Значение древнеегипетской цивилизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Древней матерью всей нашей культуры» назвал Египет Жак Фран­суа Шампольон. Египетские научные знания и области математики, ас­трономии, медицины оказали влияние на греческих ученых и филосо­фов. Многие из них при жизни посетили Египет. Египетское искусство и литература также были восприняты античным искусством.

В первые века н.э. египетский народ слился с другими народами, переняв их язык и обычаи. Сегодня на том месте, где был Египет, живут арабы. И хотя название сохранилось, это уже другая страна, другой народ. От Египта осталась только египтология – наука о древней стра­не пирамид. «Все боится времени, а время боится пирамид».

(египетская пословица)

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Античным искусством (от лат. «антиквус» - древний) принято на­зывать искусство Древней Греции и Древнего Рима. Это название вве­ли итальянские мыслители эпохи Возрождения.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европей­ской культуры.

Периодизация греческой культуры

Ранняя Греция

На рубеже Ш – ІІ тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают общества, разделенные на классы, появляются государства. Культуру этого периода называют КРИТО-МИКЕНСКОЙ (Крит – остов в Средиземном море, Микены – один из древних городов Греции), и длилась она до XII в. до н.э. Крито-микенское искусство считают прекрасной прелюдией греческого искусства. Следующие ХІ – ІХ в. до н.э. называют «темными веками» или «гомеров­ским временем», т.к. сведения об этой эпохе очень скудны, их черпают из поэм Гомера и мифов.

Архаическая Греция ( VIII – VI в. до н.э.)

В этот период зародились основные феномены античной культу­ры: философия и наука, религия, главные жанры литературы, театр, архитектура, олимпийские игры, создается алфавит.

 

Классическая Греция (рубеж УІ – У в. до 338 г. до н.э.).

Время наивысшего подъема греческой культуры, V век – ее «золо­той век».

Эпоха эллинизма

Походы Александра Македонского (336 – 323 г. до н.э.) переход от классики к эпохе эллинизма. Эллины (греки и македоняне) массовым колонизационным потоком населяли завоеванные Македонским земли, греческая цивилизация и культура решительно возобладали повсю­ду. Эллинизм (термин этот был введен в науку в I пол. XIX в.) – это встреча Востока и Запада, это победа эллинской культуры.

Архитектура

Основные черты греческой культуры проявились в строительстве храмов. Храм был одним из центров общественной жизни города-госу­дарства. В храмах хранилась государственная казна, помещались биб­лиотека, картинная галерея. Греческие храмы обычно строились на высоком фундаменте; в плане (план – архитектурный вид здания сверху) были прямоугольными. Скаты и карниз крыши образовывали треуголь­ник – фронтон. Крыша храма опиралась на колонны: дорические (стро­гой формы) и ионические (с изящными завитками вверху), коринфские.

В отличие от христианских храмов, в древнегреческом храме ос­новные культовые действия проводились около храма, а не внутри него. Отсюда – особая декорированность храма с внешней стороны.

Наиболее выдающиеся храмы Древней Греции посвящены богам: это храм Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе (третье чудо света), хра­ мы Афинского Акрополя.

Ансамбль АКРОПОЛЯ считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включает ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон и Парфенон.

Акрополь – это большой холм, возвышающийся над Афинами, он был одновременно и крепостью, и святилищем, и общественным цент­ром. В Афинах отмечалось около 60 праздников. На ежегодных празд­нествах в честь Афины (так называемые Панафинеи) после конных и гимнастических соревнований, после соревнований певцов и музыкан­тов, наступал самый торжественный момент – всенародное шествие на Акрополь.

Главное сооружение Акрополя – ПАРФЕНОН, посвященный Афине-Парфенос, Афине-Деве. Весь из светлого мрамора, в окружении 46 колонн дорического ордера, гармоничный по своим пропорциям, он кажется воплощением чистоты и строгости. В центре храма находилась статуя Афины работы знаменитого скульптора Фидия. Она была сде­лана из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Пар­фенон находился на высоте 150 м над уровнем моря и был виден не толь­ко с самой высокой точки города, но и с кораблей, подплывавших к Афинам. Архитекторы – Иктин и Калликрат. Над скульптурами и рель­ефами трудился целый коллектив мастеров под руководством Фидия. Тема восточного фронтона – рождение Афины, любимой дочери Зевса. На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном за гос­подство над Аттикой. На площади перед Парфеноном стоит еще одна статуя Афины, также выполненная Фидием. Она отлита из бронзы, это 8-метровая статуя Афины Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы города. Блеск ее копья был как маяк для кораблей.

... Греки ценили разумность, равновесие, меру. Эти черты как нельзя лучше проявились в древнегреческой архитектуре.

