Андрей Побережник родился в г. Соликамске. С 1970 г. живет в Перми. После окончания школы и службы в армии он учился в медицинском институте, который не закончил, так как целиком решил посвятить себя живописи. С 1989 г. Андрей Побережник профессионально занимается живописью, участвует в выставках.
«…Что было б, если б первыми в космос вышли не наши, даже не американцы, а – ацтеки? Вопрос академический, но на него имеется зримый ответ: полотно пермского художника Андрея Побережника «Дискотека космонавтов», выполненная в эстетике доколумбовой Америки. Забавно, декоративно.
Однако же в салоне «Марис», где проходила персональная выставка Побережника, считают, что этот автор (не имеющий профессионального
художественного образования, за плечами у него – только политех) имеет шанс стать со временем духовным знаменем нынешнего поколения художников. Сотрудники «Мариса», подтверждая выше сказанное, прежде всего отмечали, что Побережник – очень разный, и его работы, разделенные всего годовым промежутком, могут сильно разниться по манере. Кроме того, у него редкостное чувство цвета. Лабиринт
А главное, что он не испытал влияния именитых предшественников. Почти у каждого художника можно вычислить воздействие того или иного живописного авторитета, а Побережник совершенно вне цепи подключений к чужим потенциалам.
Первый аргумент показался странным – ведь, по сути, он означает, что у автора просто не сложилась своя манера. Колорист из Побережника, мягко говоря, не самый важный Телевизор № 2
Ночь даже по пермским меркам. А «отсутствие влияний» характерно, например, и для детского рисовального баловства. Про детскую манеру живописания мы вспомнили не зря, посетителям выставки наверняка привидятся в некоторых полотнах Побережника художественные борения десятилетних Матиссов и Тышлеров. Прогулка (автопортрет)
Однако же попытки совместного анализа репортером газеты «Новый компаньон» и арт - менеджерами отдельных картин оказались более плодотворными. Была признана несомненная декоративная ценность и уместность в офисах компьютерных фирм серии Побережника, посвященной
Ты и я Я могу взорваться полускрытые смыслы и художественной семантике электронных плат и интегральных схем. Вроде бы бездушные метало - пластико - силиконовые узоры автор превращает в микроуниверсумы, отдельные фрагменты которых озаряет розоперстая Эос, а в других царят безлунные сумерки. Какая-то частичка чипа по-весеннему зеленеет, а какая-то погрузилась в ядерную зиму…
…Для дизайнерского решения интерьеров интеллигентских квартир подошли бы крупные полотна на библейские темы. Чтобы понять их неочевидные парадоксы,
требуется некоторая культурологическая эрудиция. Нужно суметь увидеть, что ступеньки крыльца домика Марии и Иосифа отнюдь не ведут к двери, но куда-то скашиваются, нависая над внепространственной пустотой. А сам домик – это, скорее, лабиринт наподобие критского, и только в одной пристроечке (яслях?) теплится жилой свет. Таинственная топология земного существования приплюснута сверху совершенно уж непостижимой архитектурой звездных пространств. И некуда зрителю эмигрировать от этих сложностей, нет, оказывается, в жизни счастья – простого, человеческого – ни на земле, ни на небе…» (из официального сайта А. Побережника).
Привет с Марса Телепередача Рыбы и стакан
Деревья, дороги и дома Обложка альбома
группы «Depeche Mode»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Найдите дополнительный материал о творчестве Т. Нечеухиной.
2. Посетите выставку пермских художников и составьте каталог выставки.
3. Подготовьте резюме одного из молодых пермских художников по
плану:
- представление художника (Ф.И.О., специализация, значение
творчества);
- основные идеи и темы творчества;
- список основных произведений (не менее 5-ти);
- разбор одной из картин (с иллюстрацией).
4. Проанализируйте статьи о А. Побережнике и В. Ниточкине, определите
их стиль, приемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арчимбольди эпохи HI- TECH // Новый компаньон. 2001. № 34.
2. Дворянова О. Красный период Татьяны Нечеухиной // Перм. обозреватель. 2003. 22 сент.
3. Силиконовые ацтеки библейского космоса // Новый компаньон.
2001. № 38.
___________
Официальный сайт Виталия Ниточкина в Интернете:
http://www.nevod.ru/arts/V. Nitockin/ index. html
Официальный сайт Андрея Побережника в Интернете : http://www. tri. raid.ru/ golden/ poberezh/biograhy. htm
Пермские скульпторы
Юрий Федорович Екубенко (1931 – 1991 гг.)
Ю. Ф. Екубенко – скульптор - монументалист, известный не только в Перми, но и за ее пределами. Он родился в поселке Кушва Свердловской области. В 1966 г. окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной и приехал в Пермь. Здесь скульптор сразу включается в активную художественную жизнь города.
В 1969 г. Ю. Екубенко становится членом Союза художников СССР,
принимает участие в областных, зональных и всесоюзных выставках.
Самыми популярными и значительными работами Ю. Ф. Екубенко являются его монументальные творения – скульптурная композиция «Герои гражданской войны на Урале» (установлена на набережной реки Камы в Перми); мемориалы «Борцам революции» в Горнозаводске, Кизеле, строителям в Березниках; памятник погибшим воинам в Великую Отечественную войну в Добрянке. Скорбящая. Фрагмент Этим произведениям свойственна одновременно и величавая монументальность, и пластичность. Скульптор стремился к наибольшей выразительности работ, тщательно обдумывая их наиболее выгодное в художественном плане местоположение. Так, в Добрянке, опустивший голову солдат с каской стоит на высоком берегу Камы. Вокруг памятника расположен парк.
В 1975 году к 30-летию Победы русского народа над фашистской Германией, по проекту Ю. Екубенко в Перми был сооружен мемориальный ансамбль, центром которого стала десятиметровая бронзовая скульптура «Скорбящая». Женская фигура со склоненной головой, роняющая цветок, всем своим обликом выражает Скорбь. Это чувство усиливается использованием текучих, ниспадающих линий, объемов и форм.
