Занятие - 5. Тема: «Я и мое окружение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Активизация процесса рефлексии. Самораскрытие, самопознание, прояснение Я - концепции.

Задачи: 1) Осознание собственных стратегий контактирования с окружающими людьми.

2) Диагностика и психологическая коррекция эмоционального состояния.

3) Развитие коммуникативных способностей.

 

          Детальное содержание Время, мин Материалы и оборудование
1. Приветствие. «Новый способ» Дети образуют полукруг.  - Сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же будем повторять каждое предложенное приветствие. 10  
2. «Список прав» Психолог обращает внимание детей на то, какое большое место во всех «списках прав» занимает право высказать просьбу и отказаться от выполнения просьбы. Затем он предлагает детям посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, просит объяснить, почему они включили или не включили это право. 10  
3. «Пирог с начинкой» Психолог говорит о том, что просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным: пирог может быть сладким или соленым и т.п. Детям предлагают нарисовать и описать разные пироги просьбы - их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее ассоциации, приятные или неприятные, которые вызывает «просьба». Анализируется, с чем это связанно. Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а так же реагировать на отказ на выполнения просьбы. 20 Листы бумаги А-4, цветные карандаши, мелки
4. «Чемпионат». Дети делятся на пары. Пока одна пара выполняет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки: А) за точность выполнения задания, Б) за использованные средства, Ведущий выполняет роль «главного судьи», подсчитывая очки. Инструкция для участников.  - Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна будет вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается одна минута, на выполнение - не более трех минут. Все остальные судьи. Они оценивают выступление. Психолог рассказывает о критериях оценки, что позволяет детям осознать те умения, которые необходимы для того, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или отказаться от выполнения обращенной к ним просьбы. После каждого выступления психолог просит «судей» обосновать свои оценки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?   20 Заранее заготовленное описание ситуаций с просьбой и способом реагирования на нее по количеству пар участников, наборы цифр-очков по числу участников, «волшебный ящик».
5. « Цветодиагностика чувств». Детям предлагается разукрасить домики 8 цветами, затем провести стрелочки и расселить чувства.   15 Бумага, набор цветных карандашей (8 цветов), бланки к методике.
6. Игра: «Изобрази животное» Начинается это упражнение с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка или собаку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое нибудь животное. Так появляются медведь, змея, воробей, суслик, баран. 10 Фанты
7. Разминка 5  
8. «Приятный разговор» - Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезной умение - легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Дети группы встают (садятся) по принципу «карусели» , т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети стоят лицом к центру круга). По сигналу тренера все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы. Примеры ситуации «встречи» А. «Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые».  Время на весь разговор, т.е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники в течении 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации. Б. «Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним». В. «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его». Г. «Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете словами…». 20  
9. «Ассоциация» Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы:»На какой цвет он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становиться водящим. Если нет - уходит вновь. Если не угадал более двух раз - выбывает из игры. Обсуждение. -когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? -с чем это связано? -различие между тем, какими мы представляемся самим себе и какими - другим людям. 15  
10. Игра: «Передай действие» Группа образует круг. Лучше всего чтобы девочки и мальчики чередовались. Психолог просит всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагает с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ладонь ему на правое плечо. Затем дается инструкция:  - Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине, нарисую крест на лопатках или сделаю еще что- либо со стоящим впереди меня. Тот , кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее передать мои действия дальше, вперед, тот - еще дальше, и так по кругу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить еще дюжину новых действий. Понятно? Начали! Через минуту-полторы упражнение стоит оборвать, предложить всем открыть глаза и развернуться лицом друг к другу. Психолог задает серию вопросов: Кто работал честно, а кто подглядывал? Все ли действия вы передавали? Кому было больно, неприятно, неловко? Так упражнение можно повторять до 5 раз. После каждого раза проводится обсуждение.   15  
11. Методика: «Четыре базовые потребности человека» Цель: диагностика базовых потребностей: право на существование, право на автономию, право быть кому-то нужным, право на любовь. Детям предлагается разделить лист бумаги на равные 4 части. В первой части нарисовать- растение, во второй - оружие, в третьей - украшение, в четвертой - посуду. 10 Лист бумаги А-4, цветные карандаши.
12. Игра: «Автобус» Плотно прижавшись, друг к другу, «народ» скучивается, аналогично пассажиром в плотно набившемся автобусе. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга - нет, есть плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку дополнительные силы. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении. 15  
13. Прощание. Подведение итогов занятия. 15  

  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коляева М.В. Методическое пособие для сотрудников Центра поддержки семьи. – Шымкент, 2007. – 184с.

2. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005

3. Олифович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф.

Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360с.

4. Осипова А.А. справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315с.

5. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2005. – 256с.

