1. Гражданское общество и его структура.
2. Основные черты правового государства.
3. Понятие социального государства.
4. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.
1. Гражданское общество – это сфера жизнедеятельности частных лиц, групп, институтов, которая не контролируется непосредственно государством. В широком смысле гражданское общество – та часть общественных явлений и отношений, которая не охватывается государственными структурами. В узком значении гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Поэтому оно представляет собой совокупность частных лиц, групп, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.
Для возникновения гражданского общества необходимы предпосылки: экономические (многоукладная экономика, разнообразие форм собственности), политические (разделение властей, политический плюрализм, верховенство закона), духовные (отсутствие монополии одной идеологии, свобода совести, цивилизованность).
Структура гражданского общества включает в себя: политические партии и лоббистские организации; общественно-политические организации и движения; союзы предпринимателей и благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; ассоциации избирателей, политические клубы; независимые СМИ; церковь и семью. Однако традиционно гражданское общество характеризуют по сферам общества:
- в экономической - многоукладная экономика, разнообразие форм собственности, регулируемые рыночные отношения;
- в политической - децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех граждан перед ним;
- в духовной - отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокий уровень гражданской и политической культуры людей. Заметим, что в гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные социальные связи.
Становление гражданского общества в РФ идет вместе с формированием демократической государственности, правового государства. Важнейшей проблемой остается: в экономической сфере – развитие форм собственности и участие народа в ее владении и распоряжении; в социальной сфере – формирование новой социальной структуры общества, гарантии прав и свобод; в духовной – развитие общей и политической культуры. Без решения этих проблем невозможно становление демократии и обеспечение основ и условий для становления и развития гражданского общества.
2. Правовое государство – это форма осуществления и суверенитета народа, призванная обеспечить основополагающие права и свободы личности. Его концепция разрабатывалась И. Кантом, Д. Локком, Ш. Монтескье. Правовое государство – это государство, в котором господствует право. При этом право следует понимать как естественное право, которое присуще каждому человеку от рождения. В основе этой теории – стремление оградить граждан от произвола власти. Поэтому признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах общественной жизни; максимальная гарантия прав и свобод человека; равенство всех перед законом; взаимная ответственность гражданина и государства; разделение и баланс властей; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов. Все эти признаки определяют приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены государством и его действиями. По этой причине для реализации принципов правового государства необходимы определенные основания: разделение властей, политико-идеологический и экономический плюрализм, парламентаризм, высокий уровень политической и правовой культуры граждан, широкое и действенное самоуправление и др.
В правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип «Разрешено все, что не запрещено законом». По отношению к государству действует метод разрешения, определяющий его активность рамками права. Реальная свобода человека, его социально-экономические, культурные, экологические и другие права могут обеспечиваться через взаимодействие общества и государства. А это предполагает активную социальную, образовательную политику, определенный курс в области занятости и т.д. Поэтому во многих странах принцип правовой государственности дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни, социального государства.
3. Своеобразным ответом на несовершенство правового государства в его либеральном варианте, как и на неудавшуюся попытку государственного социализма, установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство, которое ориентированно на обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении делами общества, а также равных жизненных шансов и возможностей для самореализации личности в данном социуме. Деятельность его направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы, формировании благоприятной для человека жизненной среды.
Индустриализация и урбанизация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия. Требовалось резкое расширение социальной политики государства. В результате этого в 60-х гг. XX в. возникли социальные государства. Их необходимой предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.
Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Между правовым и социальным принципами государства есть единство и противоречие. Единство связано с тем, что они оба призваны обеспечить благо индивида. Противоречие обусловлено тем, что правовое государство по своей идее не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, а социальное государство непосредственно занимается этим. Поэтому в развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, децентрализации ряда функций государства. Вторая тенденция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, разработка стратегии и планирование общественного развития.
4. Гражданское общество в узком, собственном, значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Главными элементами механизма взаимосвязи гражданского общества и государства являются политический плюрализм, разделение властей, легальная оппозиция, демократическое законодательство. Следовательно, существовать и взаимодействовать между собой гражданское общество и государство могут наиболее эффективно и органично в условиях демократической организации власти. Демократия выступает политической формой гражданского общества, при которой наиболее полно выражаются его природа и системообразующие особенности. Демократическая власть имеет четко установленные правом пределы и границы, функционирует на основе и посредством права. Поэтому демократия выступает также способом организации правового государства.
В самом широком смысле демократия – это власть народа. Принято выделять два основных аспекта демократии: 1) социальный, предполагающий равные права всех граждан на участие в управлении общественными делами; 2) политический, означающий выборный способ замещения всех должностей и постов органов политического управления.
Основываясь на признании народа источником власти, выборности основных государственных органов, равенстве избирательных прав граждан, подчинении меньшинства большинству (при уважении прав последних) и ряд других принципов, современные демократические государства оказываются очень разнообразны в практической реализации основ гражданского общества, правового и социального государства, не воплощая в себе законченную структуру.
Современная демократия представляет собой механизм выражения и согласования социальных интересов через публичную и конкурентную борьбу. В более широком плане демократия – это механизм выявления и отбора социальных альтернатив. В этом главное системное преимущество демократии. Однако для реализации преимуществ демократии требуется ряд социальных, экономических и политических предпосылок: высокий уровень социально-экономического развития, урбанизация, рыночная конкурентная экономика и в то же время смягченное социальное неравенство и социальный плюрализм, а также высокий уровень политической и правовой культуры населения, его гражданская активность. При отсутствии или незрелости этих предпосылок демократия обречена на выхолащивание и деградацию.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :
1. Когда появляется гражданское общество?
2. Могут ли включаться в гражданское общество политические партии?
3. Какова структура гражданского общества?
4. Определите основные признаки гражданского общества.
5. Как связаны между собой гражданское общество и правовое государство?
6. Раскройте содержание понятия «социальное государство».
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:
1. Развитие теорий гражданского общества и правового государства.
2. Структура гражданского общества современной России.
3. Условия возникновения эффективного гражданского общества.
4. Взаимосвязь между формами собственности и гражданским обществом.
6. Взаимодействие гражданского общества и государства.
7. Правовое и социальное государство: сходство и различие.
8. Роль общественных организаций в становлении гражданского общества.
ЛИТЕРАТУРА
Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России // Политические исследования. – 2000. – № 3.
Гусев А.П. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3.
Калинин И.К. К дискуссии о гражданском обществе // Социологические исследования. – 2001. – № 4.
Магарил С. Способоно ли неправовое общество учредить правовое государство?// Политический класс. – 2005. – № 9.
Смольков В.Г. Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 5.
Тузиков А.Р. Демократия и гражданское общество в России // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 5.
Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. – 2007. – № 2.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.