Работа с семьей. Постановка целей и задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При осуществлении любой психологической работы очень важно правильно определить ее основные цели и задачи [16]. Психологическая литература последнего времени все чаще подчеркивает эту необходимость. В некоторых публикациях также описываются формы психологического контракта и те цели работы с семьей, которые могут быть предметом исходной договорен­ности члена семьи и специалиста.

При использовании психологического подхода, а также в индивидуальной психологической работе цели сформулировать не так уж сложно. Как правило, сам человек или его родственники ставят перед специалистом ту или иную задачу лечения. В то же время постановка задач затрудняется в тех случаях, когда психокоррекционная работа связана с достижением изменений на уровне той или иной социальной системы, в частности семьи. При этом общие цели, связанные с изменением всей системы отношений ее членов, должны быть соотнесены с их индивидуальными целями.

Цели работы с семьями могут относиться к четырем основным уровням. К целям первого уровня относятся инди­видуальные цели членов семьи. К целям второго уровня — то, что вся семья в целом хотела бы достичь. К целям работы третьего уровня можно отнести достижение определенных изменений в отношениях семьи с обществом. Так, например, решение проблем на уровне семейной системы в целом помо­гает ее членам лучше работать, учиться и т. д. К целям работы четвертого уровня можно отнести ожидания и потребности самого психолога. Учитывая многоуровневый характер психокоррекционной работы с семьями, нетрудно предста­вить себе, насколько сложным может быть процесс постанов­ки ее задач [14].

В интересах более четкого обозначения задач, относящих­ся к разным уровням, психолог должен достаточно убе­дительно донести до членов семьи свое желание помочь каж­дому из них по отдельности и всей семье в целом. При этом очень важно помнить о том, что семейная система служит укреплению автономности и развитию каждого ее члена и в то же время их сплочению.

Двумя основными задачами работы с семьей являются:

• помощь ее членам в достижении большей независимо­сти;

• укрепление связей между членами семьи и их сплочен­ности.

На первый взгляд, эти задачи могут показаться противо­речащими друг другу. Тем не менее, существование семьи как раз связано с возможностью тесного взаимодействия ее чле­нов при сохранении ими самостоятельности.

Многим семьям бывает очень сложно достичь подобного баланса. В них преобладает либо стремление к сплочению це­ной утраты ее членами независимости, либо тенденция к обо­соблению друг от друга, ведущая к рассогласованности инте­ресов и действий. Очень часто затруднения в достижении баланса между индивидуальной автономностью и сплоченно­стью членов семьи лежат в основе многих проблем, обнару­живаемых в процессе семейной психотерапии. Поэтому на на­чальном этапе психологической работы специалист должен помочь им сформулировать общие задачи совместной работы.

В ходе психологической работы становится очевидно, что устране­ние определенных симптомов эмоциональных или поведен­ческих нарушений представляется членам семьи основной целью работы. Это связывается с преодолением проблем, со­здаваемых в семье тем или иным ее членом.

Чрезвычайно редко приходится констатировать, что, на­чиная психокоррекционную работу с семьей, члены семьи уже осознают необходи­мость в достижении изменений на уровне семейной системы. Чаще всего они жалуются, например, на то, что «Бахытжан не­управляем» или что «отец пьет». Во всех этих случаях они связывают основные проблемы семьи с кем-либо одним и рас­сматривают в качестве основной задачи психокоррекционной работы - устра­нение имеющихся у того или другого поведенческих или эмо­циональных нарушений. В такой ситуации специалист обязан помочь им сформулировать иные задачи психологической работы, дабы расширить взгляд на проблему и убедить в необходимости достижения изменений на уровне всей семей­ной системы. Для того чтобы этого добиться, психолог должен помочь членам семьи сформировать согласованный взгляд на проблему. Это достигается предложением всем чле­нам семьи рассказать о том, в чем они видят свою главную проблему. При этом можно легко увидеть, насколько разнит­ся их восприятие ситуации. Кроме того, подобный опрос по­зволяет выявить и проблемы, которые так или иначе связаны с основной, а следовательно, расширить круг психотерапев­тических задач. Приводимые примеры показывают, каким образом это может быть достигнуто.