Скульптура

Большинство скульптур в Греции вели не музейный образ жизни. Они стояли в храмах, на площадях, на берегу моря, возле них проходи­ли праздники, шествия, спортивные игры. Плутарх говорил, что в Афи­нах статуй больше, чем живых людей. Однако до нас дошло очень мало греческих подлинников – в основном в фрагментах и обломках. Боль­шинство знаменитых статуй нам известно по римским копиям, кото­рые, к сожалению, не передают красоту оригиналов.

Скульпторы высекали статуи из мрамора, отливали из бронзы, вырезали из дерева. Мраморные статуи раскрашивались под цвет чело­веческого тела, а бронзовым вставлялись глаза из цветных камней. Де­ревянные статуи обклеивались пластинами из слоновой кости. И бо­гов, и героев, и современников греки изображали красивыми людьми со стройными телами и правильными чертами лица. Греки ценили кра­соту человеческого тела и уже в V в. до н.э. научились передавать тело в движении. Образ прекрасного человека- бога, героя, спортсмена-атле­та, гражданина – становится главной темой скульптуры. Искусство скульптурного портрета было развито слабо, в скульптуре главное вни­мание уделялось телу, а лица статуй носили обобщенный характер, вы­ражали идеал греческой красоты: правильный овал лица, прямая линия носа, волнистые волосы, спокойный взгляд...

Выдающиеся скульпторы V века: Мирон, Поликлет, Фидий.

Самая известная работа МИРОНА - «Дискобол», где атлет пока­зан в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наи­высшего напряжения – любимая тема Мирона. Скульптурная группа «Афина и Марсий» создана по известному мифу.

В творчестве ПОЛИКЛЕТА ведущая тема – изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина.

Статуи «Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка». Дорифор – могу­чий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Поликлет на­писал теоретический трактат «Канон» (правило), где рассчитал разме­ры человеческого тела, исходя из роста человека: голова должна со­ставлять 1/7 часть роста, лицо и кисть руки 1/10, ступни - 1/6 и т.д.

Величие, отрешенность, неземная красота – характерные черты произведений ФИДИЯ. Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помешенную в его храме в Олим­пе. Она была изготовлена в той же технике, что и статуя Афины на Ак­рополе: деревянную фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежда, волосы были сделаны из золота. Сидящий на троне 13-метровый Зевс, в правой руке держал фигуру богини победы – Ники, в левой – символ власти – жезл. Фидиеву статую причисляли к чудесам света. «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ. Или на небо ты сам бога узреть восходил?» писал поэт Филипп, живший 5 столетий спустя.

Скульпторы IV в. до н.э. – ПРАКСИТЕЛЬ («Гермес с Дионисом»,
«Афродита Книдская») и Скопас («Менады»). Пракситель одним из пер­вых изобразил обнаженное женское тело. Скопас создает образы монументально-героические, его герои находятся в состоянии экстаза, бурной страсти (менады – спутницы Диониса).

Последним великим скульптором поздней классики был ЛИССИПП
(конец IV в. до н.э.) – придворный скульптор А.Македонского. Он работал в бронзе, оставил 1500 статуй, но они почти не сохранились. Атлетов изображал в момент спада: «Отдыхающий Геракл», «Отдыхающий Гермес». Оставил портреты А.Македонского. У него были свои пропорции, его фигуры – выше и стройнее. По Лиссиппу – голова – 1/9) часть фигуры. На острове Родос ученик Лиссиппа скульптор Харес соорудил медную статую бога солнца Гелиоса высотой 32 м. Ее назвали чудом света и «Колоссом Родосским».

«Афродита Милосская» - скульптор Агесандр, «Ника Самофракийская» и алтарь Зевса в Пергаме (или Пергамский алтарь) – это уже произве­дения эпохи эллинизма, они созданы во П – ІУ в. до н.э.



Живопись

Древнегреческие художники были гордостью своего времени. Но до наших дней не дошла ни одна картина знаменитых мастеров. О их славе мы можем судить только по легендам.

Художник Зевкис жил во времена Сократа. За свои картины он по­лучал столько денег, что вскоре перестал их продавать. Он дарил их горо­дам и правителям и говорил, что нет таких денег, чтобы их купить. Под одной из картин подписал, что ему легче завидовать, чем подражать. Эта фраза стала крылатой. Прославился он картиной «Елена Прекрасная».

Другой известный художник Паррасий создал картину «Афинский народ». Между художниками произошло состязание. «Суди не выше сапога», - ответ художника Апеллса сапожнику. Его слова «ни дня без строчки» стали девизом художников и писателей.

К сожалению, из работ греческих художников до наших дней не дошли ни фрески, ни мозаики, ни образцы станковой живописи. Сохра­нилась лишь живопись на вазах. Формы ваз были самыми различными. На них рисовали сценки из быта (сцены пира, охоты, спортивных со­стязаний), из мифов, из поэм Гомера. Живопись на вазах была пред­ставлена двумя видами: чернофигурные (красная глина служила фоном, а фигуры закрашивались черным лаком) и краснофигурные вазы (где закрашивался фон, а фигуры были из красной глины).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.