Проза Перми к. XX – н. XXI вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    

            Алексей Иванов……………………………………………………122

     Заключение…………………………………………………………….125

               

 

   

            

 

 

   

 

 

                               Пояснительная записка

 

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи». Эти слова академика Д. С. Лихачева следует отнести не только наиболее значимым явлениям русской культуры, но и к художественным ценностям нашей «малой» Родины – Прикамья и города Перми.  

Часто на вопрос гостей Перми: «А чем знаменит ваш город?» можно услышать: «Пермские пацаны», «Белые ночи». Но ведь художественная культура Перми гораздо шире и интересней и во многом уникальна. Для того чтобы ею гордиться, надо для начала ее знать.

   К сожалению, учебных материалов, обобщающих богатую историю художественной культуры нашего края для школьников и студентов явно недостаточно, поэтому данное пособие может быть полезным широкому кругу читателей. Задачей пособия является сбор и частичное обобщение разрозненных материалов по художественной культуре Прикамья и Перми, которые дают представление о наиболее значимых (с нашей точки зрения) явлениях художественной культуры Прикамья с древнейших времен до наших дней. Оно не претендует на энциклопедический охват имен и событий, но дает достаточно ясное представление об основных направлениях развития региональной культуры. Профессиональная ориентация вынуждает нас уделить главное внимание архитектуре, живописи и скульптуре. Сведения о литературном и театральном процессе в крае сведены к минимуму, а другие аспекты оказались неотраженными. Возможно, вызовут споры и имена представителей региональной культуры, отобранных нами. Здесь критерием отбора послужили не только наши вкусы и пристрастия, но и социально-эстетическая значимость их для современной молодежи.

Каждая глава пособия завершается вопросами и заданиями, позволяющими учащимся проверить усвоение материала и нацелить их на самостоятельную работу. Здесь же приведена используемая литература, дающая дополнительный материал по данной теме.

  Учебно-справочное пособие может быть использовано при подготовке студентов профессионального образования по специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Дошкольное образование» в рамках учебной дисциплины вариативной части ОГСЭ «Художественная культура Прикамья». Также оно будет полезно для преподавателей средних учебных заведений и школ на уроках ИЗО, истории, литературы, краеведения а также при организации внеклассной работы.

Выражаем большую признательность студентам Пермского государственного профессионально-педагогического колледжа за поиск и электронное оформление материалов ко многим разделам пособия, в частности: В. Соснину, О. Аняновой, Е.  Мошковой, Н. Ремневой, А. Поповой, А. Сороке, С. Никитиной, Е. Кылосовой, А. Барсеневу, Е. Бутырской, Е. Залевской, А. Мальцеву, Ю. Вычигиной, М. Вихаревой, Ю. Шиловой, Р. Шагалиевой, Е. Петровой, М. Постниковой.

 

                                

 

                                                         

 

    Выдающиеся страницы искусства Прикамья

            

                 Пермский звериный стиль

 

Пермский звериный стиль – общее условное название стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных, человека и животных, широко распространенных в искусстве древнего Прикамья.

Современные исследователи выделяют пермский звериный стиль как вариант урало-сибирского стиля, наиболее близкий зауральскому направлению, для которого характерны изображения медведей, лосей, птиц, человеко - лосей. Изображения выполнены в основном из металла. Первоначально звериный стиль был связан с тотемизмом (ранняя форма религиозных верований в существование предка в образе животного) и играл роль оберегов, а со временем превратился в условный мотив орнамента.

Пермский звериный стиль формировался в течение нескольких тысячелетий, начиная примерно с VI тыс. до н. э. до начала I тыс. н. э. В эпоху неолита (V – III тыс. до н. э.) получил развитие орнамент на глиняной посуде в виде простейших геометрических узоров, в которые вплетались изображения животных. Найдены сосуды в виде лебедя и утки.

В эпоху бронзы (IV – I тыс. до н. э.) в Прикамье появились привозные металлические орудия с изображениями животных, например, кинжал с навершием в виде трех фигурок баранов из Турбинского могильника на окраине Перми.

Период железного века  Подвески ( VII - VI вв. до н. э.)  

 (I тыс. до н. э. – начало I тыс. н. э.) считается временем расцвета пермского звериного стиля.                   