Значительное место в творчестве Ю. Екубенко занимала портретная
скульптура. Скульптор говорил: «…Портрет – мое заветное. Тянет передать остроту человеческого характера…Приглаженная красота пугает своей холодностью…».
Среди портретов Ю. Екубенко – бюст Героя Советского Союза Хохрякова в селе Калинино, скульптурный портрет командира бронепоезда Н. А. Деменева в Березниках. Но свое предпочтение Ю. Екубенко отдал скульптуре из дерева. В портретах пермских художников Е. Широкова, Т. Коваленко, В. Кузина, скульптор удивительно точно и тонко передал их
характер и манеру общения. В облике художника Владимира Мальцева подчеркнул мягкость и доброжелательность. Форма лица передал крупными простыми объемами, в работе подчеркивается естественная текстура дерева.
Ю. Екубенко особенно увлекался изготовлением из дерева портретов – шаржей, воплощающих
характер героев в ироничных, а иногда и
Портрет художника сатирических тонах. Портрет-шарж Б. Ельцина был
Мальцева ( 1976 г.) подарен самому Ельцину в год его шестидесятилетия.
Еще одно направление творчества Ю. Екубенко
- декоративные рельефы, в которых он
использовал мотивы пермского
звериного стиля: рельеф «Сказки Пермского леса» в интерьере ресторана «Горный хрусталь», декоративные рельефы «Театр», «Образ Камы и ее притоков» и др.
Сын скульптора, Александр Екубенко (род. 1959 г.), работает как график, имеет свой оригинальный художественный почерк и мышление. Но в его мифологических образах («Дух – кладовик», «Суседка»,
А. Екубенко «Род» «Вещица», «Род») так же, как и у отца, проявляется интерес к местному народному колориту, заостренность образов и юмор.
Анатолий Александрович Уральский
(1932 – 2003 гг.)
Анатолий Уральский – создатель самых значительных монументов в Перми, один из основателей пермской пластики. Анатолий Коврижкин (это настоящая фамилия скульптора) родился на станции Шумерла Чувашской АССР. В юности он мечтал посвятить себя живописи. Но творческая биография будущего скульптора начиналась с изучения камнерезного искусства в Свердловске. Затем последовала работа в Кунгурской артели камнерезов.
После окончания в 1961 г. Белорусского театрально-художественного института А. Уральский вернулся на Урал, в Пермь.
Пермякам известны многие монументальные произведения Уральского.
Выдающиеся личности и события, воплощенные в камне и металле, стали частью культуры Перми.
К ранним работам скульптора относятся бюсты: П. Д. Хохрякова (1969 г.) в театральном сквере, Д. Н. Мамина- Сибиряка (1974 г.) возле здания Пермской
художественной галереи, Ф. Э. Дзержинского
(1977 г.). В этих работах проявляются общие черты стиля Уральского
П. Д. Хохряков в эти годы: обобщенная Ф. Э. Дзержинский
пластика объемов, рубленые формы использование техники выколотки по металлу, помещение бюстов на высоких постаментах, придающих образам еще большую значительность.
Среди памятников последних лет – мемориал погибшим медикам Пермского медицинского института, памятники инженеру Н. Г. Славянову (1988 г.), пермским афганцам (1994 г.), христианскому просветителю Стефану Пермскому (1997 г.), композитору П. И. Чайковскому, основателю Перми Мемориал «Разорванное братство»
В. Н. Татищеву (2003г.).
Для скульптуры А. Уральского позднего периода характерно стремление к обобщению, желание уйти от деталей, оставаясь верным натуре и классическим формам объема. В его композициях рельефно выделяется силуэт, рожденный из контраста скульптурной формы и пространственной среды.
Скульптурные образы А. Уральского внешне немногословны и сдержанны, но в них заключена большая внутренняя сила. «Хочу, чтобы содержание замысла удерживалось хрупкой оболочкой формы, пульсировало, словно стремясь разорвать упругий Мемориал погибшим медикам объем» – говорил скульптор. Кроме пластического решения скульптор-монументалист осмысливал идею
каждого памятника в ее связи с пространством.
Памятник афганцам «Разорванное братство» в аллее, прилегающей к танку Уральского добровольческого корпуса, фигура Н. Г. Славянова
в сквере на площади Дружбы гармонично вписались в городскую среду Перми, в художественную культуру Прикамья.
Многие годы скульптор разрабатывал тему С. В. Рахманинов
«Влюбленные». Одной из последних работ стала композиция «Двое», выполненная для Дворца бракосочетаний. Фигуры обнаженных девушки и
юноши, стоящих спиной друг к другу, воспринимаются как символ Любви, объединяющей сердца.
В области станковой скульптуры наиболее ярко талант А. Уральского проявился в портрете: художника Т. Коваленко, врача-академика Е. Вагнера, поэтов С. Есенина, М. Лермонтова. В последние годы скульптор чаще обращался к психологическому портрету человека - творца, к усложненным композиционным решениям: портреты А. С. Пушкина, художника В. В. Верещагина, композитора С. В. Рахманинова.
Памятник А. С. Пушкину В трактовке образа С. В. Рахманинова скульптор
подчеркнул глубокую печаль талантливого русского человека, навсегда разлученного с любимой Родиной.
Барельеф М. А. Романову Памятник В. Н. Татищеву
Алексей Львович Залазаев
Алексей Залазаев, председатель Пермского отделения Союза художников России – скульптор, находящийся в постоянном поиске новых подходов к современному изобразительному искусству. Он родился в селе Кленовка Большесосновского района Пермской областив 1954 году. Его отец был потомственным плотником и с детства приучал сына к своей профессии.
Художественное образование будущий ваятель получил в Ленинградском высшем промышленно-художественном училище имени В. Мухиной, куда поступил с пятого раза. В 1989 г., на третьем курсе училища он делает первую попытку найти свой путь в искусстве, отказавшись выполнять задание по парковой скульптуре в традиционной манере.
После окончания учебы Залазаев в течение трех лет работал в Ленинграде, затем вернулся в Пермь.
Сегодня Алексей Залазаев уверенно воплощает свои художественные взгляды и принципы в скульптуре, радуя любителей современного искусства в России и за рубежом смелостью и оригинальностью своих работ.
