Тема 4. Анализ конкурентного преимущества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Природа и источники конкурентного преимущества. Выявление конкурентного преимущества. Устойчивое конкурентное преимущество. Экономия за счет опыта. Кривая опыта. Преимущества по издержкам.

Анализ цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры.

Преимущество за счет дифференциации. Природа и методы анализа. Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем. Анализ внешней и внутренней сбалансированности компании. Матрица стратегического отклика организации. Сиcтемы оценки показателей успешности компаний: KPI, BSC. Анализ «слепых зон». Анализ конкурентной позиции компании. Конкурентный профиль компании: матрица и модель сравнительного анализа преимуществ конкурирующих компаний.

Конкурентный GAP–анализ и динамический SWOT–анализ компаний-конкурентов. 

Анализ адекватности (согласованности) стратегической позиции, стиля конкурентного поведения и стратегических действий организации (SPACE – анализ). Задачи стратегического и конкурентного бенчмаркинга в стратегическом анализе и диагностике.  

Диагностика проблемной ситуации. Выявление проблем, причин и факторов, наиболее значимых для развития, успеха или провала компании. Методы К. Джей – Шиба и К.Исикава.

Тема 5. Стратегический портфельный анализ

Особенности стратегий для многопродуктовых, многопрофильных компаний. 

Портфельные стратегии: особенности и модели. Анализ бизнес и продуктового портфеля компании. Влияние стратегических решений по бизнес-портфелю компании на ее стоимость. Сценарии развития бизнес-портфеля. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфельных матриц.

Методы оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании в портфельных матрицах. Обоснование инвестиционных стратегий с использованием матрицы ADL. Учет влияния стадии жизненного цикла отрасли на факторы, определяющие конкурентную позицию компании на рынке. Ограничения, проблемы и способы преодоления ограничений матричного подхода. Портфельный куб и матрица стратегического отклика на внешние и внутренние факторы.  

5.2. Учебно-тематический план

№п/п

Наименование темы (раздела) дисциплины

Трудоёмкость в часах

Формы текущего контроля

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Общая Лекции Семинары или практические занятия Занятия в интерактивных формах
1 Стратегический процесс и принятие стратегических решений. Аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений 23 3 1 2 1 20 Устный опрос. Дискуссия. Решение тестов
2 Анализ внешней среды. Сценарный стратегический анализ 20,5 2,5 0,5 2 1 18 Решение тестов и задач
3 Анализ внутренней среды 20,5 2,5 0,5 2 1 18 Решение тестов и задач
4 Анализ конкурентного преимущества 20 5 1 4 1 18 Решение тестов и задач
5 Стратегический портфельный анализ. 21 3 1 2 1 18 Решение тестов и задач
8 Итого 108 16 4 12 41,7% 92  

