Семейные нормативные кризисы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выделяют типичные кризисы семьи, которые в психологии считаются нормативными, через которые проходят многие семьи.

Прежде всего, кризисом является сам факт вступле­ния в брак [4]. Особенно если свадьбе предшествовал букетно-конфетный период романа, во время которого люди воспринимают друг друга через розовые очки. Вступление в брак приводит к изменению образа жизни, смене социаль­ного статуса. Для женщин перемена фамилии может при­водить к «кризису идентичности», по Эриксону. Меняется характер быта, появляются новые родственники, к кото­рым нужно привыкнуть, меняются даже гастрономичес­кие пристрастия супругов.

Этот период — период адапта­ции супругов друг к другу — длится в течение первого года. И по окончании первого года совместной жизни появляет­ся кризис первого года жизни в браке. За это время супру­ги притираются друг к другу и выходят из кризиса с пони­манием ответственности друг перед другом и перед семь­ей, либо появляется желание расстаться, и брачная проба считается неудачной. Первый пик разводов — после пер­вого года совместной жизни.

Второй кризис в семье может проявиться после рож­дения первого ребенка, даже если этот ребенок является желанным. Опять меняется уклад жизни, меняется рас­пределение нагрузок в семье. Если молодая мать полнос­тью уходит в заботы о ребенке, что вполне естественно, многими мужьями это воспринимается как потеря вни­мания к ним, любимым: «Неужели этот орущий кусок мяса тебе дороже, чем я?» Некоторые мужчины ревниво относятся к заботам о ребенке, воспринимая это так, что ребенок отнял у них любовь и заботу жены.

Следующий кризис связан с появлением второго ребен­ка в семье, особенно если разница в возрасте у детей свыше 5-ти, 7-ми лет. Между детьми начинается соперничество, которое выражается в том, что дети начинают тянуть «оде­яло» родительской любви на себя. У более старших детей появляются признаки ревности, злобного отношения к ма­ленькому. Иногда это проявляется в нарочитой детскости поведения, ребенок начинает сюсюкать, имитируя себя в более младшем возрасте, чтобы к нему относились так же, как к маленькому, с повышенной заботой и вниманием. От роди­телей требуется очень большое терпение и понимание того, что происходит с ребенком на этой стадии.

Кризис в отношениях может возникнуть после того, как ребенок начинает посещать детский сад или шко­лу. К этому времени материнская стирка пеленок отхо­дит на второй план, и ребенку все чаще и чаще требуется отцовское влияние, а многие отцы оказываются к этому не готовы или отстраняются от воспитательной роли, ограничивая свою функцию только финансовым обеспече­нием семьи. В семьях возникают трения по проблемам воспитания детей, отношениям к ценностям, материаль­ным, духовным и так далее.

Следующий период представляет собой совпадение по времени двух кризисов: это подростковый кризис у детей и кризис 40-летних у их родителей. В этом воз­расте родители переоценивают свои ценности, а дети бун­туют, требуя предоставления больших полномочий, оспа­ривают родительскую власть. Наложение двух кризисов приводит к тому, что семья начинает разрываться изнут­ри, раздираемая противоречиями.

Второй пик разводов приходится именно на возраст 40-45 лет. Это как раз происходит после 10-15 лет со­вместной жизни. Это второй переломный кризисный пе­риод в жизни семьи.

Далее — критический период, связанный с профессио­нальным самоопределением подросших детей. В нынешних условиях экономического спада, возрастающей конкурен­ции, увеличения сложности получения образования мно­гие родители опасаются за будущее своих детей, вклады­вают в них большие финансовые и моральные вклады, пытаясь обеспечить их профессиональное будущее. При этом очень часто интересы детей учитываются родителя­ми очень своеобразно. И многие трения возникают имен­но на этой почве.

Следующий кризисный период в развитии семьи — это выход одного или обоих супругов на пенсию. Этот пе­риод оказывается тяжелым для людей с лидерскими на­клонностями, привыкшими проявлять себя в профессио­нальной деятельности. И если они не находят для себя адекватного замещающего занятия, то у них возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, собственной бесполезности. У некоторых мужчин этот этап сопровожда­ется таким явлением, как гонка за молодостью, когда человек пытается в новых социальных и сексуальных от­ношениях реализовать себя и доказать всем, что он «еще ого-го». Именно на этот период приходится третий пик разводов и второй пик суицидальных попыток в пожи­лом возрасте. Именно в этот период взрослые дети отде­ляются от родительской семьи, уходят жить собственной жизнью, в собственные семьи, и супруги остаются как бы глаза в глаза. Многие оказываются не готовы к такому тесному эмоциональному и физическому общению и имен­но в этот период чаще всего встречаются разводы в пожи­лом возрасте.

Но помимо нормативных кризисов семья может стал­киваться с другими явлениями, которые оказывают на нее неблагоприятное воздействие: война, экономический кризис, стихийное бедствие, внезапная болезнь кого-то из супругов, длительная разлука, смерть кого-то из членов семьи, изменение жизненного уровня семьи, обострение жилищной проблемы, особенности ведения домашнего хозяйства. Не все семьи справляются с появившимися перегрузками. И тогда крахом семьи выступает развод.

В таком случае очень сильно переживают дети.

Описывают три типа реакций детей на развод: побе­дители, проигравшие и уцелевшие [4].

Победители получают от развода родителей опреде­ленные выгоды: воскресные папы балуют их, они шанта­жируют матерей тем, что уйдут к папе жить, и развод приносит им усиление внимания со стороны близких.

Проигравшие. Это дети, которые в зависимости от об­стоятельств продолжают страдать. Отношение оставше­гося члена семьи к ребенку резко ухудшается, особенно если ребенок внешне похож на ушедшего супруга.

Уцелевшие — это те дети, которые смогли активно справиться с переживаниями, и при этом они становятся более внимательными, более чувствительными, не только к близким, но и к остальным людям. Из травматического опыта дети выносят понимание важности близких эмо­циональных отношений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.