В своих конструкциях А. Залазаев отстаивает принципы бионики (направление кибернетики, изучающее структуры и жизнедеятельность организмов с целью использования их свойств и закономерностей для решения технических задач), пробует соединить их с принципами супрематизма. Он считает, что «скульптура создает цивилизации», что «скульптор – это жрец, обладающий тайнами формообразования, проводник между Богом и людьми».
По его словам, ваятель может подарить образ Идеи, Космоса, Высшего Закона – человек распрямляется, когда рядом с ними находится скульптура, несущая высокую эстетику. В качестве примера А. Залазаев приводит работы Генри Мура. В основе статуарного искусства лежит умение видеть и пользоваться конструкцией как универсальным модулем жизни.
Особенность своей творческой манеры Залазаев определяет как метафизику человеческого бытия. Его работы отражают вневременное пространство, в котором в метафорическом плане выражается связь человека и цивилизации. Скульптору интересно будоражить воображение зрителей, будить чувства, дремлющие в человеке.
Свои замыслы скульптор воплощает в дереве и никеле, материалах которые одновременно и контрастируют и взаимодополняют друг друга, олицетворяя связь архаики и современной цивилизации.
Скульптуры А. Залазаева из металла созданы на основе прогрессивной технологии вакуумного литья никелевых сплавов с напылением из циркония и титана.
Работа с никелем – новое слово в искусстве скульптуры. Она открывает
перед автором новые возможности, достаточно свободна от художественных влияний. Никелевые сплавы, используемые в авиакосмической промышленности обладают уникальными качествами: устойчивы к коррозии, к воздействию агрессивных химических сред, высоких и низких температур, не меняют цвет. Для их получения необходимо сотрудничество с металлургическими предприятиями, так как температура плавления никеля = 1700 градусов. Поэтому вот уже несколько лет
А. Залазаев работает с предприятиями
«Авиадвигатель» и «Нержавеющие стали» Уральского региона.
Нументальные композиции № 1 и № 4
из серии «Земные дожди»
В работах скульптора часто присутствует образ разумного существа,
соединяющего в себе человеческое, космическое и несколько иррациональное начала. Образы и формы скульптуры А. Залазаева рождаются в ассоциативном ряду, вызваны наблюдениями за жизненными процессами в природе. К относятся знаменитые «Нументальные
транслокации» из серии «Земные дожди». Отлитые из никелевого сплава, фантастические фигуры ассоциируются с инопланетянами, облик которых сочетает черты людей, животных с явно выраженными половыми различиями,
Мифы земли растений и космических объектов. Художник называет эти композиции «нументальными» не случайно. Многозначность этимологии слова (монументальное, пронумерованнное, ментальное) указывает на многозначность и содержательного смысла скульптуры,
воспринимаемого на ассоциативном уровне.
Кроме никеля А. Залазаев активно использует дерево. Огромные деревянные конструкции из сосны, смолы, и воска воплощают некие архетипы, древний наднациональный мировой порядок.
В «идолах» угадываются черты многих древних цивилизаций: Древнего Рифея (пермский звериный стиль), инков, Центральной Африки, Японии.
Серия «Мифы средневековья» представлена карликами, гномами и др. фантастическими существами. Это своеобразные пластические импровизации, пронизанные экспрессией, динамикой современной жизни, с одной стороны, и мрачной средневековой мистикой, с другой. В скульптуре сочетаются холодный блеск современного металла и излюбленные приемы мастеров средневековья: спирали, плетенки и узлы. В деревянных работах этой серии воплощается воинственно-религиозный дух Средневековья. В масштабных композициях, объединяющих несколько вытянутых фигур, выделяются суровое, фанатичное выражение лиц, жесткость линий, монолитность объемов.
Гигантские статуи Алексея Залазаева представляли русское авангардное искусство на Международных металлургических выставках в разных городах: в Перми, Санкт-Петербурге, Москве, Дюссельдорфе, Копенгагене. Они воплощают триумфальную поступь искусства XXI в. – блеск человеческого интеллекта, полет художественной фантазии, пластическую свободу языка, использование авиакосмических технологий. Юмористический дар Залазаева проявился в создании сульптуры «Трус, Балбес и Бывалый», персонажи которой узнаваемы и реалистичны.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Совершите экскурсию по улицам Ленина, Сибирская г. Перми и напишите сочинение - описание об одном из городских памятников.
2. Проанализируйте один из памятников А. Уральского с точки зрения стиля.
3. Найдите материал о творчестве скульптора Н. Хромова.
4. Подготовьте резюме об одном из пермских скульпторов.
5. Составьте план-конспект занятия в форме экскурсии на тему: «Памятники
Перми».
ЛИТЕРАТУРА
1. Анатолий Уральский: 70 лет. Буклет. -Пермь, 2002.
2. Казаринова Н. В. Юрий Екубенко: Буклет. - Пермь, 1979.
3. Казаринова Н. В. Художники Перми.- Пермь, 1987.
4. Кальпиди В. Мастерская Залазаева // Перм. пресс- центр. 2000. № 5.
5. Козлова С. Грядет век нументальности // Веч. Пермь. 1998. 23 янв.
7. Ютов Г. Скульптура Уральского городу подошла больше // Деловое
Прикамье. 2003. 1 апр.
_________
Официальный сайт А. Залазаева в Интернете: http:// www/psu. ru/ zalazayev
Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006)
В Клыков является одним из ведущих мастеров традиционализма в русской скульптуре конца ХХ в. Соединил черты "сурового стиля" с национально-исторической темой.
В. М. Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи нынеСоветского районаКурской области. После окончания средней шк олы учился в Курском строительном техникуме, в 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года. В 1962 году поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В. И. Сурикова, окончив его в 1964 году(руководитель Н. В. Томский).Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра (1979) и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли (1982) в Москве.
Вместе с архитектором М.И. Футликом, скульптор В.М. Клыков был отлит памятник А.С. Пушкину и рещетки по сказкам Пушкина (1983 г.). В 1993 году, 6 июня, в день рождения великого поэта, более, чем через 10 лет после
создания монумента, состоялось торжественное открытие памятника на ул. Сибирской, а на следующий день после открытия — молебен и освящение постамента.
