Структура и типология культуры. В структуре культуры различают духовную и материальную культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материальная культура – это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, т.е. артефакты – все, что сделано руками человека. Артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а следовательно, противопоставляются природным объектам. Они также несут на себе определенную смысловую нагрузку, могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность.

Духовная культура включает в себя все то, что лишь косвенно выражается в продуктах материальной культуры – в языке, идеологии, знаниях, ценностях, обычаях и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия.

Между духовной и материальной культурой нет четкой границы, они являются разными сторонами одной монеты. Это видно на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи: звуки воспроизводятся при помощи определенных инструментов, а сама нотная запись также является явлением культуры. Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества или эпохи либо противостоящих общепринятым ценностям. Особенно ярко это находит отражение во взаимосвязи речи и письменности.

Важным элементом культуры является техника, а шире – материальная культура. Она соответствует способностям, творческому гению и уровню цивилизации данного народа. Каждая культура имеет в своем арсенале целую серию технических навыков. По ним можно составить представление о принадлежности к какой-либо культуре, уровне научно-технического развития общества, эстетических ценностях и т.д.

На базе основополагающих компонентов культуры — ценностей, норм, верований, обычаев, языка и техники — каждый народ развивает остальные аспекты культуры: искусство, науку, философию, политику, литературу и др.

 

    Можно выделить также уровни и формы культуры. Принято различать уровни культуры: доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Доминирующая культура — культура, которую разделяет большинство членов того или иного сообщества. Ее противоположностью является контр­культурасовокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами данной группы в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность. Субкультуракультура, выработанная в данной социальной группе, отличающаяся, но не противостоящая культуре всего общества.

Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы. С этой точки зрения различают три формы культуры.

Народная культура — это произведения искусства, созданные непрофессиональными авторами и выражающие базовые ценности общества: сказки, песни, мифы, предания. Основное проявление народной культуры — фольклор.

Элитарная культура — это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества.

Массовая культура — явление, возникшее в XX веке вследствие развития средств массовой информации. Массовая культура доступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин «массовая культура» часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле.

 

4. Социокультурный процесс. Как и любое другое сложное образование, культура постоянно меняется. Эти изменения обозначают при помощи выражения «культурная динамика». Проблема развития культур, их социальных изменений заключается в приспособлении различных традиционных социальных институтов к нововведениям. Эта проблема анализируется в терминах «культурное отставание» или «культурный разрыв».

Результатом культурного взаимодействия являются и субкультуры, представляющие собой культурные образцы, используемые субъектами (группой) как антипод господствующим в обществе ценностям. Столкновение старых и новых культурных норм, ценностей и ориентаций неизбежно порождает конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. Поэтому можно выделить пять способов разрешения конфликта культур.

Первый способгеттоизация (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден из-за незнания языка, вероисповедания и т.п. избегать соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду, отгораживаясь от инокультурного влияния.

Второй способассимиляция. Индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимые для жизни обычаи и традиции чужой культуры. Наиболее успешно это происходит у детей эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства.

Третий способпромежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Но чтобы обмен осуществлялся адекватно, обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается редко в силу неравенства сторон.

Четвертый способчастичная ассимиляция. В этом случае индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в определенной степени: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге – нормами своей традиционной культуры.

Пятый способколонизация. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры активно навязывают другой части населения свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

 

Существует целый ряд понятий, при помощи которых описывают культурные изменения и их механизмы. Все изменения можно разделить на две группы в зависимости от того, откуда они исходят — изнутри культуры или из других культур.

1) Изменения внутри культуры: инновации, открытия и изобретения.

2) Изменения культуры, причина которых находится за ее пределами, то есть в другой культуре, называются диффузией. Диффузия — проникновение черт и элементов одной культуры в другую культуру, либо взаимный обмен культурными элементами. Диффузия приносит как положительные, так и отрицательные результаты.

С культурной динамикой связано также понятие культурного лага. Оно обозначает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы культуры развиваются быстрее, чем другие.

Существует также культурная трансмиссия — процесс передачи элементов культуры от одного поколения к другому. Именно благодаря культурной трансмиссии культура является непрерывной во времени, основанной на преемственности.

На индивидуальном уровне культурной трансмиссии соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов культуры. Это понятие аналогично понятию социализации.

С культурной трансмиссией связано такое понятие, как аккумуляция - процесс накопления культурной информации, при котором количество от­брасываемых старых знаний и стереотипов меньше, чем количество новых знаний. Знания аккумулируются (накапливаются). Например, русская культура включает в себя множество элементов из самых разных эпох и культур.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Какие основные аналитические измерения включает в себя понятие «культура»? Что изучает социология культуры?

