Групповая замкнутость и социальная селекция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Если бы не существовало барьеров для социального достижения, можно было бы ожидать большей социальной мобильности. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Происхождение этих барьеров связано с тем, что престиж любой группы зависит не только от реальной значимости для общества данного вида деятельности, данного статуса, но и дефицитности кадров. Поэтому любая более-менее обособленная группа стремится затормозить приток в нее новых членов. Так возникает явление групповой замкнутости. Групповая замкнутостьэто свойство любой устоявшейся социальной группы сопротивляться свободному приходу в нее новых людей, тормозить процесс своего роста и обновления. На базе групповой замкнутости формируется своеобразный социальный механизм, играющий роль «фильтра» социальной мобильности. Социальная селекцияэто особые социальные механизмы упорядочивания и регулирования процессов вертикальной социальной мобильности. К числу таких механизмов относятся институты наследования, образования, профессионально-должностные нормы, своеобразие культуры и образа жизни каждой социальной группы.

Для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Все это позволяет отсеивать неугодных кандидатов и проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам и принципам той группы, в которую он намеревается перейти. Чтобы надежно закрепиться в новой группе (страте), необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду. Мало усвоить профессиональные обязанности и процедуры нового вида деятельности. Необходимо изменить свое поведение, манеру общения, привычки, речь и даже внешний вид в соответствии с иными нормами и правилами. Этот процесс может протекать достаточно болезненно. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, чреватого нервными срывами. Человек может оказаться изгоем в той самой группе, куда он стремился войти. И тогда возникает особый социальный феномен маргинальности.

Маргинальностьэто утрата социальной идентичности вследствие неудачного социального перемещения. В результате возникает своеобразный эффект «зависания» между двумя субкультурами. Такое состояние переживается человеком весьма тяжело. Маргинал – человек, утративший прежний статус при переходе в другую группу и не закрепившийся в новом статусе. В то же время он оказался неспособным адаптироваться к социокультурной среде новой страты. Поведение такого человека, как правило, отличается крайностями. И если такое положение затянется, то маргинал может постепенно трансформироваться в люмпена. Люмпен – совершенно деклассированный человек, полностью выброшенный из общества на «социальное дно» и утративший обычные общесоциальные нормы и ценности, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж).

Для преодоления культурного барьера, групповой замкнутости существуют несколько способов: изменение образа жизни; развитие и изменение типичного статусного поведения; изменение социального окружения; брак с представителем более высокого статусного слоя.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как соотносятся различия и неравенство? Каковы критерии и функции социального неравенства?

2. Может ли существовать и развиваться общество без какого-либо социального неравенства вообще? Почему?

3. Что такое социальная структура?

4. Какой исторический тип социальной структуры, по Вашему мнению, более соответствует обществу с динамично развивающейся экономикой? Почему?

5. Чем отличается вертикальная и горизонтальная социальная мобильность?

6. Как Вы понимаете истоки и природу социальной селекции?

7. Чем обусловлено явление маргинальности? Объясните различие между маргиналом и люмпеном.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Социальные различия и неравенство, их роль в организации социальной жизни.

2. Понятие социальной структуры и ее исторические типы.

3. Социальная стратификация: критерии и специфика.

4. Социальная мобильность.

5. Групповая замкнутость и социальная селекция.

6. Динамика социальной структуры российского общества в ХХ веке.

 

ЛИТЕРАТУРА

       Аитов Н.А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования. – 1996. – № 7. – С.36–38.

Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. – М., 1972. – С.235–247.

       Гидденс Э. Стратификация и социальная структура // Социологические исследования. – 1992. – № 9, 11.

       Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. – 1995. – № 5. – С. 92–104.

       Подойницына И.И. Общество открытых классов: Очерки о моделях социальной структуры. – Новосибирск, 1999.

       Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.

       Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1999.

 

 

Тема 12. Социальные группы

1. Социальные общности и их типология.

2. Квазигруппы.

3. Социальные группы, их особенности, структура и типология.

4. Групповая динамика.