Памятник героям фронта и тыла был задуман Клыковым как символ единства трех составляющих.. Этими образами стали образ Родины-Матери, образ рабочего, выковавшего щит, образ воина с мечом. Что касается образа рабочего, хотелось бы отметить, что именно эта фигура знаменует собой символ тыла. Ведь всем известно, что победа досталась нам не только благодаря отважности и храбрости тех, кто сражался на полях, но и благодаря тем людям, которые работали в городах и снабжали наши войска различной военной, пищевой и другой продукцией. Рабочий сориентирован на восток, он как бы призывает весь тыл на трудовой подвиг и вселяет уверенность в том, что мощная рабочая спина не дрогнет, а вынесет любые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Образ же воина с мечом символизирует всех тех, кто ушел на фронт. Воин смотрит на запад, он как бы уходит навстречу врагу, пришедшему с той стороны. Образ Родины в композиции, как для солдата, так и для рабочего - это образ и матери, и жены, и сестры, и невесты.
Это своеобразное уральское триединство, по мнению авторов, - суть трудового и ратного подвига в Великой Отечественной войне. Все три фигуры одинаковой высоты. «Я сознательно не выделял Родину-Мать по высоте для того, чтобы подчеркнуть, что Родина для каждого советского человека, особенно в годину испытаний, конкретна и личностно приближена к каждому. Беды Родины - это беды каждого из нас, как и несчастье каждого из нас - несчастье для Родины» - говорит скульптор.
Умер В.Клыков 2 июня 2006 г. Похоронен в селе Мармыжи Курской обл. у храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Страницы из т еатрально-музыкальной жизни
Перми
Пермь как административный центр возникла во второй половине XVIII в., но культурным центром стала лишь во второй половине XIX в. Деятельность группы интеллигенции города в 1870 – 1890 гг. позволила Перми по многим вопросам культуры опередить другие губернские города России. В 1886 г. была открыта частная музыкальная школа под руководством Э. Кабеллы. На концертах пермского музыкального кружка исполнялись романсы, народные песни, сцены из опер: «Русалка», «Евгений Онегин», «Эрнани», «Жизнь за царя».
Деятельность А. Д. Городцова и С. П. Дягилева
Выдающимся деятелем пермской театрально-музыкальной культуры являлся Александр Дмитриевич Городцов (1857 – 1918 гг.), посвятивший свою жизнь музыкальному просвещению народа. Целью А. Д. Городцова было поднять народ до такого уровня, чтобы произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова стали доступны всем. Впервые в истории музыкальной культуры А. Городцов показал, какими разнообразными и действенными могут быть методы музыкального образования и воспитания в больших народных массах.
Александр Городцов учился в Рязанской семинарии. Затем, в 1875 г. продолжил учебу в Москве, где пел в хорах Нешумова, Васильева, в обществе любителей церковного пения, в русском хоровом обществе. В 1883 г. на сцене Немецкого клуба он выступил в партии Мефистофеля, которая стала любимой для Городцова. В 1888 г. А. Городцов поступил в Казанскую оперу А. А. Орлова-Соколовского, где за семь лет спел в общей сложности свыше шестидесяти партий в сорока одной опере: «Риголетто», «Аида», «Трубадур», «Гугеноты», «Жидовка», «Евгений Онегин», «Опричник» и др.
За годы скитаний по городам и театрам России росли жажда творчества и стремление к труду. И вместе с этим росла вера в необходимость труда для народа. С такими надеждами ехал А. Городцов со своей семьей на новое место работы, в Пермский оперный театр в 1895 г. Здесь Александр Дмитриевич целыми днями работал над репертуаром. Он сделал многое для благополучия и процветания театра. При его участии была создана Пермская государственная театральная дирекция, стал интереснее репертуар оперы, упрочилось положение актеров, укрепились связи театра со зрителями, у театра появилась уверенность в будущем.
Затем Городцов окунулся с головой в дело организации народно-певческих хоров в Пермской губернии. Главная задача составляла в распространении знаний по певческому делу и нотной грамоте среди народа. Силами народных хоров были поставлены сцены из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
По настоянию А. Городцова в 1896 г. открылись курсы по подготовке
регентов. В 1898 г. он добился открытия бесплатных народно-певческих классов. Хоры курсантов и классов давали много концертов. Программа выступлений кроме музыкальных номеров включала в себя лекции о текущих событиях, деятелях культуры и искусства.
А. Городцовым была собрана музыкально-педагогическая библиотека со складом музыкальных инструментов. Вплоть до 1917 г. он систематически издавал отчеты о работе хоров. Эти документы являются летописью развития певческого дела в Пермской губернии и на Урале за 20 лет. Ни одна губерния царской России не могла в этом сравниться с Пермской. Дело, начатое Городцовым, сохраняет свое значение и в наши дни. Оно является ярким примером того, что истинный патриот может служить своему народу на любом поприще.
В Перми прошли детские и юношеские годы одного из самых известных деятелей русской культуры Сергея Павловича Дягилева (1872 – 1929 гг.). С. П. Дягилев сыграл значительную роль в развитии мировой культуры. Им были организованы художественные выставки в России и за рубежом; создано художественное объединение «Мир искусства» и, наконец, открыта новая эпоха в развитии мирового балета, обозначенная
«Русскими сезонами» в Париже. Жизнь С. П. Дягилева связана со многими городами мира, но именно Пермь стала одной из ступеней его восхождения. Здесь, в доме деда Павла Дмитриевича, прошли его гимназические годы, сформировались основы сильной личности.