2. Какие функции выполняет культура в обществе?

3. В чем различия между массовой и элитарной культурами?

4. Какие социокультурные характеристики отличают цивилизацию?

5. Какую роль в культуре общества играют символы? Чем это обусловлено?

6. Опишите разные модели взаимодействия культур.

7. При каких условиях и как осуществляется культурная селекция и культурная ассимиляция?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Концептуальные подходы к пониманию культуры.

2. Социокультурный процесс.

3. Этапы и ступени развития культуры.

4. Взаимодействие культур.

5. Специфика российской культуры.

6. Культура и цивилизация.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гуревич П. Культура и контркультура // Свободная мысль. – 1994. – № 11.

Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26 – 34.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

       Кефели И.Ф. Культура и общество // Социально-политический журнал. – 1995. – № 3.

Кочан Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург, 1992.

       Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. – 2000. – № 7. – С. 3 – 11.

Резник Ю.М. Культура как предмет изучения // Личность, культура, общество. М., 2001. Том III.

       Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л., 1989.

 

Тема 15. Социальные конфликты

1. Социальные взаимодействия.

2. Социальные конфликты, их причины и характерные признаки.

3. Структура и типология социальных конфликтов, их динамика.

4. Разрешение и регулирование конфликтов.

 

1. Социальные взаимодействия. В основе разнообразных явлений и процессов жизни общества лежит взаимодействие индивидов. Социальные взаимодействияэто систематические и регулярные социальные действия людей, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать определенную ожидаемую ответную реакцию со стороны партнера. С одной стороны, они обеспечивают устойчивость и сохранение социальной системы, воспроизводя сложившиеся формы и типы взаимодействия. А с другой стороны, эти взаимодействия обеспечивают единство социального организма, его развитие.

Человек как социальное существо и как личность формируется только в сетях разнообразных межличностных взаимодействий. Поэтому взаимодействие выступает важнейшим условием социализации личности.

Для социальных взаимодействий в целом характерно:

1) координация действий субъектов;

2) осмысленность – каждый участник понимает смысл своих собственных действий и реакций партнера;

3) устойчивый интерес к ответным действиям и реакциям партнера;

4) постоянная возобновляемость и действий субъектов, и ее координации;

5) взаимозависимость поведения и сознания участников.

Социальные взаимодействия могут быть индивидуальными и массовыми, длительными и скоротечными, солидарными и антагонистическими, прямыми и опосредованными. В любом случае процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная его сторона – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Развитие общества представляет собой сложный, многоуровневый процесс взаимодействия индивидуумов, групп людей и их интересов. Эти интересы могут совпадать, идти параллельно или вступать в противоречия. Противоречие — это несовпадение, расхождение интересов людей, социальных групп, достигшее максимальной степени. Противоречия присущи любому социальному взаимодействию даже тогда, когда люди действуют согласованно.

 

2. Социальные конфликты, их причины и характерные признаки. Противоречие выступает источником социального развития, вместе с тем оно часто порождает конфликты разного уровня и природы. В свою очередь, противоречие является необходимым, но не всегда достаточным условием возникновения конфликта. Противоречия превращаются в конфликт, когда их носители начинают открыто и деструктивно взаимодействовать. Цель такого взаимодействия – помешать партнеру.

Каждый конфликт имеет индивидуальный набор причин. Основные причины социальных конфликтов:

1. ограниченность ресурсов и необходимость их распределения;

2. неравенство людей в обществе, их статусов, условий жизни, доступа к социальным благам и ценностям;

3. неравное отношение людей к власти;

4. различия и плохая согласованность социальных функций людей;

5. неэффективная работа механизмов социальной регламентации и согласования интересов и действий индивидов и групп;

6. ошибки и затруднения в социальной коммуникации и общении людей;

7. ошибки и сбои в управлении;

8. несбалансированность ролевого взаимодействия людей;

9. различия в способах оценки результатов деятельности своей и другого;

10.  личностные особенности индивидов, их характеров, темпераментов.

 

3. Структура и типология социальных конфликтов, их динамика. Границы конфликта определяются его структурой. Главными элементами структуры конфликта являются следующие:

- Объект конфликта возникает в силу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Это могут быть различные материальные, социальные и духовные ценности.

- Участниками конфликта могут выступать разнообразные субъекты социального поля: индивиды, социальные группы, организации, государства и т.д. Участников конфликта принято делить на прямых и косвенных. Прямыми участниками конфликта считаются непосредственно противоборствующие стороны, а косвенными — организаторы, пособники, подстрекатели, посредники, свидетели, очевидцы и др.