 

1. Социальные общности и их типология. Каждый из нас входит в какую-то общность. Социальные объединения людей весьма разнообразны. Низшим уровнем социальной интеграции выступают социальные общности. Социальные общности – это разнообразные объединения индивидов, представляющие собой относительную целостность, которая может выступать как объект социального воздействия, обладать интегральными свойствами, не присущими отдельным индивидам. Функционирование любых социальных общностей происходит на основе взаимодействия или социальных связей. Иначе говоря, социальные общности – это относительно устойчивые реальные совокупности людей, которые отличаются сходными условиями и образом жизни, а также сходными интересами и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.

В социологии выделяются следующие виды социальных общностей.

1. Номинальная общность, представляющая собой совокупность индивидов, условно объединяемых по какому-либо признаку, называется социальной категорией. Отнесение к какой-либо общности не предполагает, что индивиды, входящие в нее, ведут совместную деятельность, общаются друг с другом либо даже знают о том, что кто-то объединяет их в подобную общность.

2. Массовая общность, выступающая как совокупный агрегат людей, объединение которых во многом носит случайный характер. Примером такого рода общностей являются разнообразные экологические движения, объединения по интересам и т.п. Подобные общности, как правило, формируются на основе случайных признаков, которые не являются особо значимыми.

3. Территориальные общности – это совокупность проживающих на определенной территории людей, которые объединены общими экономическими, культурными, политическими и прочими интересами. Они формируются за счет людей, которые проживают на одной территории. Для данных общностей характерны то, что в них входят все без исключения люди, проживающие на данной территории; и под ними обычно понимают совокупности людей, проживающие на территории, которая меньше государства (село, город, район).

4. Этническая общность – это объединения на основе генетических связей, составляющих эволюционную цепочку. Началом ее служит семья.

 

2. Квазигруппы. Существуют несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа». В обществе действуют так называемые «квазигруппы» (или агрегаты) – социальные общности, обладающие некоторыми, но не всеми, признаками социальной группы или в которых отдельные признаки группы выражены не в полной мере. Нередко квазигруппы превращаются в группы, и наоборот.

Спонтанные, неустойчивые группы называют квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Со снижением размера группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Ведь при этом увеличивается число межличностных взаимодействий.

Типология квазигрупп:

I. Аудитории – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, который владеет информацией и доводит ее до этой общности. Здесь может осуществляться как непосредственное взаимодействие с коммуникатором, так и опосредованное, анонимное. Характерна слабая обратная связь аудитории с коммуникатором. Чем больше аудитория, тем слабее обратная связь. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинается обмен мнениями о полученной информации.

II. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностных интересов и эмоциональных реакций.

Социальная структура толпы очень проста и обычно сводится к разделению на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди стараются избегать межличностного контакта. Любая толпа характеризуется: внушаемостью, анонимностью, спонтанностью, неуязвимостью.

III. Социальные круги – социальные общности, созданные с целью обмена информацией. Их можно характеризовать как общности дискутирующих людей. Особенно ярко деятельность социальных кругов видно в политике, например, при образовании политических партий.

 

3. Социальные группы, их особенности, структура и типология. Квазигруппы являются переходными образованиями на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Любая социальная группа обладает такими свойствами, как:

ü взаимодействие, то есть информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых систем («языков»);

ü членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг друга от представителей других групп;

ü идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы.

Группа является посредником между общественными явлениями и конкретным человеком. Она – проводник влияний общества на личность, именно через нее идет формирование социально значимых качеств личности, убеждений, установок.

На этой основе можно определить групповые функции: целевая; регулятивная; функция преемственности; идентификационная функция; функция знакомства; функция солидарная и управленческая функция.

Структура группы представляет собой систему иерархически расположенных внутригрупповых отношений. В ней можно выделить лидера, актив (низовые лидеры), силовиков, массу, аутсайдеров.

Группу можно определить как объединение, которое имеет внешнюю границу и хотя бы одну внутреннюю. При этом она может иметь и несколько внутренних границ. Иной тип групп, который называется составной, различающий горизонтальные (гомологические) классы (например, монахи и монашки, воронежцы и москвичи), можно представить в виде сегментной диаграммы.