Члены семьи по-разному воспринимают все происходящее в их отношениях и, соответственно, по-разному видят основные задачи психотерапевтической работы. Если бы специалист пытался построить свою работу, ориентируясь лишь на восприятие ее задачи тем или иным членом семьи, это вряд ли нашло бы понимание у других членов. Определение задач психотерапии должно быть общим делом семьи и учитывать то, как их видят все ее члены. При этом психотерапевт должен соотносить общие задачи семьи с индивидуальными задачами ее членов. Другой проблемой, связанной с формулировкой задач семейной психотерапии, является определение ее краткосрочных и долгосрочных задач. Психолог должен иметь определенное представление о задачах как каждой отдельной сессии, так и всего психотерапевтического процесса. Например, одной из основных задач первой сессии является создание у членов семьи ощу­щения психологического комфорта и безопасности, когда никто из них не воспринимает себя единственно ответствен­ным лицом за все, что происходит в семье. В то же время пси­хотерапевт должен помнить, в чем заключается конечная цель психотерапии. Именно на нее он ориентируется, стремясь до­биться определенных изменений во взаимоотношениях меж­ду членами семьи. Однако если он не сможет решить перво­очередной задачи, связанной с созданием безопасной атмо­сферы, достижение главной цели психотерапевтической работы будет вряд ли возможно.

В целом, основными стратегическими задачами семейной психокоррекции и психотерапии являются следующие:

· улучшение внутрисемейных отношений;

·  ощущение членами семьи того, что их интересы и потреб­ности понимают и уважают другие;

· преодоление членами семьи позиции, связанной с при­писыванием семейных проблем кому-то одному;

· формирование более гибкого отношения к тому, кто яв­ляется лидером в той или иной ситуации;

· развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;

· развитие способности принимать существующие разли­чия в оценках и взглядах;

· совершенствование навыков индивидуального и сов­местного решения проблем;

· освобождение одного или нескольких челнов семьи от роли «козлов отпущения»;

· развитие способности к интроспекции и анализу своих потребностей и переживаний;

· укрепление независимости;

· достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости с одной стороны и достижению сплочен­ности — с другой.

Задачи семейной психотерапии определенным образом связаны со стадией работы, а также со стадией развития се­мьи как системы. Так, например, задачи работы в значитель­ной мере определяются наличием в семье детей дошкольного возраста, подростков или тех, кто уже начал самостоятель­ную жизнь. Задачи работы также зависят от того, как семья воспринимает свои основные проблемы.

Очень важно помнить, что проблемы, которые члены се­мьи воспринимают в качестве основных, являются точкой отсчета в работе специалиста. Не осознав этих про­блем, семья вряд ли вообще обратилась бы за психологической помощью. Поэтому психолог должен воспри­нимать их достаточно серьезно и уделять их обсуждению пер­вые несколько сессий. Однако способы решения этих проблем и то, на какие из них переносится основной акцент психотера­певтической работы, во многом определяет, как члены семьи будут воспринимать основные задачи психотерапии и какие ожидания относительно ее результатов у них будут формиро­ваться. Определение специалистом основных задач психологической работы также зависит от того, какими теоретическими представлениями он при этом руководствуется. Ниже речь пойдет о той роли, которую играет теория в практике семейной пси­хотерапии.

 

Этапы работы с семьей

 

Многие считают, что процесс семейной психокоррекции и психотерапии начинается с первого интервью. В действительности он начинается при первом же контакте специалиста с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из них по рекомендации школьного психолога, врача, друзей или знакомых звонит специалисту. Обращаясь за помощью, этот член семьи, как правило, уже имеет определенное представление о том, какого рода помощь он хотел бы получить. Обычно он является одним из тех, кто берет на себя большую ответственность за решение семейных проблем.

Определение того, кого из членов семьи следует пригласить на первую сессию, имеет большое значение. Психолог определяет это на основе сведений, которые сообщает ему член семьи. В ходе первого разговора, психолог спрашивает о составе его семьи и пытается выяснить, кто из членов в наибольшей степени озабочен ее проблемами.

В целом, прежде чем назначать первую встречу и решать, стоит ли вообще начинать работу, специалист должен получить основную исходную информацию. Ниже приводит­ся список тех сведений о семье, которые психолог дол­жен получить в первую очередь:

1. Состав семьи (возраст, пол членов семьи и других лиц, живущих вместе с ними).

2. Проводилась ли раньше с членами семьи какая-либо пси­хологическая (коррекционная, консультативная) работа, какого рода и когда?

3. Кто из членов семьи наиболее обеспокоен той или иной проблемой, и на ком она больше всего отражается?

4. Кто еще втянут в эту проблему?

5. Как долго существует эта проблема?

6. Кто из членов семьи готов участвовать в психотерапии?

Эти сведения составляют минимум, необходимый специалисту для того, чтобы определить, кого приглашать на первую сессию. 