- Социальная среда в этой связи составляет ту почву, на которой возникает и развивается конфликт. Сюда включено не только ближайшее окружение, но и более широкий спектр конфликтующих сторон.

Однако специфика конфликта зависит не только от объективных условий, но и от субъективного восприятия участниками данного конфликта. Каждый субъект конфликта по-своему воспринимает и трактует причины и природу данного конфликта, действия и намерения другой стороны, социальные условия и последствия.

Социальный конфликт имеет следующие основные признаки:

1) в основе любого конфликта лежит противоречие;

2) противоположность интересов участников выражена четко и явно;

3) открытость проявления;

4) конфликт – это борьба людей при столкновении их интересов и мнений;

5) конфликтное противодействие сопровождается негативными эмоциями;

6) применение насилия или давления (физического, административного, политического, информационного, эмоционально-психологического);

7) отсутствие коммуникации между участниками;

8) разрушительный, деструктивный характер взаимодействия.

 

Социальный конфликтэто особый тип конфронтационных социальных взаимодействий людей, социальных групп, организаций и институтов, когда одна сторона открыто препятствует реализации целей и интересов другой стороны.

Несмотря на всю относительность оценок функций конфликта, их можно разделить на две группы:

· Конструктивные функции конфликта:

1) конфликт является способом обнаружения и понимания противоречий;

2) конфликт выступает формой разрешения противоречий;

3) интегративная, объединительная функция;

4) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы;

5) мобилизация энергии для решения стоящих перед субъектами задач;

6) он является средством выяснения соотношения сил социальных групп;

7) может служить средством для возникновения новых норм общения и взаимодействия между людьми.

·   Деструктивные функции конфликта:

1) конфликт предполагает насильственные методы поведения, что может привести к большим человеческим жертвам и материальным потерям;

2) состояние дестабилизации и дезорганизации;

3) замедление темпов развития общества;

4) дезинтеграция общества, разрушение социальных коммуникаций;

5) конфликт вызывает в обществе настроения пессимизма и упадка нравов;

6) конфликт может породить новые, более деструктивные конфликты;

7) снижение уровня организации социальной системы, снижение дисциплины и эффективности деятельности.

Предмет и объект конфликта

Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.

Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством открытого противоборства. Но сущность противоречий выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение (или урегулирование) конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета.

Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами — всегда проявляется отчетливо.

 

Динамика развития конфликта

Конфликт состоит из определенных этапов.

В предконфликтный период формируется противоречие, оно осознается участниками. В случае неудачи попыток разрешить ситуацию неконфликтными способами противоречие выходит на поверхность.

Период конфликтного взаимодействия (стадия развития) предполагает: а)  расширение – вовлечение в конфликт новых участников, появление новых спорных проблем, заострение старых проблем, и 2) эскалацию – обострение борьбы конфликтантов. Действия конфликтантов становятся все более враждебными, жесткими, разрушительными. При этом поведение сторон становится максимально нерациональным и импульсивным, эмоциональным и алогичным.

Завершение конфликта — это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. Хотя завершение конфликта может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период. В этот период разрешается противоречие, послужившее источником конфликта, ликвидируется напряженность, отношения между сторонами нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

 

Типы конфликтов

По степени проявления конфликты делятся на скрытые и открытые, случайные и хронические. Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, которые до определенного времени стараются скрыть свой конфликт.

Конфликты бывают также случайные (стихийно, спонтанно возникшие) и хронические (сознательно провоцируемые).

Кроме того, различают две формы производственных конфликтов:

ü вертикальные — между руководителем и подчиненными;

ü горизонтальные — между членами группы, равными между собой.

Одним из распространенных вариантов типологии конфликтов является разделение их по субъектам (или сторонам) конфликта. В рамках такого подхода конфликты делятся на: внутриличностные; межличностные; между личностью и группой; межгрупповые; межгосударственные.

Кроме того, выделяют также явные и латентные конфликты, конструктивные и деструктивные, кратковременные и длительные, реалистические и нереалистические, локальные, региональные и международные и т.д.

 

4. Разрешение и регулирование конфликтов. Существуют следующие способы выхода из конфликта:

1. Деструктивный – силовая победа одной стороны над другой, хотя этот вариант чреват реваншем и возобновлением конфликта.

2. Регулирование конфликта – это смягчение остроты конфликта, его институализация. При этом причины конфликта, лежащие в его основе противоречия сохраняются, но интенсивность конфликтного взаимодействия ослабевает, снижается уровень притязаний. Конфликт постепенно затухает.

3. Разрешение – это устранение причин конфликта и нормализация отношений на основе взаимного компромисса.