6. Hill R. Family development in the generations. Cambridg, MA: Schenkman. 1970.

7. Фрейд А. Норма и патология детского развития. М., 1990.

8. Выготский Л.С. «Психология развития ребенка» Москва Эксмо. 2006 г.

9. Эриксон. Э., 2000, с 238

10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов.СПб., 2003.

11. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М., 2001.

12. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240с.

/ под ред.

13. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской эффективности. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Л., 1979.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

15. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М., 2004.

16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.: (Серия «Практикум по психотерапии»).

17. Шерман Р., Фредман Н.Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство. М., 1997.

18. С.М.Жакупов. Ф.Бизакова Психодиогностические тесты для использование в сфере образований.-Тараз,2006-448с

19. С.М.Жакупов. Ф.Бизакова Психокоррекционные упражнений для использование в сфере образований, Тараз,2007-256с

20. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование . – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

21. Джойс Лишман. Общение в социальной работе.

22. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапи и. – СПб: Питер, 2001.

23. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс . СПб: Речь, 2001.

24. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Глава 1.– СПб:»Питер», 2000.

25. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии . - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

26. Черников А.В. Семейная психотерапия: информация для пользователя//Журнал практического психолога, №1-2, 2001.

27. Черников А. Семейная системная терапия: интегративная модель диагностики . – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

28. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений : Курс лекций. – М.: Апрель, ЭКСМО-Персс, 2000.

 29. Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере»: Семейная терапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

30. Николс М., Шварц Р. Концепции и методы /Пер.с англ. О.очкур, А.Шишко. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

31. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении). – СПб: Речь, 2000.

32. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

33. Винникот Д.В. Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

34. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта . М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

35. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей . Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

36. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

37. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

38. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С.Спиваковской – Спб, СОЮЗ, 1997.

39. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.

40. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна //Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2001.

41. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

42. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

 43. Руководство по предупреждению насилия над детьми. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 1997.

44. Сатир В. Психотерапия семьи . – СПб: «Речь», 2001.

45. Шефер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия. – СПб: Питер, 2000.

46. Эйдемиллер Э.Г. Об этапах и механизмах патологизирующего семейного наследования // Психологическая газета №10 (36)1998.

47. Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии// Журнал практического психолога, №1-2, 2001.

48. Родители и дети. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2003.

49. Семейная психотерапия . Хрестоматия. Сост. Эйдемиллер Э.Г. – СПб: Питера, 2000.

50. Варга А.Я. Психолог в обществе и профессиональное сообщество//Журнал практичсекого психолога. № 9, 1999.

51. Эйдемиллер Э.Г., Шапиро А.З. Психология и психотерапия семьи в России: проблемы и перспективы//Журнал практического психолога. № 3-4, 2000.

 

 

 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ     Евразийский Институт практической психологии и психотерапии (ЕИППП) - одна из ведущих организаций в Республике Казахстан, отвечающих за образовательные специализированные программы по практической психологии и психотерапии. Основными задачами деятельности Института являются: подготовка специалистов, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, научно-исследовательская работа.  Директор Евразийского Института практической психологии и психотерапии –Коляева Марина Владимировна.
  Сотрудники ЕИППП – кандидаты психологических, медицинских, педагогических наук, сертифицированные гештальт-терапевты, арт-терапевты, психодраматисты, психоаналитики и мн.др. Все сотрудники (преподаватели, психологи, психотерапевты, врачи и супервизоры) являются членами или кандидатами в члены Национальной Ассоциации психологов Казахстана, Профессиональной психотерапевтической лиги. Они закончили свои специализации в соответствии с международными стандартами.  Все более расширяется спектр консультативных и психотерапевтических услуг для индивидуальных лиц и организаций.

 В настоящее время при ЕИППП существует два тренинговых центра Психологический Центр «Школа роста и развития личности ребенка» и «Школа Родителей» и практическая лаборатория «Психология семьи ».

 

Приоритетные направления деятельности:

1. Работа по повышению уровня квалификации и психологической культуры

психологов, психотерапевтов, педагогов.

· Конференции по практической психологии и психотерапии

· Фестивали, психологические интенсивы, декадники

· Специализированные семинары-тренинги:

Ø Детская психодиагностика и психокоррекция

Ø Арт-терапия

Ø Гештальт-терапия

Ø Нейро-лингвистическое программирование /НЛП/

Ø Психодрама

Ø  Телесно-ориентированная психотерапия

Ø Эриксоновский гипноз

Ø Позитивная психотерапия

Ø Психотерапия кризисных состояний

Ø Семейная системная психотерапия

Ø Символдрама

Ø Телесно-ориентированная психотерапия

Ø Психотерапия семейных кризисов

Ø Психотерапия личностных и возрастных кризисов

Ø Психотерапия горя /утраты близкого человека/

Ø Психотерапия посттравматического стрессового расстройства

Ø Психотерапия физического и сексуального насилия

Ø Футуропрактика /работа с будущим/

Ø Когнитивная психотерапия

Ø  Танцевально-двигательная психотерапия

Ø Бизнес-консультирование

Ø Коучинг и мн.др.

