Тема 4. Государство как институт политической системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Государство в политической системе общества.

2. Происхождение государства.

3. Типы и формы государственного устройства.

4. Российское государство, его устройство и особенности.

 

1. Центральным институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные, является государство. Оно обеспечивает целостность разнообразных политических институтов, осуществление управления и порядка в обществе. Государство – это особая форма организации политической власти, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального аппарата.

Признаки государства: единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны; независимая нация как основополагающий элемент государственности; наличие публичной власти, отделенной от общества и имеющей аппарат принуждения; суверенитет государственной власти от всякой другой внутри страны и в международных отношениях; общеобязательный характер правовых норм государственной власти, которая также взимает налоги с населения; монополия на применения насилия.

В своей деятельности государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним относятся: политическая, управленческая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, образовательная функции. Внешние функции государства: участие в решении глобальных и международных проблем; обеспечение национальной безопасности; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; отстаивание государственных интересов в международных отношениях; защита отечественной экономики и отечественного товаропроизводителя.

 

2. С самого начала изучения государства в западной политической науке сложились два основных подхода, два понимания: 1) государство как особый вид социальной общности, коллективности людей, возникшей ради общего блага. Эта трактовка восходит к Аристотелю и Цицерону, которые трактовали государство как форму политического общения граждан; 2) государство как совокупность институтов публичной власти. Эта трактовка стала утверждаться с XVI в. с учения французского ученого Ж. Бодена, разработавшего концепцию суверенитета. Институциональный подход отбрасывает моральные цели и ставит во главу угла организационную структуру государственной власти.

Существуют различные теории происхождения государства. Теократическая теория исходит из того, что «вся власть от Бога», а божественное право придает власти авторитет. Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где правитель заботится о подданных, а те должны ему повиноваться. Договорная теория рассматривает государство как результат соглашения людей для защиты своих прав и собственности. Марксистская теория объясняет возникновение государства расколом общества на классы вследствие разделения труда и появлением частной собственности. Теория насилия считает государство результатом внутреннего или внешнего завоевания, что приводит к установлению господства победителей и делению общества на классы.

Однако в ряду основных причин возникновения государства выделяют: общественное разделение труда, возникновение частной собственности, завоевание одних народов другими, комплекс демографических и антропологических факторов, психологические мотивы.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества. С точки зрения отношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

    Традиционные государства возникали и существовали стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность источником государственной власти. Типичным примером такого государства выступает монархия.

    Конституционное государство является результатом сознательной человеческой деятельности по управлению и регулированию социальными отношениями. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все сферы жизнедеятельности человека и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободы личности. Данный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека.

 

4. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Выделяют монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой функции главы государства и функции других властей (законодательной, исполнительной) принадлежат одному лицу – монарху. Монархия бывает трех типов: а) абсолютная, при которой власть монарха не ограничена конституцией. Он единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (Саудовская Аравия, Катар, Оман); б) конституционная, где власть монарха ограничена конституцией и/или парламентом. Под руководством главы государства и парламента создается правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление (Великобритания, Швеция, Испания); в) дуалистическая, где монарх возглавляет исполнительную власть, формируемую из дворян, а буржуазия представлена в парламентах всех уровней (Иордания, Кувейт).

Республика – форма правления, в соответствии с которой верховная власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту, которые осуществляют контроль над деятельностью правительства. Существуют следующие виды республики: а) президентская республика (например, в США), где президент одновременно – глава правительства, премьер-министр, осуществляющий подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены; б) парламентская республика, в которой правительство назначается парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и несет ответственность перед парламентом. Парламентские республики существуют в Италии, Германии, Индии, Австрии и ряде других стран; в) смешанные формы правления, которые имеют две модели: к первому типу относятся такие формы правления (полупрезидентская республика, например, во Франции), когда президент наделен значительно большими полномочиями, чем при парламентской модели. Он формирует правительство и производит назначения на ключевые государственные посты. Однако правительство не полностью зависит от президента, оно подотчетно парламенту и может быть сменено им; второй тип (например, Швейцария) предполагает, что парламент формирует правительство, но отозвать его не может. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство имеет возможность законодательной инициативы.

Существуют следующие формы национально-государственного устройства: 1) унитаризм – единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Характерно централизованное руководство административно-государственными единицами и отсутствие самостоятельных государственных образований. При этом возможна широкая территориальная или национальная автономия; 2) федерация – объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. При этом они обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление. Основные черты федеративного устройства: субъекты Федерации не обладают полным суверенитетом; двойное гражданство; федеральный закон выше регионального; двухпалатный парламент; функционирует единый внутренний рынок; федерация выступает гарантом прав и свобод граждан и др. 3) конфедерация – объединение абсолютно независимых государств, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии. Основные черты конфедерации: субъекты конфедерации обладают полным суверенитетом; их право выше, чем право конфедерации; в предмет ведения конфедерации входит ограниченный круг вопросов; бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов и др.

 

4. Государственное устройство Российской Федерации. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в РФ осуществляют:

1) Президент Российской Федерации, который является: главой государства, Верховным Главнокомандующим ВС РФ, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы:

а) Совет Федерации, председатель, его заместители и 166 депутатов – по два представителя от субъекта РФ (по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти).

б) Государственная Дума: председатель, его заместители, 450 депутатов.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

3) Правительство Российской Федерации – осуществляет исполнительную власть: разрабатывает и представляет федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансово-кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

4) Суды Российской Федерации: Конституционный Суд РФ (19 судей); Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ.

Характеризуя особенность России как федерального государства, надо указать следующее. Она состоит из трех типов субъектов Федерации: национально-государственного, к которым относятся республики (государства); административно-территориального: края, области, города Москва и Санкт-Петербург (города федерального значения); национально-территориального: автономная область (Еврейская) и автономные округа. Каждая республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, города федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Все субъекты Федерации равноправны.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?

2. Изложите основные концепции происхождения государства.

3. Раскройте понятие «сущностные черты государства».

4. Что означает понятие «форма государственного устройства»?

5. Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.

6. В чем состоит сходство и различие между парламентской республикой и парламентской монархией.

7. Почему в президентской республике нет должности премьер-министра?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Президентская и парламентская республики: сравнительный анализ.

2. Принцип “разделения властей”: его необходимость и практика.

3. Институт президентства в современном мире.

4. Представительные институты власти: функции и прерогативы.

5. Эволюция представительной власти в России.

6. Сравнительный анализ основных моделей федерации.

7. Механизмы защиты прав человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

       Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7.

       Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. – 2007. – № 1.

       Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006.

       Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах федерации. – М., 1995.

       Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. – СПб., 2001.

       Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. – М., 2004.

Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. – М., 1995.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.