Род Дягилевых в истории дореволюционной Перми занимал особое место. Семейной традицией Дягилевых была благотворительность. Прадед Сергея Дмитрий Васильевич в 1810 – 1820 гг. содержал госпиталь для бедных. Дед, Павел Дмитриевич, жертвовал деньги не только на богадельни, монастыри и церкви, но и на строительство С. Дягилев- гимназист
школ, городского театра. Отец, полковник Павел Павлович Дягилев, состоял членом многих благотворительных обществ, приемная мать, Елена Валериановна, входила в комитеты дамского попечительства о бедных и попечительства о слепых. В доме часто устраивались приемы, собирались члены музыкального кружка, близкие знакомые: учителя, врачи, инженеры. Часто в специально построенном помещении давались концерты, а иногда и целые оперные представления, разыгрывались пантомимы, в которых маленький Сережа принимал участие, исполняя роли Мальчика с пальчик, принца в «Спящей красавице» и даже Красной шапочки. На концерте в Мариинской гимназии Сергей Дягилев выступал со своим первым сочинением-либретто к опере «Борис Годунов», а в ученическом квартете исполнял произведения Шумана и Даргомыжского. В семье Дягилевых интересовались и изобразительным искусством, выписывали художественные журналы
из Петербурга. В 1890 г., окончив пермскую классическую гимназию, Сергей Дягилев уехал из Перми для продолжения образования в столице. И уже в 1906 г. состоялась историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце, организованная им. С этой выставки начинается новая эра изучения русского искусства XVIII и первой половины XIX вв. Впервые удалось установить новые факты, новые истоки, новые взаимоотношения и взаимовлияния в истории искусства. Значение выставки, бесспорно, было огромным. В свет
вышли новый каталог и роскошное издание репродукций с выставки. Благодаря выставке русский портрет XVIII в. стал полноправным объектом изучения историков искусства. «Русские сезоны» С. П. Дягилева стали «эстетической сенсацией». Они способствовали возрождению балета там, где он к концу XIX в. находился в упадке (Франция), зарождению там, где он не существовал как национальное искусство (Англия, США, Латинская Америка). Благодаря труппе Сергея Дягилева по всему миру распространился классический к балету «Петрушка» танец. В 1910 г. «Русские сезоны» «вернули» Франции «Жизель». В 1921 г. был поставлен балет «Спящая
красавица». Позднее к нам стало возвращаться,
нередко значительно обогащенное, то, что,
благодаря Дягилеву, Россия дала мировому балету в первой трети ХХ в.
С. Дягилев привез на Запад спектакли, в которых был осуществлен синтез искусств.
Н. Рерих. Эскиз костюма А. Бенуа. Эскиз костюма
к балету«Весна священная»
В «Русских сезонах» участвовали не только лучшие танцоры и балетмейстеры, но и лучшие декораторы (А. Головин, Л. Бакст, А. Бенуа,
Н. Рерих), композиторы (С. Прокофьев, А. Бородин, И. Стравинский).
Под влиянием Дягилевских сезонов в Париже крупнейшие французские художники и композиторы обратились к балету. «Русский балет» стал «эстетической силой», воздействующей на самые разные области культуры. Волна русского влияния прокатилась по всему миру.
Смерть настигла С. П. Дягилева в Венеции в 1929 г. Его похоронили без шума, но с теми же почестями, с какими некогда хоронили средневековых вельмож и меценатов Высокого Ренессанса.
Именем С. Дягилева, названа площадь в Париже, и в память о нем открыта доска на его доме в Перми. Гениальность его признана теперь повсеместно. Дягилев был человеком, который отчетливее многих других понимал роль искусства в общественной жизни XX в. Этим он привлек к себе великое множество людей, чтобы противостоять натиску торопливой истории.
Пермский классический балет
Пермский классический балет – выдающееся художественное явление не только Перми и области, но и России, известное и за рубежом. Где бы ни гастролировал Пермский балет, везде появляются его поклонники. Это классический, а в последнее время и авангардный балет самой высокой пробы. Пермский балет подарил миру талантливых, незаурядных и блестящих балерин, танцовщиков, балетмейстеров, таких как, Надежда Павлова, Ольга Ченчикова, Марат Даукаев, Николай Боярчиков, Людмила Сахарова. Первое балетное представление состоялось в Перми в 1896 г. Это был небольшой балет Заннерфельда «Табор венгерских цыган». Во время первой мировой войны в Перми гастролировали артисты Варшавского балета. В состав пермской труппы уже входили такие исполнители, как Средницкая, Баланотти, Лисовский и Стекль. Ставились
«Вечера балета», отрывки из «Щелкунчика», «Спящая красавица» и др. шедевры.
В 1925 г. в Перми была образована первая театральная студия, где готовили артистов балета. Педагогом был приглашен опытный танцовщик Б. Щербинин – воспитанник школы Большого театра. В 1927 г. состоялась премьера «Коппелии» Л. Делиба, а в 1929 г. – «Красноого маа» Р. Глиэра. В 1931 г. на сцене поставили «Лебединое озеро», в 1941-м – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева.
В 1941 г. в Пермь был эвакуирован Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (теперь Мариинский театр) вместе с Ленинградским хореографическим училищем. За три сезона ленинградцы подняли культурный уровень провинциального городка в десятки раз.
На сцене Пермского театра оперы и балета состоялась премьера балета А. Хачатуряна «Гаянэ». А зимой 1941 г. приехала великая балерина Галина Уланова. Три ленинградских сезона пролетели как одно мгновение.
Весной 1944 г. ленинградцы уехали домой, оставив в Перми небольшой класс. А в 1945 г. хореографическая детская студия была реорганизована в хореографическое училище, первым художественным руководителем
(бессменным до 1956 г.) которого назначена Екатерина Николаевна Гейденрейх.
К 50-м гг. ведущую роль в балетной группе играли выпускники Московского и Ленинградского хореографических училищ. В 1950 г. состоялся первый выпуск Пермского хореографического училища, труппа пополнилась его выпускниками. В конце 50-х начали свою работу молодые артисты, а позднее ведущие солисты балета Римма Шлямова, Лев Асауляк, Нина Дьяченко, Кирилл Шморгонер.
В 1971 г. главным балетмейстером Пермского театра оперы и балета стал Николай Николаевич Боярчиков (ученик известных хореографов России Ф. Лопухова и Б. Фенстера). Он нашел в Перми талантливую труппу, не только технически, профессионально, но и духовно готовую к воплощению его художественных идей. Точнее, он и труппа нашли друг друга. Постановки Н. Боярчикова, хореографа-философа, хореографа-интеллектуала, отличались острым чувством современности, неповторимым своеобразием режиссерско-хореографического мышления. Подлинный творческий взлет испытала вся балетная труппа при постановке «Ромео и Джульетты» С. С. Прокофьева.
