С помощью данных методов можно исследовать состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.
Для диагностики структуры семьи используют следующие методики: опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности», проективный тест «Кинетический рисунок семьи», тест «Семейная социограмма».
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»
Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави [3]. В 1986 году метод был адаптирован М.Перре [10].
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д.Х.Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра: сплоченность, адаптацию и коммуникацию.
Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решеий», «время», «друзья», «интересы и отдых» [11].
Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются параметры: «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».
В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни – показатель успешности функционирования системы.
Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участником опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психологу дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить паттерны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.
Опросник могут заполнять все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять ко всем членам семьи, способным запонить анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникаций [3].
Описание методики. Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:
почти никогда – 1,
редко – 2,
время от времени – 3,
часто – 4,
почти всегда – 5.
В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, то есть такое, каким бы хотелось его видеть.
Инструкция.
Вариант А. Опишите Вашу реальную семью. Прочтите следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.
Бланк опросника
Ф.И.О.________________________________________________________________
Возраст ___________________________________
Дата исследования__________________________
№ | Утверждение | 1 почти всегда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1 | Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2 | При решении проблем учитываются предложения детей | |||||
3 | Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4 | Дети самостоятельно выбирают форму поведения | |||||
5 | Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу | |||||
6 | Каждый член нашей семьи может быть лидером | |||||
7 | Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом | |||||
8 | В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел | |||||
9 | Мы любим проводить свободное время все вместе | |||||
10 | Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе | |||||
11 | Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу | |||||
12 | В нашей семье большинство решений принимаются родителями | |||||
13 | На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи | |||||
14 | Правила в нашей семье изменяются | |||||
15 | Нам трудно представить себе, что мы могли бы представить от одного члена семьи к другому | |||||
16 | Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17 | Мы советуемся друг с другом пи принятии решений | |||||
18 | Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19 | Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20 | Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 340.