Очень важно во время проведения беседы задавать клиентам вопросы, но при постановке вопросов необходимо проявлять осторожность. Вопросы более навязчивы по своей природе, нежели отражение. Поэтому для того, чтобы клиент не замкнулся в себе или чтобы он не почувствовал себя как подсудимый на допросе, важно умет задавать вопросы.
Открытые вопросы: данные вопросы подразумевают широкий спектр ответов. Такие вопросы начинаются с таких слов как «Что?», «Могу ли?», «Не могли бы Вы?» или «Как?». Поэтому вопросы типа: «Как Вы проводите свои вечера?» или «Не могли бы Вы рассказать мне о своей семье?» являются хорошими примерами вопросов открытого типа.
Закрытые вопросы подразумевают ответ «да», «нет» или число.
Обычно ответы на такие вопросы состоят из одного слова, далее следует пауза, т.к. клиент ожидает следующего вопроса. Такие вопросы начинаются с «А Вы ...», «Вы являетесь?», «Вы делаете ...?», «Вы делали ... ?», «Сколько?». Например: «Вы рассказали своей девушке о том, что произошло?» или «Сколько у Вас сестер и братьев?». Вопросы такого типа не всегда смогут помочь клиенту. Такие вопросы больше замыкают, нежели раскрывают двери.
Открытый тип вопроса сохраняет за клиентом контроль за направлением русла беседы. Очень важно задавать как можно больше открытых вопросов и ограничить количество закрытых.
Техники активного слушания
Для выстраивания эффективной коммуникации специалисту по социальной работе необходимо владеть техниками активного слушания. К ним относятся:
· безмолвное слушание - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше;
· уточнение – обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы понять его (например, клиент говорит: «В последнее время я очень плохо себя чувствую». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, что вы имеете ввиду, что значит «я плохо себя чувствую?»).
· пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.
· дальнейшее развитие мыслей собеседника – проговаривание подтекста высказывания собеседника.
Приложение I . Социально-психологическое обследование семьи
I .1. Карта сбора анамнеза и обследования ребенка
Карта №__
Дата заполнения____________________________________________________________________
Фамилия ___________________________Имя ___________________________________
школа___________________Класс _______________ ___________________________________
д/сад ___________________________группа____________________________________________
Возраст (лет, мес.)________________________ пол м ж __________________________________
Живет с…. | ||
родители | бабушка дедушка | интернат |
Наличие братьев/сестер________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
(имя, возраст)
заполняется родителем Адрес_______________________________________________________телефон_________________ ФИО матери_________________________________________________________________________ Возраст__________________Професия_______________________ Кем работает_____________________________________________ Время начала и конца рабочего дня__________________________ ФИО отца____________________________________________________________________________ Возраст__________________Професия_______________________ Кем работает_____________________________________________ Время начала и конца рабочего дня__________________________ Какие другие члены семьи проживают вместе______________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Кем направлен_________________________________________________________________________ Причина обращения____________________________________________________________________ |
Анамнестические сведения
Вопросы о беременности, родах, послеродовом периоде
Возраст матери на момент рождения ребенка_____________ кем работала______________________
______________________________________________________________________________________
Возраст отца на момент рождения ребенка_____________ кем работал_________________________
______________________________________________________________________________________
Как проходила беременность_____________________________________________________________
Была ли беременность запланированной___________________________________________________
Были ли другие беременности____________________________________________________________
аборты_____________________________
преждевременные роды______________
Работала ли мать во время беременности_______________ до какого месяца____________________
Были ли осложнения или заболевания во время беременности______какие______________________
______________________________________________________________________________________
Были ли психические нагрузки, стрессы во время беременности_______________________________
Есть ли непереносимость группы крови родителей__________________________________________
Роды более чем за 10 дней или через 10 дней относительно срока______________________________
Как прошли роды (длительные роды, ягодичное предлежание, щипцы, вакуум и др.) _____________
______________________________________________________________________________________
Присутствовал ли отец при родах_________________________________________________________
Сколько времени продолжалось грудное вскармливание_____________________________________
Были ли заболевания на первом году жизни____ какие_______________________________________
Было ли пребывание в больнице____________когда и где____________________________________
Были ли нарушения питания и пищевареия на 1-м году жизни________________________________
Сколько времени мать находилась в отпуске по уходу за ребенком____________________________
Как мать себя чувствовала после рождения ребенка, не болела ли_____________________________
Когда произошло первое расставание с ребенком на срок более одной недели___________________
Кто помогал матери на первом году жизни ребенка__________________________________________
Участие отца на первом году жизни ребенка_______________________________________________
Врем начала______________________и окончания________________________приучения к горшку
Какие были при рождении: вес___________рост___________
Когда начал сидеть________________ходить__________________говорить_____________________
Пеленание
Кормление
Когда появились первые признаки упрямства_______________________________________________
До какого времени спал в комнате родителей_______________________________________________
Перенесенные заболевания (во сколько лет):
корь______агина_____ложный круп___________осложнения от прививок_____________________
свинка_______коклюш_______судороги___________переломы костей_______астма_____________
аллергия_________скарлатина______бронхиты_____________травмы головы___________________
другие заболевания_____________________________________________________________________
Жилищные условия:
Сколько комнат в вашей квартире________________________________________________________
Есть ли у ребенка отдельная комната_____________________________________________________
Кто еще спит с ним вместе в комнате_____________________________________________________
Сколько человек проживает в вашей квартире______________________________________________
Какие отношения между братьями и сестрами______________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Посещал ли ребенок д/сад______________когда ребенок пошел в д/сад_________________________
Были ли проблемы, связанные с посещением д/сада_______________какие______________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Были ли жалобы на ребенка______________________________________________________________
Расставания ребенка с родителями (на отдых, из-за болезни, у родственников и др.):
В возрасте______На какое время? Где был ребенок? В связи с чем? Были ли страхи оставаться?
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Были ли конфликты в семье на первом году жизни ребенка___________________________________
Если «да», то какие (ссоры, скандалы, развод и т.п.)_________________________________________
______________________________________________________________________________________
Были ли конфликты в семье на втором году жизни ребенка___________________________________
______________________________________________________________________________________
Были ли конфликты в семье на третьем году жизни ребенка__________________________________
______________________________________________________________________________________
Были ли конфликты в семье на четвертом году жизни ребенка________________________________
______________________________________________________________________________________
Были ли конфликты в семье до поступления ребенка в школу_______________________________
______________________________________________________________________________________
Были ли конфликты в семье в младшем школьном возрасте ребенка__________________________
______________________________________________________________________________________
Есть ли конфликты в семье сейчас______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какое участие принимает отец в уходе и воспитании ребенка_________________________________
______________________________________________________________________________________
Берете ли вы еще ребенка время от времени к себе в свою постель_____________________________
Воспитывался ли ребенок у бабушки, дедушки, тети_________________________________________
Был ли ребенок свидетелем смерти или тяжелой болезни_____________________________________
Был ли ребенок свидетелем тяжелой аварии на дороге_______________________________________
Были ли проблемы с поступлением в школу________________________________________________
Жалобы и наблюдаемая симптоматика:
Жалобы со стороны родителей___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы со стороны учителей____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Жалобы ребенка_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдаемая симптоматика_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности истории жизни и анамнеза_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: 2018-12-28, просмотров: 353.