Психологическое просвещение членов семьи на личностно-ориентированных занятиях ШРЛР и ШРЛ включает в себя передачу психологических знаний и развивающие обучение. Явное и латентное преподавание психологии на занятиях может выполнять трансляционную, обучающую, развивающую, формирующую, коррекционную и терапевтическую функции. Оно предполагает длительное психологическое сопровождение ребенка и родителя с ориентацией на целостную личность, с акцентом на внутренний мир, развитие самосознания и формирование эффективного копинг-поведения.
Психологическое просвещение родителей предполагает передачу взрослым знаний о возрастных и других индивидуально-психологических особенностях детей и тех психологических установок, которые способствуют полноценному личностному здоровью ребенка, сохранению и укреплению его психического здоровья, а также препятствуют возникновению эмоционального перенапряжен7ия и конфликтов. Очень важно, чтобы в результате такого просвещения взрослые осознали свою ответственность за соблюдение этих условий в семье.
4.Психологическое консультирование – помощь в решении проблем, к которыми к психологу обращаются дети и взрослые.
5. Психопрофилактическая работа.
Основными принципами психопрофилактической работы мы считаем:
ü личностный подход к ребенку (независимо от его возраста, пола, социального положения, уровня интеллектуального развития, академической успеваемости и т.д.);
ü учет возрастных особенностей ребенка;
ü учет других индивидуальных особенностей, прежде всего, свойств и типа формирующейся личности;
ü знание и понимание содержания трудных с точки зрения самих детей жизненных ситуаций, которые могут провоцировать формирование патогенных состояний и вести к заострению черт личности;
ü учет характера личностного реагирования ребенка на вредности, в том числе особенностей психологических защитных механизмов и копинг-поведения.
Виды профилактики:
· Непосредственное обучение, в ходе которого дети и родители приобретают знания и навыки, способствующие предотвращению психических нарушений;
· Создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшающей возможность возникновения стрессовых ситуаций.
Более подробно содержание «Службы укрепления семьи» представлено в главе 4 данного методического пособия.
О необходимости создания службы укрепления семьи
В последнее время очень много рассматривается вопросов, касающихся правовой грамотности детей. Очень многое проводится информационно-просветительской деятельности, направленной на повышение правовой грамотности родителей. Важным и актуальным представляется работа по формированию и развитию психологической грамотности детей и родителей с целью профилактики неблагополучий в семье, выявлению проблемных особенностей и своевременной психологической помощи членам семьи.
Данные вопросы решает служба укрепления семьи, которая включает в себя три основных направления:
1. Психологическое сопровождение детей.
2. Психологическое просвещение родителей.
3. Работа по укреплению семьи.
Данные направления лежат в основе психологических центров службы поддержки семьи «Школы развития личности ребенка» и «Школы родителей», функционирующих в г.Шымкенте на базе Евразийского Института практической психологии и психотерапии.
КОНЦЕПЦИЯ СЛУЖБЫ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ
Цели и задачи
· Улучшить качество жизни детей посредством повышения качества и доступности услуг, нацеленных на оказание разносторонней поддержки ребенку и семье.
· Установить партнерские взаимоотношения с организациями и структурами гражданского общества целью информационно-просветительской работы с семьями по вопросам психологической грамотности.
· Способствовать эффективному развитию ребенка в биологической семье путем психологического сопровождения ребенка.
· Способствовать эффективному развитию ребенка в биологической семье путем психологического сопровождения на основе сотрудничества с родителями.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.