 

Типологии социальных групп:

1-я типология групп – по их пространственной организации. Су­ществуют локальные группы, которые предполагают обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте и в одно и то же время. В то же время существуют частично или полностью дислокальные группы. Например, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских частотах и выступающие под собственными кодами.

2-я типология. Группы различаются по времени своего существования. Можно выделить: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические.

3-я типология, предложенная еще П.А. Сорокиным, по объединяющим ценностям – односторонние и многосторонние. Односторонние построены на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы, как род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз и пр. Многосторонние построены вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные религиозные, политические, социокультурные, расовые и др.).

4-я типологияпо размеру группы – диада (группа из двух человек, например, друзья), триада (группа из трех человек, имеющая неустойчивые и сложные отношения), большие группы (могут распадаться на фракции), толпа.

 

Большие – средние – малые группы. К малым группам обычно относятся группы с численностью не более 10 – 12 человек; средние группы включают в себя от нескольких десятков до нескольких сотен человек; наконец, большие группы могут состоять из нескольких сотен человек, верхний предел численности больших групп не определен. Однако критерий численности – лишь формальный индикатор различия между группами. В малых группах каждый ее член может непосредственно контактировать с любым другим членом той же группы; в ней существует постоянно действующая система прямой и обратной связи между каждым членом. Средние группы – это такие, в которых каждый член в принципе может знать каждого другого человека, входящего в группу, в лицо, но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения. И, наконец, большая группа – такая группа, в которой члены в принципе не могут быть все лично знакомы друг с другом. Различия между указанными группами состоят в характере информационных процессов.

Группы формальные и неформальные. Группы могут быть формальными и неформальными. Формальная группа сформирована на основании каких-либо документов (штатное расписание, список гостей на свадьбе). Соответственно, неформальные группы – это такие группы, которые не имеют четких закрепленных ролевых ожиданий, нормативной и ценностной (целевой) базы. Поэтому н еформальная группа сформирована на основании личных привязанностей, симпатий и антипатий, общих интересов. Формальной группой управляет руководитель, а неформальной – лидер.

Группы первичные и вторичные. С понятием формальных и неформальных групп тесно связано понятие «первичных» и «вторичных» групп. Первичные и вторичные группы определяются по отношению к входящим в них индивидам. К первичным группам относятся такие, с членами которых человек связан, прежде всего, эмоциональными связями (семья, дружеские компании). Вторичные группы – это такие, в которых человек вступает в обезличенные, формальные отношения (организации, политические партии и т.д.).

Деление групп на первичные и вторичные тесно связано с делением на формальные и неформальные. Неформальная группа всегда является первичной, а формальная – вторичной. Формальные вторичные группы, как правило, бывают целевыми, в то время как неформальные первичные группы – нецелевыми. Однако это соответствие совсем не жесткое, не обязательное.

Референтные группы. Референтные группыэто группы, на нормы и ценности которых ориентируется индивид. Каждый индивид может иметь множество референтных групп; однако он не обязательно является их членом. Например, для христиан Христос и его апостолы являются референтной группой; для части молодежи референтными являются актерские круги Голливуда. Они имеют большое значение в процессе социализации человека.

 

4. Групповая динамика – это взаимодействие членов социальных групп между собой. Она отражает развитие группы во времени, обусловленное взаимодействием членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.

    С возникновением группы индивиды начинают действовать в одном направлении. Однако деятельность группы может быть связана с увеличением порядка или беспорядка. Конструктивная группа добивается увеличения порядка, тогда как деструктивная увеличивает беспорядок. Можно сказать, что организация и порядок проявляются подобно побочным эффектам в фармакологии – принимаем лекарство с отхаркивающим свойством, получаем шум в ушах.

Можно выделить следующие виды взаимодействий в группе: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы (солидарность), сотрудничество и кооперация, конкуренция, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Коммуникация в группахэто основа структуры группы, показатель физической и социальной близости. Схемы коммуникации влияют на результаты действия группы.

    1. Цепочка.