Начало работы с семьей

 Как правило, работа проводится с родителями и детьми, хотя возможны самые различные варианты. В настоящее вре­мя растет число смешанных семей, где имеются дети как от прежних браков родителей, так и от нового брака. Довольно распространены также неполные семьи. По увеличению числа разводов и изменению системы норм и ценностей психологу не следует думать, будто он может априорно знать, как организована та или иная семья. Очень важно спросить обратившегося члена семьи о структуре семьи — это позволяет понять, с кого следует начи­нать психологическую помощь.

В ходе первого разговора психолог должен помочь обратившемуся к нему члену семьи справиться с тревогой. Тревога может усиливаться, если специалист выражает несогласие с тем, как обратившиеся понимают основную проблему. Лучше всего исходить из их определе­ния проблемы, а затем попытаться несколько расширить гра­ницы ее понимания. Проблема обычно связана с дистрессом, переживаемым разными членами семьи. Даже если член семьи, обратившийся за помощью, считает, что проблема связана с каким-либо одним чле­ном семьи, он понимает, что от этого в той или иной степени страдают все без исключения.

Особенности поведения обратившихся за помощью чле­нов семьи указывают на то, как они пытаются справиться с психическим напряжением. На начальном этапе работы бывают хорошо заметны семейные альянсы, коалиции, триангуляции и попытки связать все проблемы семьи с кем-то одним из ее членов. Если обратившийся за помощью член семьи считает, что проблему следует решать каким-то опре­деленным образом, психолог должен учитывать, какую роль он играет в семье и каковы его взаимоотношения с дру­гими ее членами. Поведение членов семьи в самом начале психотерапии свидетельствует, насколько они готовы к изме­нению своих взаимоотношений.

Для несколь­ких первых сессий наиболее характерна попытка членов се­мьи связывать собственные проблемы с кем-либо одним из них [16]. Это позволяет им сфокусировать все свое внимание на какой-то конкретной проблеме и тем самым «локализовать» тревогу, а также дает возможность поддерживать баланс во взаимоотношениях. Чем сильней члены семьи обеспокоены характером своих взаимоотношений и чем больше не увере­ны в своих силах, тем труднее им будет разобраться в соб­ственных потребностях и интересах. Психотерапевт должен оценивать семейные проблемы с системных позиций и в то же время демонстрировать членам семьи свою готовность всячески поддержать их стремление к личностному росту и автономности.

Можно говорить о шести основных группах проблем, о которых заявляют психологу обратившиеся к нему члены семьи. Все они свидетельствуют об определенных нарушениях семейной системы и о том, как семье удается поддерживать свой гомеостаз.

1. Личные проблемы: взрослый член семьи может быть обеспокоен своим состоянием, то есть наличием у него тревоги, депрессии, ощущения собственной неполноценности и т. д.

2. Проблемы во взаимоотношениях родителя и ребенка: родитель недоволен своими взаимоотношениями с ребенком (или несколькими детьми). 

3.  Проблемы, связанные непосредственно с самим ребенком: у него могут быть сложности в общении со сверстниками, плохая успеваемость и т. д.

4. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов: сиблинги постоянно конфликтуют, и родители никак не могут на них повлиять.  

5. Проблемы во взаимоотношениях членов расширенной семьи: один из членов расширенной семьи чем-либо бо­лен или создает трудности для нуклеарной семьи.

6. Проблемы во взаимоотношениях мужа и жены.

Характер проблем определяет, кого следует приглашать на первое интервью. Если обратившийся за помощью считает, что основная проблема связана с ним и высказывает пожелание работать индивидуально, психолог может воздер­жаться от приглашения всей семьи на первые несколько сес­сий. Тем не менее, происходящие в ходе психотерапевтичес­кой работы изменения поведения этого члена семьи иногда могут вызывать негативные реакции со стороны его близких. В этом случае возникает необходимость их участия в даль­нейшей психологической работе. Если проблемы связаны с взаимоотношениями ребенка и родителя, необходимо пригласить на первое интервью обоих родителей. В дальней­шем психологу потребуется присутствие ребенка. Если у ребенка возникают проблемы в школе или во взаимоотно­шениях со сверстниками, присутствие родителей на первых сессиях, а несколько позднее и других членов семьи будет необходимо. Практически всегда эмоциональные и поведен­ческие нарушения у ребенка так или иначе отражаются на его взаимоотношениях с близкими. Если проблема затраги­вает прежде всего взаимоотношения сиблингов, уже на на­чальном этапе психотерапии требуется обеспечить участие всех членов семьи. Очень часто конфликт между сиблингами определенным образом связан с родительскими взаимо­отношениями.