· Тренинги личностного роста

 

 2. Сотрудничество с

медицинскими учреждениями

· Конференции по клинической психологии и психотерапии

· Семинары-тренинги для психотерапевтов и врачей:

Ø Эриксоновский гипноз

Ø Психотерапия зависимостей

Ø Психологическая коррекция психосоматических расстройств

Ø Клиническая психология

Ø Психологическое сопровождение тяжело больных (онко, ВИЧ/СПИД и др.)

Ø Психологические основы работы с родственниками тяжело больных

Ø Психологические основы работы с шоковыми травмами

Ø Психологическая подготовка к родам и мн.др.

3. Сотрудничество с образовательными учреждениями

·  Конференции по педагогической психологии

· Семинары-тренинги для педагогов:

Ø Детская и возрастная психология и психотерапия

Ø Арт-терапия в образовании

Ø Методы развития познавательных способностей школьников

Ø Детская психодиагностика и психотерапия

Ø Психодиагностика и психокоррекция детско-родительских отношений

Ø Психокоррекция агрессивного и девиантного поведения детей и мн.др.

Ø Технологии работы психолога в образовании

Ø Основные направления деятельности школьного психолога и мн.др.

·  Тренинги для школьников и студентов

Ø Профессиональное самоопределение

Ø Психологическая подготовка к ЕНТ

Ø Тренинги постановки и достижения целей

Ø Командообразование

Ø Основы конфликтологии

Ø Школа лидерства и мн.др.

 

 

4. Работа с организациями

·   Семинары-тренинги для руководителей и сотрудников:

Ø Сближение личных целей с целями развития организации

Ø Командообразование

Ø Разработка кадровой политики

Ø Психологическая аттестация сотрудников

Ø Профессиональный подбор кадров

Ø Тренинг достижения целей

Ø Тренинг делового общения

Ø  НЛП-мастер, НЛП-практик

Ø Конфликты, кризисы в организации и пути их решения

Ø Стрессменеджмент

Ø Разработка эффективной кадровой политики

Ø Сближение целей сотрудников и целей организации

Ø Формирование корпоративной культуры

Ø Конфликты

Ø Тренинги эффективных продаж и мн.др.

5. Школа развития личности

·  Школа развития личности ребенка /от 3х-18лет/

Ø Развитие познавательных способностей детей

Ø Коррекция личностных особенностей

Ø Психологическая диагностика и коррекция детско-родительских отношений

Ø Психотерапия межличностных отношений

Ø Психотерапия невротических состояний и мн.др.

· Школа родителей

Ø Психологическая диагностика и коррекция родительско-детских отношений

Ø Психотерапия межличностных отношений

Ø Развитие родительских способностей

Ø Развитие супружеских способностей

 

 Наш адрес: Республика Казахстан, г.Шымкент, ул.Г.Иляева 25/24, ул.Желтоксан 14/31

 Тел/факс: +7 (7252) 210658, +7 701 372 10 96

 e-mail: eippp@mail.ru, marina_eippp@mail.ru

Авторы

Коляева Марина Владимировна – директор Евразийского Института практической психологии и психотерапии, семейный психолог, генеральный директор ЮКФ ОО «Казахской Ассоциации психологов», специалист в области арт-терапии, семейной системной психотерапии, гештальт-консультирования, психолог лаборатории «Психология семьи», автор и ведущая тематических семинаров в области психотерапии кризисных состояний. Тренер Казахской Ассоциации психологов, автор и тренер тематических занятий «Школы развития личности ребенка», «Школы родителей», программы «Психотерапия кризисных состояний».

Бизакова Фатима Абдиевна – ТарМПИ, старший преподаватель кафедры «Теоретическая и прикладная психология», директор Таразского филиала РОО «Казахская Ассоциация Психологов», специалист в области семейной системной психотерапии, НЛП.

Канищева Галина Николаевна – координатор «Школы развития личности», педагог-психолог, специалист в области детской психологии и психотерапии, автор и тренер тематических занятий «Школы развития личности ребенка», «Школы родителей», тренер Евразийского Института практической психологии и психотерапии.

Куликова Людмила Генриховна - тренер Евразийского Института практической психологии и психотерапии, тренер Казахской Ассоциации психологов, специалист в области семейной психотерапии, детской психодиагностики и психокоррекции, тренер тематических тренингов по «Психотерапии возрастных кризисов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.