Принципы, на которых основана работа с семьей, подробно описаны нами в «Методическом пособии для сотрудников Центра поддержки семьи» [1, 5].
Мы представим наиболее приоритетные, касающиеся работы с семьей.
· Семья – единственно возможное наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка.
· Кровная семья лучше для ребенка, чем любая другая, основная работа должна проводиться по предотвращению семейного неблагополучия.
· Уникальность каждого случая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкая форма помощи.
· Партнерство – основной принцип взаимодействия всех сторон.
· Мобильность службы – первый залог успеха в работе с семьей.
К основным этическим нормам работы психолога в «Школе развития личности» и «Школе родителей», относятся:
ü компетентность – оказание только такой помощи и использование только таких методических приемов, в которых психолог приобрел квалификацию путем обучения, тренинга или опыта. В тех областях, где признанные стандарты отсутствуют, рекомендуется использование аккуратных суждений и адекватных мер предосторожности для защиты благополучия детей и взрослых, с которыми работают психологи;
ü честность и профессиональную ответственность. В своей деятельности психолог является честным, беспристрастным и ответственным специалистом. Уважительно относится к окружающим. Стремиться вносить ясность в те социальные роли, которые исполняет, и функционирует в соответствии с этими ролями;
ü уважение человеческих прав и достоинств. Психолог уважает право индивида на личную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и автономию. Проводя диагностические и коррекционные процедуры, он получает осведомленное согласие у детей, их родителей (или взрослых, заменяющих родителей). Психолог осознает культурные, индивидуальные и ролевые различия клиентов ( в том числе возрастные, половые, этнические, религиозные, а также различия, связанные с инвалидностью и социально-экономическим статусом) и стремиться устранить в своей работе влияние предрассудков, связанных с этими факторами;
ü заботу о благополучии окружающих. Своими действиями психолог стремиться внести вклад в благополучие тех детей и взрослых, с которыми взаимодействует. Ответственно разрешает возникающие конфликты. Внимательно относится к реальным и приписываемым ему различиям в возможностях с другими людьми. Не эксплуатирует и не вводит в заблуждение других людей в течении и по окончании профессиональных отношений;
ü социальную ответственность. Свое знание психологии специалист делает публичным, для того чтобы внести вклад в благополучие людей. Он озабочен причинами человеческих страданий и работает над тем, чтобы избегать их.
По нашему мнению, учет этих принципов и этических норм не только позволяет сделать психопрофилактическую работу в «Школе развития личности ребенка» и «Школы родителей» более эффективной, но также выступает одним из важнейших психогигиенических условий, направленных на укрепление и сохранение семьи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛУЖБЫ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ
4.1. «Школа развития личности ребенка»
В 2003 г. сотрудниками ЮКФ РОО «Национальная Ассоциация психологов Казахстана» (после переименования в 2007г – ЮКФ ОО «Казахская Ассоциация психологов») была организована «Школа развития личности ребенка». Основная цель данного проекта – оказание профессиональных психологических услуг детям в возрасте до 18 лет, обеспечивающих эффективное формирование и развитие способностей и личностных особенностей ребенка в условиях его воспитания.
В 2007 году психологами Евразийского Института практической психологии и психотерапии, совместно со специалистами Казахской Ассоциации психологов был обобщен и систематизирован опыт работы «Школы развития личности ребенка», проведены исследования в области динамики семейных отношений в результате психологической и психотерапевтической работы с ребенком.
Занятия проводятся с использованием приемов: арт-терапии, нейро-лингвистического программирования, психодрамы, танцевально-двигательной психотерапии, телесно-ориентированой психотерапии, эриксоновского гипноза, гешиальт-терапии и мн.др .
4.1.1. Цели и задачи «Школы развития личности ребенка»
Цель «Школы развития личности ребенка»: всестороннее гармоничное развитие личности с учетом индивидуальных особенностей и ресурсов.
Основные задачи:
· психодиагностика и психокоррекция детско-родительских отношений
· психологическая коррекция проблемных особенностей личности (агрессивного поведения, тревожности, неуверенного поведения, страхов, тревожности и т.п.);
· формирование и развитие навыков эффективного общения;
· психотерапия возрастных кризисов;
· профилактика возрастных кризисов;
· психотерапия посттравматических стрессовых расстройств;
· психотерапия физического насилия;
· формирование навыков ораторского мастерства;
· формирование этикетного поведения;
· развитие навыков предотвращения конфликтных ситуаций;
· развитие уверенности и лидерских способностей;
· психологическая подготовка к учебе в школе;
· развитие познавательной активности и мотивации к учебной деятельности;
· развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, всех типов мышления);
· развитие специальных и творческих способностей;
· профессиональное самоопределение на основе интересов, способностей и задатков;
· формирование модели успешности с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка.
4.1.2. Направления и содержание деятельности
«Школы развития личности ребенка»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.