Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если начальный и средний этапы семейной психотерапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.
В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у членов семьи усиление тревоги, поскольку ими еще не были освоены новые способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том, что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной психотерапии членам семьи постепенно удается прийти к осознанию своих ресурсов, позволяющих решать как индивидуальные, так и общие задачи. Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завершения сессий.
Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение времени, когда она проходит психотерапию. Первые три или четыре сессии члены семьи с большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем сопротивление психологической работе становится значительно меньше. Члены семьи быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии. Это справедливо для всей последующей работы. По мере расширения границ семейной системы и осознания ее членами своих ресурсов участники сессий перестают считать психотерапию своим единственным спасением. Такой вывод является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи переходят от реактивной позиции к проактивной.
Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии, когда члены семьи считают себя неспособными самостоятельно решить свои проблемы и поэтому нуждающимися в помощи со стороны. Постепенно их действия и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тревоги и страха. Они начинают ощущать в себе способность самостоятельно контролировать ситуацию и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других. Это свидетельствует о готовности семьи к завершению психотерапии. Предвидя ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.
Психологу необходимо помнить, что одной из главных задач семейной психотерапии является освоение членами семьи эффективных способов самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им избавиться от абсолютно всех проблем и избежать возникновения новых. Задача состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть семейные ресурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы самостоятельно [17]. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собственной жизни.
Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи возможность обменятся опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.
На завершающей сессии необходимо также уделить внимание укреплению личной идентичности членов семьи. В случае появления в семье новых проблем, с которыми они не могут справиться, психолог предоставляет возможность еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвести себе роль консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится впечатление, что очередное обращение к специалисту воспринимается как свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий, вновь обратиться к нему. Психолог должен дать понять, что такое обращение будет расценено им вполне нормально.
Завершающая сессия является и для психолога, и для семьи очень существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе работы. Существуют определенные случаи, когда психолог решает не проводить заключительную сессию. Однако даже если семья преждевременно завершает психотерапию, Фримен обычно приглашает членов семьи прийти на последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты [16]. Кроме того, это позволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тогда, когда семья занимается с психологов в течение нескольких лет или, напротив, когда она посетила специалиста всего два или три раза. Начиная работу, целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она завершится, необходимо встретиться с психологом для объяснения причин, побудивших их завершить процесс семейной психотерапии.
Техники семейной терапии
Техника семейной терапии – комплекс приемов и предписании, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее функционирования [3].
Можно выделить следующие группы техник (см.Приложение II)[3, 17]:
1. Социометрические техники.
2.Структурные вмешательства.
3. Поведенческие техники.
4. Техники, основанные на использовании воображения (арттехники, ассоциа тивные эксперименты, психодраматические техники и др.).
5. Парадоксальные техники.
6. Техники организации беседы в семейной терапии.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.