Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине XX в. значительно выросло их многообразие и количество. В современном украинском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций.
Любая контркультурная организация образуется на основе определенного принципа обособления. Принцип обособления – это то, что отличает организацию от других общностей (преступная деятельность, политический экстремизм, поклонению «идолу»). Принцип обособления – основа возникновения солидарности, чувства «мы». Он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Принцип обособления определяет содержание жизнедеятельности организации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.
Контркультурная организация обладает: жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства – подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т.е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.
Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирующих элементов: специальных наименований каждой страты, привилегиями в чем-либо или ограничениями и запретами на что-либо, элементами внешнего оформления – одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр.
Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется: соответствующими ее характеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, регулирующими отношения внутри группы и отношение и поведение по отношению к «они»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля – клятвами и проклятиями, способами стимулирования – вознаграждения, принуждения и наказания.
В организации складывается и формируется система коммуникаций, образующих каналы организационных и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.
В зависимости от характера организации ее субкультура включает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства подавления и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в других – пропагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях существует особое отношение к семье – ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации. Поэтому социализация членов организации идет как их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т. е. имеет явный субъект-объектный характер, что прослеживается в диссоциальном воспитании, осуществляемом в контркультурных организациях.
Диссоциальное воспитание – целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных, тоталитарных, квазикультовых) организаций. Задача диссоциального воспитания – привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционир. криминальных и тоталитарных групп и организаций. Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения соответствующих норм, ценностей, некритической их реализации.
Микрофакторы социализации
Микросоциум можно ограничивать: двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп). Условно микросоциум – это сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах – микрорайон. Микросоциум – это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные организации, а также различные неформальные группы жителей. Влияние микросоциума на процесс социализации зависит: от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик человека.
Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат. Микроклимат определяется: уровнем образования жителей, соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных и др. организаций.
Эффективность и мера влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.
Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему: взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации, специалистов различного профиля.
Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих домах). Эту общность характеризуют: межличностные связи, определенное отношение к месту своего проживания, некоторые общие цели и совместная деятельность. Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста человека. Для детей соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.
Дети-дошкольники, младшие школьники и, как младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму. В отношениях с соседями-сверстниками они: усваивают новую лексику, новые нормы, стереотипы и предрассудки, получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения, приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским и не только детским фольклором, усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его социализации играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой смысл, ибо дает им: чувство принадлежности к обществу сверстников, ощущение своей принятости социумом.
Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека в этом возрасте, или дать отсроченный отрицательный эффект. Т. о., интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве. Они могут быть как позитивного, так, и негативного характера.
Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках. Знание особенностей соседских отношений воспитанников позволяет педагогам иметь в виду и учитывать позитивные и негативные влияния, которые оказывают на ребят: соседи-сверстники, старшие по возрасту ребята, соседи-взрослые.
Группа сверстников – это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников к.-л. признаками обособления, т. е. обладающие «Мы» – чувством.
Группы сверстников образуются чаще всего на основании: пространственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополучию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной организации (класс, отряд скаутов и др.).
В группе складываются межличностные отношения. Они проявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе. Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли – фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить.
Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как: возраст (школьный класс – одновозрастной, стихийные группы – часто разновозрастные), пол (группы младших подростков однополые, а юношей – смешанные), социальный состав (например, только школьники).
Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам.
По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников делятся на:
• официальные, т. е. признанные обществом, имеющие организационную структуру,
• и неофициальные, существующие как бы сами по себе.
По социально-психологическому статусу они делятся на:
• группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, компания),
• и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.
По степени стабильности, длительности своего сущ. группы могут быть: постоянными, временными, ситуативными.
По пространственной локализации они могут быть: дворовыми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учреждения (школа, клуб, бар).
По типу лидерства и (или) руководства они могут быть: демократическими, авторитарными.
По ценностной направленности группы могут быть: просоциальными (социально положительными), асоциальными (социально нейтральными), и антисоциальными.
В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как: стилизованный, межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.
Имея определенную возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны.
Во-первых. Группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы. Во-вторых. В группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через: предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличных с т. зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению. В-третьих. Группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрослых вообще и от родительского влияния в частности. В-четвертых. Группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры. Приятельские и дружеские группы могут оберегать свою автономию: свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения. В-пятых. Группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач: развития самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения. В-шестых. Группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как «экологическая ниша» – укрытие.
Все выделенные социализирующие функции группы сверстников реализуются по-разному: по степени эффективности, по содержательной направленности, в зависимости от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.
Контрольные вопросы
1. Религиозные организации и религиозное воспитание как микрофактор социализации.
2. Воспитательные организации и социальное воспитание как микрофактор социализации.
3. Контркультурные организации и диссоциальное воспитаие как микрофактор социализации.
4. Микрофакторы социализации.
5. Микросоциум как микрофактор социализации.
6. Соседство как микрофактор социализации.
7. Группы сверстников как микрофактор социализации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 362.