    2. Штурвал – наиболее эффективный способ коммуникации при выполнении несложных заданий в ограниченное время, ибо этот способ исключает общение членов группы между собой.

    3. Круг – очень хорош для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений. Ни один из членов группы не перегружен информацией, получая информацию от любого члена группы. Кроме того, здесь возможна и обратная связь.

4. Игрек – этот способ приемлем там, где требуется более четкое распределение функций, персональная ответственность и одновременное выполнение нескольких разнородных задач.

5. Паутина. Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Происходит фокусирование внимания членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Что представляют из себя социальные общности? Дайте характеристику известных Вам социальных общностей.

2. На каких социальных и психологических особенностях человека базируется феномен толпы? Как вы понимаете феномен «психического заражения»?

3. Сравните характерные признаки социальных групп и квазигрупп.

4. Как Вы понимаете групповую замкнутость? Почему группа сопротивляется приходу в нее новых членов?

5. Охарактеризуйте различные подходы к структуре социальной группы. Какой тип групповой структуры определяется с помощью метода социометрии?

6. Что такое групповая динамика?

7. Чем различаются социальная группа и коллектив?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Семья как группа: социологический анализ.

2. Национально-этнические и этно-территориальные общности: от племени к нации.

3. Феномен толпы с социологической точки зрения.

4. Групповая динамика и модели социальной коммуникации.

5. Групповой контроль и групповое мнение.

6. Солидарность и ее роль в жизнедеятельности группы.

7. Феномен лидерства в группе.

 

ЛИТЕРАТУРА

       Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

       Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – М., 2008.

       Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. – 1992. № 1. С. 17–36.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социология: учебник 90-х годов. – Челябинск, 1991. – С. 48–69.

Донцов А.И. О понятии группа в социальной психологии // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1997. –№ 4.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. – М., 1996.

 

 

Тема 13. Социология личности

1. Понятие личности, ее определяющие свойства.

2. Личность и общество.

3. Структура и типология личности.

4. Социализация личности.

 

1. Понятие личности, ее определяющие свойства. Главным элементом любой социальной системы, обязательным субстратом социального выступает человек. Социология выделяет в личности социально-типические черты характеристики и предполагает изучение ее как совокупности общественных отношений. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны — включение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве автономного и активного социального существа.

Человекэто понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента выделения homo sapiens. Это характеристика общих признаков и свойств, присущих всем людям. Человек рождается на свет уже человеком.

Индивид понимается как конкретный человек со своими психофизиологическими особенностями, как единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его социальным особенностям, например, ребенок в роддоме, человек на улице, на стадионе, в армии. Каждый индивид наделен только ему свойственными чертами внешности, свойствами психики; специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека также определяет особенности его индивидуальных свойств. Все это фиксируется в понятии «индивидуальность». Социология чаще оперирует именно понятием «индивид».

Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Это понятие вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида. На то, что личность является «продуктом» взаимодействий, указывает тот факт, что личностью становятся, а не рождаются: мы никогда не говорим о личности новорожденного.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые он реализует в общественной жизни. Личность устойчивая система социально значимых свойств индивида, сформировавшихся в процессе общественного развития и включения индивидов в данную систему социальных отношений.

Свойства и признаки личности: самосознание; включенность в систему общественных отношений; усвоение социальных норм и правил, ценностей и процедур; выработка человеком собственного отношения к этим общественным нормам и правилам, способа реализации этих правил в своем поведении; наличие мировоззрения, собственного понимания проблем.

Социальные качества личности это целостная совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Наиболее значимыми социальными качествами личности являются самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, установка, ценностная ориентация, идентичность. На установки и ценностные ориентации человека оказывают влияние как его природные задатки, так и социальная среда, в которой он живет. Социальное влияние порождает эффекты подражания, конформности , а также другие феномены и ориентации личности. Выявлением процессов и закономерностей, воздействующих на формирование личности, ее типических свойств, а также изучением типов ориентации и установок и занимается социология личности.

