Использование определенных принципов позволяет специалисту успешней решать задачи среднего этапа работы с семьей [16]. Хотя эти принципы следует учитывать с самого начала психологической работы, их роль заметно повышается на средней стадии, когда семье необходимо получить доступ к новым ресурсам.
1.Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные. Наибольшее значение члены семьи склонны придавать содержанию психокоррекционной работы. Они считают, что содержание их высказываний, все то, что они рассказывают о своих интересах и проблемах, — это самое главное. Поэтому особое внимание они обращают на реакции и оценки психотерапевта.
Однако специалисту не следует придавать содержанию высказываний членов семьи слишком большое значение. Он должен воспринимать его лишь как иллюстрацию семейных отношений. Содержание высказываний — лишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения. Учитывая его, психотерапевт может лучше разобраться в тех ролях, которые играют разные члены семьи в семейной системе.
Содержание высказываний важно, прежде всего, потому, что оно характеризует самого рассказчика; его аналитическую деятельность, однако не позволяет объективно оценить других членов семьи. В большей степени содержание высказываний свидетельствует об интересах и потребностях рассказчика. Психолог должен побуждать членов семьи объяснить, почему они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Специалист, способный абстрагироваться от содержания высказываний членов семьи, будет более объективен в своих оценках. Он обращает большее внимание на процесс, а не на содержание высказываний присутствующих, то есть на то, какие события происходят в семье, и определяет особенности высказываний ее членов. Это помогает ослабить переживаемое ими психическое напряжение, а также их защитные тенденции и болезненные реакции на высказывания друг друга.
Таким образом, психолог должен помнить о том, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет содержание дальнейшей работы. Специалист должен стараться разглядеть интересы членов семьи, скрытые за содержанием их высказываний. Это поможет ему избежать субъективизма, а членам семьи — лучше разобраться в сути проблем.
2. Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений. Обращающиеся за психологической помощью семьи имеют либо чрезмерно жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить взаимоотношения, психолог стремится к тому, чтобы они смогли осознать себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, потому психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими для получения информации извне, что позволит семье действовать более эффективно. Психолог должен помочь им использовать свои внутренние ресурсы и в тоже время задействовать внешние.
3.Использование мультигенерационной концепции с целью расширения границ семьи. Этот принцип был сформулирован М. Боуэном [16]. Он связан с представлением о том, что расширенная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то, что она собой представляет как система с определенной предысторией и генеалогией. Данный принцип ориентирует специалиста на помощь членам семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими родственниками, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами.
Одной из задач психотерапии является лучшее понимание членами семьи ее предыстории. Нередко проблемные семьи характеризуются очень бедными связями с другими родственниками. Спрашивая членов таких семей об их отношениях с родными, психолог нередко обнаруживает, что они не виделись в течение многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может способствовать восстановление их связей с другими родственниками. При этом следует учитывать несколько моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с этими родственниками имеются определенные нерешенные проблемы, которые отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на взаимоотношения ее членов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам разрешения старых проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять напряженность в отношениях членов нуклеарной семьи.
В последнее время повышается интерес к вопросам семейной истории и генеалогии, который в значительной степени отражает потребность людей в установлении более широких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи, и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством «я» он обладает — такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расширить границы семьи.
4.Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их представление о ее проблемах. Одной из задач психолога является помощь дисфункциональной семье осознать особенности функционирования путем определения общих закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особенностях своего поведения могут следующие понятия:
• понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может ограничивать возможности ее членов;
• понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг друга;
• понятие семейной лояльности и то, как она может препятствовать эффективному использованию членами семьи внешних ресурсов.
Психолог разъясняет членам семьи суть этих понятий, чтобы они имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как социальной системы.
На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими понятиями может быть особенно полезным. Поскольку в этот период поведение членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более спокойно и конструктивно.
5.Использование юмора для снятия эмоционального напряжения. Юмор — одно из наиболее эффективных средств психотерапевтической помощи семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной ситуации рассмеяться, это значит, что они уже на пути к ее разрешению. Способность использовать юмор как психотерапевтическое средство является качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует с осторожностью. Если психотерапевт пользуется им достаточно свободно, это помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.
6.Использование понятия эмоциональных треугольников с целью реструктуризации семейной системы. Понятие эмоционального треугольника было введено М.Боуэном, который утверждал, что треугольники являются обязательным элементам любой социальной системы. Когда система находится в состоянии напряжения, треугольники проявляются более активно. Начиная работать с семьей, психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески пытаться включить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему определенную информацию, склоняя на ту или иную сторону. Как было сказано в третьей главе, психотерапевт должен осознавать, что сообщаемая членами семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними определенных отношений. Если психотерапевт умело пользуется треугольниками, он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в треугольник, специалист понимает, какую роль при этом играет. Когда один член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации следующим образом:
• позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем самым, становясь частью треугольника;
• задает рассказчику несколько вопросов с целью уточнения его собственной позиции и отношения к описываемым событиям;
• предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.
Во всех случаях психолог использует свое положение в качестве члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать, что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить более эффективные способы взаимодействия.
7.Использование «я-позиции» для того, чтобы помочь членам семьи лучше определить свое положение в системе их отношений. Этот принцип связан с использованием треугольников. Психолог, общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить психотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддастся, то станет частью треугольника и утратит возможность эффективного воздействия на членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник, обозначает свою «я»-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы избегать своего включения в коалиции и альянсы, а также оценок одних членов семьи как правых или «здоровых», а других — как неправых или «больных». Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому восприятию друг друга и своих возможностей.
8.Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам семьи прояснить свои отношения с окружающими. Психолог может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе. Одновременно специалист не должен давать каких-либо оценок семейной ситуации и поведения членов семьи, поскольку это будет способствовать их пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопросов, показав тем самым, что не готов делать какие-либо оценки и заключения. Работая с семьей, психолог стремится получить как можно больше всевозможной информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психологу о себе различную информацию, члены семьи постепенно открываются для восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением.
9. Использование понятия энергии.Использование этого понятия связано с исследованием функционирования семейной системы. Благодаря этим исследованиям было показано, что представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в ходе сессии не желает вступать в контакт, психолог может побуждать его к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.
Улавливая «энергию» членов семьи, психолог более успешно решает многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем самым, показывая, что молчание является своеобразной формой участия в психотерапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член семьи через некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить, он понимает, что никакого смысла молчать - больше нет. Данная закономерность хорошо проявляется в любом противостоянии. Если одна сторона «складывает оружие», другая также часто отказывается от продолжения конфликта. Если психотерапевт, общаясь с членами семьи, не обращает внимания на их защитные тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.
Настраивание на энергию членов семьи является достаточно простым, но эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи открыто выражать все эти чувства, тем самым, помогая им по-новому взглянуть на свои переживания.
10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи. Во многих случаях психолог обращает основное внимание на наименее функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы, ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный уровень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень других ее членов. Фримен пишет: «Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь выявить наиболее функциональных членов, то есть тех, которые наиболее гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пытаюсь изменить структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на сессиях. Их присутствие благотворно сказывается на менее функциональных ее членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных членов семьи не позволяет семье воспользоваться имеющимися в ее распоряжении внутренними ресурсами».
Соблюдение десяти упомянутых принципов работы позволяет сделать процесс работы с семьей более динамичным.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.