Содержание практических и семинарских занятий

№ темы дисципл ины Тематика практических и/или семинарских занятий Содержание практических и/или семинарских занятий, формы проведения (технологии) Вопросы для самостоятельной работы студентов
Тема 1 Семинар 1. Аналитические  концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений Выбрать публичную компанию и провести анализ влияния выбора стратегии на конкурентоспособность компаний. Проанализировать взаимосвязь стратегии, ценностей и стоимости. Выявить источники конкурентного преимущества компании. Результат представляется в виде презентации.  Задание выполняется в группе из 4-5 человек.  50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Роль анализа при выработке стратегии.  2. Формулирование стратегии: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Влияние выбора стратегии на конкурентоспособность компаний. Взаимосвязь стратегии, ценностей и стоимости. 3. Стратегические решения. Отличие стратегических решений от тактических и операционных. 4. Аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений. Типология инструментов стратегического анализа. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 1, 2, 4; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 2 Семинар 2. Анализ внешней среды. Сценарный стратегический анализ На основе публично доступной информации о той же компании выявить ее ключевые факторы успеха. Провести анализ стратегических групп, конкурентов и сегментации рынка. Провести исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Провести стратегическую оценку и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Построить сценарно - стратегические планы.  Результат представляется в виде презентации. Задание выполняется в группе из 4-5 человек.  50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Цели и задачи стратегического анализа и диагностики внешней среды. 2. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения. Учет возрастания роли экологических, инфраструктурных и др. факторов, расширение традиционных моделей анализа.  3. Анализ отрасли. Границы отраслей. Оценка привлекательности отраслей. Границы маркетингового и стратегического анализа. 4. Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов международной конкурентоспособности. Выявление ключевых факторов успеха. 5. Анализ стратегических групп. Матрица конкурентного профиля рынка. Анализ стратегического отклика: матрицы EFEM, IFEM. Анализ конкурентов и сегментации рынка. 6. Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Виды сценариев. 7. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев.  8. Методические подходы и типовые этапы построения сценариев. 9. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Сценарно - стратегические планы. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 1, 3; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 3 Семинар 3. Анализ внутренней среды На примере выбранной компании провести анализ внутренних параметров стратегической позиции компании. Проанализировать источники уникальности стратегической позиции, кадрового потенциала. Выявит особенности и совместимость стратегий, структуры, стиля управления и корпоративной культуры. Провести стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций по Р.Гранту, Дж. Барни, Г.Хамел и К.К.Прахалад, а также анализ структуры компетенций компании. Используя методы VRIO – проанализировать уникальность и ценность ресурсов, способностей и компетенций. GAP-анализ, динамический SWOT- анализ положения организации. Сделать вывод о стратегическом потенциале организации, а также эффективности использования и направлений развития компетенций и потенциала. Результат представляется в виде презентации. Задание  выполняется в группе из 4-5 человек. 50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Стратегические способности, ресурсы и компетенции компании. Уникальность и ценность ресурсов и способностей. 2. Организационные способности. Управление знаниями. Выявление динамических способностей. Организационная диагностика: структура и управленческий контроль.  3. Эволюция типологии конкурентных стратегий.  4. Концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга. Внутренние параметры стратегической позиции компании. Источники уникальности стратегической позиции. Ограничения моделей позиционирования в современных условиях. Особенности позиционирования глобальных и сетевых компаний. 5. Анализ кадрового потенциала. Особенности систем мотивации, их влияние на реализуемые стратегии. Особенности и совместимость стратегий, структуры, стиля управления и корпоративной культуры. 6. Стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций по Р. Гранту, Дж. Барни, Г. Хамел и К.К. Прахалад. Анализ структуры компетенций компании. VRIO - анализ уникальности и ценности ресурсов, способностей и компетенций.  7. GAP-анализ, динамический SWOT- анализ положения организации.  8. Анализ стратегического потенциала организации. Анализ эффективности использования и направлений развития компетенций и потенциала на основе методических подходов Г.Хамел и К.К. Прахалад. Матрица развития корневых компетенций Г.Хамел и К.К. Прахалад. 9. Оценка степени удовлетворенности стейкхолдеров Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 2, 4; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 4 Семинар 4. Анализ конкурентного преимущества Провести анализ цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Выявить стратегические приоритеты выбранной компании при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. Результат представляется в виде письменной работы. Задание выполняется в группе из 4-5 человек. 50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.   1. Природа и источники конкурентного преимущества. Выявление конкурентного преимущества. Устойчивое конкурентное преимущество.  2. Анализ цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. 3. Преимущество за счет дифференциации.  Природа и методы анализа.  4. Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем.  5. Анализ внешней и внутренней сбалансированности компании. Матрица стратегического отклика организации. Анализ «слепых зон».  6. Сиcтемы оценки показателей успешности компаний: KPI, BSC. 7. Анализ конкурентной позиции компании. Конкурентный профиль компании: матрица и модель сравнительного анализа преимуществ конкурирующих компаний. Конкурентный GAP–анализ и динамический SWOT–анализ компаний-конкурентов.  8. Анализ адекватности (согласованности) стратегической позиции, стиля конкурентного поведения и стратегических действий организации (SPACE – анализ).  9. Задачи стратегического и конкурентного бенчмаркинга в стратегическом анализе и диагностике. 10. Диагностика проблемной ситуации. Выявление проблем, причин и факторов, наиболее значимых для развития, успеха или провала компании. Методы К. Джей – Шиба и К.Исикава. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 1, 2,3; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 5 Семинар 5. Стратегический портфельный анализ.  На основе данных о выбранной компании проанализировать бизнес и продуктовый портфель компании. Провести анализ влияния стратегических решений по бизнес- портфелю компании на ее стоимость. Сформировать сценарии развития бизнес-портфеля. Результат представляется в виде презентации. Задание выполняется в группе из 4-5 человек. 50% занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Портфельные стратегии: особенности и модели. Анализ бизнес и продуктового портфеля компании.  2. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфельных матриц. Методы оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании в портфельных матрицах. 3. Обоснование инвестиционных стратегий с использованием матрицы ADL. Учет влияния стадии жизненного цикла отрасли на факторы, определяющие конкурентную позицию компании на рынке. Ограничения, проблемы и способы преодоления ограничений матричного подхода.  4. Портфельный куб и матрица стратегического отклика на внешние и внутренние факторы. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 2, 3; раздел 9, №№ 1-5.

