Тема 8. Политический процесс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Политический процесс: понятие, структура, циклы.

2. Типология политических процессов. Политические процессы в современной России.

3. Политическое участие и его разновидности.

4. Электоральный процесс: понятие, функции, основные этапы.

 

1. Политический процесс – это совокупность видов деятельности политических субъектов, включенных в систему политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс раскрывает различные формы выражения рядовыми участниками своих интересов, а также формы принятия и осуществления политическими лидерами и элитами управленческих решений.

Различают следующие виды политических процессов:

ü революция – коренное преобразование общества, создание новой политической системы, основанной на иных принципах легитимности;

ü контрреволюция – действия по свержению новой политической элиты и восстановлению прежних порядков;

ü реформа – постепенное преобразование экономического и политического строя при сохранении его основ и власти правящей элиты;

ü восстание – массовое выступление против власти и существующего строя;

ü политическая кампания – коллективные действия, направленные на изменение структуры власти, перераспределение полномочий, достижение тех или иных национальных приоритетов, и др.

Структура политического процесса включает в себя:

1. субъект процесса – реальная власть или ее носитель;

2. объект процесса – то, что должно быть достигнуто как цель процесса;

3. средства, методы и ресурсы исполнителей процесса – материальные и идеальные основы (знания, технические и финансовые средства, настроения масс, их идеология).

Этапы политического процесса:

1. Артикуляция интересов – представление политических интересов групп и слоев общества институтам, принимающим политические решения;

2. Агрегация – принятие решения и формулирование политической воли с выделением конкретных проблем, сбором информации, рассмотрением возможных альтернатив;

3. Выбор и корректировка принятого плана действий и регулирование информационного режима осуществления власти;

4. Реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений и их осуществления.

 

2. Типология политических процессов может быть осуществлена по различным основаниям. Так, по сфере действия политические процессы разделяют на внутриполитические (эти процессы зависят от формы правления, характера режима, правящей элиты, типа лидерства, социально-экономического уклада, социальной структуры общества и др.) и внешнеполитические процессы (определяются социально-экономической природой, интересами и целями государства, балансом сил в мире и пр.).

В зависимости от сроков протекания – длительные (например, переход от тоталитарного к демократическому режиму) и сравнительно краткосрочные политические процессы (например, выборы). В зависимости от значимости для общества – базовые процессы (разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов в политические решения, способы обретения лидером легитимности) и периферийные (формирование политических ассоциаций, например, новых структур управления).

С точки зрения публичности протекания различают открытый политический процесс (интересы групп и граждан выявляются в программах партий, СМИ для обсуждения общественно значимых проблем и т.п.) и теневой (скрытые действия государственных учреждений). С точки зрения устойчивости взаимодействия граждан и властных структур политические процессы также делят на стабильные (характеризуются устойчивыми формами политической мобилизации граждан) и нестабильные (происходят в условиях кризиса).

Политический процесс в России имеет ряд особенностей: 1) нерасчлененность политики и экономических, социальных и личных отношений; 2) отсутствие консенсуса между участниками политического процесса относительно целей и средств политического действия; 3) неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей; 4) отсутствие интеграции среди участников политического процесса при активном и фактически принудительном навязывании обществу нововведений; 5) политический процесс преимущественно творят президентская, правительственная и парламентская «политические клики»; 6) чрезмерная концентрация власти в руках правящей элиты; 7) высокий уровень маргинальности общества при малой эффективности институтов гражданского общества.

 

3. Политическое участие – действия, предпринимаемые гражданам с целью повлиять на управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне власти. Оно может быть организованным или неорганизованным, постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти.

У. Милбрайт выделил 4 вида законного политического участия: 1) голосование; 2) участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях; 3) участие в политической жизни общины (собрания, денежные пожертвования); 4) контакты с официальными лицами на разных уровнях. Одновременно, он выделил виды незаконного политического участия – уличные демонстрации и митинги протеста с нарушением закона; протест против действий властей (голодовки, сожжения); отказ повиноваться несправедливым законам.

