Николай Александрович Зарубин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1948 -1998 гг.)

 

Творчество Николая Зарубина – незабываемое, ни на что не похожее явление не только в отечественной, но и в мировой живописи и культуре. Полотна художника говорят нам о реальности дальних миров, не похожих на наш, но близких, пронзающих, проникающих в нас. Все связано, мы не изолированы друг от друга, все миры накладываются невидимыми нитями друг на друга. Идея целостности мира, объединяющая картины Н. Зарубина, рождается из контрастов, противопоставлений,  взаимослияний полярных начал (темное – светлое, мужское – женское).                       

Для Зарубина в мире не существовало случайностей, он видел, чувствовал                                 Автопортрет

обосновывал всеобщую связь предметов.              

Во многих картинах ощущается философско-космологический взгляд художника на природу, прослеживается идея перевоплощения материальных                                 

 субстанций в тонкие духовные структуры, идея естественного возникновения одного из другого. Николай Зарубин пытался понять связь  художника как с миром внешним, с   природой, космосом, так и с миром тонкой

Разговор с отцом духовной энергии.  Картины художника с точки зрения жанра можно назвать картинами-мифами, метафорами, притчами. Они  завораживают зрителя энергетикой цветовых волн, вибрацией текучих линий, своим музыкальным звучанием. Особой  манерой художника является растекание цветовых линий и пятен, замысловатые линейные лабиринты.

  Николай Александрович родился в селе Новичиха Алтайского края. В 1975 - м окончил художественно - графический факультет Московского государственного педагогического института. В Пермь приехал вместе с женой художницей Людмилой. Преподавал в педучилище № 4, детской художественной школе, с 1983 по 1998 гг. работал в Художественном фонде. Н. Зарубин изучал русскую философию,                        

христианство, восточные религиозные учения, изотерику, уфологию.

В творчестве художник пытался найти адекватное художественное воплощение сложных мировоззренческих понятий. Ключом к пониманию добра и зла, связей человека и природы Н. Зарубин считал метод понимания великих соответствий, которыми наполнен окружающий мир. Он любил рассматривать нерукотворные узоры природных материалов, различая в них тайные смыслы, знаки, образы,                           Ева

а затем использовал природные мотивы в своих картинах. 

     В 1989 г. художник совместно с Л. П. Зарубиной создал в осинском музее диораму  «Природа Осинского Прикамья », которая была включена в республиканский туристический маршрут как одно  из интереснейших по художественному решению и крупных природных диорам. В 1992 г. им была создана «Экологическая диорама» в краснокамском музее.

В 1991 г. состоялась первая персональная выставка произведений Н. Зарубина, которая открыла его для публики как неизвестного ранее художника несмотря на то, что он участвовал на выставках с 1976 г. Он впервые показал серию картин, в которой попытался визуализировать, выразить пластикой форм, линий,   цвета свои философско - этические представления о мироздании. Выставка сопровождалась электронной «космической» музыкой.

Полотна «Сотворение мира», «Агрессивная среда», «Утренний бег Авроры» и др. – живописное воплощение представлений о мировой «космической архитектуре», полной неисчерпаемых сил, разумной целенаправленности. В картине «Отчий дом. Крик петуха. Невозвратное» образы детства и родного дома вплетаются в поток стремительного времени подобно изменчивым бликам обрывочных воспоминаний.

В последующие девять лет 

               Дягилев в Париже    Н. Зарубин написал ряд картин, в которых воплотил свои размышления о «пермской идее»: «Сказания о золотой бабе», «Эгрегор   Перми » (1997), о человеке, бытие и ценностях жизни: («Муравейник. Контрасты. Миры.», «Бык», «Цветок Инь – Ян», «Вифлиемская звезда» (Небеса свернутся в свой свиток, 1997 г.) и др.

«Живописный космос» Н. Зарубина характеризует строгая каллиграфия форм и линий, страстная динамика громоздящихся живописных ритмов. Они как формы бытия находятся в неостановимом и стремительном движении и олицетворяются в его произведениях с Разумным космосом.