«Золотой век» пермского балета, щедро подаренный Н. Боярчиковым театралам 70-х гг., стал волнующей легендой для последующих поколений балетоманов. Среди его постановок – такие различные по изобразительному языку балеты, как «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Три карты», «Сонет», «Царь Борис» С. Прокофьева, «Орфей и Эвридика» А. Журбина.
В этих спектаклях блистали Н. Павлова, О. Ченчикова, Г. Шляпина, М. Даукаев, Л. Фоминых, Р. Кузьмичева, Ю. Петухов, Л. Шипулина, К. Шморгонер, В. Дубровин. Л.П. Сахарова
Примечательно, что Н. Боярчиков последовательно обращался к музыке композиторов, творивших в XX столетии – музыке, наиболее близкой к темпам жизни современного человека, к его восприятию окружающего мира.
Одним из самых известных деятелей Перми в области хореографии стала народная артистка СССР Людмила Павловна Сахарова. Талантливый педагог хореографического училища, она воспитала
целую плеяду танцовщиц, которыми вправе гордиться. Среди них: лауреат международного конкурса в Варне Галина Рогозина,народная артистка СССР Надежда Павлова, народные артистки России Ольга Ченчикова, Ирина Хакимова, Любовь Фоминых, заслуженная артистка России, лауреаты международных конкурсов Светлана Смирнова Наталья Ахмарова и многие другие.
Последователем Сахаровой стал заслуженный деятель искусств Грузии Г. Алексидзе, чью манеру отличает лиризм и безошибочное чувство прекрасного. Он воплотил на сцене «Золушку» и «Блудного сына», Прокофьева, «Моцартиану» Чайковского. В 1986 г. балетную труппу возглавил питомец пермской балетной школы Кирилл Шморгонер.
Пермское хореографическое училище воспитало ярких и талантливых балерин и танцовщиков, известных не только в России, но и за рубежом.
Марат Даукаев учился в классе Ю. Плахта. В его репертуаре классические балеты от «Лебединого озера» до «Спящей красавицы», от «Дон Кихота» до «Жизели». Стиль Даукаева отличает безукоризненная чистота линий танца, поэтизация своих героев, некоторый аристократизм танца.
Надежда Павлова – легендарная ученица Надежда Павлова
Л. П. Сахаровой, которая успешно выступала на всесоюзных и международных конкурсах. Среди ее героинь: Маша, Жизель, Сванильда, Китри, Джульетта. Тонкий вкус, прирожденная грация, естественно ощущение себя в танце – вот секрет сценического обаяния Надежды Павловой.
Пермский театр стал организатором ежегодного Международного Дягилевского фестиваля и Конкурса артистов балета имени Е. Максимовой «Арабеск».
С 2009 года балетную труппу возглавляет хореограф Алексей Мирошниченко. Под его руководством пермские танцовщики талантливо сочетают в своем репертуаре классические постановки и балеты современных хореографов.
В 2011 году художественным руководителем театра стал Теодор Курентзис,
своими музыкальными проектами вновь
Т. Курентзис приковавший к Перми всеобщее внимание. Дирижер Теодор Курентзис заслужил репутацию лучшего в России исполнителя сочинений Моцарта.
В 2013 году Пермский театр оперы и балета, получил 17 номинаций на премию «Золотая маска», опередив другие театры в России. По результатам голосования членов жюри Т. Курентзис был удостоен премии «Золотая маска» за спектакли «Cosi fan tutte», «Свадьба Фигаро» В.Моцарта, «Шут» С.Прокофьева.
Балет Евгения Панфилова
История труппы, которая завоевала сегодня репутацию блистательной, связана с именем хореографа Евгения Алексеевича Панфилова (1955 – 2002 гг.). Евгений Панфилов основал театр пластического танца «Импульс», позднее театр танца модерн «Эксперимент», а в 1992 г. появился первый частный балет в России «Балет Евгения Панфилова».
В 1994 г. Е. А. Панфилов и художественный руководитель Пермского хореографического училища Л. П. Сахарова осуществили совместный проект «Метаморфозы», объединивший традиции классической и современной хореографии.
|
Его творчество характеризовал непрестанный поиск новых, выразительных путей в хореографии, парадоксальность образного мышления, крайние экспериментальные искания, стремление углубиться в сложные области
сознания и подсознания.
Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создавал эскизы всех костюмов к своим балетам, неизменно
Сцена из спектакля Е. А. Панфилов
ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями и оригинальными исполнительскими находками. Дерзкий, философичный и
нежный художник, Е. А. Панфилов создал в Перми не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии.
Пермский академический Театр -Театр
История главного драматического театра Перми началась с постановки театром рабочей молодежи (ТРАМ) спектакля «Броненосец Потёмкин», премьера которого состоялась 14 марта 1927 года. В первых постановках Театра Рабочей Молодежи (под руководством Б.М. Никитина): «Шлак», «Ярость», «Рельсы гудят», «Вредный элемент» артисты, не имеющие театрального образования пытались эмоционально передать идеи революции.
В 1934 году в театре под руководством Н.Н. Новикова была поставлена классическая комедия «Слуга двух господ» Гольдони.
В 1948 году театр впервые получил постоянное помещение — специально реконструированный старый особняк пароходчицы Любимовой. В сороковые годы в труппу приходит актриса Лидия Мосолова, которая за 50 лет сыграет около 150 ролей и добъется звания народной артистки СССР.
С 50-ми годами и Пермским театром драмы связана молодость легендарных Марка Захарова и Георгия Буркова. Будущий руководитель театра «Ленком» работал в нашем театре с 1955 по 1959 годы, это было начало его творческого пути. Пермяк Георгий Бурков десять лет отыграл в Перми, пока не уехал в 1965 году покорять Москву. С 1957 года в Пермском драматическом театре работает Владимир Гинзбург — народный артист России, сыгравший на пермской сцене более ста ролей.
