Лекция 10. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План

10.1 Религиозные организации и религиозное воспитание

10.2 Воспитательные организации и социальное воспитание

10.3 Контркультурные организации и диссоциальное воспитание

10.4 Микрофакторы социализации

Религиозные организации и религиозное воспитание

 

Религия как один из социальных институтов традиционно игра­ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия была важнейшим – после семьи – фактором.

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе верующие и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. В зависимости от конфессии, к которой принадлежит организация, роль механизмов и их соотношение раз­личны. Так, в русской православной церкви ведущими механизмами считают традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций – институциональный и стилизо­ванный. В организациях восточных конфессий – институциональный и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бо­га, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные ор­ганизации культивируют среди своих членов поведение, соответ­ствующее религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется: в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется: в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности в рамках самих организаций и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают спе­цифический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и не­приятностей.

Воспитательная функциярелигиозное воспитание человека.

В процессе религиозного воспитания верующих, индивидам и группам целенаправленно и плано­мерно внушаются: миро­воззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответст­вующие вероучителъным принципам определенной конфессии (веро­исповедания).

Религиозное воспитание осуществляется: священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, членами общины и пр.); педагогами кон­фессиональных учебных заведений; различными объединениями, действующими при религиозных организациях; рядом светских детских и юношеских организа­ций (например, скаутов); СМК, на­ходящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, аналогичные формам социального воспитания, но приобретающие сакральный смысл: урочная система, семинары, лекции, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, экскурсии, любительские хоры.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христи­анских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение; проповедь; молитва; исповедь; пост; епитимья – наказание.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 402.