Подчеркнем, что политическое участие – это определенные добровольные действия граждан, а не личные переживания или политические предпочтения. В авторитарном или тоталитарном обществе политическое поведения – пассивное, а действия совершаются в соответствии с волей субъектов власти. В развитом гражданском обществе политическое участие превращается в политическое взаимодействие. Становясь активным, оно строится на основе закона с соблюдением прав и свобод человека. Поэтому Нельсон и Хантингтон различают 2 вида политического участия: 1) автономное участие – сознательная активность граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность политиков; 2) мобилизованное участие – вынужденное действие, когда участие в политических действиях зависит от неполитических стимулов.

Политическое участие обусловлено множеством факторов: интересами, степенью социально-экономического равенства, мотивами участников и др. Важнейшим видом его является электоральное.

4. Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без участия граждан в общественно-политической жизни, в избирательном процессе. Электоральный процесс – процесс подготовки и проведения выборов на конкурентной основе. Основные задачи, которые решает избирательная процедура в демократическом обществе, заключаются в том, чтобы: выявить наиболее достойных претендентов на государственные посты, информировать об этом избирателей, обеспечить тождество интересов претендентов на власть и избирателей. Избирательный процесс обеспечивается Конституцией и избирательным законодательством.

Функции выборов:

1. выражение и представительство разнообразных интересов населения;

2. контроль над институтами власти;

3. интеграция разнообразных мнений;

4. легитимация политической системы и ее институтов власти;

5. осуществление обратной связи между властью и гражданами;

6. мобилизация избирательного корпуса на решение общественных задач;

7. политическая социализация населения;

8. рекрутирование политической элиты и формирование оппозиции.

Основные этапы избирательного процесса определяются решаемыми задачами и типом деятельности:

1. подготовительный этап предполагает принятие организационных мероприятий для проведения выборов;

2. выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

3. агитационно-пропагандистская кампания;

4. голосование и подведение итогов.

Иначе говоря, электоральный процесс неизбежно должен решать следующие вопросы: заявление кандидата о его решении баллотироваться на выборную должность, предвыборная кампания, использование средств массовой информации, финансирование избирательных кампаний.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. В чем выражается многозначность термина «политический процесс»?

2. Какая связь между политической системой и политическим процессом?

3. Как вы понимаете цикличность действия политических процессов?

4. В каких режимах действуют политические процессы?

5. По каким критериям осуществляется типология политических процессов?

6. Считаете ли вы удачным название политического процесса функциональным, когда осуществляется простое воспроизводство прежней политической системы?

7. Что такое политическое участие? Определите его роль в политическом процессе?

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Принятие политических решений с точки зрения политологии.

2. Критерии политического развития.

3. Концепции политической модернизации.

4. Характеристика кризисов модернизации.

5. Специфика модернизации в условиях постиндустриализации.

6. Социокультурные особенности российской модернизации.

7. Плюсы и минусы пропорциональной и мажоритарной избирательных систем.

 

ЛИТЕРАТУРА

Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Политические исследования. – 2002. – № 2.

Демидов А.И. Категория «политическая жизнь» как инструмент человеческого измерения политики // Политические исследования. – 2002. – № 3.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. – М., 1999.

Мерло П. Электоральная практика, права человека и общественное доверие к демократической системе // Политические исследования. – 1995. – № 4.

Семигин Г.Ю. Политическая стабильность общества. – М., 1997.

Филиппов А.Ф. Пространство политических событий // Политический исследования. – 2005. – № 2.

Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997.

 

 

Тема 9 . Социология как наука и учебная дисциплина

1. Что такое социология, ее объект и предмет

2. Социология в системе наук об обществе

3. Структура и функции социологии

4. Этапы и методы социологического исследования.

 

1. Что такое социология, ее объект и предмет. Термин «социология» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение), т.е. наука об обществе, был введен О. Контом в XIX веке.

Для понимания особенностей социологии необходимо вычленить собственную область социологического исследования — его объект и предмет. Объект социологииэто общество, социальная реальность. Данный объект изучается множеством гуманитарных наук, таких, как социальная философия, история, этнография, политология и др. Предмет социологиився сложная совокупность социальных связей и отношений, способы и формы их организации и механизмы взаимодействия людей друг с другом в обществе.