В 60-е годы театр возглавляет режиссер Иван Тимофеевич Бобылев, лауреат Государственной премии России имени К.С. Станиславского и народный артист. С 1967 по 2004 годы он создал более 50 спектаклей, и пригласил в театр 42 режиссера и 47 художников из Москвы, Ленинграда, Риги и Одессы. Особенности пермской драмы этих лет — эмоциональность, внутренняя логика и выразительность, стройность идей и взрывная энергия. Яркими работами этих лет стали постановки: «Царь Федор Иоаннович», «Варшавская мелодия», «Васса Железнова» и др.
В 70-е – 80 е гг. появляются спектакли, ставшие любимыми нескольких поколений пермяков: «Продавец дождя», «Сирано де Бержерак», «Деревья умирают стоя», «Последний срок». В 1977 года коллектив Пермского драматического театра был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В новое здание на городской эспланаде по проекту архитекторов В.П. Давыденко и В.И. Лютикова театр переехал в 1981 году. Работы Пермского драматического театра второй половины 80-х годов высветили природу человека в ситуации общественного сдвига, не превращая при этом сцену в арену политической борьбы и митинговых страстей. («Кабанчик»)
В 2004 году художественным руководителем театра становится Борис Мильграм, при котором происходит кардинальное обновление репертуара и стиля театра. В «первом русском мюзикле» Владислава Пази «Владимирская площадь» драматические актеры запели на разные голоса, впервые были построены сложные декорации: многоэтажные дома-стены. Одной из визитных карточек пермской драмы становятся музыкальность и монументальность.
В 2007 году театр обрел свое нынешнее название — Пермский академический Театр-Театр. В 2008 году в нем был проведен международный фестиваль «Пространство режиссуры», ставший серьезной точкой притяжения для российских и зарубежных театральных деятелей. На сцене театра были показаны спектакли крупнейших режиссеров: А. Праудина, Б. Цейтлина, Л. Эренбурга, А. Херманиса, П. Брука, Ж. Наджа.
В 2009=2010 гг. на базе малого зала Театра-Театра открылся театр «Сцена-Молот», ориентированный на современную драматургию, были организованы международные фестивали: «Новая драма» и «Территория», «Большая перемена» (детские спектакли), «Текстура» (фестиваль театра и кино о современности).
В 2011 году коллектив Театра во главе с главным режиссером Владимиром Золотарем, определил новую концепцию репертуарной политики: приоритет золотого фонда русской классики XIX века. Постановки спектаклей «Горе от ума», «Анна Каренина» продемонстрировали высокую степень актуальности классических пьес в сегодняшнем времени.
Впервые в истории Театр - Театр стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая Маска» («Алые паруса», Борис Мильграм в номинации «Оперетта/мюзикл, работа режиссера»). Иван Тимофеевич Бобылев был награжден премией «Золотая Маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Пермский театр «У моста»
Пермский авторский мистический театр «У моста» в 90-е годы озарил театральную жизнь Перми яркими, нестандартными спектаклями.
Первоначально название театр получил из-за своего местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию- постановки Федотова являются мостом между реальным и потусторонним, сознательным и бессознательным.
Первой постановкой театра в 1988 г. стал «Мандат» Николая Эрдмана. В спектакле «Зверь» М. Гиндина зародилась новая манера игры актёров, странная, пугающая, но в то же время невероятно притягательная. Пронзительность актёрской игры открыла всю притчевую универсальность пьесы о мире после ядерной катастрофы.
В 1991 году на сцене «У Моста» появляется ставший легендарным спектакль «Панночка» (пьеса Н. Садур) После этой постановки театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя потустороннего мира на сцене. Спектакль, идущий уже более 20 лет с неизменными аншлагами, стал для театра «У Моста» настоящим символом.
Инфернальный сценический мир в театре «У Моста», во многом создается и благодаря особым литературным предпочтениям. Круг авторов так или иначе связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, У. Шекспир, Б. Стокер). В театре «У Моста» не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии и т. д. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской
Спектакль «Панночка» логики со всеми её парадоксами и загадками.
Широкая известность театра началась именно с цикла гоголевских постановок, которые стали отражением всех форм его мистического мироощущения. Сергей Федотов обнаружил и сумел выразить театральными средствами скрытые знаки присутствия потустороннего в произведениях Гоголя. Чаще всего пьесы Гоголя ставят или как бытовую комедию, или сатиру. Федотов на практике дошёл до идей философа Д. Мережковского, сценически доказав, что в каждом произведении Гоголя есть черт («Панночка», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Игроки», «Женитьба»).
Шекспировская трилогия театра «У моста» — «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» открывает художественный мир иного рода, где значимыми становятся категории судьбы, рока, катастрофы, замешанные на страсти и крови. Несмотря на глубоко уникальную авторскую стилистику и акцент на магическом — Шекспир Сергея Федотова был однозначно воспринят театральной критикой как классический, исключительно точный и внимательный к эстетике, атмосфере театра Эпохи Возрождения, а также к стихотворной материи его текстов.
Булгаковская триада — «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира» и «Собачье сердце» — это эксцентричная, яркая, дерзкая и эстетская игра с пятым измерением, параллельным миром, пространством мертвых, выстроенная с присущими Федотову чувством стиля и умной иронии.
Другой стороной литературных интересов театра стала эстетика парадокса. «У Моста» — это единственный театр, в репертуаре которого есть четыре спектакля по пьесам современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха: «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый запад», «Калека с Инишмана». «Ирландские» постановки театра «У моста» стали лауреатами 12 престижных фестивалей. «Сиротливый запад» был показан на фестивале «Золотая маска» среди лучших спектаклей 2008 года и стал настоящим открытием.
В постановке "Калека с Инишмана", С. Федотов открыл новую страницу пьес МакДонаха, доказал неоднозначность и неодномерность драматургического мышления, незамеченную до него никем лирическую глубину историй ирландского автора. Пермскому режиссеру удалось воссоздать уникальную природу МакДонаховского юмора, высвободить энергию комического, позволяющую актерам сочинить своих героев как подлинных ирландских чудаков, за странностью которых скрывается жестокое и отчаянное противостояние реальности, ее политическим и историческим катастрофам. В 2010 году Театр "У Моста" со спектаклем с "Калека с Инишмана" стал Лауреатом Национальной Театральной премии "Золотая Маска", получив специальный приз жюри.