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
1 - 4 Формирование и усвоение содержания конспекта лекций.  Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной лектором учебной литературы и нормативных правовых документов, в т.ч информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.).   36 Стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций
1,2, 3, 4 Подготовка к семинарам, выполнение индивидуальных заданий (в т.ч. подготовка докладов). 36 Задачи стратегического и конкурентного бенчмаркинга в стратегическом анализе и диагностике. 
3-5 Выполнение домашних контрольных расчетных заданий и индивидуальных работ к практическим занятиям. 20 Сценарии развития бизнес-портфеля. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфельных матриц.

Итого

92  

6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Текущий контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводится на основе опросов, оценки работы в аудитории при выполнении практических и тестовых заданий, письменной контрольной работы, домашнего творческого задания,

Важным видом самостоятельной работы является выполнение предусмотренной учебным планом одной из следующих форм текущего контроля успеваемости: контрольной работы. Задания контрольной работы носят комплексный характер и предполагают использование знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения нескольких разделов дисциплины.

 

6.2.1 Перечень примерных вопросов для тестирования

Задание 1

 Основная задача стратегического анализа – это…

-выявление ключевых факторов успеха

-обеспечение дохода консультанту

-выявление факторов риска, оказывающих влияние на бизнес

 -разработка плана реализации стратегии

-разработка стратегического плана

 

 Задание 2

 При кризисном состоянии бизнеса стратегический анализ…

 - необходим

-не нужен, так как он помогает понять бизнес в любой ситуации

-не нужен, он необходим только в случае успешного развития бизнеса

-необходим на стадии разработки бизнес – плана

-проведение стратегического анализа необязательно

 

 

Задание 3

Направлениями стратегического анализа являются…

 - анализ работы отдела маркетинга

-анализ работы отдела кадров

-анализ выполнения плана реализации за квартал

-анализ выполнения плана реализации за месяц

-анализ потребителей

 Задание 4

Заключительным этапом стратегического анализа является…

 - сбор информации

-мотивация проведения стратегического анализа

-использование результатов стратегического анализа

-разработка стратегического плана

-определение текущей стратегической платформы

 

 

 Задание 5

 Стратегический анализ – это…

 -систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях

-активная трансформация компании из фактического положения в желаемое состояние

-оценка потенциала развития бизнеса

-переход от текущей ситуации к желаемому состоянию

-разработка стратегического плана развития бизнеса

 

Задание 6

Системный подход к анализу внешней среды означает…

 -анализ всех условий и факторов развития бизнеса в их совокупности и взаимосвязи

-выявление проблем

-определение приоритетных направлений развития бизнеса

-разработку стратегического профиля

-разработку системы сбалансированных показателей

 

 Задание 7

К этапам внутреннего анализа бизнеса относятся…

 -анализ цепочки ценностей

-коучинг

-горизонтальный анализ

-PEST – анализ

-анализ покупателей

 

 Задание 8

Стратегический анализ внутренней среды предусматривает…

 -анализ потребителей

-анализ отраслевых рисков

-анализ конкурентов

-анализ цепочки ценностей

-анализ поставщиков

 

 

Задание 9

Стратегический анализ внешней среды предусматривает…

 -анализ нематериальных активов

-анализ кадров

-анализ финансовых коэффициентов

-анализ потребителей

-анализ прибыли

 

 Задание 10

 Анализ покупателей при стратегическом анализе…

 -принципиально важен

-малосущественный аспект

-необходим на начальной стадии бизнеса

-необходим на завершающей стадии бизнеса

 

