А. Л. Решетов родился в Хабаровске. В год его рождения был арестован отец, известный на Дальнем Востоке журналист, а вскоре забрали и мать. Два маленьких мальчика – братья Решетовы – остались на попечении бабушки. Чтобы раньше начать зарабатывать, Алексей закончил горно-химический техникум и пошел работать на Березниковский калийный комбинат, где трудился много лет. Казалось, он мог бы уйти на творческую работу, ведь первая же книжка стихов – «Нежность» (1961 г.) – была замечена. Но Решетов продолжал совмещать труд калийщика и творчество.
Вторая поэтическая книга – «Белый лист» (1964 г.) – была прекрасно принята читателями. Молодой поэт стал известен. Однако после ортодоксально-партийной рецензии в газете «Звезда» на второе издание «Белого листа» стихи Решетова не издавали семь лет. Затем вышел сборник стихов «Рябиновый сад» в Москве, «Лирика» и «Чаша» в Перми.
С 1982 г. А. Решетов работал в Перми литературным консультантом местной организации Союза писателей.
Его сборник «Станция Жизнь» (1990 г.) был издан в Екатеринбурге, а Березники – вторая родина – поэта, финансировали издание книги стихов «Иная речь» (Пермь, 1994 г.).
В год своего 60-летия А. Решетов был удостоен звания «Почетный гражданин города Березники», здесь ныне проводятся «Решетовские чтения». В 2001 г. появилась последняя прижизненная книга поэта – «Темные цветы».
Умер А. Л. Решетов 29 сентября 2002 г. в г. Екатеринбурге.
* * *
Когда отца в тридцать седьмом
Оклеветали и забрали,
Все наши книги под окном
Свалили, место подобрали.
И рыжий дворник, подпитой,
При всех арестах понятой,
Сонеты Данте и Петрарки
Рвал на вонючие цигарки.
Осколок солнца догорал.
Из труб печных летела сажа.
И снова Пушкин умирал.
И Натали шептала: Саша…
* * *
Зеница ока, Родина моя,
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки
Я не жилец, я сгину от тоски.
Анатолий Григорьевич Гребнев (род. 1941 г.)
А. Г. Гребнев родился в селе Чистополье Кировской области в крестьянской семье. Отец погиб на фронте. Мальчик рано заинтересовался поэзией. В своем селе он был гармонистом, впитывал русский фольклор с юных лет. После школы Гребнев поступил в Пермский медицинский институт, где в местной многотиражке публиковал стихи. Своей профессии он не оставил даже тогда, когда стал членом Союза писателей, продолжал работать врачом.
Поэтические книжки Гребнева издавались в Перми (сборники «Чистополье», «Родословная», «Береза. Иволга. Звезда» и др.), в Москве («Зеленый колокол», «Задевая за листья и звезды», «Храм»), в Кирове («Колокольчика вятского эхо»).
* * *
Не ангелы в душу слетели,
Не к богу душа поднялась –
Щемящим порывом метели
Ударил свиридовский вальс!
И боль, и мольба, и рыданье,
И ропот смертельных разлук –
В какие пределы страданья
Уносит божественный звук!
И сам я не знаю,
Куда я в метельном круженье лечу –
К могилам родным припадаю,
Обнять всех живущих хочу.
Как искры, в сплошной круговерти
Проносятся мысли во мне
О собственной жизни и смерти,
О собственной горькой вине…
Михаил Рувимович Смородинов
Михаил Смородинов – талантливый пермский поэт, автор пятнадцати книг стихов и прозы, изданных в Перми и Москве. Член Союза писателей России.
Он родился в Перми в 1943 году. В 12 лет начал писать рассказы о животных, поскольку занимался в юннатском кружке при Пермском зоопарке. Чуть позже появились и первые стихи.
М. Смородинов закончил авиационный техникум имени А. Д. Швецова, много лет работал на заводе слесарем-сборщиком, производственным мастером.
Первой крупной поэтической публикацией Смородинова стала поэма «Горький мед», вышедшая в сборнике «Современники» в 1967 г. Первая книга прозы «Армия – юность моя» была издана в Перми в 1968 г., а первый поэтический сборник «Пять утра» – в 1973 г.
Тема памяти, тема войны и мира, любви к родному краю – главные темы его творчества. Многие сборники посвящены лирическим образам. В сборниках «Письма любви» (1983 г.), «На закате века» (1998 г.) он размышляет о человеческих судьбах, о красоте будней в городе, о связи человека и природы и т.д.
Пронзительные строки посвящены поэтом образу матери:
Из всех чудес в одно я верю упрямо:
В неоновой глуши, под ливнем перепляс,
На площади ночной, как в детстве крикни
– Мама! –
Сто тысяч окон распахнутся враз.
М. Смородинов относится к поколению, которому выдалась нелегкая судьба. Голодное и холодное военное детство, тяжелые послевоенные годы, учеба, работа, постижение жизни в сложнейших условиях. Но у людей того времени был высокий духовный пример – фронтовики, сохранившие силу духа в нечеловеческих испытаниях.