Стилистика театра «У Моста», построенна на работе с психофизикой, энергией актёра идеально подходит для открытия языка МакДонаха.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Определите значение деятельности С. П. Дягилева.
2. Дайте общую характеристику творчеству Е. Панфилова.
3. Посетите спектакль одного из пермских театров и напишите рецензию по плану:
а) название спектакля, имена авторов, режиссера, аетеров
б) описание стиля художественного и музыкального оформления
в) оценка выступления артистов
г) режиссерские находки, идеи, трактовка
г) общеее впечатление от спектакля.
4. Подготовьте доклад на темы:
«Выдающиеся солисты Пермского театра оперы и балета»
«Драматические театры Перми» (на выбор)
ЛИТЕРАТУРА
1. С. П. Дягилев и культура XX века: Материалы научно-практической
конференции. - Пермь, 1986.
2. Ефремов И. Подвижник народной культуры А. Д. Городцов. - Пермь, 1983.
3. Коробков С. Прощай Тарзан: Памяти Евгения Панфилова // Балет. 2002.
№ 6.
4. Надежда Павлова. Фотоальбом. – Пермь 1979.
5. Пермские сезоны или 130 лет и один день Пермского академического
театра оперы и балета имени П. И. Чайковского.- Пермь, 2001.
6.. Чернова Т. П. Рождение лебедя: Слово о Пермском хореографическом
училище..- Пермь, 2000.
7. http:// theatre.perm.ru
8. http://teatr-teatr.com/
9. www.teatr-umosta.ru
10. http://www.tuz.permonline.ru/
Литература Перми (вторая половина XIX – первая половина XX вв.)
В первой половине XIX в. художественная жизнь Перми протекала неярко. Несмотря на статус губернского центра, Пермь была типичным провинциальным городом. К концу XIX в. происходит заметное оживление литературной и художественной жизни Перми благодаря пребыванию здесь известных писателей.
Василий Тихонович Феонов (1791–1835 гг.), преподаватель логики и риторики мужской гимназии, поэт-сатирик, проживал в Перми с 1817 года. Его стихи и эпиграммы высмеивали тупость, заурядность обывателей. При этом он не щадил ни своих коллег, ни самого губернатора К. Тюфяева. Мастер экспромта, поэт мог сочинять мгновенно и по любому поводу. Однажды доктор Ф. Граль пришел к больному Феонову с опозданием, объяснив, что задержался у губернатора, ставя ему пиявки. Поэт тут же произнес:
«Ты охаешь, Кирилл,
Когда сосут тебя пиявки?
А наведи-ка справки
Как больно там,
Где кровь сосешь ты сам!
Ах, Граль!
Как жаль,
Что мало знаешь ты людей.
Пиявки ставишь там,
Где надо ставить змей!».
В. Феонов был отстранен от государственной службы за стихотворение «К лицемеру», переведен на положение ссыльного и лишен права публикации.
Александр Иванович Герцен ( 1812–1870 гг.) находился в Перми с 26 апреля по 13 мая 1835 г. в ссылке. О Перми он писал в автобиографической повести «О себе», очерках: «Вторая встреча», «Записки одного молодого человека», в «Письмах о Казани, Перми, Вятке», романе «Былое и думы».
Павел Иванович Мельников-Печерский (1818 –1883 гг.) жил в Перми в 1838–1839 гг., преподавал историю и географию в гимназии, увлекался историей и этнографией Урала. Об этом свидетельствуют его дорожные записки «На пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839 – 1842 гг.), эпопея «В лесах. На горах» (1871 – 1881 гг.).
Федор Михайлович Решетников (1841–1871 гг.) и рождением, и большей частью жизни, и почти всеми своими произведениями неразрывно связан с Пермью и Пермской губернией. Он служил в Пермской губернской казенной палате до отъезда в Петербург в 1863 г. Уральский краевед Н. Н. Новокрещенных назвал Решетникова «фотографом - писателем», который «мог передать на бумагу любую сценку, но от него требовали великого, а всё искусственное было плохо».
О Перми Ф. М. Решетников писал о в «Подлиповцах»: «Город этот неказист, жители бедные, городские дома построены большей частью на одной Сибирской улице». «Я заключил, что, если я еще неделю проживу в Р. (Пермь – Е. К.), то мне покою не будет от старых знакомых, они рады … своему товарищу, приехавшему из столицы; закидают просьбами, запоят – и все-таки будут думать, что я подослан, опасный для них человек...». Кроме того, пермские страницы присутствуют в романах «Горнорабочие», «Ставленник», в серии путевых очерков, в статьях «Библиотека для чтения чиновников Пермской казенной палаты» и «Святки в Перми».
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 – 1912 гг.) учился с 1868 по 1872 гг. в Пермской духовной семинарии. Его работы о Перми: роман «Именинник», очерки «Бойцы», «Старая Пермь» и др. – важная часть культурного достояния России. Позднее Д. Н. Мамин - Сибиряк неоднократно бывал в Перми, дружил с местными общественными деятелями Д. Д. Смышляевым и В. Н. Шишонко.
Владимир Галактионович Короленко (1853 – 1921 гг.) жил в Перми с 1880 по 1881 гг., находясь в ссылке. Здесь им были написаны повесть «Табельщик», рассказы «Прошка», «Временный обитатель подследственного отделения» и др. Пермские страницы «Истории моего современника» – это «полная историческая правда». «Здесь не будет ничего, что не встречалось в действительности, что я не испытал, не чувствовал, не видел» – свидетельствовал он. О пермском губернаторе Короленко писал: «Губернатор Енакиев лично отправился к архиерею, чтобы уговорить его не иключать всех семинаристов, значившихся в списке преступной библиотеки… Настаивая на своем, Енакиев заявил: «Вы выкидываете их, не дав окончить образования, и их тотчас подберут другие наставники».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 457.