Базисные компетенции по теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  • знать задачи и функции управления дошкольным образованием в районе;
  • понимать содержание и организацию деятельности районного (городского) аппарата управления дошкольным образованием;
  • знать содержание работы и функциональные обязанности специалиста дошкольного образования районного (городского) управления (отдела) образования;
  • определять новые подходы в организации контроля и анализа воспитательно-образовательной работы в учреждений дошкольного образования района (города);
  • знать систему мероприятий управления (отдела) образования, направленных на охрану жизни и здоровья детей, на пропаганду здорового образа жизни;
  • различать особенности работы специалиста отдела дошкольного образования с населением, семьей, учреждениями дошкольного образования.

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить примерную профессиограмму специалиста по дошкольному образованию

Таблица 3.1

Профессиограмма специалиста по дошкольному образованию

Специалист по дошкольному образованию

Профессиональные функции Профессиональные умения Профессиональные качества
1. 2. и т.д.   1. 2. и т.д.   1. 2. и т.д.  

Задание 2. Изучить основную документацию специалистов дошкольного образования районного (городского) управления (отдела) образования.

Задание 3. Представить в таблице 3.2. основные направления деятельности отдела дошкольного образования в районе (городе), указать формы и методы работы специалистов в данных направлениях.

Таблица 3.2

Содержание и организацию деятельности отдела дошкольного образования в районе (городе)

Направления деятельности отдела Мероприятия
1….
2. Охрана, укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей  
3….   Проводит мониторинг общественного мнения и информирование общественности о процессах развития дошкольного образования
4. и т.д.  

 

Задание 4. Сделать письменный анализ следующих материалов:

1. Лобынько, Л. По пути совершенствования. Современные подходы к организации государственного контроля за функционированием дошкольных учреждений РБ / Л. Лобынько // Пралеска. – 2001. - № 10 . – С.5-6.

2. Лобынько, Л. Методические рекомендации по проведению государственного контроля за функционированием дошкольных учреждений РБ / Л. Лобынько // Пралеска. – 2001. - № 12. – С.29-34.

3. Белая, К.Ю. Руководство ДУ: контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2003. – С 15-24

 

Задание 5. Ознакомиться с методическими материалами по организации, проведению и оформлению результатов контроля (программы контроля, карточки контроля, справки о результатах контроля).

  1. Лобынько, Л.В. Современное дошкольное учреждение: контроль и анализ / Лобынько Л.В. – Мн.,: ЧУП «Зорны верасень», - 2005. – 48 с.
  2. Лобынько, Л.В. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Лобынько Л.В., Ульянова О.А – Мн.,: ЧУП «Зорны верасень», - 2006. – 80 с.

 

Задание 6. Составить сравнительную характеристику видам государственного контроля за деятельностью учреждений дошкольного образования и представить в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3

Сравнительная характеристика видов государственного контроля

Основные критерии   Инспектирование Аттестация
Сущность    
Цель и задачи    
Условия проведения    
Виды    
Содержание(изучаемые вопросы)    
Организация проведения    
Итоги деятельности    

Вопросы для самоконтроля

  1. Специалист по дошкольному образованию отдела образования: должностные обязанности, квалификационные характеристики.
  2. Функции и основные направления деятельности управления дошкольным образованием в районе.
  3. Содержание, формы и методы  деятельности специалистов по дошкольному образованию региональных органов управления образования.
  4. Функции и содержание инспектирования учреждений дошкольного образования. Виды инспекторских проверок.
  5. Планирование, организацию инспекторского контроля, этапы и методы экспертно-инспекционной деятельности, этика проверяющего.
  6. Работа специалиста отдела дошкольного образования с населением. Формы и содержание педагогического просвещения.

 

Тестовые задания по теме

Блок 12. Управление дошкольным образованием в районе

1. Специалист по дошкольному образованию входит в состав (укажите лишнее):

а) районного органа управления образования;

б) городского органа управления образования;  

в) управления дошкольным учреждением;

г) областного органа управления образования.

 

2. Кто осуществляет государственную и региональную политику в сфере дошкольного образования и координирует работу по этому направлению на территории района?

а) совет заведующих;

б) районный отдел образования;

в) городской отдел образования;

г) исполком.

3. Анализирует и определяет социальный заказ на систему дошкольного образования; анализирует инновационную деятельность дошкольных учреждений; организует работу по повышению квалификации педагогического мастерства дошкольных работников – это:

а) функции управления дошкольным образованием в районе;

б) задачи управления дошкольным образованием в районе; 

в) основные направления деятельности управления дошкольным образованием в районе;

г) основные методы управления дошкольным образованием в районе.

 

4. В районном отделе управления образования создаются банки данных (укажите лишнее):

а) о дошкольных учреждениях (по видам, типу, профилю, режимам работы);

б) о состоянии управленческой деятельности;

в) о постановлениях вышестоящих организаций о дошкольном образовании;

г) о социально-психологическом климате в коллективах дошкольных учреждений.

