Программа темы
Организация и содержание методической работы с педагогическими кадрами в районе (городе). Планирование содержания методической работы на основе диагностико-аналитической деятельности. Формы и методы методической работы с кадрами, их оптимальность и эффективность. Коллективные и индивидуальные формы. Методические объединения как основная форма повышения квалификации педагогических кадров района (города).
Роль профессиональных формирований, творческих групп педагогов в организации и совершенствовании дошкольного образования в районе.
Организация и руководство работой базовых учреждений дошкольного образования, их роль в распространении и внедрении в практику передового педагогического опыта.
Организация работы методического центра (кабинета) по дошкольному образованию. Взаимодействие методических служб разных уровней.
Управление инновационными процессами в учреждениях дошкольного образования района (города). Оценка инноваций и нововведений в учреждениях дошкольного образования
Базисные компетенции по теме
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Представить в таблице3.4. основные направления и содержание деятельности методической службы в районе (городе)
Таблица 3.4
Содержание деятельности методической службы в районе (городе)
Направления работы | Содержание деятельности |
Повышения квалификации педагогов | |
Работа методического кабинета | |
Инновационно-экспериментальная работа | |
Пропаганда педагогических знаний среди родителей | |
Передовой педагогический опыт | |
Продолжить таблицу |
Задание 2. Представить перечень коллективных индивидуальных форм работы с кадрами в районе (городе) в таблице 3.5.
Таблица 3.4
Коллективные формы | Индивидуальные формы |
Задание 3. Дать краткую характеристику коллективным и индивидуальным формам работы с кадрами в районе (по трем на выбор).
Задание 4. Дать краткую характеристику профессиональным объединениям педагогов: творческая микрогруппа, психолого-педагогический консилиум, школа профессионального мастерства, школа исследователя, педагогическая мастерская, лаборатория, педагогическая студия, проектная команда, группа взаимодействия, институт наставничества.
Задание 5. Разработать сценарий методического мероприятия по работе с педагогическими кадрами в районе «День открытых дверей» по теме «Представление передового педагогического опыта».
Задание 6. Изучить инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь и определить перечень документов по управлению экспериментальной и инновационной деятельность учреждений дошкольного образования.
Задание 7. Изучить банк данных экспериментальной и инновационной деятельности учреждений дошкольного образования района (города).
Задание 8.* Разработать и представить перечень направление экспериментальной и инновационной деятельности учреждений дошкольного образования района (города) по современным проблемам и запросам дошкольного образования.
Вопросы для самоконтроля
Тестовые задания по теме
Блок 14. Методическая служба в системе дошкольного образования
1 Содержание методической работы специалистов по дошкольному образованию включает (укажите лишнее):
а) организация работы по повышению квалификации педагогического мастерства дошкольных работников;
б) оказание помощи дошкольным учреждениям в совершенствовании образовательного процесса;
в) организация работы экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению новых технологий;
г) проведение мониторинга общественного мнения и информирование общественности о процессах развития дошкольного образования.
2. Планирование содержания методической работы в районе осуществляется на:
а) диагностической основе с учетом запросов руководящих и педагогических работников;
б) основе выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов;
в) основе анализа и экспертная оценка эффективности результатов деятельности учреждений дошкольного образования, должностных лиц;
г) основе изучения состояния воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
3. К коллективным формам работы с педагогическими кадрами в районе относятся:
а) инструктажи;
б) методические объединения;
в) собеседования;
г) методические рекомендации;
4. К индивидуальным формам работы с педагогическими кадрами в районе относятся:
а) школа передового опыта;
б) семинары,
в) собеседования;
г) конференции.
5. Профессиональное объединение педагогов, в основе деятельности которого лежит изучение лучшего опыта работы педагогов учреждений дошкольного образования республики и своих коллег:
а) школа передового педагогического опыта;
б) психолого-педагогический консилиум;
в) школа профессионального мастерства;
г) творческая микрогруппа.
6. В целях организация и проведение экспериментально-поисковой и инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования специалисты по дошкольному образованию осуществляют (укажите лишнее):
а) определяют приоритеты и перспективные направления в инновационных практико-ориентированных преобразованиях;
б) организуют работу экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению новых технологий;
в) способствуют укреплению материально-технической базы учреждений дошкольного образования;
г) обеспечивают контроль и оценку хода и результатов экспериментальной работы.
7. Повышение квалификации педагогических работников проводится отделами образования через следующие формы работы (укажите лишнее):
а) курсы повышения квалификации;
б) методические объединения;
в) конференции;
г) педагогический совет.
8. Педагоги проходят курсы повышения квалификации:
а) 1 раз в 5 лет;
б) 1 раз в 3 года;
в) каждый год;
г) через 2года.
Блок 15. Управление инновационными процессами в учреждениях дошкольного образования
1. Педагогическая инновация - это:
а) деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез;
б) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных (содержание, методы) компонентов и самой образовательной системы в целом;
в) целостная, основанная на достижениях современной психолого-педагогической науки и практики система взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности образовательного процесса;
г) взаимодействие всех субъектов, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития учреждения.
2. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий анализ состояния, затруднений, противоречий в деятельности; выявление проблемы и обоснование ее актуальности, называется:
а) прогностический;
б) организационный;
в) внедренческий;
г) аналитический.
3. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий определение целей, задач, формулирование гипотезы, ожидаемых результатов, составление программы эксперимента, называется:
а) аналитический;
б) прогностический;
в) организационный;
г) практический.
4. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, в ходе которого обеспечиваются условия для реализации программы эксперимента, подбор специалистов, специальная их подготовка; определение экспериментальных и контрольных объектов; распределение функциональных обязанностей, называется:
а) аналитический;
б) прогностический;
в) организационный;
г) обобщающий.
5. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий входной контроль, мониторинг процесса и промежуточных результатов, корректировка используемых технологий, анализ итогов, называется:
а) аналитический;
б) практический;
в) обобщающий;
г) внедренческий.
6. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий соотнесение достигнутого с целями, описание хода и результатов эксперимента, оформление материалов, называется:
а) прогностический;
б) практический;
в) обобщающий;
г) внедренческий.
7. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий ознакомление с итогами эксперимента всего коллектива, использование их другими педагогами, называется:
а) аналитический;
б) прогностический;
в) обобщающий;
г) внедренческий.
8. Одним из основных условий успешной организации инновационной и экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении, является:
а) компетентность и готовность к изменениям как администрации, так и всех (или большинства) участников педагогического процесса;
б) наличие в педагогическом коллективе педагогов с высшей квалификационной категорией;
в) взаимодействие дошкольного учреждения и семьи;
г) взаимодействие дошкольного учреждения и школы.
Литература (основная)
Литература (дополнительная)
1. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. - СПб: Детство-пресс, 2002. - 126 с.
2. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед.учеб. заведений, слушателей ИПК: в2 ч. / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002. – Ч. 1. – 128 с.
3. Крылова, Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании / Н. М.Крылова // Современный детский сад. – 2007. - № 11 С. 17-26.
4. Крылова, Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании / Н.М.Крылова // Современный детский сад. – 2007. - № 12 С. 26-34.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 497.