c ередины XIX – начала XX вв.
В этот период у крестьян основу усадьбы по-прежнему составляло трехкамерное жилище. Начиная с конца XVIII в., крестьяне в большинстве случаев вместо клети возводили не горницы, а обычные избы с русской печью и традиционной внутренней планировкой.
В 1880 – 1890-е гг. состоятельные хозяева, вместо трехкамерного жилища начинали возводить пятистенок. У пятистенка крыша всегда была стропильной, четырехскатной, а стены иногда обшивались тесом. Пятистенок обычно состоял из разных по размерам двух жилых изб, которые разделялись стеной. Сзади изб, параллельно фасадной стороне, шли общие сени.
Жилые избы ставили на деревянные стойки столбов, число венцов, как правило, было нечетным. Пол настилался взакрой из толстых плах, которые концами закрепляли в пазах между венцами сруба. Посередине пола для прочности подводили поперечное бревно. Потолок в жилище укреплялся на предпоследних (череповых) венцах сруба. Самым старым типом являлся бревенчатый потолок. С появлением продольной пилы потолок стали делать из полубревен, а затем и полностью из пиленых плах.
В новых постройках XIX – XX вв. повсеместно устраивались только большие окна, в трехкамерной связи у каждой избы имелись по два окна на фасадной и боковой сторонах. В пятистенке по фасаду насчитывалось от трех до пяти окон. Рамы были шестизвенные, наличники украшали резьбой.
Эволюция усадеб русских крестьян в Прикамье шла следующим образом. На протяжении конца XVI – начала XX вв. здесь были последовательно распространены четыре типа усадеб: 1) однородная связь с двухкамерным жилым домом; 2) двухрядная слитная связь трехкамерного жилища с двухярусным двором; 3) покоеобразная застройка с трехкамерным жилищем; 4) покоеобразная застройка с домом-пятистенком. В условиях сложившегося хозяйственного уклада и местной природной климатической среды с давних пор наиболее распространенным был второй тип усадеб, в которых трехкамерное жилище варианта изба + сени + клеть (позднее вторая изба или горница) размещалось перед двором вдоль улицы.
Архитектурно-этнографический музей
«Хохловка»
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» – филиал Пермского областного краеведческого музея, музей под открытым небом, архитектурный ансамбль деревянного зодчества Прикамья. «Хохловка» официально открыта 17 сентября 1980 г. Сюда перевозятся и здесь реставрируются памятники деревянной крестьянской архитектуры Прикамья конца XVII – начала XX вв. Обследованием края, сбором этнографического материала занимаются научные сотрудники Пермского краеведческого музея.
Музей «Хохловка» объединяет памятники деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья: крестьянская усадьба, церковь, мельница, колокольня, солеварня, пожарное депо и др. Построены интерьеры и выставки, рассказывающие о хозяйственных занятиях, быте, культуре народов, издавна проживающих в нашем крае.
Сектор «Северо-западное Прикамье». Усадьба П.И.Кудымова (сер. XIXв.) из Юсьвинского раона, Усадьба Светлакова (1910-1920 гг.) из Кочевского района, Усадьба Баяндиных-Боталовых (конец XIX в.) из Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа – представляют традиционную архитектуру коми-пермяков – коренного населения Пермского края. Две постройки из Чердынского района – уникальный памятник деревянного зодчества и древнерусской архитектуры Церковь Преображения из с. Янидор (1702 г.) и усадьба с росписью из д. Гадья (1880-е гг.).
Сектор «Южное Прикамье» богат уникальными памятниками русской архитектуры: здесь один из немногих сохранившихся образцов русского деревянного оборонного зодчества – Сторожевая башня из с. Торговище Суксунского района (1905 г.) , «жемчужина» прикамского деревянного зодчества Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского района - одна из старейших деревянных построек (1694 г.). На самой вершине холма расположена Колокольня из с. Сыра Суксунского района (1781 г.). Усадьба В.И.Игошева из д. Грибаны Уинского района (сер/ XIX в.) и Сельское пожарное депо из с. Скобелевка Пермского района (первая треть ХХ в.) представляют характерные сельские постройки XIX –XX вв.
Комплекс «Охотничье становье» демонстрирует промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX в.
«Солепромышленный комплекс» - ансамбль промышленных сооружений Усть-Боровского солеваренного завода – Рассолоподъемная башня, Соляной ларь, Варница и Соляной амбар – раскрывают секреты древнего промысла, существовавшего в Прикамье с начала XV в.
В «Сельскохозяйственный комплекс» входит Ветряная мельница (сер. XIX в.) из д. Шихири Очерского района, Амбар для хранения зерна (нач. ХХ в.) из с. Хохловка и Гумно с овином (1920-е гг.) из с. Ошиб Кудымкарского района.
Крестьянская усадьба
Одним из первых экспонатов музея стала восстановленная усадьба коми-пермяцкого крестьянина-середняка П.И.Кудымова из деревни Яшкино Юсьвинского района. Внешний вид избы довольно суров – она построена из сосновых бревен без гвоздей и скоб «в обло», для чего в бревне вырубали круглую выемку, в которую укладывали бревно следующего венца.
Крыша собрана без единого гвоздя. Тесины кровли одним концом упираются в выдолбленные желоба-потоки, поддерживаемые крюками-«курицами»; в желоба стекает вода с крыши. Вверху тесины заходят под массивное бревно-«охлупень», которое своей тяжестью удерживает тесины. Береста между тесинами предохраняет крышу от протекания.
На невысоком подклете располагаются две избы, соединенные сенями. Позади их находится крытый хозяйственный двор. Обстановка избы проста и функциональна. В углу стоит большая глинобитная печь, занимающая почти четверть площади избы. Бревенчатые стены гладко стесаны, углы же оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Вдоль стен тянутся лавки, а над ними – таких же размеров полки.
Изба не имеет перегородок, но функционально поделена на зоны. У порога – в «подпорожье» на короткой мужской лавке обычно работал хозяин дома: чинил валенки, сети, плел лапти, строгал ложки и игрушки. На голбце клубки заготовленной бересты и инструменты – кочедык, колодки, а также готовые лапти.
В переднем, «красном» углу стоит стол, покрытый скатертью с солонкой-уточкой и долбленой чашкой. К березовому шесту привязана зыбка. Вечером хозяйка пряла, шила при свете лучины, закрепленной в кованом светце. У окна – ткацкий станок, на котором ткали холсты. В интерьере избы представлены образцы коми-пермяцкой одежды: мужские вышитые рубахи, женские сарафаны-дубасы из набойки, плетеные пояса-кушаки.
Возле печи находится «бабий кут» – угол, где хозяйка топила печь, пекла хлеб, готовила обед на большую семью. Здесь можно увидеть бондарную посуду и приспособления для топки печи.
Во дворе хранится необходимые в крестьянском хозяйстве инвентарь – соха, борона, конская упряжь, сани-дровни, волокуша… В усадьбе представлены также амбар, ледник, баня.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 395.