Особенности социологического знания. Во-первых, социологию отличает целевой или мотивационный тип объяснения. К ним относятся причинно-следственные и функциональные объяснения. Во-вторых, для социологического знания характерны условность и подвижность тенденций и прогнозов, что обусловлено высокой сложностью и противоречивостью социальных процессов. В-третьих, социальные науки тесно связаны с процессами мышления.

Необходимо проводить различие между социальными и социологическими проблемами. Первые предполагают решение практических задач. А социологическая проблема имеет преимущественно теоретический, методологический характер. Вопрос для социолога состоит не столько в том, почему что-то «идет не так», а в том, как действует система в целом, каковы основы и механизмы ее существования и развития, как поддерживается ее единство.

Задачи социологии: 1) изучение социальных связей и отношений, их структуры, типологии; 2) анализ социальной системы (общества) как интегральной структуры; 3) исследование социальных явлений и процессов на различных уровнях; 4) выявление механизмов и способов социального взаимодействия; 5) уяснение мотивов, причин и условий человеческих взаимодействий, способов и форм социального поведения; 6) разработка рекомендаций и предложений по регулированию социальных отношений; 7) развитие социологической культуры общения и взаимодействия.

 

Социологические понятия можно условно разделить на несколько групп: дескриптивные (описательные); каузальные (объяснительные); нормативные; аксиологические (оценочные). Базовую роль играют понятия:

Общественноеэто характеристика общества в целом, его подсистем и их взаимоотношений. Это понятие применяется для характеристики надличностных, институциональных взаимодействий.

Социальноеэто характеристика отношений людей непосредственно друг с другом, их совместной деятельности в конкретных условиях. Социальное взаимодействие отличает осмысленность и целенаправленность.

социальный законотносительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.

Социальные законы, закономерности действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения — на малую группу, на социальную страту, социальный слой и, наконец, на все общество. Социальные законы трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью и разнонаправленностью.

Социальный фактединичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий. В обыденном смысле социальный факт — событие, объективно имевшее место вне зависимости от того, наблюдалось ли оно кем-то кроме свидетелей или нет; а в научном смысле социальный факт — это событие, описанное в четких научных понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.

Социальный фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — это выделение из ряда переменных неких новых, укрупненных признаков, влияющих или способных повлиять на социальное событие или процесс.

 

2. Социология в системе наук об обществе. В разных общественных наук по-разному воспринимаются и изучаются одни и те же социальные объекты.

Социология и философия. Философское исследование социальной жизни (социальная философия) предполагает развитое теоретическое мышление. Социальная философия выступает наиболее общей системой теоретического знания не о конкретном обществе, а об обществе как таковом. Социология же осмысливает общество, социальную жизнь как конкретную реальность.

       Социология и история. История свое основное внимание уделяет неповторимым, уникальным историческим событиям, процессам и личностям, а социологию больше интересует типическое в социальных отношениях и событиях. Историка интересуют «дела давно минувших дней», прошлое, а социолога интересует в первую очередь современное общество и его проблемы.

       Социология и психология. В центре внимания психологии – внутренний мир человека, индивидуальное человеческое «Я», а в центре внимания социологии – проблемы межличностного взаимодействия, т.е. «Мы».

Признаки и свойства социологии: 1) изучение общества как конкретной реальности, т.е. исследование конкретных связей, взаимодействий, институтов, людей; 2) анализ общества в целом, как системы, в единстве всех его механизмов и структур, институтов и отношений; 3) исследование как конкретных, так и, в первую очередь, типических механизмов, условий и связей социальной жизни; 4) ориентация на изучение мотивов социального поведения и взаимодействия людей, особенностей их восприятия и понимания социальных явлений; 5) использование исследовательских методов не только теоретического, но и количественного, эмпирического плана.

СОЦИОЛОГИЯтеоретико-прикладная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных общностей и институтов, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом, в совокупности социальных отношений.

