План
10.1 Религиозные организации и религиозное воспитание
10.2 Воспитательные организации и социальное воспитание
10.3 Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
10.4 Микрофакторы социализации
Религиозные организации и религиозное воспитание
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия была важнейшим – после семьи – фактором.
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе верующие и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению новых верующих.
Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. В зависимости от конфессии, к которой принадлежит организация, роль механизмов и их соотношение различны. Так, в русской православной церкви ведущими механизмами считают традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций – институциональный и стилизованный. В организациях восточных конфессий – институциональный и рефлексивный.
В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам.
Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам.
Коммуникативная функция реализуется: в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется: в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности в рамках самих организаций и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.
Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
Воспитательная функция – религиозное воспитание человека.
В процессе религиозного воспитания верующих, индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются: мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания).
Религиозное воспитание осуществляется: священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, членами общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений; различными объединениями, действующими при религиозных организациях; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); СМК, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).
В процессе религиозного воспитания используются различные формы, аналогичные формам социального воспитания, но приобретающие сакральный смысл: урочная система, семинары, лекции, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, экскурсии, любительские хоры.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение; проповедь; молитва; исповедь; пост; епитимья – наказание.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 489.