В любом сборнике М. Смородинова можно увидеть стихи о войне: «Фронтовик», «Баллада о братьях», «Лейтенанты запаса», «Крепость духа», «Баллада о капле крови» и др.:
... Бойницы вижу, и на башне флаг.
Ров запорошен тополиным пухом.
Лишь ослепленный злобой, может враг
С воздушным замком спутать
крепость духа.
* * *
...И я увидел под корнями трав
Бойцов лежащих – юных, бесшабашных,
Что из баталий школьных и забав
Шагнули в сорок первый, рукопашный
* * *
В бою у русского села
Свинец сразил солдата,
И кровь по насту потекла:
Земля – она поката...
М. Смородинов – поэт города, а точнее одного из его микрорайонов, старых поселков, где остро ощущается близость к природе, где испокон запахи завода и запахи елового леса пересиливали друг-друга с равной настойчивостью:
И, любя ее с прежней силой,
Начинал понимать я в тот час,
Что была она сердцу – Россией,
А окраиной просто звалась.
Тема любви к Родине звучит во многих стихотворениях М. Смородинова:
Суровая, задумчивая Родина,
Край щедрых недр и родниковых вод,
Урал...
Здесь у лесных ручьев смородина,
Моя однофамилица, цветет...
* * *
Тот, правый, камский берег – в соснах,
А левый – в трубах заводских…
...Он в сердце и в стихах всплывает,
Как память детства и любви.
В стихах о природе, поэт умеет найти неожиданное и точное сравнение, свежую метафору:
И пропитаны светом,
Светясь изнутри,
Капли падают с веток
Земляникой зари...
Образы, при всей их неожиданности, глубоко содержательны, открывают целые вереницы ассоциаций, вовлекают читателя в сопереживание.
М. Смородинову свойственно ощущение природы как одухотворенного вселенского организма:
Тучи шли – угрюмые, безмолвные,
Как перегруженные корабли
Как яркая цепь, упала молния
И расплескала небо до земли.
Отличительные свойства поэтики М. Смородинова – это высокая и искренняя гражданственность, острое чувство современности, пристальный взгляд на большие и малые явления сегодняшнего дня, яркая и гибкая метафора, склонность к афоризму, емкая, крепкая, мускулистая строка, разнообразие ритмов, свежий взгляд на привычные явления и живой эмоциональный язык.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Подготовьте выразительное чтение стихов одного из пермских поэтов.
3. Составьте резюме творчества одного из пермских поэтов.
4. Выразительно прочитайте и выявите особенности одного из
стихотворений В. И. Радкевича, А. Решетова.
5. Напишите минисочинение на тему «Пермь глазами современных
пермских поэтов».
ЛИТЕРАТУРА
1. Князева Н. А. Маленький пермяк: Учебное пособие по краеведению для 4
класса.- Пермь, 2000.
2. Поэты Перми / Авт.- сост. В. П. Говязин. Пермь, 1996.
3. Радкевич В. И. Камский мост. Пермь, 1978.
4. Решетов А. Темные светы: стихотворения. Екатеринбург, 2001;
5. Решетов А. Овен: стихотворения. Екатеринбург, 2003
6. Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению / Авт.-
сост. Д. А. Красноперов, Н. Н.Гашева.. - Пермь, 2001.
7. Смородинов М. На закате века.-Пермь, 1998.
http://biblus.ru
http://liter.perm.ru/
Проза конца XX – начала XXI вв.
Алексей Викторович Иванов
Алексей Викторович Иванов родился 23 ноября 1969 г. в г. Горьком (Нижний Новгород) в семье инженеров-кораблестроителей. В 1971 г. переехал в Пермь. В 1987 г. после окончания школы поступил в Уральский государственный университет (Свердловск) на факультет журналистики, который оставил в следующем году. В 1990 г. перепоступил в УрГУ заново — на факультет искусствоведения и культурологии, который успешно закончил в 1996 г., защитив диплом по искусствоведению.
Вернувшись в Пермь, Алексей Иванов сменил немало профессий: работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, а также гидом-проводником в турфирме, что привело его к увлечению краеведением. Особую страницу в биографии Иванова составила работа с подростками в детском клубе Закамска. До сих пор, показывая знакомым пермское издание своего путеводителя по реке Чусовой, он особо выделяет фотографии, сделанные мальчишками – его воспитанниками.
Сочинять он начал еще в школе. По словам Иванова, писал то, что сам хотел бы читать, - фантастику. Сейчас, когда писатель вышел в «большую литературу», многочисленные поклонники «Кораблей и Галактики» и «Охоты на «Большую Медведицу» не перестают тихо надеяться, что однажды Иванов снова напишет что-нибудь фантастическое.
Именно «Охота на «Большую Медведицу» стала первым его опубликованным произведением: в 1990 г. она была напечатана в журнале «Уральский следопыт». Но настоящий прорыв произошел в 2003 г., после публикации в Пермском книжном издательстве романа «Чердынь – княгиня гор». Позже это произведение под названием «Сердце Пармы» выдержало несколько столичных изданий.