В ананьинской культуре раннего железного века Прикамья (VIII в. до н. э. – III в. н. э.) среди местных        

сюжетов преобладали изображения медведя и разных видов птиц. В наскальных росписях Писаного камня

на реке Вишере появился рисунок человеко - птицы,

Идол в виде фигуры человека        очевидно связанный с представлениями о

с птичьими крыльями ( I - III вв.) способности души превращаться в птицу и улетать в загробный мир. К этому же времени относятся первые изображения домашних животных, в частности коня, выполненные в обобщенно - натуралистической манере.     

Большая часть изображений звериного стиля отлита из металла, хотя нередко встречаются предметы из кости и      

реже глиняные фигурки.                                                            

Большинство произведений звериного стиля гляденовской  культуры

(III в. до н. э.– середина IV в. н. э.) найдено на жертвенных местах – костищах и представлено фигурками животных и человека, выполненными в технике плоского или объемного литья. Среди находок преобладают фигурки волков, собак, летящих птиц. Цельнометаллические фигурки летящих птиц с распростертыми или опущенными крыльями, поднятой или опущенной головой, не очень пропорциональны, имеют грубый неаккуратный орнамент на крыльях и хвосте с утолщениями в виде изображения человека и человекоподобных существ. В изображении летящих птиц применен рельеф.

Реже встречаются другие представители животного мира – свиньи, пушные звери, змеи и фантастические животные – ящеры. Человек представлен как одиночными, так и парными изображениями, а также верхом на лошади, стреляющим из лука, стоящим на драконе или ящере.

Бронзовая бляха ( V - VI вв.)          Ажурная бляха с изображением семи человеко-лосей

                                                                                                 ( VII - VIII вв.)      

 

Расцвет художественного литья в Прикамье приходится на период ломоватовской культуры (IV – VIII вв.), называемый «золотым веком» пермского звериного стиля. Тогда наряду с плоскими более или менее   реалистическими изображениями животных       

и птиц все чаще встречаются полые, объемные фигурки.        

 Плоские бляшки становятся украшениями-подвесками с шумящими цепочками. Для данного периода характерны многофигурные композиции, изображение крупных человеческих личин, дополненных фигурами животных.

     Все предметы выполнены из металла с использованием орнаментов:точечного, ложновитого, косовитого, штрихового. Также в виде орнамента применены изображения лосиных голов, медведей и композиции из них. Соотношение фигур отличалось пропорциональностью, а сами изображения - детализацией.

       На одной из прорезных блях изображена богиня на двухголовом хищном животном в окружении лосиных голов и фантастических птиц. В работе проявляется вера в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни. Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер. Сложная композиция из восьми элементов увенчана пятью маленькими личинами, имеет косовитый орнамент. Изображение лица женщины – рельефно.

                                                   

Процесс схематизации сюжетов, усиление роли орнамента продолжалось в  родановской   культуре (IX – XV вв.). 

В художественном металлическом литье постепенно исчезают многофигурные композиции, из которых дольше всех сохраняются изображения семейной пары с потомством, женского божества в окружении животных или в сочетании с колосьями злаков, всадников. В немногочисленных одиночных изображениях животных, птиц и человека реалистические очертания фигур заменяются сухими геометрическими, орнамент также становится более сухим и примитивным, композиции – грубыми.

Например, на изображении бляшек Семейное счастье

 XII – XIII вв., найденных  в городе    (VIII - IX вв.)

Кудымкаре, заметны изменения, перечисленные выше, характерные для родановской культуры. К XIII в. эти явно вырождающиеся мотивы совершенно исчезают.

    

   Такая же стилизация происходит в изображениях зверей и птиц на украшениях и бытовых вещах.         

Человеческие фигуры

в позе экстаза Реалистические головы коней на шумящих подвесках превращаются в якорьки, головки птиц на полых пронизках – в загнутые крючки. Видоизменяются головы коней и птиц на костяных гребнях, рукоятках, ложках. В то же время орнамент на глиняной посуде и костяных вещах становится более сложным и разнообразным. В нем преобладают стилизованные изображения солнца – розетки, кружки с точкой, круги с перекрестиями.

Однако лучшие традиции древнего искусства не исчезли. Они сохранились в деревянной бытовой утвари, деревянной культовой и бытовой скульптуре, декоративном убранстве жилищ, в резьбе и росписи деревянных и берестяных предметов, в рисунке тканей, в аппликациях из кожи и меха, реже – в металлических украшениях одежды, в резьбе по кости и орнаментации глиняной посуды.

