Фамилия, имя ребенка____________________________
Дата рождения___________Дата эксперимента________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность в семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
6.2. Основы проведения социально-психологического обследования детей
При проведении обследования ребенка следует собрать информацию по следующим аспектам [1]:
- условия проживания;
- семейные и социальные связи;
- физическое и психическое здоровье;
- особенности личности ребенка, характерологические черты;
- особенности учебной деятельности (отношение к учебе и успехи в обучении);
- особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- уровень навыков самообслуживания.
По итогам социально-психологического обследования могут быть выделены характерологические личностные и поведенческие особенности детей.
Особенности структуры самосознания ребенка:
– представления о своих качествах, способностях и возможностях;
– уровень самооценки;
– поло-ролевая идентификация;
Особенности эмоционального развития:
– умение обозначать чувства и переживания в речи;
– способность к эмпатии;
– сформированность социальных эмоций;
– уровень тревожности;
– уровень агрессивности (вербальная и физическая агрессия);
– уровень импульсивности;
Особенности сферы общения:
– уровень коммуникативной компетентности;
– умение согласовывать свои действия с действиями членов семьи;
– наличие навыков разрешения конфликтных ситуаций;
– умение ориентироваться в семейной системе.
Потребности ребенка:
– уровень удовлетворенности базовых физиологических потребностей;
– уровень удовлетворенности социальных потребностей (в любви, дружбе, общении с людьми);
– уровень удовлетворенности потребности в самореализации (в развитии своих возможностей, способностей).
Методы диагностики:
1. Индивидуальная беседа (интервью) (см. Приложение I.1.):
- общая информация о ребенке;
- интересы и увлечения ребенка;
- эмоциональное состояние и потребности ребенка.
2. Анкета для родителей (см. Приложение I.2.).
3. Методика "Красивый рисунок".
4. Методика «Моторная проба Шварцландера» (уровень притязаний).
5. Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) (полоролевая идентификация).
6. Опросник Айзенка (особенности темперамента).
7. Методика «Рисунок человека».
8. Шкала определения соперничества между детьми.
9. Тест Басса-Дарки.
6.2.1. Методика «Красивый рисунок»
Эта методика направлена на выявление эмоциональных особенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. На выявлении цветовых предпочтений основан, в частности, широко известный цветовой тест Люшера. В отличие от него тест «Красивый рисунок» не требует специальных материалов. Кроме того, он больше подходит для младших школьников, так как основан на привычной и естественной для них изобразительной деятельности. Для выполнения теста нужен лист бумаги (который кладется перед ребенком горизонтально) и достаточно полный набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с обязательной представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломастеров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима.
Инструкция. «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок — какой захочешь». Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.
Интерпретация результатов
При интерпретации результатов оценивается общая цветовая тональность рисунка. Наиболее показательны цвета, используемые ребенком в начале работы.
Использование преимущественно темных тонов — признак снижения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).
Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, использование, по преимуществу, простого карандаша, несмотря на наличие цветных, — проявление снижения общего уровня активности. Оно часто свидетельствует об астеническом состоянии, наблюдается при общей ослабленности, истощении после пережитого стресса. Иногда обедненная цветовая гамма служит признаком снижения настроения, депрессивных тенденций, субдепрессии (в отличие от использования темных тонов, она не характерна для глубокой депрессии).
Использование сближенных тонов, мягких (светлых) оттенков, тонких градаций по светлоте говорит о высокой сензитивности (чувствительности) и характерно для повышенного уровня тревожности. Оно часто встречается у детей с недостаточной уверенностью в себе.
Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния стресса, высокой эмоциональной напряженности. Как правило, подобная цветовая гамма сигнализирует о ситуативно обусловленном повышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.
6.2.2. Методика «Моторная проба Шварцландера»
Цель - определение уровня притязаний.
Инструкция
Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестик в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в большую верхнюю ячейку первого прямоугольника.
После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает в большой нижней ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе.
I.
УП1 |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
УД1 |
| |||||||||||
II.
УП2 |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
УД2 |
| |||||||||||
III.
УП3 |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
УД3 |
| |||||||||||
IV.
УП4 |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
УД4
|
| |||||||||||
Анализ результатов
Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).
Стандарты целевого отклонения: - 5 и выше - не реалистически высокий уровень притязаний
4,99-3 - высокий уровень притязаний
2,99-1 - умеренный уровень притязаний
0,99-(-1,49) - низкий уровень притязаний
(-1,50) и ниже - не реалистически низкий уровень притязаний.
Примечание
Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармонического развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может принести к отклонениям в развитии личности.
Данный тест является своего рода экспресс диагностикой уровня притязаний. Методика может быть рекомендована для широкого круга испытуемых, включая взрослых и детей, способных планировать время в секундах (до 10 сек.).
6.2.3. Детский опросник по личностным качествам
(Холл и Халберштат)
Цель - выявление половой идентичности у детей школьного возраста, соотношение показателей мужественности и женственности.
Инструкция
Оцените по пятибалльной шкале, насколько данный пункт описывает Вас самого.
1. Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны.
2. Я не слишком много помогаю другим людям.
3. Я сильно сопереживаю другим людям.
4. Я почти всегда добра по отношению к другим людям.
5. Я стараюсь делать все, что могу, для людей, которые мне небезразличны.
6. Я мягкий человек.
7. Я очень люблю искусство и музыку.
8. Я очень люблю маленьких детей.
1. Мне бывает трудно принять решение.
2. Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников.
3. Я предпочитаю делать все сам и не обращаться за помощью к взрослым или другим детям.
4. В сложных ситуациях я почти всегда стараюсь действовать.
5. Я легко сдаюсь.
6. Среди моих друзей я часто бываю лидером.
7. Я почти всегда отстаиваю то, во что я верю.
8. Я легко меняю свое мнение под влиянием других людей.
Первые восемь вопросов представляют собой женскую шкалу. По всем, кроме пункта 2, высокие оценки коррелируют с женственностью. Низкая оценка пункта 2 считается показателем женственности.
Вторая группа из восьми вопросов - мужская шкала. Показателем мужественности считается низкая оценка по пунктам 1, 5, 8 и высокая оценка по остальным пунктам этой части опросника.
Оценки по шкалам мужских и женских качеств коррелируют между собой. Это означает, что если оценки по женской шкале высоки, то оценки по мужской шкале не обязательно будут низкими. У детей могут быть высокие и низкие показатели по обеим шкалам или высокие по одной и низкие по другой. Андрогенным называется ребенок, имеющий высокие показатели как по шкале мужских, так и по шкале женских качеств. Вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптивной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.