Картину Н. Зарубина « С. Дягилев в Париже» можно назвать символом величия творческих замыслов Сергея Павловича Дягилева. Картина

делится на два плана: внизу мы видим многочисленную публику Парижа, узнаваемую по экзотическим шляпкам у женщин и строгим котелкам у парижских буржуа. Тесная сгруппированность фигур людей, у которых изображены только лица, создает ощущение суеты и ажиотажа. Основную

 же часть картины занимают полувоздушные голубовато – зеленые силуэты фигур, показанных в движении танца. В верхней части высвечивается силуэт Эйфелевой башни – символа Парижа. Эти планы противопоставлены друг другу по колориту. Публика – темные, холодные тона, эфемерные фигуры – высвеченные сине-зеленые. Эйфелева башня окружена         Последнее утро в Перми. Миф рождения звезды

 золотистым ореолом. Великое дело пропаганды русского искусства преодолевает границы жизни одного человека и становится достоянием мировой культуры.      

пластическое решение. 

В картине «Последнее утро в Перми. Миф рождения звезды» мы видим юного Сергея Дягилева перед его отъездом в Петербург. Над очертаниями города словно сгущается энергетический поток, подобный Эгрегорам (энерго – информационным структурам, потокам, исходящим из тонкого плана бытия, формирующим все сущее). Этот поток символизирует концентрацию художественно - культурных сил Перми, результатом которой становится рождение яркой творческой личности, прославившей Россию. 

Одна из значительных последних работ художника – «Карфаген»

(1997 г.). Сюжетной основой картины стала история разрушения когда - то могущественного и процветающего города-государства Карфагена, героем картины – всепобеждающее время. Идея разрушения как одна из форм  движения нашла здесь совершенное пластическое решение.

Николай Зарубин – лауреат областной премии в сфере культуры и искусства за 1997 г. (посмертно). Его произведения находятся в собраниях музеев Пермской области, Пермской художественной галерее, частных собраниях России и за ее пределами.

 

                        Художники Семочкины

        

Среди пермских художников семья Семочкиных выделяется своим интересом к духовным традициям дохристианской Руси. Валерий Валентинович Семочкин (род. 1951 г.) и его сыновья – Владимир (1980 г.) и Александр (1987 г.) образуют династию художников, каждый из которых по-своему разрабатывает общую для всех тему – древнее славянское язычество.                   

                                     

Валерий Семочкин (его древнеславянское имя – Радомир) родился в деревне Богданово Тамбовской области. Будущий художник окончил

 художественный

 факультет

Орловского            

              Взмахи крыл  

пединститута, после чего поступил на факультет монументальной живописи Харьковского художественного института. В 1983 г. В. Семочкин защитил свой дипломный проект-эскиз мозаики для кино-концертного зала «Родина» в Перми. Художник состоит в Союзе художников России, постоянно принимает участие на выставках Пермского филиала Союза, в арт- салонах. Его персональные выставки с  сыновьями проходили в редакции газеты «Пермские новости», музее С. П. Дягилева, в г. Лысьве.

Основной мотив живописи Валерия                   Валерий. «Гнев Перуна»

Семочкина – Русь, ее истинное происхождение. Как говорит сам художник, душа просит вернуться к этому древнему, давно утерянному мировоззрению, поскольку именно в нем и сокрыты основы современного бытия. Всё возвращается на круги своя, так и человек должен возвратиться к своим духовным основам.

Образы славянских богов получают на холсте мастера полную убедительность во - многом благодаря профессиональному умению строить форму даже в самых фантастических по замыслу композициях.

Здесь художник выступает прямым продолжателем таких крупнейших русских художников рубежа XIX – XX вв., как  М. Врубель, Н. Рерих, В. Васнецов.         

Для его работ свойственны яркая    колористичность, декоративность,  

динамическая экспрессия линий и цветовых оттенков.                                                      

Но еще важнее для убедительного истолкования древнеславянской

мифологии – глубокая вера самого

автора. Валерий Семочкин призывает к возрождению забытой веры наших славянских предков как к пути духовного Возрождения русского народа. По пантеистическому

представлению В. Семочкина, весь мир –это прекрасное божественное творение. Художник советует воспринимать живопись в процессе медитации – медленного созерцания и погружения в воображаемый мир. Образы славянских богов и духов трактуются художником и

иллюстративно, и фантазийно, и

символично, но всегда экспрессивно и  

         Валерий. «Взмахи крыла»       красочно. Символические образы картин, витражей, мозаики Валерия Семочкина получают внушительное монументальное воплощение. Большие размеры холста, масштабность фигур, укрупненность выразительных форм, лучезарная красочность – все выражает величие древних космогонических представлений.