Лучшие произведения пермского звериного стиля с полным основанием можно отнести к числу выдающихся памятников древнего народного искусства, созданных замечательными мастерами. Они по праву входят в сокровищницу культурного наследия народов нашей страны.

 

                                ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Перечислите типы изображений, получившие распространение в

пермском зверином стиле.

2. Нарисуйте один из образов пермского звериного  стиля.

3. Дайте характеристику одному из изображений пермского звериного стиля (историческую и художественную)

4. Определите, к какому периоду относятся следующие изображения.    

Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

 

                                                    ЛИТЕРАТУРА

1. Доминяк А. «Свидетельства утраченных времен. Человек и мир в пермском зверином стиле», Пермь. 2010.

2. Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья: Пермский звериный

стиль. Пермь, 1976.

3. Чудские древности Прикамья: Альбом / Текст В. А. Оборина. Пермь, 1973.

4. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988.

5. Pera maa — дальняя земля. Книга открытий / С. И. Ваксман и др. — Пермь: Сота, 2009.

 

      Пермская деревянная скульптура

                               

Пермская деревянная скульптура – выдающееся явление народного творчества XVII – XX вв., обладающее самобытностью, реалистичностью и особым обаянием. Это часть русской деревянной скульптуры, которая сочетает в себе общерусские тенденции развития и региональное своеобразие: масштабность форм, величие образов, высокий профессионализм народных умельцев-любителей. Работы резчиков оказали влияние на развитие других видов народного искусства Прикамья. Она неотделима от таких замечательных явлений русского искусства, как домовая резьба, декоративная роспись, сюжетные северные вышивки, лубок. Пермская деревянная скульптура рассказывает нам о мыслях и переживаниях простых людей, силами и судьбами которых творилась история.

В этом – вневременное значение данных произведений для наших и будущих дней. Высокие помыслы и талант народных мастеров составляют неувядающую часть русской культуры. В пользу этого свидетельствует постоянно растущий интерес к памятникам деревянной скульптуры, собранным в Пермской художественной галерее.

Уже в начале XVII в. в пермских церквах имелись разные произведения деревянной резьбы.               

                                          Николай «Можайский» XVII в                                                                                                 

Параскева Пятница XVII в.                                                

 Традиции искусства XVII в. – главное из того, что составляет историю пермской деревянной скульптуры. В период, предшествовавший ее формированию, в Прикамье распространялись деревянные статуарные изображения идолов. Архаические традиции статуарной пластики обрели развитые зрелые формы под воздействием древнерусского искусства, пришедшего вместе с освоением Прикамья русскими переселенцами в XV – XVI вв. В XVIII в., в период усиливающихся экономических и культурных связей России с Западом, сложился облик пермской деревянной скульптуры – она стала самостоятельным художественным явлением. Рубеж XIX – XX вв. – период ее угасания.

Экспрессивность – одна из характерных черт пермской деревянной скульптуры. В ней появляется значительность чувства и возвеличивание образов святых. Такова скульптура «Св. Николая Можайского» (защитник церквей) из Покчи – с удлиненной головой и иконописно строгой фигурой. В этой скульптуре отчетливо проявляются черты народного примитива – непропорциональность (большая голова), яркая контрастность, декоративность, много позолоты, статичная поза, фронтальное, плоскостное изображение.

Характерной особенностью пермской деревянной скульптуры является ее тяга к статуарности, предпочтение к анфасным и профильным ракурсам, фасадности скульптуры.                                       

 Один из наиболее частых и любимых образов –«Христос в темнице». Он воспринимался с особенной теплотой и непосредственностью, что обусловлено социальными причинами: облик отверженного, 

обездоленного бога находил сочувствие                                                                             у крестьян, видевших в его мытарствах

 отражение собственной безрадостной судьбы.                                                   

 Также эту скульптуру называли «Спас полунощный»,     Спас полунощный» из               

ее обычно помещали в специальную часовню,                        пос. Пашия                                                                                                                          

собственное обиталище внутри церкви. Этим подчеркивалась замкнутость образа, его выделенность из реального пространства.  

