В послевоенный период военная психология развивалась преимущественно в Высшем военно-педагогическом институте им. М.И. Калинина на кафедре педагогики и психологии , в Военном педагогическом институте Советской Армии на кафедре общей и военной психологии в Военном институте физической культуры и спорта им. В.И. Ленина на кафедре педагогики и психологии. Кафедры работали в тесной связи с учеными-психологами и преподавателями военной психологии других военно-учебных заведений, осуществляли подготовку военных психологов через адъюнктуру(ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ). В работе этих коллективов принимали активное участие Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев и другие выдающиеся отечественные психологи. Например, первая монографическая публикация, обобщавшая идеи "деятельностной" психологии - "Очерк развития психики" А.Н. Леонтьева была издана под грифом кафедры общей и военной психологии Военного педагогического института Советской Армии.
В 1950 году была проведена первая научная конференция по военной психологии, в которой приняли участие преподаватели военной педагогики и психологии сухопутных и военно-морских военно-учебных заведений, а также специалисты авиационной медицины. Значительное число участников этой конференции составляли участники Великой Отечественной войны, поэтому все вопросы на ней рассматривались с точки зрения возможностей военной психологии по оптимизации подготовки военнослужащих к боевым действиям. С основным докладом выступил Г.Д. Луков - один из учеников А.Н. Леонтьева.
Конференция признала необходимым ввести в систему подготовки офицерских кадров курса военной психологии и утвердила общую структуру такого курса. Участники конференции указали на целесообразность создания единого научно-исследовательского центра по военной психологии и организации периодического печатного органа - военно-педагогического сборника.
Однако вместо практической реализации этой эвристической программы в начале 50-х годов был взят курс на сворачивание военной психологи. Было прекращено преподавание военной психологии в большинстве военно-учебных заведений.
В 1957 г. наступает новая волна усиления внимания к военной психологии. По инициативе руководства Вооруженных Сил страны в войсках была развернута активная и многоплановая работа по внедрению данных науки, в том числе и психологической, в практику военного строительства. В печати впервые после долгого перерыва появляются статьи о значении военной психологии, ее роли деятельности офицера, о необходимости ее изучения. В ряде военных округов в помощь офицерам издаются специальные пособия по вопросам военной психологии и педагогике. Принимается ряд других мер в интересах более широко развертывания исследований по военно-психологической проблематике (начинается разработка ряда КНИР, планируется издание специальных пособий, создаются исследовательские группы).
Военная психология начинает дифференцироваться. Получила развитие военно-морская психологи (Зуев Ю.П), авиационная психология (Корчемный П.А.), психология пограничника (Феденко Н.Ф) психология высшей военной школы, психология управления и воинской дисциплины.
Исследовались вопросы подготовки воинов-специалистов, психологии боевого дежурства (Андреев И.Т., Варваров В.И. и др.) пропагандистского мастерства офицера-политработника, интеллектуальных качеств офицера, тактического, мышления командира (Бабичев П.Н.), национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств (Крысько В.Г., Лучинский Н.И.), социально-психологических основ деятельности заместителя командира полка (корабля) по политической части, готовности к действиям в экстремальных ситуациях и др.
Военная психология в современной России направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Она имеет множество приоритетов и перспектив развития, также имеет и некоторые сложности, в частности, проблему внедрения научных разработок в практике.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 649.