 

3. Структура и функции социологии. Существует несколько способов структурирования социологии. Первый вариант – по характеру и уровню социологического знания и исследования. Выделяют теоретическую и эмпирическую социологии. Теоретическая социология разрабатывает объяснительные модели, осуществляет классификацию разнообразной информации об обществе. Она выявляет связи и отношения (причинные, функциональные и др.), закономерности (законы), тенденции развития общественных явлений и процессов.

В рамках теоретической социологии выделяются также:

ü Общесоциологические теории: теория общественно-экономических формаций, теория социального действия, структурно-функциональная теория, теория социальной стратификации.

ü Специальные социологические теории – социальных взаимодействий, социальных движений.

ü Отраслевые социологические теории, изучающие особенности социальных процессов в различных сферах общества – экономическая социология, политическая социология, социология культуры, социология религии и т.п.

Эмпирический уровень знаний представлен всеми видами и формами конкретной социальной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых социальных процессов и явлений.

Второйвариант структуры социологии – по ориентации и функции исследования. Цель фундаментальной социологии – построение научной теории, объясняющей в общих понятиях социальную действительность, например, теория социальных систем, теория социального кризиса, концепция культуры. А для прикладной социологии цель – это разработка конкретных рекомендаций и предложений для совершенствования социальной действительности.

Третий вариант структуры социологии – по масштабу исследуемого объекта. Макросоциология изучает общество как целостный социальный организм, его структуру, социальные институты, их функционирование и изменения. А микросоциология обращена к социальному поведению конкретных индивидов и групп, межличностному общению, мотивации действия и реакции, социализации и индивидуализации личности, стимулам и формам групповых поступков и группового поведения.

Четвертый вариант структуры социологии – по предмету исследования. Это т.н. функциональные социологии. Соответственно выделяют социологию экономическую, политическую, социологию духовности (культуры) и социологию управления.

 

4. Этапы и методы социологического исследования. Для изучения социальных явлений и построения социологических теорий необходимо обладать конкретной достоверной информацией. Ее получают в результате прикладных социологических исследований. Социологическое исследованиеэто система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития.

Этапы социологического исследования: 1) разработка программы и инструментария; 2) сбор информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; 4) анализ и интерпретация полученной информации; 5) формулировка выводов, предложений и рекомендаций.

Вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Различают:

 I. Зондажное (пилотажное) исследование используется для предварительного анализа общественного явления или процесса. Такое исследование предполагает упрощенную программу и сжатый по объему инструментарий.

II. Описательное исследование – более сложный вид анализа, который позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении.

III. Аналитическое исследование ставит своей целью углубленное, комплексное изучение явления. Если описательное исследование устанавливает наличие связи между определенными характеристиками данного явления, то аналитическое выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Типология прикладных социологических исследований. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.

Сравнительные данные могут быть получены в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. Особый вид повторного исследования – панельное исследование. Оно предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц и их взаимодействия через заданные интервалы времени. Такие исследования отражают динамику, направленность развития.

Программа социологического исследованияэто систематизированное изложение теоретико-методологических основ, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа исследования обычно включает в себя:

1. Методологическая часть: формулировка и обоснование проблемы; указание цели, определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; формулировка гипотез и задач исследования.

2. Методическая часть: определение обследуемой совокупности; характеристика применяемых методов сбора информации; логическая структура инструментария для сбора информации; логические схемы ее математической обработки; принципы и критерии интерпретации полученных результатов.

Социологические методыэто средства и способы получения, объяснения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя: принципы организации исследовательской деятельности, регулятивные нормы, совокупность приемов и способов действия.

Типология методов социологического исследования:

1. Общенаучные методы: анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация и абстрагирование; аналогия и сравнение; гипотеза и теория.

2. Теоретические методы – это методы интерпретации и объяснения фактов: аксиоматический метод; генетический метод; исторический метод; компаративный (историко-сравнительный) метод; системный метод; структурно-функциональный анализ; диалектический метод; метод типологизации; бихевиористический метод; интерпретативный (герменевтический) метод; социопсихологический метод; семиотический метод.