  «Христос в темнице» имеет характерный облик      

 простолюдина, в котором проявляются          черты коми-пермяцкой внешности –  выдающиеся скулы, глубоко  посаженные глаза, окладистая борода. Для скульптуры характерны симметричность, декоративность в изображении складок одежды, колорите, плоскостность резьбы. Большое внимание уделено выражению лица, глазам.

К персонажам деревянной скульптуры жители Прикамья относились, как к одушевленным героям. А. В. Луначарский писал, что, по словам верующих, Никола Можай из деревни Зеленята любил «ходить» и за семь лет износил восемь пар башмаков.                                                                                                                              

Причину местный сторож объяснял так: «Ведь исть - то хочет, а дерево не заешь». Исследователь пермской деревянной скульптуры В. М. Василенко определяет метод ее изготовления как «волшебный поэтический реализм».

Позднее, в XVIII – XIX вв. в пермской скульптуре начинает прослеживаться влияние западноевропейского барокко и классицизма. Произведения, созданные под воздействием Запада – наименее самобытные. Знакомство прикамских мастеров с образцами западно-европейского искусства привело к изучению ими анатомического строения человеческого тела и его пропорций и, как следствие, к повышению профессионализма работ, к усилению в них динамики и движения. Многим работам присущи пышность, декоративность, многофигурность. При этом сохраняется типичная для пермского стиля статичность, фасадность, анфасные и профильные ракурсы, тяготение к симметричности.

Скульптурные группы «Распятие с предстоящими», «Снятие с креста» (XVIII в.) представляют черты барокко и классицизма, которые проявляются в некоторой театральности поз предстоящих,

«Распятие с предстоящими» XVIII в.                       «Снятие с креста» XVIII в.

фронтальном размещении фигур вокруг распятого Христа, благостном выражении лиц у предстоящих, контрастирующем с трагизмом событий. Обычно сцены на Голгофе включались в скульптурный декор иконостаса.

  Особую страницу в развитие пермской деревянной скульптуры внесли народные резчики, среди которых наиболее известны имена Дмитрия Домнина и Никона Кирьянова.

Дмитрий Титович Домнин, автор фигуры «Саваоф» (XVIII в.) из церкви в Лысьвенском заводе, был столяром, участвовал в планировке и строительстве завода.            

Скульптура «Саваоф» признана одним из высших проявлений русской   

монументальной скульптуры. Она явно соприкасается с барочной и классической тенденциями, имеет черты античности и Возрождения.                  

    Д. Домнин создал образ грозного Бога, восседающего на облаках на фоне ослепительных лучей. Автор, очевидно, пытался связать скульптуру с окружающим пространством –

             Д. Домнин «Саваоф»                фигура располагается над фронтоном.

Скульптура отмечена высоким профессиональным мастерством –        

классически совершенными формами и пропорциями. Выполненная из

дерева, она имитирует мраморное ваяние. Известной работой Д. Домнина является также скульптура «Ангел» (XVIII в.) из села Нижнечусовские                                                      городки.

  Другой самобытный скульптор Прикамья, Николай Кирьянов, прославился созданием деревянных фигур ангелов для часовни в деревне Габово нынешнего Карагайского района в конце XVIII в. До нашего времени дошли одиннадцать фигур ангелов и четыреста восемьдесят резных изображений ангелочков. Его ангелы – пишущий, сидящий, с поднятыми руками и др., своим обликом напоминают изображения Петра I. Все они пухлощекие, изображены в париках, их одежда похожа на мундир.

В целом «Ангелы» Н. Кирьянова вызывают ассоциации с русским лубком.

Наиболее ценная часть собрания пермской деревянной скульптуры – это произведения XVII в. – моленные «образы», пластические иконы. Условность форм соответствует условности росписи, которая по языку и по технологии идентична иконописи. Так выполнены самые знаменитые памятники коллекции: «Параскева Пятница с предстоящими Варварой и Екатериной» (в народе она является покровительницей земледелия, женской судьбы и домашнего очага, ее культ связан с водой), скульптура «Николы Чудотворца» из Чердыни, изображение «Николы Можайского» из села Сретенского, «Распятие» из часовни г. Соликамска и др.

  

                   

                             ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Какие стили западно-европейского искусства повлияли на развитие пермской деревянной скульптуры ? В чем заключалось это влияние ?

2. Опишите один из наиболее типичных образов пермской деревянной скульптуры.

3. Перечислите черты народного примитива в пермской деревянной скульптуре.

