Дополнительный справочный материал
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения.

Качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Выделим наиболее важные факторы, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива:

  • содержание образования и способы его освоения;
  • стиль взаимодействия педагога с детьми;
  • общая организация жизнедеятельности дошкольников;
  • кадровые, материальные, программно-методические, финансовые ресурсы;
  • санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса;
  • психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • предметно-развивающая среда;
  • профессиональная компетентность педагогов и руководителей;
  • взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами;
  • согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
  • управление дошкольным учреждением.

Наряду с факторами в формировании качества дошкольного образования особое значение имеют условия - обстоятельства, в которых действуют факторы:

  • создание образовательной среды, ориентированной на сохранение самоценности дошкольного детства;
  • постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителей, как в условиях дошкольного учреждения, так и в системе повышения квалификации;
  • положительный психологический климат в коллективе;
  • творческая направленность деятельности коллектива и руководителя;
  • грамотный, свободный выбор образовательных программ и технологий;
  • необходимые условия труда;
  • система материального стимулирования качественной работы;
  • ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;
  • создание банка инновационных систем;
  • систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.

Заметим: условия могут оказывать существенное влияние на уровень проявления факторов, если обеспечивается их взаимосвязь.

 

2. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Динамичность качества дошкольного образования «связывает» качество и процессов, и результатов. В этой связи качество предстает как единство составляющих, которые в свою очередь обладают своими основными свойствами.

· во-первых, ценности и нормы, представляющие совокупность принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (деятельностный подход, личностно-ориентированный образовательный процесс, обеспечение детей творческим социокультурным опытом, предметное обогащение, комплексность целей и средств достижения, непрерывность);

· во-вторых, адаптивность: ориентированность учреждения на возрастные и индивидуальные особенности детей, запросы семьи, требования государства и общества;

· в-третьих, динамичность: способность позитивно изменять образовательный процесс, исходя из потребностей;

· в-четвертых, стабильность: обеспечение устойчивости образовательного процесса при переходе от реального к потенциальному качеству;

· в-пятых, целостность всех компонентов образовательного процесса, направленных на полноценное развитие ребенка;

· в-шестых, ресурсообеспеченность, т.е. наличие условий, необходимых для реализации качественного образовательного процесса.

Результативная составляющая образования, которую следует рассматривать как запрограммированный результат, обладает взаимозависимыми свойствами — эффективностью (педагогической, медицинской, социально-психологической) и продуктивностью (выполнением поставленных задач с точки зрения вклада в последующую - школьную — систему). Наличием трех компонентов - компонентов «входа», «выхода» и «процесса управления» - характеризуется управление качеством образования. Первый компонент связывает систему с внешней средой. Второй отражает уровень достижения запрограммированных результатов. Третий представляет совокупность взаимозависимых функций, претворяемых в определенной последовательности. Системно-структурная природа качества дошкольного образования диктует комплексный подход к управлению, т.е. одновременное применение различных факторов и условий - педагогических, психологических, организационных, а также социально-педагогических.

Уровень качественного состояния образования не постоянен: он изменяется - как положительно, так и отрицательно - по мере появления новых свойств, возникающих под воздействием внешних и внутренних факторов. Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает изменение параметров образовательного процесса.

Отличительная черта дошкольного учреждения как среды функционирования качества образования - сохранение преемственности и устойчивости развития. В силу этого управление качеством образования должно ориентироваться на взаимосвязь процессов стабилизации. В дошкольном учреждении должна реализовываться определенная схема управленческих воздействий в направлении: стабилизация — программно-целевое развитие — отслеживание результатов. Схема позволит рассматриваемому нами процессу придать прогрессивную направленность.

На формирование качества образования значительное влияние оказывает организационная структура - система ценностей, норм, правил, традиций. И это не случайно, ведь культура регулирует поведение коллектива. Важный ориентир в этой связи  формирование организационной культуры с определенных позиций, а именно:

  • с позиции отношения к ребенку как уникально развивающейся личности, т.е. необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; сохранения самоценности дошкольного детства как важного периода становления фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка; взгляд на педагога как носителя качественного дошкольного образования, которого уважают, которому доверяют, создают условия для проявления инициативы, самостоятельности;
  • с позиции ориентированности на качество дошкольного образования.

Речь идет о целенаправленной работе педагогического коллектива, о тиражировании лучшего педагогического опыта; о наличии системы стимулирования, вознаграждения и оценки деятельности педагога за качество образования дошкольников.

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 199.