Любой вариант предполагает выход из конфликта через переговоры. Переговоры есть наиболее эффективный путь выхода из конфликта.

Условия разрешения конфликта: адекватная и беспристрастная диагностика причин конфликта; прекращение силовых действий и взаимных обвинений; смягчение социально-психологической напряженности; обоюдная заинтересованность сторон в разрешении конфликта; общественное давление на участников конфликта с целью стимулирования поиска выхода из конфликта; готовность сторон к диалогу и компромиссу.

Для успеха переговоров необходим посредник. Посредник помогает сторонам согласовать интересы и найти взаимоприемлемый компромисс. В зависимости от типа и роли посредника различают основные формы переговоров:

1. суд, в нем посредником выступает государство и право. Такой посредник навязывает сторонам свой вариант выхода из конфликта и решения спорных вопросов. Здесь больше всего выражен формальный характер урегулирования, а решение суда может не устроить какую-либо из сторон или даже обе;

2. арбитраж, предполагающий третейский суд, т.е. индивида (или группу людей), которым обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиняться. Именно арбитр определяет способ выхода из спорной ситуации;

3. медиация – это вариант арбитража, при котором посредник не предлагает своего варианта решения проблемы, а лишь стимулирует процесс переговоров непосредственно между конфликтантами.

    В процессе переговоров участники и посредники могут выбирать стратегию поведения – типовые модели поведения в конфликте:

1. Стратегия страуса – отказ от активных действий по разрешению и регулированию конфликта.

2. Стратегия голубя – ориентация на соглашение любой ценой, что означает понижение своих требований и односторонние уступки другой стороне.

3. Стратегия ястреба – агрессивное навязывание своих мнений и действие с позиции силы.

4. Стратегия лисы – затягивание времени с целью перегруппировки своих сил, раскола рядов противника и поиска новых союзников. Опора на демагогию, шантаж и торговлю.

5. Стратегия согласия – разработка совместной позиции и принятие взаимоприемлемого компромисса в процессе обсуждения проблем.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Какие виды социальных взаимодействий Вы знаете? Приведите примеры.

2. В чем специфика конфликта как вида социального взаимодействия?

3. Раскройте структуру и типологию социального конфликта.

4. Каковы основные причины и факторы социальных конфликтов?

5. Как взаимосвязаны социальные противоречия и конфликты?

6. Какие Вы знаете тактические приемы переговоров по регулированию конфликтов?

7. Каковы основные пути и способы регулирования социальных конфликтов?

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. Социальный конфликт как специфический тип социальных взаимодействий.

2. Причины и типология социальных конфликтов.

3. Производственные конфликты.

4. Семейные конфликты.

5. Взаимодействие врача и пациента.

6. Стратегия и тактика переговоров между конфликтующими сторонами.

 

ЛИТЕРАТУРА

Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов // Вестник Моск. ун-та. – Серия 12. Социально-политические исследования. – 1991. – № 6.

Дейч М. Разрешение конфликта, конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1. - С.199 – 217.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2008.

Зеркин Д. Основы конфликтологии (Курс лекций). – Ростов н/Д., 1998.

Козер Л. Функции социального конфликта. (Пер. с англ.). – М., 2000.

Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт: эскалация, типы, разрешение (Пер. с англ.). – СПб.; М., 2001.

Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. – 1995. – № 3.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Для контроля знаний

 

1 вариант

1. Термин политика в переводе с греческого означает:

а) государственные или общественные дела,

б) отношения между полами,

в) экономические отношения.

 

2. Политология - наука, которая изучает:

а) политическую сферу общества,

б) отношения между индивидами,

в) отношения внутри малой группы.

 

3. Государство – это:

а) институт социального страхования,

б) институт, управляющий обществом,

в) институт, удовлетворяющий духовные потребности.

 

4. Характерная особенность республиканской формы правления:

а) верховная власть избирается,

б) источник верховной власти – монарх,

в) верховная власть передается по наследству.

 

5. Профессиональное участие в политике предполагает:

а) участие в референдуме,

б) участие в забастовке,

в) членство в партии.

 

6. Власть – это:

а) социальное взаимодействие, при котором люди могут навязывать свою волю другим людям,

б) право на участие в выборах,

в) способность подчиняться.

 

7. Лидер харизматического типа обладает:

а) хитростью,

б) особым даром подчинять людей,

в) ораторскими способностями.

 

8. Политическая элита – это:

а) самые влиятельные политические круги общества,

б) этнические меньшинства,

в) члены политической партии.

 

9. Какая черта не свойственна гражданскому обществу:

а) подчинение общества государству,

б) высокий уровень политической культуры и социальной активности граждан,

в) зрелость социально-экономических и политических отношений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 306.