 

5. Специалист по дошкольному образованию имеет право (укажите лишнее):

а) проверять работу дошкольных учреждений всех типов и всех видов;

б) контролировать выполнение Программы дошкольного образования;

в) создавать и ликвидировать дошкольные учреждения;

г) давать работникам дошкольных учреждений распоряжения, указания и рекомендации по улучшению образовательной работы.

 

6. Анализирует инновационную деятельность дошкольных учреждений; проводит мониторинг общественного мнения и информирование общественности о процессах развития дошкольного образования; анализирует информацию по району (городу) о необходимости повышения квалификации, курсовой подготовки и переподготовки педагогов, управленческих работников и готовит заказ в ИПК, АПО – в данных видах деятельности реализуется ………..функция управления районный отдел образования:

а) мотивационно-целевая;

б) информационно-аналитическая;

в) планово-прогностическая

г) организационно-исполнительская.

 

7. Организует работу по повышению квалификации педагогического мастерства дошкольных работников; организует и обеспечивает связь дошкольного учреждения со школьными, внешкольными организациями, предприятиями города; обеспечивает дошкольные учреждения необходимыми нормативно-правовыми, научно-методическими, информационными материалами – в данных видах деятельности реализуется ………..функция управления районный отдел образования:

а) контрольно-диагностическая;

б) информационно-аналитическая;

в) планово-прогностическая

г) организационно-исполнительская.

 

8. Формирует и выделяет совместно с Советом заведующих ДУ близлежащие и перспективные цели функционирования и развития дошкольного образования на основе социального заказа; прогнозирует, планирует основные направления функционирования и развития дошкольного образования района (города) на ближайший период и перспективу - в данных видах деятельности реализуется ………..функция управления районный отдел образования:

а) контрольно-диагностическая;

б) информационно-аналитическая;

в) планово-прогностическая;

г) регулятивно-коррекционная.

 

Блок 13. Контроль за деятельностью учреждений дошкольного образования в районе

 

1. Систематическая, регулярная процедура сбора данных о состоянии окружающих факторов и по основным направлениям деятельности учреждения — это:

а) мониторинг;

б) аудит;

в) стандартизация;

г) диверсификация.

2. Инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т. п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений - это:

а) мониторинг;

б) аудит;

в) стандартизация;

г) диверсификация.

 

3. Анализ результатов деятельности образовательных учреждений и их должностных лиц, осуществляется с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных и правовых актов, и том числе приказов, указаний, распоряжений, а также с целью изучения последствий реализации этих актов – это:

а) мониторинг;

б) аудит;

в) инспектирование;

г) диверсификация.

 

4. Инспектирование осуществляться в виде (укажите лишнее):

а) плановых проверок;

б) оперативных проверок;

в) мониторинга;

г) самоанализа.

 

5. В целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками воспитательно-образовательного процесса, проводят:

а) плановое инспектирование;

б) оперативное инспектирование;

в) мониторинг

г) аудит.

6. Содержание подготовительного этапа проведения инспекторской проверки включает (укажите лишнее):

а) определяются цели контроля;

б) приказом по отделу образования создается комиссия из компетентных экспертов;

в) даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности УДО;

г) проводится отбор содержания и методов контроля.

7. Содержание заключительного этапа проведения инспекторской проверки включает (укажите лишнее):

а) анализируются, обобщаются и формулируются выводы

б) проводится отбор содержания и методов контроля;

в) формируются управленческие решения;

г) даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности УДО.

8. При проведении инспектирования используются методы (укажите лишнее):

а) документального контроля;

б) наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта;

в) анкетирование;

г) материального стимулирования сотрудников УДО.

 

Литература (основная)

  1. Квалификационная характеристика организатора образования // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. - 1992. -№ 10.
  2. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.
  3. Лобынько, Л.В. Современное дошкольное учреждение: контроль и анализ / Лобынько Л.В. – Мн.,: ЧУП «Зорны верасень», - 2005. – 48 с.
  4. Лобынько, Л.В. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Лобынько Л.В., Ульянова О.А – Мн.,: ЧУП «Зорны верасень», - 2006. – 80 с.
  5. Лобынько, Л. По пути совершенствования. Современные подходы к организации государственного контроля за функционированием дошкольных учреждений РБ / Л. Лобынько // Пралеска. – 2001. - № . – С.5-6.
  6. Белая, К.Ю. Руководство ДУ: контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2003. – 176 с.
  7. Еленский, Н.Г. Инновационная педагогическая деятельность / Н.Г. Еленский // Пачатковая школа.- 2007. - № 7. С. 3-7.
  8. Еленский, Н.Г. Инновационная и экспериментальная деятельность: сущность, общее и отличное / Н.Г. Еленский // Адукацыя i выхаванне.- 2007. - № 6. С. 6-9.
  9. Положение о районном отделе образования.

 

Литература (дополнительная)

  1. Калмыкова, В. А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе / В. А. Калмыкова,— М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
  2. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. - СПб: Детство-пресс, 2002. - 126 с.
  3. Фролова, А. Н. Инспектирование детских дошкольных учреждений / А. Н. Фролова. - М.: Просвещение, I999. - 94 с.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 380.