Несмотря на всероссийскую популярность, Иванов живёт в скромной квартире в Пермском микрорайоне Водники. Над каждой своей книгой он работает годами, вдумчиво и профессионально, шлифует каждое слово, но не для того, чтобы читателю было легко, особенно на первых страницах. Сквозь ивановские словесные навороты не каждый продерётся. Зато тот, кто сумеет это сделать, получает в награду увлекательное, полное неожиданностей чтение.
Среди его книг нет похожих. Как будто их написали разные люди. Он пробует всяческие жанры – эпос, замешанный на мифологии, психологический роман о современности, исторический триллер… И ни одна его книга не проходит незамеченной. В 2011 г. он выпустил роман "Псоглавцы" в жанре мистического триллера. Роман был издан под псевдонимом Алексей Маврин, и только непосредственно перед выпуском следующего романа в той же стилистике - "Комьюнити" (2012) - мистификация была раскрыта. Однако, несмотря на игру в жанровую литературу, критики отмечали, что "Псоглавцы" интересны в первую очередь ярким описанием столкновения параллельных социальных миров - города и деревни.
Трижды писатель номинировался на премию «Национальный бестселлер». Алексей Иванов лауреат литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2003), а также премий «Эврика!» (2004), «Старт» (2004), премии имени П. П. Бажова (2004), «Книга года» (2006) и «Портал» (2006).
Самыми известными произведениями Алексея Иванова являются романы: «Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор» (2003), «Географ глобус пропил» (2003), «Золото бунта, или Вниз по реке теснин» (2005), документальные произведения «Хребет России» (2010), «Горнозаводская цивилизация (2013).
В 2012 года по мотивам романа А.Иванова был снят фильм «Географ глобус пропил», который получил на XXIV кинофестивале, «Кинотавр» в Сочи Гран-при и ещё несколько призов. В ролях выступили К. Хабенский, школьники пермских школ.
Константин Хабенский, народный артист России, курирует в Пермском крае школу творческого развития для школьников, студии которых располагаются на базе школ № 84, № 22 (в Перми) и в Лицее № 1 (в Лысьве). В рамках реализации проекта предусмотрено посещение театров и выставок; проведение творческих встреч с Константином Хабенским и другими актерами; взаимодействие с организаторами и участниками аналогичных проектов из других регионов (творческие показы, мастер-классы, круглые столы, совместные проекты).
«Хребет России» (метафорическое название Уральских гор) — российский телевизионный и литературный проект, посвященный природе, истории и культуре Урала и состоящий из иллюстрированной книги (автор — Алексей Иванов) и четырёхсерийного документального фильма (проект Леонида Парфёнова и Алексея Иванова). При подготовке книги А. Иванов много путешествовал по Уралу, изучая горы и реки, города и заводы, историю и мифологию. По Иванову, обнаруженные при исследовании свойства обретают статус идентити — объектов, логически отождествленных с уже знакомыми, известными. Оперируя набором идентити, Иванов раскрывает в «Хребте России» принципы организации локальной системы мира, которую он назвал Уральской Матрицей и определил как «набор оправданных опытом стратегий поведения, личного и общественного», «неписаный свод правил жизни», «набор параметров местной идентичности».
Для Алексея Иванова сам Урал воплощает постмодернистскую модель России: «„Горнозаводская цивилизация“ по отношению к крестьянской русской цивилизации всегда „постмодернистская“, — полагает автор „Хребта“. — Потому что Россия была сельской и феодальной, а Урал — заводским и капиталистическим. Вот этот старинный „постмодернизм горнозаводской цивилизации“ и есть ключ к новому прочтению Урала».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Прочитайте книгу «Географ глобус пропил», опишите маршрут похода старшеклассников и образы природы Урала.
2. Выберите фрагмент из книги «Сердце Пармы», определите местоположение событий на современной карте, выпишите старинные слова и их перевод.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванов А. Россия способ существования.- 2010.
2. Иванов А. Сердце Пармы.- 2003.
3. Иванов А. Уральская матрица.- 2004.
4. Иванов А. Географ глобус пропил.- 2007.
5. Иванов А. Земля-Сортировочная.- 1991.
6. http://ivanproduction.ru/
Заключение
Художественная культура Прикамья не ограничивается рамками данного пособия, она обширна и разнообразна. Она включает в себя не только профессиональное творчество и исполнительство, но и огромный пласт многонациональной народной культуры, художественные традиции прошлых веков.
Объектами исследований могут стать традиции музыкальной культуры Прикамья, ее истоки, деятельность композиторов и творческих коллективов. Необходимо освещение развития театральной жизни Перми и Пермского края. Следует проследить развитие пермской архитектуры в XX веке. И, конечно же, нужно уделятить пристальное внимание художественной культуре сел и городов Пермского края, питающей, подобно родникам, своеобразие культуры Прикамья.
«Страницы художественной культуры Прикамья».
С 83 Учебно-справочное пособие. Изд. 2-е, дополненное. –
Пермь, 2014. – 126 с.
Автор-составитель: преподаватель ГБОУ СПО «ПГППК»
Е. М. Калашникова
Дата: 2018-12-28, просмотров: 561.