«Древней матерью всей нашей культуры» назвал Египет Жак Франсуа Шампольон. Египетские научные знания и области математики, астрономии, медицины оказали влияние на греческих ученых и философов. Многие из них при жизни посетили Египет. Египетское искусство и литература также были восприняты античным искусством.
В первые века н.э. египетский народ слился с другими народами, переняв их язык и обычаи. Сегодня на том месте, где был Египет, живут арабы. И хотя название сохранилось, это уже другая страна, другой народ. От Египта осталась только египтология – наука о древней стране пирамид. «Все боится времени, а время боится пирамид».
(египетская пословица)
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Античным искусством (от лат. «антиквус» - древний) принято называть искусство Древней Греции и Древнего Рима. Это название ввели итальянские мыслители эпохи Возрождения.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской культуры.
Периодизация греческой культуры
Ранняя Греция
На рубеже Ш – ІІ тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают общества, разделенные на классы, появляются государства. Культуру этого периода называют КРИТО-МИКЕНСКОЙ (Крит – остов в Средиземном море, Микены – один из древних городов Греции), и длилась она до XII в. до н.э. Крито-микенское искусство считают прекрасной прелюдией греческого искусства. Следующие ХІ – ІХ в. до н.э. называют «темными веками» или «гомеровским временем», т.к. сведения об этой эпохе очень скудны, их черпают из поэм Гомера и мифов.
Архаическая Греция ( VIII – VI в. до н.э.)
В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, религия, главные жанры литературы, театр, архитектура, олимпийские игры, создается алфавит.
Классическая Греция (рубеж УІ – У в. до 338 г. до н.э.).
Время наивысшего подъема греческой культуры, V век – ее «золотой век».
Эпоха эллинизма
Походы Александра Македонского (336 – 323 г. до н.э.) переход от классики к эпохе эллинизма. Эллины (греки и македоняне) массовым колонизационным потоком населяли завоеванные Македонским земли, греческая цивилизация и культура решительно возобладали повсюду. Эллинизм (термин этот был введен в науку в I пол. XIX в.) – это встреча Востока и Запада, это победа эллинской культуры.
Архитектура
Основные черты греческой культуры проявились в строительстве храмов. Храм был одним из центров общественной жизни города-государства. В храмах хранилась государственная казна, помещались библиотека, картинная галерея. Греческие храмы обычно строились на высоком фундаменте; в плане (план – архитектурный вид здания сверху) были прямоугольными. Скаты и карниз крыши образовывали треугольник – фронтон. Крыша храма опиралась на колонны: дорические (строгой формы) и ионические (с изящными завитками вверху), коринфские.
В отличие от христианских храмов, в древнегреческом храме основные культовые действия проводились около храма, а не внутри него. Отсюда – особая декорированность храма с внешней стороны.
Наиболее выдающиеся храмы Древней Греции посвящены богам: это храм Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе (третье чудо света), хра мы Афинского Акрополя.
Ансамбль АКРОПОЛЯ считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включает ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон и Парфенон.
Акрополь – это большой холм, возвышающийся над Афинами, он был одновременно и крепостью, и святилищем, и общественным центром. В Афинах отмечалось около 60 праздников. На ежегодных празднествах в честь Афины (так называемые Панафинеи) после конных и гимнастических соревнований, после соревнований певцов и музыкантов, наступал самый торжественный момент – всенародное шествие на Акрополь.
Главное сооружение Акрополя – ПАРФЕНОН, посвященный Афине-Парфенос, Афине-Деве. Весь из светлого мрамора, в окружении 46 колонн дорического ордера, гармоничный по своим пропорциям, он кажется воплощением чистоты и строгости. В центре храма находилась статуя Афины работы знаменитого скульптора Фидия. Она была сделана из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Парфенон находился на высоте 150 м над уровнем моря и был виден не только с самой высокой точки города, но и с кораблей, подплывавших к Афинам. Архитекторы – Иктин и Калликрат. Над скульптурами и рельефами трудился целый коллектив мастеров под руководством Фидия. Тема восточного фронтона – рождение Афины, любимой дочери Зевса. На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. На площади перед Парфеноном стоит еще одна статуя Афины, также выполненная Фидием. Она отлита из бронзы, это 8-метровая статуя Афины Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы города. Блеск ее копья был как маяк для кораблей.
... Греки ценили разумность, равновесие, меру. Эти черты как нельзя лучше проявились в древнегреческой архитектуре.
Скульптура
Большинство скульптур в Греции вели не музейный образ жизни. Они стояли в храмах, на площадях, на берегу моря, возле них проходили праздники, шествия, спортивные игры. Плутарх говорил, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Однако до нас дошло очень мало греческих подлинников – в основном в фрагментах и обломках. Большинство знаменитых статуй нам известно по римским копиям, которые, к сожалению, не передают красоту оригиналов.
