Кафедра «Экономика и менеджмент»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российской Федерации»

Орловский филиал

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

Мигунова Г.С.

 

Современный стратегический анализ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

38.04.02. «Менеджмент», магистерские программы

«Финансовый менеджмент и рынок капиталов»

(заочная форма обучения)

Орел 2017

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

 

«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»

Орловский филиал

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

Орловского филиала Финуниверситета

 В.В. Матвеев

«23» июня 2017 г.

 

Мигунова Г.С.

 

Современный стратегический анализ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

38.04.02. «Менеджмент», магистерские программы

«Финансовый менеджмент и рынок капиталов»

(заочная форма обучения)

 

Рекомендовано Ученым советом филиала

протокол № 46 от 23.06.2017 г.

Одобрено кафедрой «Менеджмент и маркетинг»

протокол № 9  от 13.0 6 . 2017 г.

Орел 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Наименование дисциплины………………………………....………………..……………. 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы …………………….   4
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………………….. 5
4. Объем дисциплины в зачётных единицах и в академических часах с выделением объёма аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию ………………………..…………………………………......................     6
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объёмов (в академических часах) и видов учебных занятий ……………….   6
5.1. Содержание дисциплины…………………………….………………………….……….. 6
5.2. Учебно-тематический план…………………………………………….………………… 8
5.3. Содержание практических и семинарских занятий ………………………..................... 9
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………………………..........................   12
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………. 12
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы…………………………………………………………..................................................   12
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине 19
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы ………………………………………………………………….   19
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания …...................................................................   20
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций………..   23
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений, характеризующих этапы формирования компетенций………………………….   26
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………………………..   26
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины……………………………………..………………   26
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……………….. 27
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………...     29
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………….…………………   29

 

1. Наименование дисциплины

Б.1.2.1.1. Современный стратегический анализ

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Освоение дисциплины направлено на формирование элементов ряда общенаучных компетенций (ОНК) и профессиональных компетенций (ПКН)  обучаемого, развитие его способностей к логическому и конструктивному мышлению и применение данных компетенций в научно-исследовательской, проектно-экспертной и организационно-управленческой деятельности.

Целью изучения дисциплины является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков стратегического анализа и их применение при решении стратегических задач.

 

Задачи дисциплины:

- понимание сущности и значимости основных проблем стратегического управления;

- практические навыки по использованию методов и приемов развития организации, стратегических решений и актуальных задач управления организацией;

- знание механизмов постановки и достижения целей организации путем разработки, адаптации и реализации системы профессиональной деятельности менеджеров организации;

- прикладные знания процессов и систем разработки, адаптации и применения комплексных стратегических решений актуальных задач и конкретных проблем организации управления в реальных условиях функционирования и развития бизнес-организаций.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общенаучных компетенций (ОНК) и профессиональных компетенций направления (ПКН), представленных в таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Структура планируемых результатов обучения по дисциплине

 

ПKH-6. Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления

знать уметь владеть аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений -оценивать объяснительные возможности различных моделей при анализе ситуаций в реальных организациях;   - выявлять ключевые факторы успеха. методами анализа процессов разработки системы решений в соответствии с изменениями целей, стратегий и требований внешней среды. ПКН-7. Способность управлять стратегическими изменениями в деятельности организации, вырабатывать ключевые показатели оценки эффективности и результативности деятельности организации знать уметь владеть -концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга;  -правила формирования показателей для оценки разных сторон деятельности фирмы и отбора ключевых показателей результативности и эффективности; -системы сбалансированных показателей; -принципы построения системы сбалансированных показателей; формировать стратегическую оценку и проводить анализ прогнозных сценариев для будущего компании,  во взаимосвязи со стратегиями, приоритетами и целями. методами комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем.

 

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Современный стратегический анализ» является дисциплиной вариативной части модуля дисциплин, инвариантных для направления подготовки, отражающих специфику филиала.

Изучение дисциплины «Современный стратегический анализ» базируется на сумме знаний, полученных, обучающимися в ходе освоения программы бакалвриата, а также на учебный материал следующих дисциплин: «Современные теории управления», «Управленческая экономика».

Для изучения дисциплины магистр должен обладать следующими входным знаниям и умениям:

Знать:

- типологию инструментов стратегического анализа;

- аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений;

- концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д

Аакера, Г. Минцберга;

- правила формирования показателей для оценки разных сторон деятельности фирмы и отбора ключевых показателей результативности и эффективности;

- системы сбалансированных показателей;

- принципы построения системы сбалансированных показателей;

Уметь:

- проводить исследование изменений внешней среды и внутренний среды методами стратегического анализа;

- оценивать объяснительные возможности различных моделей при анализе

ситуаций в реальных организациях; 

- выявлять ключевые факторы успеха;

- формировать стратегическую оценку и проводить анализ прогнозных сценариев для будущего компании, во взаимосвязи со стратегиями, приоритетами и целями.

4. Объем дисциплины в зачётных едини цах и в академических часах с выделением объёма аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

 

Таблица 2 - Объём учебной дисциплины для программы подготовки магистров «Финансовый менеджмент и рынок капиталов»

Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах)
Общая трудоемкость дисциплины 3 з/е 1 08
Аудиторные занятия 16
Лекции 4
Практические и семинарские занятия 12
Самостоятельная работа 92
Вид промежуточной аттестации экзамен

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объёмов (в академических часах) и видов учебных занятий

 

5.1. Содержание дисциплины

Содержание практических и семинарских занятий

№ темы дисципл ины Тематика практических и/или семинарских занятий Содержание практических и/или семинарских занятий, формы проведения (технологии) Вопросы для самостоятельной работы студентов
Тема 1 Семинар 1. Аналитические  концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений Выбрать публичную компанию и провести анализ влияния выбора стратегии на конкурентоспособность компаний. Проанализировать взаимосвязь стратегии, ценностей и стоимости. Выявить источники конкурентного преимущества компании. Результат представляется в виде презентации.  Задание выполняется в группе из 4-5 человек.  50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Роль анализа при выработке стратегии.  2. Формулирование стратегии: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Влияние выбора стратегии на конкурентоспособность компаний. Взаимосвязь стратегии, ценностей и стоимости. 3. Стратегические решения. Отличие стратегических решений от тактических и операционных. 4. Аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений. Типология инструментов стратегического анализа. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 1, 2, 4; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 2 Семинар 2. Анализ внешней среды. Сценарный стратегический анализ На основе публично доступной информации о той же компании выявить ее ключевые факторы успеха. Провести анализ стратегических групп, конкурентов и сегментации рынка. Провести исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Провести стратегическую оценку и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Построить сценарно - стратегические планы.  Результат представляется в виде презентации. Задание выполняется в группе из 4-5 человек.  50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Цели и задачи стратегического анализа и диагностики внешней среды. 2. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения. Учет возрастания роли экологических, инфраструктурных и др. факторов, расширение традиционных моделей анализа.  3. Анализ отрасли. Границы отраслей. Оценка привлекательности отраслей. Границы маркетингового и стратегического анализа. 4. Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов международной конкурентоспособности. Выявление ключевых факторов успеха. 5. Анализ стратегических групп. Матрица конкурентного профиля рынка. Анализ стратегического отклика: матрицы EFEM, IFEM. Анализ конкурентов и сегментации рынка. 6. Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Виды сценариев. 7. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев.  8. Методические подходы и типовые этапы построения сценариев. 9. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Сценарно - стратегические планы. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 1, 3; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 3 Семинар 3. Анализ внутренней среды На примере выбранной компании провести анализ внутренних параметров стратегической позиции компании. Проанализировать источники уникальности стратегической позиции, кадрового потенциала. Выявит особенности и совместимость стратегий, структуры, стиля управления и корпоративной культуры. Провести стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций по Р.Гранту, Дж. Барни, Г.Хамел и К.К.Прахалад, а также анализ структуры компетенций компании. Используя методы VRIO – проанализировать уникальность и ценность ресурсов, способностей и компетенций. GAP-анализ, динамический SWOT- анализ положения организации. Сделать вывод о стратегическом потенциале организации, а также эффективности использования и направлений развития компетенций и потенциала. Результат представляется в виде презентации. Задание  выполняется в группе из 4-5 человек. 50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Стратегические способности, ресурсы и компетенции компании. Уникальность и ценность ресурсов и способностей. 2. Организационные способности. Управление знаниями. Выявление динамических способностей. Организационная диагностика: структура и управленческий контроль.  3. Эволюция типологии конкурентных стратегий.  4. Концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга. Внутренние параметры стратегической позиции компании. Источники уникальности стратегической позиции. Ограничения моделей позиционирования в современных условиях. Особенности позиционирования глобальных и сетевых компаний. 5. Анализ кадрового потенциала. Особенности систем мотивации, их влияние на реализуемые стратегии. Особенности и совместимость стратегий, структуры, стиля управления и корпоративной культуры. 6. Стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций по Р. Гранту, Дж. Барни, Г. Хамел и К.К. Прахалад. Анализ структуры компетенций компании. VRIO - анализ уникальности и ценности ресурсов, способностей и компетенций.  7. GAP-анализ, динамический SWOT- анализ положения организации.  8. Анализ стратегического потенциала организации. Анализ эффективности использования и направлений развития компетенций и потенциала на основе методических подходов Г.Хамел и К.К. Прахалад. Матрица развития корневых компетенций Г.Хамел и К.К. Прахалад. 9. Оценка степени удовлетворенности стейкхолдеров Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 2, 4; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 4 Семинар 4. Анализ конкурентного преимущества Провести анализ цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Выявить стратегические приоритеты выбранной компании при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. Результат представляется в виде письменной работы. Задание выполняется в группе из 4-5 человек. 50 % занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.   1. Природа и источники конкурентного преимущества. Выявление конкурентного преимущества. Устойчивое конкурентное преимущество.  2. Анализ цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. 3. Преимущество за счет дифференциации.  Природа и методы анализа.  4. Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем.  5. Анализ внешней и внутренней сбалансированности компании. Матрица стратегического отклика организации. Анализ «слепых зон».  6. Сиcтемы оценки показателей успешности компаний: KPI, BSC. 7. Анализ конкурентной позиции компании. Конкурентный профиль компании: матрица и модель сравнительного анализа преимуществ конкурирующих компаний. Конкурентный GAP–анализ и динамический SWOT–анализ компаний-конкурентов.  8. Анализ адекватности (согласованности) стратегической позиции, стиля конкурентного поведения и стратегических действий организации (SPACE – анализ).  9. Задачи стратегического и конкурентного бенчмаркинга в стратегическом анализе и диагностике. 10. Диагностика проблемной ситуации. Выявление проблем, причин и факторов, наиболее значимых для развития, успеха или провала компании. Методы К. Джей – Шиба и К.Исикава. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 1, 2,3; раздел 9, №№ 1-5.
Тема 5 Семинар 5. Стратегический портфельный анализ.  На основе данных о выбранной компании проанализировать бизнес и продуктовый портфель компании. Провести анализ влияния стратегических решений по бизнес- портфелю компании на ее стоимость. Сформировать сценарии развития бизнес-портфеля. Результат представляется в виде презентации. Задание выполняется в группе из 4-5 человек. 50% занятия по данной теме проводится в интерактивной форме.     1. Портфельные стратегии: особенности и модели. Анализ бизнес и продуктового портфеля компании.  2. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфельных матриц. Методы оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании в портфельных матрицах. 3. Обоснование инвестиционных стратегий с использованием матрицы ADL. Учет влияния стадии жизненного цикла отрасли на факторы, определяющие конкурентную позицию компании на рынке. Ограничения, проблемы и способы преодоления ограничений матричного подхода.  4. Портфельный куб и матрица стратегического отклика на внешние и внутренние факторы. Рекомендуемые источники: раздел 8, №№ 2, 3; раздел 9, №№ 1-5.

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
1 - 4 Формирование и усвоение содержания конспекта лекций.  Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной лектором учебной литературы и нормативных правовых документов, в т.ч информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.).   36 Стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций
1,2, 3, 4 Подготовка к семинарам, выполнение индивидуальных заданий (в т.ч. подготовка докладов). 36 Задачи стратегического и конкурентного бенчмаркинга в стратегическом анализе и диагностике. 
3-5 Выполнение домашних контрольных расчетных заданий и индивидуальных работ к практическим занятиям. 20 Сценарии развития бизнес-портфеля. Этапы портфельного анализа. Сравнительная характеристика портфельных матриц.

Итого

92  

6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Текущий контроль аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводится на основе опросов, оценки работы в аудитории при выполнении практических и тестовых заданий, письменной контрольной работы, домашнего творческого задания,

Важным видом самостоятельной работы является выполнение предусмотренной учебным планом одной из следующих форм текущего контроля успеваемости: контрольной работы. Задания контрольной работы носят комплексный характер и предполагают использование знаний и практических навыков, полученных в процессе изучения нескольких разделов дисциплины.

 

6.2.1 Перечень примерных вопросов для тестирования

Задание 1

 Основная задача стратегического анализа – это…

-выявление ключевых факторов успеха

-обеспечение дохода консультанту

-выявление факторов риска, оказывающих влияние на бизнес

 -разработка плана реализации стратегии

-разработка стратегического плана

 

 Задание 2

 При кризисном состоянии бизнеса стратегический анализ…

 - необходим

-не нужен, так как он помогает понять бизнес в любой ситуации

-не нужен, он необходим только в случае успешного развития бизнеса

-необходим на стадии разработки бизнес – плана

-проведение стратегического анализа необязательно

 

 

Задание 3

Направлениями стратегического анализа являются…

 - анализ работы отдела маркетинга

-анализ работы отдела кадров

-анализ выполнения плана реализации за квартал

-анализ выполнения плана реализации за месяц

-анализ потребителей

 Задание 4

Заключительным этапом стратегического анализа является…

 - сбор информации

-мотивация проведения стратегического анализа

-использование результатов стратегического анализа

-разработка стратегического плана

-определение текущей стратегической платформы

 

 

 Задание 5

 Стратегический анализ – это…

 -систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях

-активная трансформация компании из фактического положения в желаемое состояние

-оценка потенциала развития бизнеса

-переход от текущей ситуации к желаемому состоянию

-разработка стратегического плана развития бизнеса

 

Задание 6

Системный подход к анализу внешней среды означает…

 -анализ всех условий и факторов развития бизнеса в их совокупности и взаимосвязи

-выявление проблем

-определение приоритетных направлений развития бизнеса

-разработку стратегического профиля

-разработку системы сбалансированных показателей

 

 Задание 7

К этапам внутреннего анализа бизнеса относятся…

 -анализ цепочки ценностей

-коучинг

-горизонтальный анализ

-PEST – анализ

-анализ покупателей

 

 Задание 8

Стратегический анализ внутренней среды предусматривает…

 -анализ потребителей

-анализ отраслевых рисков

-анализ конкурентов

-анализ цепочки ценностей

-анализ поставщиков

 

 

Задание 9

Стратегический анализ внешней среды предусматривает…

 -анализ нематериальных активов

-анализ кадров

-анализ финансовых коэффициентов

-анализ потребителей

-анализ прибыли

 

 Задание 10

 Анализ покупателей при стратегическом анализе…

 -принципиально важен

-малосущественный аспект

-необходим на начальной стадии бизнеса

-необходим на завершающей стадии бизнеса

 

Задание 11

Сегментирование покупателей – это…

 -выявление однородных групп покупателей, предпочитающих определенный товар

-выявление неудовлетворенных предлагаемым товаром

-выявление лояльных покупателей

-анализ текущей стратегической платформы

-анализ стратегического поля бизнеса

 

 Задание 12

Фактором внешней макросреды является…

 - конкуренты

-экономические факторы

-потребители

-персонал организации

-бренд

 Задание 13

Фактором внешнего окружения является…

 -бренд

- организационное поведение

- потребители

- сотрудники фирмы

- ресурсы организации

 

 Задание 14

К социально-демографическим факторам относится…

 -инфляция

-уровень информатизации

-изменение тарифа за электроэнергию

-технологии двойного назначения

-недостаток трудовых ресурсов в регионе

 

 Задание 15

К технологическим факторам относится…

 -инфляция

-изменение тарифа за электроэнергию

-уровень безработицы

-критические технологии

-уровень информатизации

 

 Задание 16

К экономическим факторам относится…

 -инфляция

-природные катаклизмы 

-уровень информатизации

 - критические технологии

-миграция

Задание 17

К экологическим факторам относится…

 -инфляция

-миграция

-изменение экологических стандартов

-уровень безработицы

-институт лоббирования

 

 Задание 18

К правовым факторам относится…

 -изменение экологических стандартов

-природные катаклизмы

-инфляция

-миграция

-пенсионная реформа

 

Задание 19

К этническим факторам относится…

 -пенсионная реформа

-инфляция

-государственная политика в области поддержки национальных меньшинств

-изменение экологических стандартов

-критические технологии

 

 Задание 20

PEST– анализ направлен на изучение…

 -внешней среды

-внутренней среды

-внешней и внутренней среды

-кадровой структуры

-социальной инфраструктуры

 

Задание 21

Анализ ключевых факторов успеха позволяет…

 -выявить уникальные свойства бизнеса, обеспечивающие конкурентное преимущество

-выявить недостатки конкурентов, благодаря которым фирма может занять лидирующее положение на рынке

-выявить угрозы со стороны социально – культурной среды

-определить текущую стратегическую платформу

-реализовать стратегический план

 

 Задание 22

Стратегическим риском является…

 -претензии покупателей

-изменение ставки налога на прибыль

-ошибки в календарном планировании

-ошибки в конструкторской документации

-внутрисменные потери рабочего времени

 

Задание 23

Источником неопределенностей в бизнес - среде является…

 -кино 

-источников не существует

-технология

-театр

-литература

 

Задание 24

Выделить несколько альтернатив развития бизнеса анализ внешней среды…

 -позволяет

-не позволяет

-позволяет только в сфере малого бизнеса

-позволяет, но только в условиях кризиса

-не позволяет в условиях кризиса

 

Задание 25

 Анализ внутренней среды дополняет анализ внешней среды…

 -безусловно

- частично

- не дополняет

- противопоставляется

Задание 26

Ближайшая окружающая среда для каждой организации…

 -индивидуальна только в сфере торговли

-индивидуальна

-индивидуальна только в сфере малого бизнеса

-индивидуальна только для транспортных организаций

 - индивидуальна, за исключением высших учебных заведений

 

Задание 27

Общая окружающая среда каждой организации…

 -индивидуальна

-не различается

-только для сферы торговли

-только для транспортных организаций

-да, за исключением высших учебных заведений

 

Задание 28

Между общей и ближайшей окружающей средой различия…

 -существуют

-не существуют

-существуют только в сфере малого бизнеса

-существуют, за исключением высших учебных заведений

-существуют только в сфере торговли

Задание 29

Анализ ближайшей окружающей среды включает…

 -анализ общей экономической среды

-анализ политической среды

-анализ поставщиков

-анализ финансового состояния

-анализ кадров

 

 Задание 30

Анализ общей окружающей среды включает…

 -анализ потребителей

-анализ социальных факторов

-анализ потребителей

-анализ конкурентов

-анализ поставщиков

6.2.2 Примерные варианты контрольной работы

Задание 1. Анализ отраслевой структуры

Проанализируйте основные структурные характеристики отрасли (в которой функционирует выбранная Вами компания), которые влияют на конкуренцию и прибыльность. Определите основные тренды отрасли и ее структурах на основании которых можно прогнозировать будущие изменения конкуренции и прибыльности

Задание 2. Анализ ресурсов и способностей

1. Идентифицируйте и оцените ресурсы и способности выбранной Вами компании

2. Исследуйте связи между ресурсами и способностями

3. Оцените насколько ресурсы и способности компании могут обеспечить устойчивое конкурентное преимущество

4. Используйте результаты для анализа стратегии компании:

- как эксплуатировать ресурсы и возможности полнее и эффективнее

- как можно скорректировать слабости за счет приобретения и выработки ресурсов и способностей?

5. Проанализируйте основные подходы к развитию ресурсов и способностей, которые могла бы использовать компания (слияния, поглощения, альянсы, внутреннее развитие)

6. Какие знания являются ключевыми для развития компании, составляют ее ключевую компетенцию

7. Проанализируйте, какие инструменты и системы управления знаниями можно задействовать для достижения целей выбранной компании

8. Проанализируйте какие барьеры к обмену знаниями присутствуют в компании

 

Задание 3. Анализ конкурентного преимущества

 1. Идентифицируйте обстоятельства при которых выбранная Вами компания может создать конкурентное преимущество перед соперниками

2. Проанализируйте насколько конкуренция способна разрушить конкурентное преимущество посредством подражания

3. Оцените возможности дифференциации для создания конкурентного преимущества 

4. Проанализируйте способности фирмы пойти по пути дифференциации, а также источники дифференцирования с точки зрения предпочтений и характеристик покупателей (используя методы многомерного шкалирования (MDS), совместного анализа, метод гедонистического ценообразования, метод анализа кривой ценности)

5. Проанализируйте возможности дифференциации

6. Сформулируйте стратегию для компании, которая создаст преимущество за счет дифференциации, связывая способности фирмы к дифференциации с требованием к ней потребителей

 

Задание 4. Анализ стратегии развития

1. Проанализируйте этапы жизненного цикла компании с помощью модели жизненного цикла компании

2. Разработайте вариант стратегии компании с учетом изменений во внешней среде и в ожиданиях собственников бизнеса

3. Предложите вариант организационной структуры, наиболее соответствующий новой стратегии компании

4. Предложите стратегические альтернативы развития компании в ближайшие 3-5 лет. Какой из предложенных альтернатив наиболее благоприятен для компании

5. Какие изменения должны быть осуществлены во внутренней среде компании для реализации наиболее благоприятного сценария развития.

Максимальная оценка за работу в семестре составляет 40 баллов (из них 25 баллов за контрольную работу). Она равна сумме баллов, полученных студентом с учетом результатов текущего контроля освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится на основе оценки работы в аудитории и во внеаудиторное время при выполнении практических заданий по темам дисциплины, результатов выполнения письменных контрольных работ.

Критерии балльной оценки различных форм текущего контроля успеваемости

Формы текущего контроля Баллы (в семестре)
Контрольная работа 25
Участие студента в аудиторной работе (активность на лекционных и практических занятиях, при обсуждении контрольных вопросов, решении тестовых заданий, практических задач и т.п.) 5
Творческая и научная деятельность в течение семестра (выступление с докладами, опубликование статей, участие в конкурсах научно-практических работ и т.п.) 5
Посещение занятий 5
Итого по разделу «Текущий контроль успеваемости» 40

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Этапы формирования компетенции

Результат обучения Этап формирования

Компетенция ОНК -2 «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу»

Знать: типологию инструментов стратегического анализа   Лекция по темам 1, 5 Практическое/семинарское занятие по темам 4, 5: - опрос студентов по вопросам тем 4, 5; - круглый стол, дискуссия .
Уметь: проводить исследование изменений внешней среды и внутренний среды методами стратегического анализа.   Лекция по темам 1, 2 Практическое/семинарское занятие по темам 2, 4: - опрос студентов по вопросам тем 2,4; - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение индивидуального реферативного исследования.
Владеть: методами стратегического анализа ресурсов, способностей и компетенций Лекция по темам 1,3 Практическое/семинарское занятие по темам 1, 2: - опрос студентов по вопросам тем 1, 2; - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение эссе.

Компетенция ПКН -6 «Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления»

Знать: методы исследований деятельности различных субъектов управления экономическими системами.   Лекция по темам 2,3 Практическое/семинарское занятие по темам 2, 3: - опрос студентов по вопросам тем 2, 3; - выступление с учебными презентациями и докладами.
Уметь: разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления.   Лекция по темам 3, 5 Практическое/семинарское занятие по темам 3,5: - опрос студентов по вопросам тем 3,5 - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение индивидуального реферативного исследования.
Владеть: навыками оценки эффективности мероприятий по совершенствованию систем управления.  Лекция по темам 2, 4 Практическое/семинарское занятие по темам 3,4: - опрос студентов по вопросам тем 3,4; - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение эссе.

Компетенция ПКН -7 «Способность управлять стратегическими изменениями в деятельности организации, вырабатывать ключевые показатели оценки эффективности и результативности деятельности организации»

Знать: методы исследований деятельности организации    Лекция по темам 2, 3 Практическое/семинарское занятие по темам 1, 2, 3: - опрос студентов по вопросам тем 1, 2, 3; - выступление с учебными презентациями и докладами.
Уметь: разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению   эффективности и результативности деятельности организации Лекция по темам 2,3 Практическое/семинарское занятие по темам 1, 2, 3: - опрос студентов по вопросам тем 1, 2, 3; - выступление с учебными презентациями и докладами.
Владеть: навыками оценки  эффективности и результативности деятельности организации Лекция по темам 4,5 Практическое/семинарское занятие по темам 4, 5: - опрос студентов по вопросам тем 4,5; - выполнение домашних контрольных расчетных заданий.

 

Задание 1.

1. Идентифицируйте и оцените ресурсы и способности выбранной Вами компании

2. Исследуйте связи между ресурсами и способностями

3. Оцените насколько ресурсы и способности компании могут обеспечить устойчивое конкурентное преимущество

Задание 2.

1. Проанализируйте основные подходы к развитию ресурсов и способностей, которые могла бы использовать компания (слияния, поглощения, альянсы, внутреннее развитие)

2. Какие знания являются ключевыми для развития компании, составляют ее ключевую компетенцию

3. Проанализируйте, какие инструменты и системы управления знаниями можно задействовать для достижения целей выбранной компании

Задание 3.

 1. Идентифицируйте обстоятельства при которых выбранная Вами компания может создать конкурентное преимущество перед соперниками

2. Проанализируйте насколько конкуренция способна разрушить конкурентное преимущество посредством подражания

3. Оцените возможности дифференциации для создания конкурентного преимущества 

Задание 4.

1. Проанализируйте способности фирмы пойти по пути дифференциации, а также источники дифференцирования с точки зрения предпочтений и характеристик покупателей (используя методы многомерного шкалирования (MDS), совместного анализа, метод гедонистического ценообразования, метод анализа кривой ценности)

2. Проанализируйте возможности дифференциации

3. Сформулируйте стратегию для компании, которая создаст преимущество за счет дифференциации, связывая способности фирмы к дифференциации с требованием к ней потребителей

Задание 5. Коммерческая организация приняла решение инвестировать на трехлетний срок свободные денежные средства в размере 2000 тыс.руб. есть два варианта вложения:

- средства вносят на депозитный счет банка при ставке 16%;

-средства передаются юридическому лицу в качестве ссуды, при этом он возращает фиксированную сумму в размере 2400 тыс.руб.

Определите наилучший вариант вложения денежных средств.

 

Задание 6. На счете предприятия в банке 3 млн.руб. Банк платит 15% годовых. Предприятию предлагают войти всем капиталом в организацию венчурного предприятия. Представленные экономические расчеты показывают, что через 5 лет капитал возрастет в два раза. Стоит ли принимать это предложение?

 

Задание 7. Предложите стратегические альтернативы развития компании в ближайшие 3-5 лет. Какой из предложенных альтернатив наиболее благоприятен для компании

 

Задание 8. На счете предприятия в банке 7 млн.руб. Банк платит 16% годовых. Предприятию предлагают войти всем капиталом в организацию венчурного предприятия. Представленные экономические расчеты показывают, что через 3 лет капитал возрастет в три раза. Стоит ли принимать это предложение?

 

Задание 9. Какой проект следует предпочесть инвестору?

Затраты по проекту А-100 млн.руб., доходы: 1-й год-30млн.руб., 2-й год-35млн.руб., 3-й год-40млн.руб., 4-й год- 50 млн.руб, ставка дисконта 14%.

Затраты по проекту Б-210 млн.руб., доходы в течение четырех лет ежегодно 80 млн.руб., ставка дисконта 12%.

 

1. Задание 10. Имеются два проекта, требующие начальных инвестиций в размере $500. При реализации проекта А инвестор в течении трех лет получает в конце года доход в размере $500, при реализации проекта Б инвестор получает в конце первого и в конце второго года по $300, а в конце третьего года – $1100. Определить доходность проектов, и выбрать наиболее эффективный проект, если ставка дисконтирования составляет 25% годовых.

2. a. NPVa= $490,NPVб= $434, экономически целесообразен проект А

3. b. NPVa= $454,NPVб= $488, экономически целесообразен проект Б

4. c. NPVa= $476,NPVб= $495, экономически целесообразен проект Б

d. не целесообразен ни один проект.

 

 

Пример экзаменационного билета

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Орловский филиал

Кафедра Экономика и менеджмент
Дисциплина Современный стратегический анализ
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Магистерская программа Финансовый менеджмент и рынок капиталов
Форма обучения Заочная
Семестр 1

БИЛЕТ № 1

 

1. Теоретический вопрос (до 15 баллов)

Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и

детерминантов международной конкурентоспособности

2. Короткий вопрос формула, определение понятия (до 15 баллов)

Типология инструментов стратегического анализа

3. Тестовые задания (до 15 баллов)

…….

4. Практико-ориентированное задание (до 15 баллов)

……..

Подготовил ____________________ Г.С.Мигунова

 

Утверждаю зав. кафедрой «Экономика и менеджмент»           С.А. Ильминская «___» ___2017 г.

 

 

Полнотекстовые базы данных

1. http://www.book.ru - Электронно-библиотечная система BOOK.ru

2. http://rucont.ru - Электронно-библиотечная система РУКОНТ

3. http://znanium.com - ЭБС издательства «ИНФРА-М»

4. http://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека online

5. http://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций

6. http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение по дисциплине «Современный стратегический анализ» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы. Практические занятия по дисциплине предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.

На лекциях изучаются методологические и методические основы финансового менеджмента. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по освоению дисциплины заключается в изучении и конспектировании дополнительной литературы, изучении законодательных и нормативных актов, выполнении задач по исходным данным, предложенным преподавателем. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материалов данной дисциплины.

При подготовке к семинарскому (практическому) занятию используется лекционный материал. На лекциях изучаются методологические и методические основы финансового менеджмента. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. В соответствии с п.5.3 студентам необходимо осуществлять подготовку к семинарским занятиям. Быть готовыми к опросу, решению задач, тестовых заданий.

При подготовке к практическим занятиям следует использовать не только лекции, но и рекомендованные литературные источники. Изучение и конспектирование заключается в кратком письменном изложении содержания дополнительной литературы, статей, книг, включающем в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. Конспектирование способствует более глубокому освоению программного материала, позволяет подготовится к опросу, дискуссии, решению задач и тестовых заданий.

По заданию преподавателя осуществляется подготовка докладов с презентациями по вопросам темы, с целью представления материала к дискуссии.

Подготовка к дискуссии. Дискуссия может проводится в форме групповой дискуссии, анализа ситуации и мозгового штурма. Для активного участия в дискуссии, в соответствии с темой занятия необходимо изучить рекомендуемые материалы

Дискуссия – это обмен мнениями. Занятия с использованием этого метода строятся таким образом, что участники дискуссии говорят больше, чем преподаватель. Участники дискуссии получают групповые задания. Метод групповой дискуссии предоставляет каждому участнику возможность активно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы этот метод был эффективным, группы должны быть небольшими, их внимание должно быть сконцентрировано на одном вопросе, и на обсуждение выделяется немного времени (20 мин. максимум).

Практические занятия по дисциплине «Современный стратегический анализ» проводятся в активной и интерактивной формах обучения. Это предполагает, что каждый студент должен быть способен не только применить методы финансового анализа, планирования и прогнозирования, но и принять активное участие в групповом обсуждении алгоритма решения задач, хода выполнения практического задания.

Решение задач осуществляется в несколько этапов: постановка задачи (примерный перечень задач (п. 7.3.); выбор и обоснование метода решения; · вычислительный процесс; анализ результатов; выводы и рекомендации по оптимизации предмета задачи с точки зрения финансового менеджмента. На этапе выбора и обоснования метода решения, следует руководствоваться методиками, представленными на занятиях и предлагаемых авторами рекомендованной к изучению литературы. Вычислительный процесс рекомендуется проводить с помощью MS ECXEL и технологий (п.11). Каждую задачу необходимо доводить до окончательного решения. Демонстрировать понимание проведенных расчетов и содержание исчисленных показателей

Контрольная работа является одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине реализуемой в письменном виде, предусмотренных учебным планом. Предлагаемый перечень тем отражен в п.6.2.

Студентам следует использовать при выполнении заданий нормативный документ Финансового университета «Положение о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании студента по дисциплине (модулю)», утвержденный приказом № 611/0 от 01 апреля 2014 года.

 

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru

2. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/

3.Система комплексного раскрытия информации «СКРИН» - http://www.skrin.ru/

4. Портал «Технологии корпоративного управления ITeam» - http://www.iteam.ru

5. Финансовый анализ онлайн - www.itfinans.ru

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для обеспечения обучения по дисциплине «Современный стратегический анализ» имеется следующая материально-техническая база:

- аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном;

- библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.

Российской Федерации»

Орловский филиал

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

Мигунова Г.С.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.