Используемые на среднем этапе работы с семьей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Использование определенных принципов позволяет спе­циалисту успешней решать задачи среднего этапа работы с семьей [16]. Хотя эти принципы следует учитывать с само­го начала психологической работы, их роль заметно повышается на сред­ней стадии, когда семье необходимо получить доступ к новым ресурсам.

1.Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные. Наибольшее значение члены семьи склонны придавать содержанию психокоррекционной работы. Они считают, что содержание их высказываний, все то, что они рассказывают о своих интересах и проблемах, — это самое главное. Поэтому особое внимание они обращают на реакции и оценки психоте­рапевта.

Однако специалисту не следует придавать содержанию высказываний членов семьи слишком большое значение. Он должен воспринимать его лишь как иллюстрацию семейных отношений. Содержание высказываний — лишь свидетель­ство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения. Учитывая его, психотерапевт может луч­ше разобраться в тех ролях, которые играют разные члены се­мьи в семейной системе.

Содержание высказываний важно, прежде всего, потому, что оно характеризует самого рассказчика; его аналитическую деятельность, однако не позволяет объективно оценить дру­гих членов семьи. В большей степени содержание высказыва­ний свидетельствует об интересах и потребностях рассказчи­ка. Психолог должен побуждать членов семьи объяснить, почему они обращают внимание на то, а не на иное об­стоятельство. Специалист, способный абстрагироваться от содержания высказываний членов семьи, будет более объек­тивен в своих оценках. Он обращает большее внимание на процесс, а не на содержание высказываний присутствующих, то есть на то, какие события происходят в семье, и определяет особенности высказываний ее членов. Это помогает ослабить переживаемое ими психическое напряжение, а также их за­щитные тенденции и болезненные реакции на высказывания друг друга.

Таким образом, психолог должен помнить о том, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно зна­ние о процессе определяет содержание дальнейшей работы. Специалист должен стараться разглядеть интересы членов семьи, скрытые за содержанием их высказываний. Это помо­жет ему избежать субъективизма, а членам семьи — лучше разобраться в сути проблем.

2. Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений. Обращающиеся за психологической помощью семьи имеют либо чрезмерно жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить взаимоотношения, психолог стремится к тому, чтобы они смогли осознать себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, по­тому психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими для получения информации извне, что позволит семье действовать более эффективно. Психолог должен помочь им ис­пользовать свои внутренние ресурсы и в тоже время задей­ствовать внешние.

3.Использование мультигенерационной концепции с целью расширения границ семьи. Этот принцип был сформулирован М. Боуэном [16]. Он связан с представлением о том, что расши­ренная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то, что она собой представляет как система с определенной предысторией и генеалогией. Данный принцип ориентирует специалиста на помощь членам семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими родствен­никами, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.

Одной из задач психотерапии является лучшее понима­ние членами семьи ее предыстории. Нередко проблемные се­мьи характеризуются очень бедными связями с другими род­ственниками. Спрашивая членов таких семей об их отноше­ниях с родными, психолог нередко обнаруживает, что они не виделись в течение многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может способствовать восстановление их связей с дру­гими родственниками. При этом следует учитывать несколь­ко моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с этими родственниками имеются определенные нерешенные пробле­мы, которые отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на взаимоотношения ее чле­нов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам раз­решения старых проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять напряженность в отношениях чле­нов нуклеарной семьи.

В последнее время повышается интерес к вопросам се­мейной истории и генеалогии, который в значительной сте­пени отражает потребность людей в установлении более ши­роких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи, и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расши­рить границы семьи.

4.Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их представление о ее проблемах. Одной из задач психолога является помощь дисфункциональной семье осознать особенности функционирования путем определения общих закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особен­ностях своего поведения могут следующие понятия:

• понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может ограничивать возможности ее членов;

• понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг друга;

• понятие семейной лояльности и то, как она может пре­пятствовать эффективному использованию членами се­мьи внешних ресурсов.

Психолог разъясняет членам семьи суть этих поня­тий, чтобы они имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как социальной системы.

