Бланк регистрации результатов оценки КРС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фамилия, имя ребенка____________________________

Дата рождения___________Дата эксперимента________

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация Тревожность в семье Конфликт­ность в семье Чувство не­полноценно­сти в семей­ной ситуации Враждебность в семейной ситуации
         

6.2. Основы проведения социально-психологического обследования детей

При проведении обследования ребенка следует собрать информацию по следующим аспектам [1]:

- условия проживания;

-  семейные и социальные связи;

- физическое и психическое здоровье;

- особенности личности ребенка, характерологические черты;

- особенности учебной деятельности (отношение к учебе и успехи в обучении);

- особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-  уровень навыков самообслуживания.

По итогам социально-психологического обследования могут быть выделены характерологические личностные и поведенческие особенности детей.

Особенности структуры самосознания ребенка:

– представления о своих качествах, способностях и возможностях;

– уровень самооценки;

– поло-ролевая идентификация;

Особенности эмоционального развития:

– умение обозначать чувства и переживания в речи;

– способность к эмпатии;

– сформированность социальных эмоций;

– уровень тревожности;

– уровень агрессивности (вербальная и физическая агрессия);

– уровень импульсивности;

Особенности сферы общения:

– уровень коммуникативной компетентности;

– умение согласовывать свои действия с действиями членов семьи;

– наличие навыков разрешения конфликтных ситуаций;

– умение ориентироваться в семейной системе.

Потребности ребенка:

– уровень удовлетворенности базовых физиологических потребностей;

– уровень удовлетворенности социальных потребностей (в любви, дружбе, общении с людьми);

– уровень удовлетворенности потребности в самореализации (в развитии своих возможностей, способностей).

 

Методы диагностики:

1. Индивидуальная беседа (интервью) (см. Приложение I.1.):

- общая информация о ребенке;

- интересы и увлечения ребенка;

- эмоциональное состояние и потребности ребенка.

2. Анкета для родителей (см. Приложение I.2.).

3. Методика "Красивый рисунок".

4. Методика «Моторная проба Шварцландера» (уровень притязаний).

5. Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) (полоролевая идентификация).

6. Опросник Айзенка (особенности темперамента).

7. Методика «Рисунок человека».

8. Шкала определения соперничества между детьми.

9. Тест Басса-Дарки.

 

 

6.2.1. Методика «Красивый рисунок»

Эта методика направлена на выявление эмоциональных осо­бенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. На выявлении цветовых предпочтений основан, в частности, широко из­вестный цветовой тест Люшера. В отличие от него тест «Краси­вый рисунок» не требует специальных материалов. Кроме того, он больше подходит для младших школьников, так как основан на привычной и естественной для них изобразительной деятель­ности. Для выполнения теста нужен лист бумаги (который кладет­ся перед ребенком горизонтально) и достаточно полный набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с обязательной представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломасте­ров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима.                                                                

Инструкция. «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок — какой захочешь». Во время рисования сле­дует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов оценивается общая цветовая тональность рисунка. Наиболее показательны цвета, используе­мые ребенком в начале работы.

Использование преимущественно темных тонов — при­знак снижения настроения. Он может говорить о депрес­сивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное ис­пользование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).

Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яр­кость цвета, использование, по преимуществу, простого карандаша, несмотря на наличие цветных, — проявление снижения общего уровня активности. Оно часто свидетельствует об астеническом состоянии, наблюдается при общей ослабленности, истощении после пережитого стресса. Иногда обедненная цветовая гамма служит признаком снижения настроения, депрессивных тенден­ций, субдепрессии (в отличие от использования темных тонов, она не характерна для глубокой депрессии).

Использование сближенных тонов, мягких (светлых) оттенков, тонких градаций по светлоте говорит о высокой сензитивности (чувствительности) и характерно для повышенного уровня тре­вожности. Оно часто встречается у детей с недостаточной уверен­ностью в себе.

Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний, преоб­ладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния стресса, высокой эмоциональной напряженности. Как правило, подобная цветовая гамма сигнализирует о ситуативно обусловленном повышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.

 

6.2.2. Методика «Моторная проба Шварцландера»

 

Цель - определение уровня притязаний.

Инструкция

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестик в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в большую верхнюю ячейку первого прямоугольника.

После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает в большой нижней ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе.

I.

УП1

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД1

 

                     

II.

УП2

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД2

 

                     

III.

УП3

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД3

 

                     

IV.

УП4

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД4

 

 

                     

Анализ результатов

Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

Стандарты целевого отклонения: - 5 и выше - не реалистически высокий уровень притязаний

4,99-3 - высокий уровень притязаний

2,99-1 - умеренный уровень притязаний

0,99-(-1,49) - низкий уровень притязаний

(-1,50) и ниже - не реалистически низкий уровень притязаний.

Примечание

Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармонического развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может принести к отклонениям в развитии личности.

Данный тест является своего рода экспресс диагностикой уровня притязаний. Методика может быть рекомендована для широкого круга испытуемых, включая взрослых и детей, способных планировать время в секундах (до 10 сек.).

 

6.2.3. Детский опросник по личностным качествам

(Холл и Халберштат)

Цель - выявление половой идентичности у детей школьного возраста, соотношение показателей мужественности и женственности.

Инструкция

Оцените по пятибалльной шкале, насколько данный пункт описывает Вас самого.

1. Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны.

2. Я не слишком много помогаю другим людям.

3. Я сильно сопереживаю другим людям.

4. Я почти всегда добра по отношению к другим людям.

5. Я стараюсь делать все, что могу, для людей, которые мне небезразличны.

6. Я мягкий человек.

7. Я очень люблю искусство и музыку.

8. Я очень люблю маленьких детей.

     

1. Мне бывает трудно принять решение.

2. Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников.

3. Я предпочитаю делать все сам и не обращаться за помощью к взрослым или другим детям.

4. В сложных ситуациях я почти всегда стараюсь действовать.

5. Я легко сдаюсь.

6. Среди моих друзей я часто бываю лидером.

7. Я почти всегда отстаиваю то, во что я верю.

8. Я легко меняю свое мнение под влиянием других людей.

 

Первые восемь вопросов представляют собой женскую шкалу. По всем, кроме пункта 2, высокие оценки коррелируют с женственностью. Низкая оценка пункта 2 считается показателем женственности.

Вторая группа из восьми вопросов - мужская шкала. Показателем мужественности считается низкая оценка по пунктам 1, 5, 8 и высокая оценка по остальным пунктам этой части опросника.

Оценки по шкалам мужских и женских качеств коррелируют между собой. Это означает, что если оценки по женской шкале высоки, то оценки по мужской шкале не обязательно будут низкими. У детей могут быть высокие и низкие показатели по обеим шкалам или высокие по одной и низкие по другой. Андрогенным называется ребенок, имеющий высокие показатели как по шкале мужских, так и по шкале женских качеств. Вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптивной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.