 

2. Личность и общество. Взаимодействие личности и общества регулируется статусно-ролевой структурой, в которой человек занимает определенное положение. Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Статусэто соотносительное положение человека или группы в общественной структуре, связанное с определенными правами и обязанностями.

Каждый статус связан с другими социальными позициями через систему прав и обязанностей. Статус фиксирует определенный набор конкретных типовых действий, которые должен выполнить человек.

Типология социальных статусов :

ü предписанные – это статусы, приобретаемые индивидом от рождения. Они присваиваются обществом вне зависимости от личных усилий и заслуг (национальность; место рождения и социальное происхождение);

ü приобретенные – это статус, который определяется и достигается личными усилиями человека (учитель, врач, футболист, жена и т.п.);

ü личный статус – это положение индивида в малой группе, которое зависит от того, как его воспринимают и оценивают другие в этой группе;

ü социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии и т.п.);

ü формализованный статус – это положение человека, которое фиксируется и определяется какими-либо документами, официальными предписаниями;

ü неформализованный статус – это положение индивида в малой группе, которое определяется межличностными отношениями, привязанностями и групповыми нормами;

ü генеральный – это общие для всех людей статусы человека и гражданина.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп. Каждый человек включен не в одну социальную связь, а взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Поэтому в социологии вводится специальное понятие – статусный набор. Статусный набор – это совокупность всех статусов, занимаемых одним конкретным человеком. Человек имеет ряд статусов, но лишь главный из них определяет его положение в обществе. Им выступает статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться. Часто главный статус человека определен его работой, профессией.

Статусы не равны. В общественном мнении вырабатывается определенная иерархия статусов, где одни статусы ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой, но действенной иерархии называется рангом. Ранг, в свою очередь, определяется на основе престижа. Престиж может быть личным, но чаще он определяется принадлежностью к определенной социальной группе. Если человек собственными усилиями добивается определенного статуса или общественного признания (престижа), то говорят о «достигаемом» статусе. Но если человек приобрел статус (или престиж) не собственными усилиями, но криминальными или безнравственными с точки зрения данного общества способами, то такой статус называется аскриптивным. Именно престиж определяет привлекательность того или иного статуса для людей.

С помощью статусов упорядочиваются и регламентируются отношения между людьми. Статусы определяют сознание и поведение индивидов. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции личности, в ценностных ориентациях, мотивах.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Если статус — это функции, права и обязанности, то социальная роль — ожидаемое поведение, типичное для людей данного статуса в обществе. Для комфортного взаимодействия с другими людьми каждый человек берет на себя определенные социальные роли.

Социальная роль – это стандартизированная модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. Социальная роль — это, проще говоря, набор типичных действий и процедур, которые должен выполнить человек с данным конкретным статусом. Роль – это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Для любого статуса в обществе закрепляются и утверждаются определенные (неиндивидуальные) образцы поведения.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — структура. Структура социальной роли включает в себя:

1) экспектации – ожидания людей;

2) социальные нормы – правила и требования к человеку с данным статусом;

3) оценки людьми выполнения данным человеком норм и предписаний роли;

4) санкции – социальные последствия выполнения норм роли.

Роль всегда ỳже статуса, к которому она привязана. Поэтому каждый статус обычно включает целый ряд ролей. Например, врач предстает в одной роли перед коллегами, в другой – перед пациентами, в третьей – перед младшим и средним медперсоналом, в четвертой – с начальством, в пятой – в семье, в обществе филателистов или садоводов-любителей. Везде он остается врачом, это его статус. Но в каждой роли этого статуса он выступает в ином ракурсе.

Ролевой набор – это целостная совокупность социальных ролей, связанных с каким-либо статусом. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Социальная роль не является жесткой моделью поведения, и люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей, в своеобразном характере осуществления социальных ролей.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности.

В жизни мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью. Например, иной столоначальник-чиновник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. В результате переносятся стереотипы поведения с одной своей роли на другие. Ведь ролевая идентификация – максимальное слияние с ролью. Но не со всеми своими ролями человек идентифицирует себя одинаково. С личностно значимыми – больше, вплоть до полной ролевой идентификации.