                              

                                     ЛИТЕРАТУРА

1.  Искусство Прикамья: Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1985.

2. Пермская деревянная скульптура в собрании Пермской государственной    

художественной галереи". Каталог. – Пермь, 2011.

3.Серебренников Н. Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928.

4. http://www.sculpture.permonline.ru/

       Строгановская школа иконописи

 

Строгановская школа иконописи – направление в русской иконографии конца XVI – начала XVII вв. в работах московских царских и пермских крепостных мастеров, названное по фамилии солепромышленников Строгановых, для которых были написаны многие иконы. Различают строгановскую школу в архитектуре, иконописи, церковном шитье.

Зарождение иконописи в Прикамье связано с миссионерской деятельностью Строгановых, появившихся на Урале в середине XVI в. Деятельные промышленники начали строительство девятнадцати храмов, для украшения которых привлекали как царских, так и местных мастеров. Главными центрами строгановской иконописи являлись села Новое Усолье, Орел-городок, Васильевское и Слудка.

Строгановские иконы не образуют единой стилистической группы, различаясь по назначению (домовая или храмовая икона), по жанровым признакам (житейная и о святых), по индивидуальности исполнения.

    Новизна строгановской иконографии заключается в том, что изображаемые фигуры часто выходят за рамки иконы, а содержание некоторых икон включает в себя описание исторических событий. В строгановской иконе проявляется стремление к изысканности колорита и композиции, к тщательной выписанности деталей. Для этой школы характерны миниатюрное письмо, изысканность колорита, манерность поз и жестов.         

       Прикамские иконописцы имели индивидуальный стиль, многие иконы подписаны и датированы. Сегодня известны более ста имен иконописцев, среди которых выделяются имена Прокопия Чурина, Истомы, Никифора и Назария Савиных, Емельяна Москвитина, Семена Хромого.             

 Подлинный шедевр строгановской иконописи – «Владимирская Богоматерь с восемьнадцатью клеймами» работы Истомы Савина, «государева» иконописца, работавшего и по заказам Строгановых. Икона была написана для церкви Похвалы Богоматери в селе Орел - городок в начале XVII в. Тематика ее клейм необычна – она содержит описание исторических событий – татарское нашествие в 1395 г. на Русь под предводительством хана Тохтамыша, отраженное в «Сказании о чудесах иконы Владимирской Божьей матери». На клеймах мы видим и татарский стан, и явление Богоматери татарскому хану, спящему в шатре, и

        И.Савин «Владимирская богоматерь с  неожиданное бегство татар.

   восемьнадцатью клеймами       Композиция фигур Богоматери и младенца занимает весь средник иконы, а венец заходит на верхнее поле, зрительно удлиняя фигуру Богоматери. Силуэты на среднике отличаются мягкими, струящимися линиями, придающими композиции округлость,

замкнутость и одновременно подчеркивают динамическую диагональ. На серебристом фоне, обильно орнаментированном басмой, четко выделяется темный плащ (мафорий), на фоне которого, в свою очередь, контрастно изображен красный хитон  младенца. Пышность одежды, декоративность украшений, мягкость  золотистых тонов не снимают напряженности самого почитаемого  в Древней Руси образа.  Глаза Владимирской Богоматери задумчивы, словно обращены вглубь души, объятой страданиями и тревогой.

 Клейма написаны мелочным письмом – это многофигурные композиции со статичными манерными   позами и насыщенной цветовой гаммой, гармонирующей со средником.

 Другим выдающимся колористом, работавшим для Строгановых, был Семен Хромой, чьи подписи сохранились на иконах «Богоматерь Смоленская», «Рождество Иоанна Предтечи»,            «Неделя всех святых», «Богоматерь Одигитрия».                                                                          

    Для иконы «Одигитрия» характерны монументальность, контрастность локальных цветов, декоративность одежд, подчеркнутое высветление лиц, рук и некоторая статичность. Икона «Рождество Иоанна Предтечи» (1610-е гг.) отличается крупными размерами, четкой круговой композицией и обратной перспективой, ярким, насыщенным колоритом (красные, зеленые, белые цвета). Линейным ритмом плавных силуэтов и близостью цвета одежды объединены две главные фигуры иконы – Елизаветы (матери Иоанна) и Захария, записывающего имя новорожденного. Удивительно живо написаны фигуры            С. Хромой «Богоматерь Одигитрия»                                                          

служанок. При всей яркости, цветовые оттенки иконы не теряют нежной прозрачности.

