Управление методической работой в районе (городе)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа темы

Организация и содержание методической работы с педагогическими кадрами в районе (городе). Планирование содержания методической работы на основе диагностико-аналитической деятельности. Формы и методы методической работы с кадрами, их оптимальность и эффективность. Коллективные и индивидуальные формы. Методические объединения как основная форма повышения квалификации педагогических кадров района (города).

Роль профессиональных формирований, творческих групп педагогов в организации и совершенствовании дошкольного образования в районе.

Организация и руководство работой базовых учреждений дошкольного образования, их роль в распространении и внедрении в практику передового педагогического опыта.

Организация работы методического центра (кабинета) по дошкольному образованию. Взаимодействие методических служб разных уровней.

Управление инновационными процессами в учреждениях дошкольного образования района (города). Оценка инноваций и нововведений в учреждениях дошкольного образования

Базисные компетенции по теме

  • понимать систему работы методической службы дошкольного образования в районе (городе);
  • знать формы и методы методической работы с педагогическими кадрами в районе (городе);
  • владеть знаниями о системе работы методического центра (кабинета) по дошкольному образованию;
  • различать особенности организации и проведения экспериментально-поисковой и инновационной деятельности в  учреждениях дошкольного образования.

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Представить в таблице3.4. основные направления и содержание деятельности методической службы в районе (городе)

Таблица 3.4

Содержание деятельности методической службы в районе (городе)

Направления работы Содержание деятельности
Повышения квалификации педагогов  
Работа методического кабинета  
Инновационно-экспериментальная работа  
Пропаганда педагогических знаний среди родителей  
Передовой педагогический опыт  
Продолжить таблицу  

Задание 2. Представить перечень коллективных индивидуальных форм работы с кадрами в районе (городе) в таблице 3.5.

Таблица 3.4

Коллективные формы Индивидуальные формы
   

 

Задание 3. Дать краткую характеристику коллективным и индивидуальным формам работы с кадрами в районе (по трем на выбор).

 

Задание 4. Дать краткую характеристику профессиональным объединениям педагогов: творческая микрогруппа, психолого-педагогический консилиум, школа профессионального мастерства, школа исследователя, педагогическая мастерская, лаборатория, педагогическая студия, проектная команда, группа взаимодействия, институт наставничества.

Задание 5. Разработать сценарий методического мероприятия по работе с педагогическими кадрами в районе «День открытых дверей» по теме «Представление передового педагогического опыта».

 

Задание 6. Изучить инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь и определить перечень документов по управлению экспериментальной и инновационной деятельность учреждений дошкольного образования.

 

Задание 7. Изучить банк данных экспериментальной и инновационной деятельности учреждений дошкольного образования района (города).

 

Задание 8.* Разработать и представить перечень направление экспериментальной и инновационной деятельности учреждений дошкольного образования района (города) по современным проблемам и запросам дошкольного образования.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Методическая служба в системе дошкольного образования
  2. Районный учебно-методический кабинет: цели, задачи, содержание деятельности.
  3. Организация и содержание работы с педагогическими кадрами в районе (городе).
  4. Роль и значение профессиональных объединениям педагогов в организации и совершенствовании дошкольного образования в районе.
  5. Организация и проведение экспериментально-поисковой и инновационной деятельности в УДО.

 

Тестовые задания по теме

Блок 14. Методическая служба в системе дошкольного образования

 

1 Содержание методической работы специалистов по дошкольному образованию включает (укажите лишнее):

а) организация  работы по повышению квалификации педагогического мастерства дошкольных работников;

б) оказание помощи дошкольным учреждениям в совершенствовании образовательного процесса;

в) организация работы экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению новых технологий;

г) проведение мониторинга общественного мнения и информирование общественности о процессах развития дошкольного образования.

2. Планирование содержания методической работы в районе осуществляется на:

а) диагностической основе с учетом запросов руководящих и педагогических работников;

б) основе выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов;

в) основе анализа и экспертная оценка эффективности результатов деятельности учреждений дошкольного образования, должностных лиц;

г) основе изучения состояния воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

3. К коллективным формам работы с педагогическими кадрами в районе относятся:

а) инструктажи;

б) методические объединения;

в) собеседования;

г) методические рекомендации;

 

4. К индивидуальным формам работы с педагогическими кадрами в районе относятся:

а) школа передового опыта;

б) семинары,

в) собеседования;

г) конференции.

