальном предмете (явлении).
Мотивы - непосредственное побуждение к совершению конкретногодействия для удовлетворения существующей потребности. Они формиру-ются под решающим воздействием мировоззрения человека и имеют лично-стный смысл.
Потребностно-мотивационная сфера направленности является как бы ее фундаментом, на котором формируются цели личности.
Цели - идеальный образ результата деятельности (выполняемогодействия). По времени существования они бывают оперативными (ближай-шее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) ижизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всехдругих целей. Как правило реализация каждой из перечисленных целей осу-ществляется в соответствии с жизненной целью.
Познавательная деятельность - необходимая составная часть человеческой деятельности вообще. В условиях Вооруженных Сил без познавательной деятельности невозможно осуществлять боевую учёбу, формировать у личного состава нужных для эффективного выполнения учебно-боевых задач и нанесения службы.
в методических целях психические, познавательные процессы целесообразно рассматривать в последовательности соответствующих этапам познавательной деятельности:
вначале - ощущение, восприятия учебного материала каждым военнослужащим;
затем - воображение и мышление, благодаря им главным образом обеспечивается творческое осмысление и усвоение знаний
наконец-память и речь, активно работающие на этапе запоминания и воспроизведения учебного материала.
Эмоции - это процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях. Чувства, в свою очередь, представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.
Настроение - слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Испуг - простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения.
Боязнь - эмоциональное состояние на основе осознания военнослужащим реальной угрозы его положению, здоровью или жизни.
Страх - астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля военнослужащего над своими действиями.
Аффект - переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы.
Стресс - непродолжительное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания военнослужащим сложности ситуации, в которой он находится.
Фрустрация - эмоциональное состояние военнослужащего, возникающее при осознании им непреодолимости возникшей для него трудности.
Аффективный страх - остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность военнослужащего к сознательной деятельности.
Паника - крайне выраженное астеническое состояние с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием.
Воля - способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия). В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли):
простые и сложные;
преднамеренные и непреднамеренные.
В зависимости от уровня волевых характеристик у военнослужащего формируются соответствующие качества личности:
Решительность
Дисциплинированность
Мужество
смелость и др.
13. Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Необходимость и пути их развития у военнослужащих. Психические образования личности: знания, навыки, умения. Трансформация психических образований военнослужащих в боевое мастерство.
Психические свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности
Направленность личности - психическое свойство личности - система потребностей, ценностей, устремлений, преобладающая над системой смыслообразующих мотивов, выражающихся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
Темперамент - психическое свойство личности, предопределеиное силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психологических явлений, свойственных личности.
Характер - совокупность устойчивых психических черт личности; влияющих на все стороны поведения человека, обусловливающих его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающих индивидуальное своеобразие личности и проявляющихся в стиле деятельности и общении.
Способность - психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеть ими.
Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения.
Сангвиник - стремится к частой смене обстановки отзывчив, активени и впечатлений. Легко переживает неудачи. и адаптивен.
Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.
Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.
При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко.
В изучении подчиненных всегда важен индивидуальный подход, потому что у каждого военнослужащего свои проблемы и трудности и кому как не младшему командиру обращать на них пристальное внимание. При этом необходимо учитывать, что всякое воспитательное воздействие обосновано тремя моментами:
а) должно быть в интересах самого воина;
б) диктоваться конкретной служебной задачей, скажем, необходимостью поддержания уставного порядка;
в) необходимо для достижения и сохранения благополучия коллектива
Если внимательно посмотреть на мировой и отечественный опыт применения методов воздействия на сознание военного человека, то условно их можно разделить на 4 группы.
1. Жесткая требовательность (метод принуждения).
2. Повышение материального уровня жизни военнослужащих (метод стимулирования).
3. Мощное воспитательное (идеологическое, религиозное) воздействие (метод убеждения).
4. Комплексное применение вышеперечисленных методов.
При этом более предпочтительным и эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы.
Самовоспитание - особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности
Самоанализ -позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях; способствует объективному ответу на вопрос: кто есть «я»?
Самонаблюдение - умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужащий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.
Самооценка - единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель.
Самовнушение- это мощной рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой. Психологическая сущность этого приема - пробудить и укрепить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний: «должен хочу - могу - есть».
Самоосуждение - это искреннее недовольство своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной.
Самозапрещение - добровольный отказ от собственных намерений и действий. Оно помогает разрешать конфликтные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнослужащий таким образом накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.
В отечественной психологии принято считать, что психические образования - это лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека.
В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирующимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность.
Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое или механическое овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения. Соотношение конкретной деятельности (навыков, умений и привычек) с убеждениями позволяет говорить о сознательности.
Знания - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
В настоящее время в отечественной военной психологии выделяются четыре вида знаний:
ü знания-знакомства позволяют ориентироваться в обстановке в самых общих чертах. Это своеобразные знания-узнавания, когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, "опознать" ее;
ü знания-репродукции дают возможность воспроизвести ранее воспринимавшийся или заученный материал;
ü знания-умения обеспечивают уверенное и творческое их применение в любых видах практической деятельности;
ü знания-трансформации выступают условием для создания новых знаний на основе их логического преобразования или применения в ранее не рассматриваемых условиях.
Хар-ки знаний:
ü объем - количество информации, зафиксированной в сознании (памяти) человека;
ü глубина - степень познания сущности процессов и явлений, хранящейся в сознании;
ü прочность - степень устойчивости знаний при воздействии на них отрицательных (временных, эмоциональных и др.) факторов;
ü действенность - возможность использования имеющихся знаний в практической деятельности;
гибкость - способность человека творчески использовать имеющиеся знания в различных условиях.
Навык - это автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания (доведенное до автоматизма действие, сопровождаемое или контролируемое сознанием).
Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание предваряет выполняемое действие.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 618.