  Стиль, выработанный строгановскими иконописцами, несколько веков оставался чрезвычайно привлекательным для мастеров русской иконы. Во второй половине XVII в. его реализовал Семен Спиридонов, наполняя свои большие по размеру иконы множеством сценок, изображенных при помощи тонких золотых контуров. В XVIII – XIX вв. традиция была продолжена и

 

   

Н. Савин. «Ангел хранит тело и       С. Хромой «Рождество Иоанна Предтечи»

душу спящего».

 

считавшиеся строгановскими, в действительности являются произведениями XVII – XIX вв., выполненными в старом стиле. Строгановская иконопись – одна из ярких страниц художественной культуры Прикамья.

                                                                                          

                                  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. К какой эпохе русского искусства можно отнести «строгановскую» икону?

2. Где получила развитие строгановская иконопись?

3. Перечислите сюжеты строгановских икон.

                                                              

                                         ЛИТЕРАТУРА:

1. Власова О. М. Собрание икон Пермской государственной художественной галереи. Пермь, 2002.

2. История иконописи. М., 2002.

3. Лукьянова О. Г. К вопросу об иконографии рода Строгановых // Строгановы и Пермский край. Пермь, 1992.

 

 

       Обвинская роспись по дереву

 

Обвинская роспись – народная декоративная роспись, украшавшая  деревянную утварь – прялки, бондарную посуду, игрушки. Она получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Обвинском поречье. Среди других росписей Прикамья обвинская роспись выделяется своим стилевым единством и живописной манерой  письма.

Обвинскую роспись можно узнать по ее основным мотивам:

 - обвинская роза – цветок с круто закрученной спиралью   

– серединой и веером мелких лепестков и листьев;

- яблоко или цветок с двумя расходящимися вверх

веточками; растущее древо без распространенного  

 мотива вазона;                                                            

- цветы с симметрично расположенными восьмью         

лепестками;                                                                                                                                                          

- грозди и ягоды винограда, черемухи, смородины;   

     - длинные пушистые стебли и многочисленные варианты листьев.               Обвинская роспись         

                                                        Добрянский район

  Построение композиций в обвинской росписи основывается на системе модулей (ширина ладони, толщина пальца, пядь, локоть и т. д.). Типичное соотношение элементов – цветок: лист: ягодка = 1 : 2/3 : 1/4.

Основной мотив (два – три цветка, обвинская роза или яблоко) располагали обычно на оси симметрии или в центре композиции, а изображениями травы, стеблей и ягод заполняли свободное пространство. Часто композиционный план делился на две – три зоны по вертикали.

Техника обвинской росписи состояла из нескольких этапов:

а) сначала делали подмалевок основных пятен последовательно от крупных к мелким;

б) затем производили их моделировку и тогда крупные пятна превращались в цветы, а мелкие – в бутоны и листья; один край кисти обмакивали в краску подмалевка, а другой в белила; кистью проводили так, чтобы белила шли по внешнему контуру, благодаря чему чистые, не всегда сбалансированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности;     

Обвинская роспись     в) завершали роспись приписки веточек, ягод и травки,

(Ильинский р-н) повышавшие орнаментальность мотивов и связывавшие их с фоном.                                                                         

Цветовое оформление в обвинской росписи отличалось ярким колоритом, смягченным живописной манерой письма. Непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая постепенные переходы от цвета к цвету. Пробелы (разработка белилами), накладываемые поверх подмалевков, придавали им формы листьев, цветов или ягод и некоторую объемность. Но фронтальное положение основных пятен сохраняло плоскостной характер росписи.

    Основные цвета фона: желто-оранжевый, оранжево-красный, синий. В росписях преобладали оранжево-красные, светло-синие, зеленые, охристо-белые и голубовато-белые тона. Обязательными были белый и черный цвета: белый для моделировки форм, черный для разработок контуров и приписок.

     В своем развитии обвинская роспись постепенно изменялась в следующих направлениях:

а) изменился колорит – крестьянские мастера Лагун (Ильинский р-н.

добивались сильного цветового эффекта,                     н. XX в.)

