Основные принципы психологической работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Принцип профессиональной компетентности- требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий

2.Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации-данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий организационного, материально-технического, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и других должностных лиц.

3.Принцип деятельного подхода.Психологическая работа подчинена решению задач служебной и боевой деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления. Она должна учитывать то воздействие, которое оказывают факторы воинской деятельности на психику военнослужащего. Это воздействие на психику может быть как положительным, развивающим, так и негативным. Последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем.

4.Принцип своевременности и постоянства-Психологическая работа должна проводиться на всех этапах социализации военнослужащего в условиях военной службы – от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятельности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психологической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц психологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужащим, являющимся объектом психологического сопровождения.

5.Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы-Задачи психологической работы могут быть успешно решены при наличии необходимых для этого материалов (бланки, методические пособия, папки накопители, канцелярские принадлежности, сейф и т.п.), технических средств (ПЭВМ), площадей для проведения индивидуальной и групповой работы (кабинет психолога, помещения центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки), технических средств воспитания и мебели для оборудования объектов психологической работы.

Требования руководящих документов по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

1.Приказ МО РФ 1995 г. № 226 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

2.Приказ МО РФ 1995 г. № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»

3.Приказ МО РФ 1994 г. № 202 «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ».

4.Приказ МО РФ 1998 г. № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»

5.Проект «Руководства по психологической работе в ВС РФ» (введен в действие НГШ ВС РФ 26 июля 1996 г. № 172/1637

6.Директива МО РФ № - 18 «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» от 31 июля 1996 г.

7.Директива Начальника ГУВР ВС РФ 1998 г. № 1 «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в Вооруженных Силах Российской Федерации».

8.Директива Начальника ГУВР ВС РФ 1998 г.

№ 2 «О введение в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк – дивизия)».

9.Директива Начальника ГУВР ВС РФ 1998 г. № 3 «Об информации по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

10.Директива Начальника ГУВР ВС РФ и Начальника ГОМУ ГШ ВС Нд – 4/1 1999 г. «Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин».

11.Методические рекомендации отдела психологической работы ГУВР ВС РФ «Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей молодого пополнения».

12.Система работы организаторов психологической работы и войсковых психологов по предупреждению самоубийств военнослужащих (подписана Начальником ГУВР МО РФ 10.08.97 г.)

Общие требования к офицеру психологической службы и организации психологической работы.

· Организация и содержание деятельности офицера психологической службы в мирное время.

· Планирование работы по психологическому обеспечению повседневной деятельности войск.

· Организация психологического изучения личного состава части. Психологическое сопровождение личного состава части.

· Работа по предупреждению самоубийств, НУВ, пьянства и наркомании в части.

· Психологическое обеспечение внутренней, гарнизонной и караульной служб, несения боевого дежурства.

· Организация и содержание психологического обеспечения выполнения боевых и специальных задач.

· Работа офицера психологической службы в условиях боевой обстановки. . Работа по реабилитации военнослужащих.

17. Основные направления психологической работы.

Как и любой обслуживающий вид деятельности, психологическая работа связана с необходимостью решения конкретных проблем, оказывающих негативное влияние на уровень боевой готовности.

Психологическая работа направлена на решение личностных, коллективно-групповых и деятельных проблем.

1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. Проблемы можно разделить на следующие группы:

•мотивационные проблемы

•профессионально-квалификационные

•функционально-психологические

2.Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива.

3.Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности.

Психологическая работа в Вооруженных Силах ведется в двух основных направлениях:

1.совершенствование психологических условий, влияющих на психику военнослужащего;

2.формирование и развитие индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.

 

Особенностью психологической работы в Вооруженных Силах является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленную на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают с целями и характером осуществляемой деятельности, а иногда и противоречат им. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армейской службы психологическая работа должна быть ориентирована и на деятельность и на человека.

18. Морально-психологическое состояние личного состава и его динамика.

В.П.Каширин.

Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи.

В.П. Каширин отмечает , что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений.