Когда проблема касается кого-либо из членов расширен­ной семьи, целесообразно пригласить также и ее членов. Как правило, такого рода проблемы, обусловленные, в частности, плохим здоровьем пожилых членов расширенной семьи или их чрезмерным вмешательством в жизнь нуклеарной семьи, так или иначе, отражаются на представителях всех трех поко­лений. Участвуя в психотерапевтическом процессе, предста­вители старшего поколения выступают в качестве важного ресурса нуклеарной семьи и помогают ее членам разделить бремя ответственности.

Если родители стремятся улучшить свои отношения, уча­стие детей в психотерапевтическом процессе может не потре­боваться. Достижение ими цели благотворно скажется на других членах семьи, и улучшение семейной атмосферы бу­дет способствовать положительным изменениям в поведении ребенка (тем не менее, Фримен полагает, что на начальном этапе рабо­ты психотерапевту следует хотя бы раз встретиться со всей семьей для того, чтобы получить более полное представление о взаимоотношениях ее членов)[16].

Такой подход может смутить членов семьи, привыкших, что психолог работает со всеми членами семьи. Действи­тельно, в большинстве случаев это очень важно, хотя иногда имеет смысл работать и в ином составе. С точки зрения си­стемного подхода, изменение поведения отдельных членов семьи достигается путем воздействия на всю систему. Родители же составляют наиболее важную подсистему, во многом определяющую результаты изменений в семейной системе и целом. Если они пытаются стабилизировать отношения, делая ребенка «козлом отпущения», их проблемы будут серьезно отражаться на нем. В случае, когда родители, переживая кризис в собственных взаимоотношениях, втягивают в них ребенка, у того неизбежно появляются серьезные эмоциональ­ные и поведенческие нарушения. Тогда участие детей в пси­хологическом процессе становится необходимым, при­чем важной задачей психолога будет являться обучение родителей тому, каким образом можно решать проблемы в своих взаимоотношениях, не втягивая в конфликт ребенка. Если специалист их этому обучит, поведение ребенка приобретет более стабильный характер и его участия в психологической работе не потребуется.

Хотелось бы подчеркнуть, что не существует каких-либо жестких правил, позволяющих определить, каких членов се­мьи стоит включать в психологический процесс по укреплению семьи. Неко­торые специалисты считают, что лучше всего работать со всей семьей; другие полагают, что дело не в том, с кем работать, а в том, какие подходы и стратегии при­меняются. Один из принципов системного подхода гласит: чтобы добиться изменения всей системы в целом, необходи­мо воздействовать на ее наиболее важные подсистемы [17].

Проведение первого интервью

Первая сессия во многом определяет дальнейший ход психологической работы. Обычно именно на первом интервью члены семьи решают, будут ли они продолжать психологической работу. Как сказано выше, психолог определяет со­став участников первой сессии уже в ходе предварительного разговора. В ходе первой встречи очень важно правильно оценить реакции ее участников. Зачастую в начале работы большинство членов семьи не считают, что обозна­ченная ими проблема имеет отношение ко всей семье в целом. Они приходят на сессию, испытывая значительное психиче­ское напряжение, как правило, не зная, зачем их пригласили, в особенности, если полагают, что проблема связана с каким-то одним членом семьи.

Готовность семьи продолжить совместную работу в не­малой степени определяется тем, насколько психологу удалось успокоить членов семьи и помочь им справиться с чувствами тревоги и страха.

Первая сессия обычно включает четыре основные стадии:

• «разогрев» и создание психологически комфортной атмосферы;

• определение ведущих проблем семьи;

• изменение взглядов членов семьи на ведущие проблемы;

• формирование у них установки на продолжение совмест­ной работы.

Иногда эти стадии накладываются друг на друга; кроме того, разные члены семьи могут проходить их с разной скоро­стью. Например, нередко один из членов семьи находится на стадии определения ее ведущих проблем, в то время как дру­гие уже смогли изменить свою оценку этих проблем.

Стадия «разогрева» обычно занимает первые 5-10 минут сессии. В это время члены семьи определяются с тем, насколь­ко комфортна окружающая их обстановка. При этом стано­вятся хорошо видны семейные коалиции. Члены семьи могут быть скованны и немногословны или, наоборот, чрезмерно разговорчивы, — в зависимости от того, насколько им удает­ся справиться с состоянием тревоги. Вопросы психологичес­кой безопасности и доверия к психотерапевту являются на этой стадии наиболее важными [16].

