Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине XX в. значительно выросло их многообразие и количество. В современном украинском обществе существует мно­жество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций.

Любая контркультурная организация образуется на основе оп­ределенного принципа обособления. Принцип обособления – это то, что отличает организацию от других общностей (преступная деятельность, политический экстремизм, покло­нению «идолу»). Принцип обособления – основа возникно­вения солидарности, чувства «мы». Он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Прин­цип обособления определяет содержание жизнедеятельности ор­ганизации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.

Контркультурная организация обладает: жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства – подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т.е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкае­мым авторитетом.

Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирую­щих элементов: специальных наименований каждой страты, при­вилегиями в чем-либо или ограничениями и запретами на что-либо, элементами внешнего оформления – одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр.

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется: соответствующими ее ха­рактеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нор­мами, регулирующими отношения внутри группы и отношение и поведение по отношению к «они»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля – клятвами и прокля­тиями, способами стимулирования – вознаграждения, принуждения и наказания.

В организации складывается и формируется система коммуни­каций, образующих каналы организационных и иных связей, ко­торые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.

В зависимости от характера организации ее субкультура вклю­чает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, мини­мум пищи). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства подавления и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в дру­гих – пропагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организа­циях существует особое отношение к семье – ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации. Поэтому социализация членов организации идет как их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т. е. имеет явный субъект-объектный характер, что прослеживается в диссоциальном воспитании, осуществ­ляемом в контркультурных организациях.

Диссоциальное воспитание – целенаправленное фор­мирование антисоциальных сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных, тоталитарных, квазикультовых) организаций. Задача диссоциального воспитания – привлечение и подготов­ка кадров, необходимых для функционир. криминальных и тоталитарных групп и организаций. Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения соответствующих норм, ценностей, некритической их реализации.

 

Микрофакторы социализации

Микросоциум можно ограничивать: двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп). Условно микросоциум – это сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах – микрорайон. Микросоциум – это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные организации, а также различные неформальные группы жителей. Влияние микросоциума на процесс социализации зависит: от объективных характеристик микросо­циума и субъективных характеристик человека.

Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат. Микроклимат определяется: уровнем образования жителей, со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных и др. организаций.

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные раз­личия. В деревне, поселке, малом городе практически все населе­ние в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В сред­нем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основ­ную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответствен­но и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему: взаимосвязанных воспитательных, культурно-просвети­тельных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации, специалистов различного профиля.

Соседство представляет собой некую близко терри­ториально проживающую группу людей (в одном подъезде, в од­ном доме, в рядом стоящих домах). Эту общ­ность характеризуют: межличностные связи, определенное отно­шение к месту своего проживания, некоторые общие цели и совместная деятель­ность. Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста человека. Для детей соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму. В отношениях с соседями-сверстниками они: усваива­ют новую лексику, новые нормы, стереотипы и предрассудки, по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения, приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским и не только детским фольклором, усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его со­циализации играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой смысл, ибо дает им: чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом.

Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации человека в этом возрасте, или дать отсроченный отрицательный эффект. Т. о., интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве. Они могут быть как позитивного, так, и негативного характера.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер сосед­ского окружения своих воспитанников, осо­бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках. Знание особенностей соседских отношений воспитанников по­зволяет педагогам иметь в виду и учитывать позитивные и нега­тивные влияния, которые оказывают на ребят: соседи-сверст­ники, старшие по возрасту ребята, соседи-взрослые.

Группа сверстников – это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интереса­ми и отделяющие себя от других сверстников к.-л. при­знаками обособления, т. е. обладающие «Мы» – чувством.

Группы сверстников образуются чаще всего на основании: про­странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу­чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга­низации (класс, отряд скаутов и др.).

В группе складываются межличностные отношения. Они проявляются в характере и способах взаимодействия чле­нов группы, а также в распределении ролей в группе. Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль­ный. Другие роли – фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар­шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить.

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как: возраст (школьный класс – одновозрастной, сти­хийные группы – часто разновозрастные), пол (группы младших подростков однополые, а юношей – смешанные), социальный состав (например, только школьники).

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам.

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп­пы сверстников делятся на:

• официальные, т. е. признанные обще­ством, имеющие организационную структуру,

• и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на:

• груп­пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь­ный класс, компания),

• и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени стабильности, длительности своего сущ. группы могут быть: постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть: дворовы­ми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре­ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства и (или) руководства они могут быть: демо­кратическими, авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть: просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль­но нейтральными), и антисоциальными.

В группах сверстников социализация происходит главным об­разом благодаря действию таких механизмов, как: стилизованный, межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального на­жима.

Имея определенную возрастную и социально-культурную спе­цифику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны.

Во-первых. Группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религи­озной, региональной, социальной принадлежности членов группы. Во-вторых. В группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через: предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличных с т. зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению. В-третьих. Группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрос­лых вообще и от родительского влияния в частности. В-четвертых. Группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры. Приятельские и дружеские группы могут оберегать свою автономию: свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения. В-пятых. Группа сверстников создает благоприятные или небла­гоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач: развития самосозна­ния, самоопределения, самореализации, самоутверждения. В-шестых. Группа представляет собой специфическую социаль­ную организацию, которая воспринимается ее членами как «эколо­гическая ниша» – укрытие.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстни­ков реализуются по-разному: по степени эффективности, по содержательной направленности, в зависимости от пола и возрас­та членов группы и их индивидуальных особенностей; от направ­ленности группы и других ее характеристик; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.

 

Контрольные вопросы

1. Религиозные организации и религиозное воспитание как микрофактор социализации.

2. Воспитательные организации и социальное воспитание как микрофактор социализации.

3. Контркультурные организации и диссоциальное воспитаие как микрофактор социализации.

4. Микрофакторы социализации.

5. Микросоциум как микрофактор социализации.

6. Соседство как микрофактор социализации.

7. Группы сверстников как микрофактор социализации.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 362.