Ролевой конфликт. Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликтэто рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида. Ролевые конфликты бывают: внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.

 

3. Структура и типология личности. Структура личности включает:

1) мотивационный механизм: потребности, интересы, мотивы, цели, идеалы;

2) диспозиционный механизм (мотивы, стимулы, установки, стереотипы);

3) когнитивный механизм (умения, навыки, творческие способности);

4) перцептивный механизм (ощущение, восприятие, представление);

5) мышление (понятие, суждение, умозаключение);

6) память (оперативная и долговременная);

7) мировоззрение (знания, мнения, убеждения, этические нормы и эстетические принципы);

8) чувства и эмоции;

9) целеориентационные механизмы (воля и внимание);

10) индивидуальное поведение (опыт, образцы поведения, привычки).

Типология личности может быть основана на самых разных критериях. Первая типологияпо жизненной цели (Г. Селье): склоняться перед сильным, быть сильным, дарить радость, получать радость.

Вторая типологияпо отношению личности к социокультурным нормам и способам их реализации (Р. Мертон): конформист, новатор, ритуалист, эскейпист, бунтарь.

Третья типология – по темпераменту: меланхолик (эстет и пассивный), холерик (боец и спринтер), сангвиник (лидер и логик), флегматик (мечтатель и надежный).

 

4. Социализация личности. Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, группы, социальные институты, господствующие в обществе нормы и ценности. Процесс включения человека в систему социальных отношений выражает понятие социализации. Социализация – это процесс формирования личности на основе усвоения индивидом социального опыта, норм и ценностей, необходимых для выполнения социальных ролей в данном обществе.

Наиболее распространенными формами взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с авторитарным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями. Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Она предполагает «открытый» тип личности.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании, которое противопоставляется собственно социализации.

Этапы социализации (или стадии развития личности):

1) доморальная стадия: ребенок выполняет требования взрослых, не понимая их смысла и руководствуясь лишь эгоистическими побуждениями и подражательными инстинктами;

2) конвенциональная стадия: сознательное согласование ребенком своих действий с заданными извне нормами и ценностями;

3) кризис переходного возраста: осознание подростком условности и относительности моральных норм и правил;

4) стадия автономной морали: формирование собственных моральных убеждений данной конкретной личности.

На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые называют агентами социализации, — это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и длится всю жизнь. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная — остальную часть жизни человека. Первичная социализация оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации.

Процесс социализации зачастую протекает противоречиво, со сбоями и неудачами. Проявление недостатков социализации отражает девиантное поведение. Девиация – это совокупность различных норм асоциального поведения личности, отступления от социальных норм и стандартов. Девиация выражает конфликт между личностными и общественными интересами. Однако она может быть связана и со стремлением личности к новому и непривычному: изобретательство, творчество. При этом практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах рассматривались бы исключительно как девиантные или, наоборот, как допустимые. Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Каждый ли человек является личностью или только оригинальные, яркие индивиды?

2. Какое значение имеет статусно-ролевая структура личности?

3. Что такое статус? Чем различаются аскриптивный и достигаемый статус?

4. При каких условиях возникает отождествление личности и ее социальной роли?

5. Каковы особенности личности врача? Врача-педиатра, стоматолога и т.д.?

6. Как социологи рассматривают соотношение индивидуализма и коллективизма?

7. Какую роль для личности играет социализация?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Личность и общество.

2. Жизненная позиция личности.

3. Теории личности.

4. Личность через призму теории психоанализа.

5. Личность врача.

6. Социализация личности.

7. Истоки и природа девиации.

 

Литература

Айзенк Г. Структура личности. – СПб., 1999.

Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии. – 1994. – № 5.

Артемьев А.И. Социология личности. – М., 2001.

       Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социологическая идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. – 1995. – № 6.

       Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политические науки. – 1992. – № 4-5.

       Маслоу А. Мотивация личности (Пер. с англ.). – СПб., 2001.

       Спасибенко С.Г. Биолого-генетические основания социальной структуры человека // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 3. – С.97–112.

Холл К.С. Теории личности. – М., 1999.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 758.