На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими понятиями может быть особенно полез­ным. Поскольку в этот период поведение членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более спокойно и конструктивно.

5.Использование юмора для снятия эмоционального напряжения. Юмор — одно из наиболее эффективных средств психоте­рапевтической помощи семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной ситуации рассмеять­ся, это значит, что они уже на пути к ее разрешению. Способ­ность использовать юмор как психотерапевтическое средство является качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует с осторожностью. Если психотера­певт пользуется им достаточно свободно, это помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.

6.Использование понятия эмоциональных треугольников с целью реструктуризации семейной системы. Понятие эмоционального треугольника было введено М.Боуэном, который утверждал, что треу­гольники являются обязательным элементам любой социаль­ной системы. Когда система находится в состоянии напряже­ния, треугольники проявляются более активно. Начиная ра­ботать с семьей, психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески пытаться вклю­чить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему определенную информацию, склоняя на ту или иную сто­рону. Как было сказано в третьей главе, психотерапевт дол­жен осознавать, что сообщаемая членами семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними определенных отношений. Если психотерапевт умело пользу­ется треугольниками, он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в треугольник, специа­лист понимает, какую роль при этом играет. Когда один член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации следующим образом:

• позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем самым, становясь частью треугольника;

• задает рассказчику несколько вопросов с целью уточне­ния его собственной позиции и отношения к описывае­мым событиям;

• предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.

Во всех случаях психолог использует свое положе­ние в качестве члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать, что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить более эффективные способы взаимодействия.

 7.Использование «я-позиции» для того, чтобы помочь членам семьи лучше определить свое положение в системе их отношений. Этот принцип связан с использованием треугольников. Психолог, общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить пси­хотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддаст­ся, то станет частью треугольника и утратит возможность эф­фективного воздействия на членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник, обозначает свою «я»-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы избегать своего включения в коалиции и альян­сы, а также оценок одних членов семьи как правых или «здо­ровых», а других — как неправых или «больных». Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому восприятию друг друга и своих возможностей.

8.Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам семьи прояснить свои отношения с окружающими. Психолог может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе. Одновременно специалист не должен давать каких-либо оценок семейной ситуации и пове­дения членов семьи, поскольку это будет способствовать их пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопро­сов, показав тем самым, что не готов делать какие-либо оцен­ки и заключения. Работая с семьей, психолог стремится получить как можно больше всевозможной информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во взаимо­отношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психологу о себе различную информа­цию, члены семьи постепенно открываются для восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои соб­ственные потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением.

9. Использование понятия энергии.Использование этого понятия связано с исследованием функционирования семейной системы. Благодаря этим ис­следованиям было показано, что представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в ходе сессии не желает вступать в контакт, психолог мо­жет побуждать его к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.

Улавливая «энергию» членов семьи, психолог бо­лее успешно решает многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем самым, показывая, что молчание является своеобразной формой участия в психоте­рапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член се­мьи через некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить, он понимает, что никакого смысла молчать - больше нет. Данная закономерность хорошо прояв­ляется в любом противостоянии. Если одна сторона «склады­вает оружие», другая также часто отказывается от продолже­ния конфликта. Если психотерапевт, общаясь с членами се­мьи, не обращает внимания на их защитные тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.

Настраивание на энергию членов семьи является до­статочно простым, но эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи от­крыто выражать все эти чувства, тем самым, помогая им по-новому взглянуть на свои переживания.

10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи. Во многих случаях психолог обращает основное внимание на наименее функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы, ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный уро­вень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень других ее членов. Фримен пишет: «Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь выявить наиболее функциональ­ных членов, то есть тех, которые наиболее гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пы­таюсь изменить структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на сессиях. Их присут­ствие благотворно сказывается на менее функциональных ее членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных членов семьи не позволяет семье восполь­зоваться имеющимися в ее распоряжении внутренними ре­сурсами».

Соблюдение десяти упомянутых принципов работы по­зволяет сделать процесс работы с семьей более динамичным.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.