3. Эмпирические методы – это методы получения фактов: наблюдение (открытое и скрытое, включенное и невключенное); анализ документов; контент-анализ (количественный анализ документов); биографический анализ; выборочное обследование (опрос) включает в себя анкетирование и интервью; социометрия; когнитивные карты; фокус-группы (нестандартизированное интервью группы); эксперимент.

После проведения эмпирических исследований предполагается обобщение полученных результатов. Существуют две группы способов анализа и обобщения результатов: количественная и качественная.

Проведение разнообразных социологических исследований в области здравоохранения позволяет осуществлять, во-первых, разработку и внедрение системы мероприятий, обеспечивающих выявление приоритетных направлений профилактики заболеваний среди населения; во-вторых, комплексную оценку динамики состояния здоровья людей с учетом изменяющихся условий жизни; в-третьих, прогнозировать изменение состояния здоровья населения при принятии решений на государственном уровне; в-четвертых, налаживание и совершенствование всеобъемлющей обратной связи населения со всеми структурами, оказывающими медицинскую помощь.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Чем отличается предмет социологии от ее объекта?

2. Чем социология отличается от философии и других гуманитарных наук?

3. В чем состоят характерные особенности социологического изучения общества?

4. Объясните различия между фундаментальной и прикладной социологией, теоретической и эмпирической социологией, макро-социологией и микро-социологией.

5. Зачем, на Ваш взгляд, нужна социологическая теория и каково ее отношение к социальной практике?

6. Какие методы социального познания Вы знаете и какие из них могут считаться социологическими? Почему?

7. Как можно, по Вашему мнению, классифицировать методы эмпирического исследования в социологии?

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Социология как наука и как учебная дисциплина.

2. Структура социологического знания. Типы социологических теорий.

3. Парадигмы социологии.

4. Методы социологического исследования.

5. Специфика социологии как гуманитарной науки.

6. Социологическое мышление и социологическая культура.

 

ЛИТЕРАТУРА:

       Давидюк Г.П. Социологические законы // Социологические исследования. -2001. – № 6.

Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. – 2002. – № 8.

       Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности // Социально-политический журнал. – 1993. – № 3.

       Орлов Г.П. Категории социологии: проблема классификации // Социологические исследования. – 1997. – № 10.

       Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. – М., 2001.

       Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования. – 2002. – № 9.

       Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

       Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.; Самара, 1995.

 

 

Тема 10. Общество как система

1. Общество и его признаки. Системный анализ общества.

2. Структура и типология общества.

3. Динамика и развитие общества.

 

1. Общество и его признаки. Системный анализ общества. Социология появилась как наука об обществе. В широком смысле общество обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления. В узком смысле под обществом понимают определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения определенной деятельности, а также конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны. Кроме того, общество – это еще и организованная система взаимодействия людей, которая имеет свою структуру и институты.

Можно также общество разделить и на четыре главные подсистемы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Эти сферы тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Например, если система здравоохранения не выполняет своих базовых функций, то под вопрос становится само воспроизводство общества и стабильность социальных отношений.

Общество – это исторически сложившаяся самодостаточная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система организации социальных связей и взаимодействий людей на данной территории.

Общество обладает следующими основными признаками:

1. Территория, на которой происходит консолидация социальных связей.

2. Социальность, т.е. способность людей к осмысленному и целенаправленному взаимодействию друг с другом.

3. Высокая интегрирующая сила. Общество объединяет людей, формирует у них солидарность по отношению друг к другу.

4. Высокая интенсивность и устойчивость внутренних взаимосвязей.

5. Автономность и самодостаточность.

6. Саморегуляция – общество само создает структуры управления собой.

7. Самовоспроизводство – общество включает новые поколения людей в сложившиеся структуры и формы отношений, социализирует их и тем самым воспроизводит эти структуры и формы.