Основная задача специалиста в первые 5-10 минут сессии заключается в том, чтобы убедить членов семьи, что его кабинет — это психологически без­опасное и надежное место. Вряд ли можно ожидать от них достаточной откровенности в том случае, если они будут чего-либо опасаться. Психологу имеет смысл пояснить, почему он пригласил всех членов семьи. Можно начать сес­сию с нескольких простых, четко сформулированных воп­росов, спросив, например, как бы они хотели, чтобы к ним обращались. Затем он может уточнить возраст членов семьи и то, что им рассказывали о предстоящей встрече. Задавая эти вопросы, психотерапевт преследует сразу несколько целей: дает понять, что не собирается касаться болезненных для членов семьи вопросов прежде, чем они не будут к ним гото­вы, и показывает, что видит в каждом из них личность со своими собственными особенностями. Такие вопросы по­зволяют определенным образом структурировать начальную часть интервью и создать у членов семьи чувство психоло­гического комфорта, а также ощущение возможности их уча­стия в сессии в той форме, которая для них наиболее прием­лема. Вопрос о том, что членам семьи сообщили о целях пер­вой встречи, позволяет психологу косвенно получить важную информацию об особенностях коммуникации чле­нов семьи. В то же время, если бы он пытался выяснить это, задавая прямые вопросы, то вызвал бы лишь усиление тре­воги. Члены семьи могли бы увидеть в этом попытку их в чем-то уличить и постарались бы защитить друг друга. «Ра­зогрев» является важным этапом любой последующей сес­сии. 

Первая сессия предоставляет им возможность совмест­ного обсуждения той или иной темы. Если члены семьи к этому не привыкли, психолог должен помочь им взаимо­действовать более конструктивно. То, как специалист дер­жится в течение первых 5-10 минут сессии, имеет большое значение. Будет ли психолог адресовать все свои воп­росы тому члену семьи, который ему позвонил и чувствует себя хозяином положения, или же он начнет интервью, об­ращаясь к тому, с кем члены семьи связывают свои основные проблемы? То, как психотерапевт построит эту часть сессии, определит готовность перехода семьи к следующему этапу.

Лучше всего, если при переходе ко второму этапу специалист будет контролировать ситуацию. Это, в частности, достигается тем, что он удерживает членов семьи как от кри­тики и обвинений в адрес какого-либо одного ее члена, так и от прямого общения друг с другом, а также тем, что специа­лист стремится к тому, чтобы каждый член семьи говорил за себя и старался объяснить, почему, с его точки зрения, он се­годня присутствует на сессии. Если психолог делает это достаточно успешно, члены семьи вскоре приходят к новому пониманию задач дальнейшей работы.

Это способствует переходу сессии на третью стадию, ко­торая призвана изменить взгляды семьи на основные пробле­мы. На данном этапе они начинают по-новому их осмысли­вать и формулировать. При этом специалист должен обра­щать особое внимание на следующие моменты:

• кто из членов семьи первоначально сформулировал ее ос­новные проблемы;

• как члены семьи взаимодействуют друг с другом и как они реагируют на специалиста;

• кто из них предпринимает наибольшие усилия для того, чтобы решить семейные проблемы;

• кто из них способен описать психологу наиболее ха­рактерные особенности семьи?

Начиная с первых минут сессии специалист постоян­но узнает о семье что-то новое. Именно три первые стадии интервью определяют готовность семьи продолжить работу. Это становится видно при переходе на четвертую стадию.

Семья соглашается на последующие встречи в том слу­чае, если опыт участия в первой сессии будет для ее членов положительным. Если это так, то можно считать, что психологу удалось выполнить основную задачу первой встречи. Он несет ответственность за создание психологически ком­фортной и безопасной атмосферы, в которой риск взаимных обвинений сведен к нулю. Приступая к выяснению того, в чем члены семьи видят свою основную проблему, психотерапевт одновременно пытается изменить их точку зрения и помочь осознать необходимость совместной работы с целью разреше­ния семейных проблем.

С самого начала работы психолог подчеркивает, что обвинение кого-то одного из членов семьи во всех проблемах совершенно непродуктивно. Он дает понять, что проблемы так или иначе связаны с каждым из них, а также указывает на важность тесного взаимодействия всех членов семьи, помо­гая им осознать связь нынешней ситуации с прошлыми собы­тиями. Так, например, детский опыт самих родителей во многом определяет особенности их восприятия сложившейся ситуации и особую их уязвимость относительно тех или иных моментов семейных отношений.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.