Скульпторы высекали статуи из мрамора, отливали из бронзы, вырезали из дерева. Мраморные статуи раскрашивались под цвет человеческого тела, а бронзовым вставлялись глаза из цветных камней. Деревянные статуи обклеивались пластинами из слоновой кости. И богов, и героев, и современников греки изображали красивыми людьми со стройными телами и правильными чертами лица. Греки ценили красоту человеческого тела и уже в V в. до н.э. научились передавать тело в движении. Образ прекрасного человека- бога, героя, спортсмена-атлета, гражданина – становится главной темой скульптуры. Искусство скульптурного портрета было развито слабо, в скульптуре главное внимание уделялось телу, а лица статуй носили обобщенный характер, выражали идеал греческой красоты: правильный овал лица, прямая линия носа, волнистые волосы, спокойный взгляд...
Выдающиеся скульпторы V века: Мирон, Поликлет, Фидий.
Самая известная работа МИРОНА - «Дискобол», где атлет показан в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. Скульптурная группа «Афина и Марсий» создана по известному мифу.
В творчестве ПОЛИКЛЕТА ведущая тема – изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина.
Статуи «Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка». Дорифор – могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Поликлет написал теоретический трактат «Канон» (правило), где рассчитал размеры человеческого тела, исходя из роста человека: голова должна составлять 1/7 часть роста, лицо и кисть руки 1/10, ступни - 1/6 и т.д.
Величие, отрешенность, неземная красота – характерные черты произведений ФИДИЯ. Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помешенную в его храме в Олимпе. Она была изготовлена в той же технике, что и статуя Афины на Акрополе: деревянную фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежда, волосы были сделаны из золота. Сидящий на троне 13-метровый Зевс, в правой руке держал фигуру богини победы – Ники, в левой – символ власти – жезл. Фидиеву статую причисляли к чудесам света. «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ. Или на небо ты сам бога узреть восходил?» писал поэт Филипп, живший 5 столетий спустя.
Скульпторы IV в. до н.э. – ПРАКСИТЕЛЬ («Гермес с Дионисом»,
«Афродита Книдская») и Скопас («Менады»). Пракситель одним из первых изобразил обнаженное женское тело. Скопас создает образы монументально-героические, его герои находятся в состоянии экстаза, бурной страсти (менады – спутницы Диониса).
Последним великим скульптором поздней классики был ЛИССИПП
(конец IV в. до н.э.) – придворный скульптор А.Македонского. Он работал в бронзе, оставил 1500 статуй, но они почти не сохранились. Атлетов изображал в момент спада: «Отдыхающий Геракл», «Отдыхающий Гермес». Оставил портреты А.Македонского. У него были свои пропорции, его фигуры – выше и стройнее. По Лиссиппу – голова – 1/9) часть фигуры. На острове Родос ученик Лиссиппа скульптор Харес соорудил медную статую бога солнца Гелиоса высотой 32 м. Ее назвали чудом света и «Колоссом Родосским».
«Афродита Милосская» - скульптор Агесандр, «Ника Самофракийская» и алтарь Зевса в Пергаме (или Пергамский алтарь) – это уже произведения эпохи эллинизма, они созданы во П – ІУ в. до н.э.
Живопись
Древнегреческие художники были гордостью своего времени. Но до наших дней не дошла ни одна картина знаменитых мастеров. О их славе мы можем судить только по легендам.
Художник Зевкис жил во времена Сократа. За свои картины он получал столько денег, что вскоре перестал их продавать. Он дарил их городам и правителям и говорил, что нет таких денег, чтобы их купить. Под одной из картин подписал, что ему легче завидовать, чем подражать. Эта фраза стала крылатой. Прославился он картиной «Елена Прекрасная».
Другой известный художник Паррасий создал картину «Афинский народ». Между художниками произошло состязание. «Суди не выше сапога», - ответ художника Апеллса сапожнику. Его слова «ни дня без строчки» стали девизом художников и писателей.
К сожалению, из работ греческих художников до наших дней не дошли ни фрески, ни мозаики, ни образцы станковой живописи. Сохранилась лишь живопись на вазах. Формы ваз были самыми различными. На них рисовали сценки из быта (сцены пира, охоты, спортивных состязаний), из мифов, из поэм Гомера. Живопись на вазах была представлена двумя видами: чернофигурные (красная глина служила фоном, а фигуры закрашивались черным лаком) и краснофигурные вазы (где закрашивался фон, а фигуры были из красной глины).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.