Общество нельзя свести просто к сумме индивидов. Это сложная система взаимодействия людей. Поэтому для анализа такого сложноорганизованного системного объекта, как общество, необходимо использовать особую общенаучную методологию – системный анализ. Системный анализ общества предполагает одновременное и взаимосвязанное изучение трех аспектов: 1) социальные общности – это множество взаимодействующих индивидов, объединяющихся в разнообразные группы; 2) социальная организация – это иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей, благодаря которым взаимоотношения людей приобретают упорядоченность и организованность; 3) культура как система разнообразных норм, правил и ценностей, регулирующих взаимоотношения людей в обществе.

 

Изучать общество можно с различных сторон. Первый подходформационный (марксистский) означает выделение производительных сил, производственных отношений (базиса) и надстройки. Ведущая роль при этом принадлежит первым двум элементам. Второй подход – цивилизационный, в рамках которого наиболее важным и влиятельным представляется структурно-функциональный. Здесь выделяются социальные функции и подсистемы общества, ответственные за выполнение этих общезначимых функций: экономическая подсистема, политическая подсистема, культура, институты семьи и образования и т.д. Третий подход – по видам социальных отношений: межличностные, между личностью и группой, внутри- и межгрупповые, организационные, политические, глобальные.

Согласно формационному подходу: 1) Общество имеет закономерный характер своего развития, то есть в его основе лежат законы развития и смены формаций. 2) Экономические (материальные) факторы являются в конечном счете определяющими в различных общественных процессах. 3) Универсальная природа общественной эволюции (большинство или все народы в своем развитии проходят через выделенные формации). 4) Стадиально-прогрессивный характер развития человеческого общества (каждая последующая формация сложнее предшествующей).

    Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии народов, представить историю человеческих обществ как единый процесс, установить определенные законы развития общества.

Общие принципы цивилизационного подхода предполагают: 1) Уникальность, своеобразие и неповторимость различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире. 2) Многообразие факторов, определяющих своеобразие развития народов. 3) Важнейшим условием изучения конкретного общества является выявление не только общего и типичного, закономерного, но и неповторимого у данного народа, цивилизации.

    Цивилизационный подход позволяет глубоко изучать конкретные общества во всей их многообразии и специфике, ориентирует на изучение специфических сторон общественной жизни – ценностей, национальных особенностей, психологии и пр., а также ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

    Вместе с тем в социологии существует структурно-функциональный взгляд на общество. Он интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций. Для сторонников этого подхода общество – это единое целое, в котором важное значение играет согласие всех членов общества в отношении общественных ценностей.

    И формационный, и цивилизационный подходы к изучению общества в их совместном применении дают нам объемную картину, позволяющую лучше понять общество, в котором мы живем.

 

2. Структура и типология общества. В социологии характеристика индивида и общества предполагает использование следующей структуры общества. Основной и главной единицей общества является человек, имеющий в обществе определенный статус и роль. Статус человека устанавливает положение его в группе или обществе, в системе общественного разделения труда. На его основе определяется характер взаимодействия с другими людьми. Множество статусов образует социальную структуру общества в виде сложно и иерархически организованных ячеек, скрепленных социальными функциями.

Вместе с тем важное место в организации общества играют социальные группы, представляющие собой совокупность индивидов, ограниченных формальным или неформальным членством. Взаимодействие в ней осуществляется на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга.

Также в социальной структуре общества можно выделить социальные институты. Они представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направлены на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Главными институтами человеческого общества являются семья, производство, образование, религия, государство.

 

В процессе исторического развития общество проходит различные этапы, порождающие разные типы общественного устройства. Типология общества производится по тем же теоретическим подходам, что и структурирование.

1-я типологияпо наличию письменности. Все общества делятся на дописьменные (т.е. не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом).

2-я типологияпо числу уровней управления и степени социального расслоения. Общества можно разделить на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев.

3-я типологияпо способу добывания средств существования. Самым древним является охота и собирательство. Примитивные способы добывания средств существования соответствовали характеру организации общества – оно состояло из локальных родственных групп. Позже возникают скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – признаков, которые присущи цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому. В XVIII в. земледельческую, или аграрную, цивилизацию сменила машинная промышленность. Наступила эпоха индустриального общества.

