Пять стилей поведения в конфликте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конкуренция предполагает убежденность и отсутствие взаимодействия, когда человек преследует собственные интересы за счет других. Это стиль, ориентированный на область, при котором человек пользуется любой имеющейся в его распоряжении властью, чтобы отстоять свою позицию - свое умение спорить свой ранг, экономические санкции. Конкуренция может означать "отстаивание своих прав", защиту позиции, в правильности которой Вы убеждены, или просто стремление к победе.

Приспособление предполагает неубежденность и взаимодействие - это противоположность конкуренции. Приспособление означает пренебрежение собственными интересами ради удовлетворения интересов другого лица; в этом стиле присутствует элемент самопожертвования. Приспособление может принимать формы щедрости или милосердия, послушного исполнения приказа другого лица, даже когда лучше было бы этого не делать или сдачи своих позиций 3 уступку другому лицу.

Избег ание предполагает неубежденность и отсутствие взаимодействия-когда человек не стремится к немедленному удовлетворению своих или чьих-либо интересов. Подобные люди не идут на конфликт. Избегание для них может выражаться в дипломатическом отходе в сторону, s откладывании вопроса до лучших времен или просто в уходе от угрожающей ситуации.

Сотрудничество предполагает и убежденность, и взаимодействие - это противоположность избегания. Сотрудничество включает в себя попытку работать вместе с другим человеком для выработки такого решения, которое удовлетворило бы обе стороны. Оно означает глубокое проникновение в суть вопроса для выявления интересов обеих сторон и поиск альтернативного решения, которое удовлетворяло бы эти интересы. Взаимодействие двух людей может выражаться в глубоком изучении корней разногласий, в поиске таких приемлемых условий, отсутствие которых могло бы иначе привести к конкуренции или конфронтации, в также в попытке найти творческое решение проблемы межличностных отношений.

Компромисс это среднее между убежденностью и взаимодействием. Целью здесь является поиск целесообразного взаимоприемлемого решения, которое частично удовлетворяло бы обе стороны. Это среднее между конкуренцией и приспособлением. Компромисс предлагает больше, чем конкуренция, но меньше, чем приспособление. Он подходит к проблеме более прямо, чем избегание, но не занимается столь глубоким ее изучением, как сотрудничество. Компромисс может означать уход от разногласий, обмен уступками или поиск быстрой срединной позиции.

 

Бланк ответов

 

           
1.       А Б
2.   Б А    
3. А       Б
4.     А   Б
5.   А   Б  
6. Б     А  
7.     Б А  
8. А Б      
9. Б     А  
10. А   Б    
11.   А     Б
12.     Б А  
13. Б   А    
14. Б А      
15.       Б А
16. Б       А
17. А     Б  
18.     Б   А
19.   А   Б  
20.   А Б    
21.   Б     А
22. Б   А    
23.   А   Б  
24.     Б   А
25. А       Б
26.   Б А    
27.       А Б
28. А Б      
29.     А Б  
30.   Б     А

 

Общее количество пунктов, отмеченных в каждой колонке:

 

                 
Конкуренция   Сотрудничество   Компромисс   Избегание   Приспособление

 

 



Приложение II . Техники семейной терапии

II .1. Социометрическая техника «Семейная скульптура»

Цель: изменение структуры и функционирования семьи.

Процедура проведения. Для проведения данной техники необходимо соблюдение следующих условий:

- присутствие членов семьи, минимальное количество – 3 – 4 человека;

- легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

- наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на приеме членов семьи;

- достаточное просторное помещение, позволяющее клиенту создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения.

1. Создание скульптуры, отражающей особенности реальной ситуации в семейной системе.

2. Этап обсуждения скульптуры.

3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления клиента об идеальной семье.

Один участник (доброволец) создает семейную композицию. Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент вза­имоотношений в семье. Получается застывшая скуль­птура или «живая картина». Например, можно изоб­разить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «ху­дожник» рассказывает о том, кто изображен на кар­тине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каж­дый участник из композиции делится своими чувства­ми: насколько комфортно в данной позиции, не слиш­ком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поме­нять свое местоположение и позу, и, возможно, полу­чится новая картина.

II . 2. «Упражнение «Кино»

 

Инструкция: «Представь, что о тебе, когда тебе стало 30 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом тебе удалось его по­смотреть. Расскажи, как ты - главный герой филь­ма - выглядишь, чем занимаешься, с кем живешь и т. п. Нарисуй кад­ры из фильма».

Обсуждение. Доволен ли ты этим фильмом? Что тебе там понравилось больше всего? Есть ли там что-то, что тебе не понравилось? Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Что тебе нужно для этого сделать?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.