Конкуренция предполагает убежденность и отсутствие взаимодействия, когда человек преследует собственные интересы за счет других. Это стиль, ориентированный на область, при котором человек пользуется любой имеющейся в его распоряжении властью, чтобы отстоять свою позицию - свое умение спорить свой ранг, экономические санкции. Конкуренция может означать "отстаивание своих прав", защиту позиции, в правильности которой Вы убеждены, или просто стремление к победе.
Приспособление предполагает неубежденность и взаимодействие - это противоположность конкуренции. Приспособление означает пренебрежение собственными интересами ради удовлетворения интересов другого лица; в этом стиле присутствует элемент самопожертвования. Приспособление может принимать формы щедрости или милосердия, послушного исполнения приказа другого лица, даже когда лучше было бы этого не делать или сдачи своих позиций 3 уступку другому лицу.
Избег ание предполагает неубежденность и отсутствие взаимодействия-когда человек не стремится к немедленному удовлетворению своих или чьих-либо интересов. Подобные люди не идут на конфликт. Избегание для них может выражаться в дипломатическом отходе в сторону, s откладывании вопроса до лучших времен или просто в уходе от угрожающей ситуации.
Сотрудничество предполагает и убежденность, и взаимодействие - это противоположность избегания. Сотрудничество включает в себя попытку работать вместе с другим человеком для выработки такого решения, которое удовлетворило бы обе стороны. Оно означает глубокое проникновение в суть вопроса для выявления интересов обеих сторон и поиск альтернативного решения, которое удовлетворяло бы эти интересы. Взаимодействие двух людей может выражаться в глубоком изучении корней разногласий, в поиске таких приемлемых условий, отсутствие которых могло бы иначе привести к конкуренции или конфронтации, в также в попытке найти творческое решение проблемы межличностных отношений.
Компромисс это среднее между убежденностью и взаимодействием. Целью здесь является поиск целесообразного взаимоприемлемого решения, которое частично удовлетворяло бы обе стороны. Это среднее между конкуренцией и приспособлением. Компромисс предлагает больше, чем конкуренция, но меньше, чем приспособление. Он подходит к проблеме более прямо, чем избегание, но не занимается столь глубоким ее изучением, как сотрудничество. Компромисс может означать уход от разногласий, обмен уступками или поиск быстрой срединной позиции.
Бланк ответов
1. | А | Б | |||
2. | Б | А | |||
3. | А | Б | |||
4. | А | Б | |||
5. | А | Б | |||
6. | Б | А | |||
7. | Б | А | |||
8. | А | Б | |||
9. | Б | А | |||
10. | А | Б | |||
11. | А | Б | |||
12. | Б | А | |||
13. | Б | А | |||
14. | Б | А | |||
15. | Б | А | |||
16. | Б | А | |||
17. | А | Б | |||
18. | Б | А | |||
19. | А | Б | |||
20. | А | Б | |||
21. | Б | А | |||
22. | Б | А | |||
23. | А | Б | |||
24. | Б | А | |||
25. | А | Б | |||
26. | Б | А | |||
27. | А | Б | |||
28. | А | Б | |||
29. | А | Б | |||
30. | Б | А |
Общее количество пунктов, отмеченных в каждой колонке:
Конкуренция | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
Приложение II . Техники семейной терапии
II .1. Социометрическая техника «Семейная скульптура»
Цель: изменение структуры и функционирования семьи.
Процедура проведения. Для проведения данной техники необходимо соблюдение следующих условий:
- присутствие членов семьи, минимальное количество – 3 – 4 человека;
- легко передвигающаяся мебель (например, стулья);
- наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на приеме членов семьи;
- достаточное просторное помещение, позволяющее клиенту создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.
Этапы проведения.
1. Создание скульптуры, отражающей особенности реальной ситуации в семейной системе.
2. Этап обсуждения скульптуры.
3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления клиента об идеальной семье.
Один участник (доброволец) создает семейную композицию. Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник из композиции делится своими чувствами: насколько комфортно в данной позиции, не слишком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поменять свое местоположение и позу, и, возможно, получится новая картина.
II . 2. «Упражнение «Кино»
Инструкция: «Представь, что о тебе, когда тебе стало 30 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом тебе удалось его посмотреть. Расскажи, как ты - главный герой фильма - выглядишь, чем занимаешься, с кем живешь и т. п. Нарисуй кадры из фильма».
Обсуждение. Доволен ли ты этим фильмом? Что тебе там понравилось больше всего? Есть ли там что-то, что тебе не понравилось? Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Что тебе нужно для этого сделать?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.