К числу таких явлений относятся:

а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психики в данный момент или за определенный промежуток времени, возникающие как результат существующих в психологии воинского коллектива суждений, мнений, рациональных отношений, установок и т.д.;

б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными событиями, фактами и т.д.;

в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и решимости действовать в соответствии с политическими и нравственными ценностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского долга.

 

Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:

1. моральные, отражающие представления о войне, её характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;

2. общественно-психологические, индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию… );

3. элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).

19.Система профессиональной деятельности военного психолога. Единая система донесений (докладов) о проводимой психологической работе.

Профессиональная деятельность военного психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. Психолог осуществляет целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В процессе работы военный психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, авторитету военной психологии.

В то же время, психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им необходимые данные о военнослужащих в интересах воспитательной работы.

Это требует от психолога руководствоваться заповедью "Не навреди!", проводить психологическую работу в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности:

· уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на самоопределение, на участие или неучастие в исследованиях, диагностических и формирующе-коррекционных мероприятиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;

· разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации;

· не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или психологическим принуждением военнослужащих к сообщению какой-либо информации, изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы его начальником;

· уметь сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных военнослужащих и различных групп;

· оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;

· распространять информацию о клиенте только с его личного согласия, в указанном им объеме и определенному кругу лиц;

· отвечать за последствия своей профессиональной деятельности;

· четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы;

· прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей;

· постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности;

· использовать диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы и техники, которые ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения;

· не распространять информацию и специальные знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними;

· принимать меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио - и видеопленок, связанных с работой.

Профессиональная тайна может быть раскрыта психологом по собственной инициативе лишь в том случае, если нераспространение данной информации может нанести существенный вред клиенту, другим людям.

Военный психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести практическую работу.

Военный психолог в интересах клиента должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы.

Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности.

Донесение.

1) Донесение адресуется командиру воинской части и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы.

2) Донесение подписывается заместителем командира воинской части по воспитательной работе.

3) Донесение представляется по итогам зимнего периода обучения и за учебный год в сроки, установленные вышестоящим начальником;

Содержание донесения:

1. Цели, задачи, особенности проводимой психологической работы с учетом обеспечения решаемых в данном периоде обучения задач.

2. Основные выводы из итогов психологической работы (оценить эффективность проведенных мероприятий, подтвердить их цифровыми показателями; в т. ч. указать воинское звание, фамилию и инициалы, занимаемую должность, лучших и отстающих).

3. Анализ имеющихся недостатков в организации и проведении психологической работы (в том числе указать конкретные подразделения, воинские части, воинские звания, фамилии и инициалы должностных лиц, где имеют место данные недостатки). Принятые меры.

4. Предложения по совершенствованию психологической работы.

Приложения к донесению:

а) Приложение 1. «Данные о результатах работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации».

б) Приложение 2. «Сведения о профессиональной подготовке, методическом и материально-техническом обеспечении психологической работы» (от дивизии и выше).

в) Приложение 3. «Сведения о кадрах психологов» (от дивизии и выше).

г) Приложение 4. «Опыт психологической работы» (от дивизии и выше).

20.Этапы становления и развития военно-психологической мысли за рубежом.

Военная психология в странах Запада оформилась собственно как наука в конце 19 - начале 20 вв. и в дальнейшем получила широкое развитие во многих направлениях. Исторический аспект развития зарубежной военной психологии до 70-х гг. предельно полно и глубоко раскрыт в работах Н.Феденко и других отечественных военных психологов. В силу расширения предметной области современной военной психологии и роста масштабности применения результатов военно-психологических исследований в военном деле на современном этапе видится необходимым рассмотрение основных тенденций развития современной зарубежной военной психологии.

Основные направления психологических исследований в Германии в годы I МВ:

- моральное состояние войск;

- поведение солдата в бою;

- поведение солдата на службе;

- национальная психология;

- отбор новобранцев;

- наблюдение за людьми, вышедшими из повиновения (в тюрьмах, психиатрических клиниках).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 592.