4-я типологияпо способу материального производства. К. Маркс предложил материалистическую типологию общества и выделил пять общественно-экономических формаций, выступающих как типы общества и одновременно как последовательные и закономерные ступени его развития: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

5-я типологияна основе цивилизационных критериев. Современная социология попыталась объединить все типологии в некую синтетическую модель. Ее разработал американский социолог Д. Белл. Он выделил три стадии развития общества и одновременно его типы: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Данный подход соответствует теории структурно-функционального анализа.

Особый способ типологизации общества основан на концепте социума.     Социумэто тип общества, определенная социокультурная целостность, отличающаяся общностью чувств, привычек, традиций и форм жизнедеятельности людей. Если общество – это целостная, исторически сложившаяся система социальных взаимосвязей людей, то социум – это тип общества, точнее говоря, социокультурный тип. Каждый социум характеризуется своим особым типом мышления, общения и поведения людей. Социумы можно классифицировать по цивилизационному основанию, по господствующей религии, по отношению к внешней среде, по взаимоотношению личности и общества, по политическому режиму и т.п.

 

3. Динамика и развитие общества. Изучать движение общества труднее, чем общественную структуру. И эта сложность связана с тем, что развитие общества можно рассматривать с различных точек зрения и на разных уровнях. Люди постоянно создают новые виды взаимодействий, преобразуют институциональную ткань социальной жизни, меняют нормативно-ценностный порядок. Импульсы инновационной энергии беспрерывно нарушают равновесие системы, ведя к определенным изменениям.

Развитие общества следует рассматривать с двух сторон. Оно может происходить в виде определенных социальных изменений, эволюции, которые связаны с любыми частными изменениями структуры общества, его направленности, функций, различных норм. С другой стороны, развитие общества может приобретать всеобщий характер всех (или большинства) составляющих частей общества, в результате чего происходит модернизация социальных отношений или структур, развитие по пути прогресса (регресса).

Социальные изменения – это переход общества (социальных систем, общностей, институтов и организаций) из одного состояния в другое. Данное понятие может конкретизироваться понятием развития. Развитие – это необратимое, направленное изменение качества объекта (например, переход от простого к сложному, от низшего к высшему).

Обычно эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные. Однако в общественном развитии могут происходить и революционные изменения, которые являются относительно быстрыми, коренными, качественными. В таком случае накопленные отдельные изменения в изменения самого общества, приводя к складыванию новой системы общественной организации. Данный подход характерен для марксизма. В нем переход от одной общественно-экономической формации к другой объясняется посредством социальной революции, представляющей коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни.

Современные социальные преобразования часто характеризуют термином модернизация (от англ.– «осовременивание»). Она указывает на способ вхождения тех или иных стран в мировое сообщество, под которым авторы этой теории понимают мировую систему капитализма. Поэтому модернизацию следует воспринимать как переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она предполагает «догоняющее» развитие с целью преодолеть историческую отсталость.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Каковы признаки общества? Почему нельзя сводить общество только к совокупности людей?

2. Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?

3. Почему существует несколько вариантов структуры общества? Какой из имеющихся вариантов является, по Вашему мнению, наиболее правильным? Почему?

4. Чем отличается традиционное общество от общества современного?

5. В чем достоинства и недостатки формационного подхода к изучению общества? При каких условиях он применим?

6. Что такое модернизация общества?

7. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «общественный прогресс»?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Общество как система.

2. Структура и типология общества.

3. Понятие социума и его роль в социологии.

4. Гражданское общество, его признаки и значение.

5. Общество и личность.

6. Развитие общества и его динамика.

7. Модернизация общества: содержание, условия, формы и методы.

 

ЛИТЕРАТУРА

       Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. – М., 2001.

Луман Н. Почему необходима «системная» теория? // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. – М., 1997.

Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. – 1998. –№ 1.

       Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001.

Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. – 1995. – № 1.

Саенко Ю.И. Состояние общества, к вопросу о его измерении // Социологические исследования. – 1997. – № 10.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.