Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы определяются: с одной стороны, составом семьи: наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов – братьев и (или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, бабушек, дедушек, теток, дядей и пр., а с другой (и гл. обр.) – такими характеристиками старших членов семьи: состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний.
Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов, учителей, гувернеров. Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний, влияют на цели и стиль семейного воспитания, типы отношений в семье.
Цели воспитания в семье могут быть различными по: спектру, содержанию, характеру. Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя: привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, личностное развитие; развитие отдельных способностей; подготовку к определенной профессии.
По содержанию цели могут быть: инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается, таким, какой он есть. (Безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, , но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается (Обусловленная любовь). Ребенок может вообще не приниматься родителями. (Безразличие, отвержение).
В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания: понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитать в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество,
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая все на себя. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.
«Невмешательство». Система отношений, строящаяся на признании возможности и целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает взаимосвязанность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище, наличие гардероба, игрушек, библиотеки, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, предметов для удовлетворения различных интересов.
Контрольные вопросы
1. Семья как социальный институт.
2. Социальные и социализирующие функции семьи.
3. Семейные отношения.
4. Семейное воспитание на современном этапе развития общества.
5. Семейные отношения и конфликт в семье.
6. Кризис семьи. Возрождение семьи. Государственная помощь семье.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.