Последователи Валерия – его сыновья, Владимир и Александр так же, как и отец посвящают свое искусство славянским образам.

Владимир Семочкин родился в поселке Ржакса Тамбовской области. В 1999 г. закончил художественное отделение профессионального училища № 65 г. Перми, в 1999-2001 гг. учился на отделении живописи в Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и             Владимир «Славянка»

зодчества. Среди его работ полотна: «Славянка», «Фея лета», «Клятва Перуну», «Семаргл» и др.

 

   

Александр Семочкин родился в Перми и начал рисовать с четырех лет. Юный  

» художник выставлял свои картины на персональных выставках в техническом университете (1997 г.), музыкальной школе № 5 (1999 г.), в г. Лысьве (2000 г.). В 2000 г. А. Семочкин выставлялся в международном центре-музее имени Н. К. Рериха в Москве и был награжден медалью и дипломом музея. Александр только начинает свой путь в искусстве.

                                                                                                            

 

                                                                                                  

                                                                                                                                               

 

Александр: «Улыбка Живы»                 «Витязь»                            «Морена»    

                                                       

 

 

  

                                                                      В.Семочкин «Страж Нави»

                   Валентина Федоровна Аверкина

 

  В. Ф. Аверкина (род. В 1953 г.) – одна из заметных пермских художниц, мастер театрального костюма. Она начинала обучение живописи в студии Анатолия Попова (г. Рыбинск), в 1978 г. закончила Ивановское художественное училище. Затем В. Аверкина шесть лет преподавала живопись и рисунок в Тюменском училище искусств. Вдвоем с мужем, художником, работала в театрах Тюмени, Кургана, Магнитогорска.
С 1989 г. В. Аверкина живет в Перми, где занимается в основном живописью. Художница работает в одной технике: холст, масло.                                                                                                                

  Творческим кредо В. Аверкиной является поэтическое восприятие мира

на грани реального и фантастического. По словам художницы, обычными средствами она пытается создать пластический мир, населенный нежными ангелами, прекрасными незнакомками, оставляющими впечатление случайно залетевших на эту планету мотыльков другой цивилизации, загадочными кошками, скользящими вслед за луной, улетающими птицами и космическими оазисами полевых цветов.

     Истоки тем В. Аверкина черпает в духовной зыбкости и постоянной

непредсказуемости жизни, в собственных впечатлениях от существующей действительности и, конечно, в театре по ту и другую сторону сцены.

 

      

 

        Дама с ландышами                      Букет                 Путешествие в Египет

Она изображает идеальный мир, не оторванный от реальности до конца,             

        Королева                       Театральный портрет                Портрет  

 преобразованный из нее, доверяя своей интуиции.

 

 

   Краски смешиваются и подчиняются заданной системе ритмов, цветовое решение приходит в процессе работы, композиция сочиняется на ходу без предварительных эскизов. Темы картин возникают как стихи: от впечатлений, ощущений и воспоминаний.

    Живопись В. Аверкиной – это вечная погоня за тайной, в которой есть и свет и тень, намек и ассоциация.   

                   

                                              ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Найдите дополнительный материал о творчестве Н. А. Зарубина.

2. Подготовьте сообщение об арт - проектах Ю. Н. Лапшина.

3. Посетите выставку пермских художников и составьте каталог выставки.

4. Проанализируйте одну из картин Н. А. Зарубина с точки зрения стиля.

5. Подготовьте статью об одном из пермских художников по плану:

- представление художника (Ф.И.О., специализация, значение творчества);

- краткие биографические сведения;

- эстетические взгляды;

- периоды творчества, с обзором тем, с перечислением основных картин;

- разбор одной из картин (с иллюстрацией).

 

                                                           ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева О. Юрий Лапшин: Буклет. Пермь, 2002.

2. Казанцева А. Космологические идеи в творчестве Н. Зарубина // Новый

Компаньон. 2003. № 3.

3. