Периодизация первобытного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Название эпохи Палеолит Мезолит Неолит Энеолит (ранний металл)
Время 35 – 40 тыс. лет назад 12– 6 тыс. л.н. 5 – 3 тыс. л.н. 3 – 1 тыс. л.н.
Занятия Охота, собирательство Охота, собирательство, строительство жилищ, одомашнивание животных Охота, ремесло, земледелие, скотоводство Ремесло, земледелие, скотоводство, обработка металла, строительство, ткачество
Общественное развитие Родовая община, матриархат, стадо, племя Матриархат, патриархат, род Патриархат, семейные общины Патриархат, семья, государства Востока
Искусство Уголь, охра, цветная глина, рисунки, отпечатки рук, волнистые линии от пальцев. Эпоха Мустье (35 тыс.л.н.) Палеолетические Венеры. Пещера Монтеспан. Эпоха Соллютре (25 – 15 тыс.л.н.) сложные позы животных. Эпоха Мадлен (15 – 10 тыс.л.н.) Пещера Ляско – Франция, пещера Альтамира – Испания – натуральная величина, изображения изолированы, нет единой смысловой композиции Сюжетные композиции; сцены охоты, загона скота, войны, попытки передать смысл и характер действий. Изображение силуэтом, залитым краской Росписи, орнамент, керамика, мелкая пластика из глины, камня, стремление украсить быт, знаки в виде кругов, креста, изображение людей. Дольмены, менгиры, кромлехи, украшение жилища, утвари, одежды, оружия. Фигурки птиц, животных.

Историческая периодизация искусства первобытного общества

1 период – эпоха первобытного человеческого стада;

2 период – эпоха родовой общины;

3 период – эпоха территориально-соседской общины.

Археологическая периодизация

(по характеру материала)

- каменный век;

- век бронзы;

- век железа.

Таким образом, к памяткам первобытного искусства относим:

Зигзагообразные полосы («макароны»);

Отпечатки рук;

Рисунки (главная тема – животные);

Пластические изображения женщин (древнейшим материалом скульптуры была глина) – «палеолитические Венеры» - матриархат.

Памятки изображали деятельность первобытного человека, впервые открыты были в конце 19 века.

Ранние рисунки найдены:

в пещере Альтамир (северная Испания);

С.Испания – Кантаврийские горы;

Франция – Дордони;

Кастильо, Пасьега, Хорнас де ла Пенья – Испания;

Ла грес, Нио, Портель, Пещера трех братьев – Франция;

Ляско (1940), Руфинья (1956);

Капова пещера – Южный Урал (1959);

Хоит Сенгель – Западная Монголия (1972).

Произведения изобразительной деятельности первобытного человека были непосредственно связаны с его практической деятельностью (преобладание рисунков животных), с мифологией первобытных людей. Преобладание женского образа в мелкой пластике связано с расцветом матриархата.

Основные черты первобытного искусства

Искусство палеолита

В художественной культуре – реализм.

В центре – животное

Эволюция рисунка:

- волнистые линии, прочерченные пальцами;

- фигуры животных (Ляско, Фон де Гам, Альтамир);

- детализация (изображение шерсти, дополнительные цвета, попытка передать объем – Труа Фрер, Ляско, Нио);

- полихромия;

- стилизация

Развитие изобразительных форм

Схематизм изображений

Факторы:

- свободное время индивида;

- его наблюдение за миром за пределами полезного труда;

- отвлеченные размышления.

Смысл:

- тотемический;

- религиозный (магия);

- мифологическое мышление

Искусство мезолита

Живопись многофигурная, в центре – человек. Женские фигуры – «Венеры».

- Гипертрофированные части лица;

- отсутствуют черты лица, ступни ног;

- своеобразно трактуются руки

- красочность;

- обобщенность;

- многофигурность;

- динамичность сцен.

Искусство неолита

Протоархитектура: - Дольмен; - Кромлех; - Аминьман; - Менгиры.

Функции сооружений:

- захоронения;

- культовые;

- религиозные святилища;

- астрологические обсерватории (дольмены Кубани, кромлех Стоунхендж)

- полировка камня; - сверление; - украшение орнаментом; - распространение украшений; - колоссальность архитектуры        

Основные черты первобытного искусства: синкретизм (формы и содержания); основа культуры — коллективное сознание; аморфность (нельзя выделить виды искусств); культура = способ формирования этноса; символический характер; традиционализм; мифологичность.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 Общая характеристика

Египетская цивилизация – одна из древнейших в мире. Принято считать, что слово «Египет» произошло от древнегреческого «Айгюптос». Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная Зем­ля по цвету местной почвы.

Уже в эпоху Раннего царства (ХХХ – ХХVІІІ в. до н.э.) в Египте су­ществовало единое государство со столицей Мемфис.

Эпоха Древнего царства (ХХVШ – ХХШ в. до н.э.) - это эпоха клас­сики в египетском искусстве, время создания огромных пирамид и ос­новных канонов египетского искусства.

Период Среднего царства (ХХП – ХVП в. до н.э.) - это время форми­рования египетской письменности, расцвет науки, медицины, литера­туры.

Эпоха Нового царства (ХVІ – ХІ в. до н.э.) – период мощных военных походов, это время знаменитых фараонов Тутмоса І, II, III, Рамзеса I, II, Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона...

В 332 г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Время фараонов прошло.

 Пирамиды

Египтяне верили в загробную жизнь. Они верили, что душа вер­нется в тело, если оно будет сохранено. Отсюда возникает обычай баль­замирования (мумификации). Мумия (высохшее тело) помещалось в саркофаг (деревянный, каменный, золотой) – гроб определенной фор­мы, повторявший фигуру человека. Он был весь покрыт рисунками и иероглифами и наверху имел портретную маску умершего. Из этой тра­диции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Саркофаг помещался в гробнице – пирамиде, огромном архитектурном сооруже­нии, призванном увековечить имя фараона в веках. В Египте насчиты­вают 70 – 80 пирамид. Самые большие пирамиды строились в эпоху Древнего царства. Это гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они построены в Гизе, неподалеку от нынешнего Каира, в пустыне.

Высочайшая из них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146, 6 м, длина в окружности – около I км. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ. Постройка пирамиды длилась 30 лет, 10 лет из них только строили дорогу к пирамиде. На строительстве пира­миды ежедневно работало 100.000 человек. Пирамида состоит из 2.300.000 кубических блоков известняка с гладко отполированными сто­ронами. Нижние блоки весят 15 – 40 тонн, верхние – 2,5 тонны. Построе­на она в XXVIII в. до н.э. Руководил постройками известный архитек­тор Хемиун, родной брат фараона. Качество работы строителей тако­во, что несовпадения горизонтальных и вертикальных линий пирами­ды не превышает ширину большого пальца. Камни настолько плотно пригонялись один к другому, что между ними нельзя просунуть даже иголку.

Большую пирамиду Хеопса называли Библией в камне. Она является  самым грандиозным сооружением на Земле.

Фараоны, царствовавшие после Хеопса, тоже строили себе огром­ные пирамиды. Фараон Хефрен, сменивший Хеопса, хотел превзойти его, но не смог. Пирамида Хефрена всего на несколько метров ниже великой пирамиды Хеопса. Зато рядом с ней из единой скалы вырублен сфинкс-лев с лицом фараона Хефрена. Он как будто охраняет пирами­ды. Его загадочная улыбка стала символом тайны пирамид.

В пирамидах находилось множество статуй – самого фараона, его жены, слуг. На стенах гробницы располагались росписи и рельефы с изображением сцен охоты, пиров, военных походов и т.д. Большинство пирамид было разграблено еще в древности, и знаменитые сокровищницы фараонов не сохранились. Однако и сейчас ученые продолжают нахо­дить новые (небольшие) пирамиды, занесенные песком. Открытие ар­хеологом Г.Картером в 20х годах XX ст. гробницы фараона Тутанхамона стало большим событием в египтологии. Этот юный фараон умер в 18 лет и самым главным событием в его жизни, по словам ученых, было то, что он «умер и был похоронен». Гробница Тутанхамона – один из немногих, уцелевших до наших дней. Стены усыпальницы были из золота, в нескольких золотых гробах; вставленных один в другой, каж­дый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия.

Египетские храмы

Период Среднего царства ознаменовался интенсивным строитель­ством храмов, которое было продолжено и в эпоху Нового царства. Каждому богу строились храмы. В храмах служили жрецы. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Они обладали знаниями и никому не раскрывали своих тайн. Самыми знаменитыми в Египте храмами были храмы бо­ гов солнца в Карнаке и Луксоре неподалеку от Фив. Их строили и дос­траивали несколько веков. Оба храма соединялись двухкилометровой аллеей, уставленной сфинксами. В каждом храме было больше 100 ко­лонн, верхушки которых были похожи на пальмы, на цветы лотоса. Ствол одной колонны не могли бы обхватить, взявшись за руки, 5 человек. Высота колонн была больше 20 м. В храмах находилось множество статуй. (В Карнакском храме их было 86.000). Стены и колонны были исписаны иероглифами и покрыты барельефами. Постройка таких хра­мов обходилась не дешевле, чем строительство пирамид.

Скульптура

В отличие от земной кратковременной жизни, искусство считалось носителем жизни вечной, поэтому труд художников считался священ­нодействием. Ведущие зодчие, скульпторы, художники Египта были вы­сокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были из­вестны и окружены почетом.

Еще в Древнем царстве сложились строго определенные типы ста­ туй:

- стоящей – фигура напряженно выпрямлена, фронтальная, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опушены и прижа­ты к телу,

- сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль. И эти типы неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве.

В рельефах Древнего царствования утвердилась традиция своеоб­разного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изобра­жались в профиль, а торс – прямо, в анфас. Этот принцип рисунка со­хранялся всегда. (Египетские рисовальщики отобрали из анфасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объе­динив их вместе).

Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно мону­ментально, торжественно, спокойно, ритмично и величаво.

Градация размеров на рельефах – это всегда градация ценностей. Чем значительнее предмет, тем он больше. Фараон – самый большой, даже если он изображен сзади. Его родственники – поменьше. Рельефы всегда раскрашивались. Преобладали сочетания голубых и коричневых с голубыми и зелеными – тона земли и безоблачного неба Египта.

На весь мир прославился скульптурный портрет жены фараона Эхнатона – красавицы Нефертити, жившей в эпоху Нового царства в 1400 г. до н.э. Эти скульптурные портреты сделаны из известняка и рас­крашены. Портрет Нефертити работы скульптора Тутмеса знаменит не меньше, чем Афродита Милосская или Джоконда Леонардо да Винчи.

На весь мир также известны колоссы Рамсеса II. Эти четыре ста­туи сидящего фараона высечены в скале у входа в храм. Высота статуи – 20 м, вес – 1200 тонн.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 344.