5. Профессиональное объединение педагогов, в основе деятельности которого лежит изучение лучшего опыта работы педагогов учреждений дошкольного образования республики и своих коллег:

а) школа передового педагогического опыта;

б) психолого-педагогический консилиум;

в) школа профессионального мастерства;

г) творческая микрогруппа.

 

6. В целях организация и проведение экспериментально-поисковой и инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования специалисты по дошкольному образованию осуществляют (укажите лишнее):

а) определяют приоритеты и перспективные направления в инновационных практико-ориентированных преобразованиях;

б) организуют работу экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению новых технологий;

в) способствуют укреплению материально-технической базы учреждений дошкольного образования;

г) обеспечивают контроль и оценку хода и результатов экспериментальной работы.

7. Повышение квалификации педагогических работников проводится отделами образования через следующие формы работы (укажите лишнее):

а) курсы повышения квалификации;

б) методические объединения;

в) конференции;

г) педагогический совет.

 

8. Педагоги проходят курсы повышения квалификации:

а) 1 раз в 5 лет;

б) 1 раз в 3 года;

в) каждый год;

г) через 2года.

 

Блок 15. Управление инновационными процессами в учреждениях дошкольного образования

1. Педагогическая инновация - это:

а) деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез;

б) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных (содержание, методы) компонентов и самой образовательной системы в целом;

в) целостная, основанная на достижениях современной психолого-педагогической науки и практики система взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности образовательного процесса;

г) взаимодействие всех субъектов, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития учреждения.

 

2. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий анализ состояния, затруднений, противоречий в деятельности; выявление проблемы и обоснование ее актуальности, называется:

а) прогностический;

б) организационный;

в) внедренческий;

г) аналитический.

 

3. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий определение целей, задач, формулирование гипотезы, ожидаемых результатов, составление программы эксперимента, называется:

а) аналитический;

б) прогностический;

в) организационный;

г) практический.

 

4. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, в ходе которого обеспечиваются условия для реализации программы эксперимента, подбор специалистов, специальная их подготовка; определение экспериментальных и контрольных объектов; распределение функциональных обязанностей, называется:

а) аналитический;

б) прогностический;

в) организационный;

г) обобщающий.

 

5. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий входной контроль, мониторинг процесса и промежуточных результатов, корректировка используемых технологий, анализ итогов, называется:

а) аналитический;

б) практический;

в) обобщающий;

г) внедренческий.

6. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий соотнесение достигнутого с целями, описание хода и результатов эксперимента, оформление материалов, называется:

а) прогностический;

б) практический;

в) обобщающий;

г) внедренческий.

7. Этап проведения эксперимента по реализации инновационных проектов, предполагающий ознакомление с итогами эксперимента всего коллектива, использование их другими педагогами, называется:

а) аналитический;

б) прогностический;

в) обобщающий;

г) внедренческий.

 

8. Одним из основных условий успешной организации инновационной и экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении, является:

а) компетентность и готовность к изменениям как администрации, так и всех (или большинства) участников педагогического процесса;

б) наличие в педагогическом коллективе педагогов с высшей квалификационной категорией;

в) взаимодействие дошкольного учреждения и семьи;

г) взаимодействие дошкольного учреждения и школы.

 

Литература (основная)

  1. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 253-262 с.
  2. Ганчарэнка, Ж. Метадычнае аб'яднанне: праблемы, пошую, знаходю / Ж. Ганчарэнка, С. Шуманская // Пралеска. - 2008. - № 10 - С. 44-47.
  3. Калмыкова, В. А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе / В. А. Калмыкова,— М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
  4. Управление в системе образования Республики Беларусь / под ред. Г.Д. Дыляна. – Минск: ООО «Асар», 2004. – 176 с.
  5. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь // Пралеска. – 2008. - №4. – С.14.
  6. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
  7. Еленский, Н.Г. Инновационная и экспериментальная деятельность: сущность, общее и отличное / Н.Г. Еленский // Адукацыя i выхаванне.- 2007. - № 6. С. 6-9.
  8. Еленский, Н.Г. Инновационная педагогическая деятельность / Н.Г. Еленский // Пачатковая школа.- 2007. - № 7. С. 3-7.

 

Литература (дополнительная)

1. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. - СПб: Детство-пресс, 2002. - 126 с.

2. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед.учеб. заведений, слушателей ИПК: в2 ч. / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002. – Ч. 1. – 128 с.

3. Крылова, Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании / Н. М.Крылова // Современный детский сад. – 2007. - № 11 С. 17-26.

4. Крылова, Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании / Н.М.Крылова // Современный детский сад. – 2007. - № 12 С. 26-34.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 431.