броскости, чтобы привлечь внимание на базаре, поэтому стали преобладать ярко-зеленые, оранжевые, голубые цвета на оранжевом или зеленом фоне;

б) исчезли живописные переходы цвета, так как разработки

дополнительным цветом (оживки) и разработки темными цветами наносили на уже просохшую краску подмалевка; роспись стала более плоскостной;

в) листья приобрели четко очерченную ланцетовидную форму;

г) обвинская роза превратилась в бутон;

д) симметрия была вытеснена свободным расположением элементов.   

Кроме обвинской в Прикамье были распространены и иные декоративные

росписи: очерская, верещагинско-путинская, березовская, кунгурская, суксунская, александровская и др. Их различия были связаны с культурой мелких ремесленных центров Прикамья возле Перми, Оханска, Кунгура, где изготовляли мебель, прялки, веретена, игрушки, бондарную Кунгурская и Суксунская прялки

 и токарную посуду, коромысла, сани и т. д. Например, кунгурские прялки относятся к типу уральских токарных прялок и отличаются стройностью пропорций и рисунком верхнего края в виде гребня. В росписи преобладают растительные мотивы: растущее древо в виде симметричной ветки, венок из цветов, тонкие черные стебли. Характерна    декоративная живопись с              

полупрозрачной прокладкой цвета и роспись малярного типа.

В созданных произведениях декоративной росписи по дереву воплотились представления народа о красоте, добре и благополучии, о сказочно-радостном мире народной мечты.

                               

                           ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Найдите материал о других декоративных росписях Прикамья.

2. Посетите отдел Пермского краеведческого музея, представляющий ДПИ. Опишите один из экспонатов,  имеющих декоративную роспись.

 

                            ЛИТЕРАТУРА:

1. Григорьева К.М. Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву. // Декоративно - прикладное искусство и образование. 2012, № 3.

2. Искусство Прикамья: Народная роспись по дереву: Альбом./Сост. В. А. Барадулин. Пермь, 1987.

3. Князева Н. А. Маленький пермяк: Учебное пособие по краеведениию для 4 класса. Пермь, 2000.

 

        Деревянное зодчество крестьян Прикамья

Крестьянская усадьба конца XVI – начала XIX вв.

Переселявшееся в Прикамье в конце XVI – начале XVII вв. русское крестьянство и посадское население сразу же на вновь осваиваемых землях возводило жилые и хозяйственные комплексы (по северно-русскому варианту – дворцы - хоромы).

Усадьбы русского населения состояли из различных по назначению и размерам жилых и хозяйственных построек. В документах XVII в. встречаются свыше сорока названий отдельных помещений, их частей или элементов: изба, горница, клеть, сени, подсенье, предместье, предизбье, мост, пристен, подклеть, голбец, вежа, повалуша, чулан, крыльцо, рундук, погреб, амбар, житница, сусеки, верен, ворота, заворы, а также гумно, овин, мякинница, мельница, кузница, угольник, денник, поварня, баня, мыльня, колодец.

В конце XVI в. повсеместно в Прикамье самым распространенным типом было трехкамерное жилище, которое соответствовало классическому северно-русскому варианту «изба да клеть, а промеж ими сени». Трехкамерное жилище соединялось с двором по тыну двухрядной связью, а двухкамерное – однорядной.

Усадьба с однорядной застройкой в Прикамье размещались так: на улицу выходила только жилая изба, за ней под единой двускатной крышей шли сени, а потом хозяйственный двор. Крыльцо пристраивалось по боковой стороне.

Усадьба со слитной двухрядной застройкой ставилась с ней перпендикулярно. В ней трехкамерное жилище выходило на улицу длинной стороной. В этом случае вход в сени был с улицы, а во двор – сзади, в огороде. Трехкамерная связь достигало в длину 14-20 м, а в ширину – 6-7 м. Двор имел еще более внушительные размеры. Его длина обычно равнялась жилищу, а ширина достигала 14-22 м.

Место перед избой называлось улицей, выездом, а за двором – задворием. Вне усадьбы находился комплекс сельскохозяйственных построек, особенно овины, гуменники, мякинница и мельницы. В овинах сушили снопы, на гумне молотили, мякинница предназначались для хранения отходов, в мельницах молотили муку.

Жилые и хозяйственные постройки возводили чаще всего из ели. Возведение срубов осуществлялось в два приема. Сначала сруб рубили, просушивали, затем ставили на фундамент, пазы прокладывались мхом.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 487.