Задание 11

Сегментирование покупателей – это…

 -выявление однородных групп покупателей, предпочитающих определенный товар

-выявление неудовлетворенных предлагаемым товаром

-выявление лояльных покупателей

-анализ текущей стратегической платформы

-анализ стратегического поля бизнеса

 

 Задание 12

Фактором внешней макросреды является…

 - конкуренты

-экономические факторы

-потребители

-персонал организации

-бренд

 Задание 13

Фактором внешнего окружения является…

 -бренд

- организационное поведение

- потребители

- сотрудники фирмы

- ресурсы организации

 

 Задание 14

К социально-демографическим факторам относится…

 -инфляция

-уровень информатизации

-изменение тарифа за электроэнергию

-технологии двойного назначения

-недостаток трудовых ресурсов в регионе

 

 Задание 15

К технологическим факторам относится…

 -инфляция

-изменение тарифа за электроэнергию

-уровень безработицы

-критические технологии

-уровень информатизации

 

 Задание 16

К экономическим факторам относится…

 -инфляция

-природные катаклизмы 

-уровень информатизации

 - критические технологии

-миграция

Задание 17

К экологическим факторам относится…

 -инфляция

-миграция

-изменение экологических стандартов

-уровень безработицы

-институт лоббирования

 

 Задание 18

К правовым факторам относится…

 -изменение экологических стандартов

-природные катаклизмы

-инфляция

-миграция

-пенсионная реформа

 

Задание 19

К этническим факторам относится…

 -пенсионная реформа

-инфляция

-государственная политика в области поддержки национальных меньшинств

-изменение экологических стандартов

-критические технологии

 

 Задание 20

PEST– анализ направлен на изучение…

 -внешней среды

-внутренней среды

-внешней и внутренней среды

-кадровой структуры

-социальной инфраструктуры

 

Задание 21

Анализ ключевых факторов успеха позволяет…

 -выявить уникальные свойства бизнеса, обеспечивающие конкурентное преимущество

-выявить недостатки конкурентов, благодаря которым фирма может занять лидирующее положение на рынке

-выявить угрозы со стороны социально – культурной среды

-определить текущую стратегическую платформу

-реализовать стратегический план

 

 Задание 22

Стратегическим риском является…

 -претензии покупателей

-изменение ставки налога на прибыль

-ошибки в календарном планировании

-ошибки в конструкторской документации

-внутрисменные потери рабочего времени

 

Задание 23

Источником неопределенностей в бизнес - среде является…

 -кино 

-источников не существует

-технология

-театр

-литература

 

Задание 24

Выделить несколько альтернатив развития бизнеса анализ внешней среды…

 -позволяет

-не позволяет

-позволяет только в сфере малого бизнеса

-позволяет, но только в условиях кризиса

-не позволяет в условиях кризиса

 

Задание 25

 Анализ внутренней среды дополняет анализ внешней среды…

 -безусловно

- частично

- не дополняет

- противопоставляется

Задание 26

Ближайшая окружающая среда для каждой организации…

 -индивидуальна только в сфере торговли

-индивидуальна

-индивидуальна только в сфере малого бизнеса

-индивидуальна только для транспортных организаций

 - индивидуальна, за исключением высших учебных заведений

 

Задание 27

Общая окружающая среда каждой организации…

 -индивидуальна

-не различается

-только для сферы торговли

-только для транспортных организаций

-да, за исключением высших учебных заведений

 

Задание 28

Между общей и ближайшей окружающей средой различия…

 -существуют

-не существуют

-существуют только в сфере малого бизнеса

-существуют, за исключением высших учебных заведений

-существуют только в сфере торговли

Задание 29

Анализ ближайшей окружающей среды включает…

 -анализ общей экономической среды

-анализ политической среды

-анализ поставщиков

-анализ финансового состояния

-анализ кадров

 

 Задание 30

Анализ общей окружающей среды включает…

 -анализ потребителей

-анализ социальных факторов

-анализ потребителей

-анализ конкурентов

-анализ поставщиков

6.2.2 Примерные варианты контрольной работы

Задание 1. Анализ отраслевой структуры

Проанализируйте основные структурные характеристики отрасли (в которой функционирует выбранная Вами компания), которые влияют на конкуренцию и прибыльность. Определите основные тренды отрасли и ее структурах на основании которых можно прогнозировать будущие изменения конкуренции и прибыльности

Дата: 2018-12-28, просмотров: 383.