Возрастные психологические особенности развития ребенка в семье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение особенностей развития ребенка в семье невозможно без деления на возрастные периоды, именно поэтому, выявляя закономерности развития ребенка, многие авторы прибегают к созданию периодизаций. Одна из первых возрастных периодизаций, в которой большое место отводится детству, была создана в рамках психоанализа З. Фрейдом [7]. Фрейд основным критерием развития человека считает его сексуальность. До года эрогенной зоной, т.е. участком тела, стимуляция которого сопровождается получением приятных ощущений, является слизистая оболочка рта и губ. Отсюда название первого периода жизни младенца - оральная стадия. От года до трех эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника. Эта стадия получила название анальной. В этом возрасте ребенка учат быть опрятным, и поэтому он приобретает такие личностные особенности, как аккуратность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. Вслед за анальной стадией идет фаллистическая (от 3 до 5 лет), в которой проявляется наивысшая степень детской сексуальности.

Несколько иные критерии легли в основу периодизации другого выдающегося психолога, последователя З.Фрейда, Э. Эриксона [8]. . Развитие ребенка обусловлено уровнем культуры и экономики общества, в котором он живет. «Каждая последующая стадия и соответствующий ей кризис определенным образом соотносится с одним из базисных элементов общества по той простой причине, что цикл человеческой жизни и институты человека эволюционировали вместе»

Первый этап (от рождения до года) получил название «базисное доверие против базисного недоверия» [9]. На этом этапе чрезвычайно важной вехой является формирование позитивных отношений матери с ребенком. Если мать проявляет чуткую заботу по отношению к потребностям малыша, любовь и нежность, ребенок начинает чувствовать, что у него все в порядке, что он является самим собой и что его поведение соответствует ожиданием других людей. Младенец приобретает чувство доверия к миру, отсутствие которого влечет за собой ряд серьезных расстройств и заболеваний.

Вторая стадия, соответствующая возрастному периоду от года до трех лет, получила название «автономия против стыда», завершение которого обеспечивает проживание кризиса «Я сам».  Быстрый темп развития ребенка делает его более самостоятельным. Родители все чаще начинают прибегать к контролю, ограничениям и запретам. Постоянные одергивания создают основу для возникновения у ребенка чувства собственной ничтожности. «Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством» [9]. Ребенок может приобрести чувство сомнения и стыда и уже в этом возрасте начнет бросать вызов обществу в виде детских проклятий и грубых выражений. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы научиться уважать детскую автономию и не подавлять ее чрезмерно. Только в том случае ребенок будет идти дальше по жизни с чувством справедливости и войдет в следующий возрастной период, который называется «инициатива против чувства вины», полноправным членом общества.

Третий этап «Инициатива или чувство вины» Дети в возрасте 4-5лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаться общаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. «Трудолюбие или чувство неполноценности». В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5. Подростковый период от 11-16 лет.  Данный период сопровождается кризисом социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. Данный кризис характеризуется определенной остротой, Симптомы кризиса следующие:

    1) Наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен.

    2) Негативизм. Иногда эту фазу и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет.

    Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Выготский пишет о трех вариантах поведения [8].

    Первый вариант – негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20 % подростков.

    При втором типе ребенок – потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающее действие обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60%.

    И третья ситуация – когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20 % детей.

    В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям.

    Особое значение имеют две группы факторов, имеющих хронический характер: это неправильное воспитание и конфликтные ситуации.

    Во вторую группу включаются следующие ситуации эмансипационный конфликт, в том числе отправление свободой, конфликт на основе реакций группирования со сверстниками, насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенное нереализуемое притязание на лидерство, конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой), конфликт на почве краха завышенных притязаний, конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.

    Из приведенного перечисления видно: в значительной степени психологические конфликты подростка – это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением.

    В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

    Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и переживанием психологического кризиса.

    Особенно чувствительны к последствиям психологического кризиса следующие категории подростков: подростки, перенесшие насилие, ставшие жертвами жестокого обращения в семье в различных бытовых ситуациях, подростки, перенесшие психическую травму в связи со смертью родителей, с потерей близких, подростки оказавшиеся в ситуации развода родителей, застенчивые подростки, подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства, одаренные дети, уже имеющие высокие результаты по сравнению со своими сверстниками.

    В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванная гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм, нонконформизм.

     Многие подростки тяжело переживают стремление быть таким, как все, и одновременно не похожим ни на кого, не таким, как все.

В данный период дети осознают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становиться то, что Эриксон называет диффузией идентичности.                               

6. Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 17-19 лет и отмечают три общих способа преодоления кризисных ситуаций в этом возрасте.

    Первый – это эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря осознание смысла использования конструктивных копинг-стратегий, внутренних ресурсов.

    Второй способ – это неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточенности на собственных эмоциональных переживаниях.

    Третий – уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

    Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисных ситуаций и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к жизненным аспектам трудных ситуаций, наделять их особым смыслом.

    Специфической особенностью юношей в этом возрасте является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захваченными негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.

Успех при разрешении данного кризиса зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

 

Одним из важнейших направлений работы психолога с семьей является диагностика ее актуального состояния. Предлагаемая нами система методик позволит специалисту, работающему с семьей, сориентироваться в имеющемся многообразии диагностических средств и осуществить адекватный выбор инструмента для работы в соответствии с целью и задачами, стоящими перед ним. Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной структуры, состояния супружеской подсистемы, факторов семейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительского взаимодействия.

Э.Г.Эйдемиллером был введен термин «семейный диагноз» [10]. Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейного функционирования и планировать направления стратегии работы по укреплению семьи.

Для диагностики семейных отношений используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, социометрические методы, количественно-качественный анализ документов, тестирование [3].

Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.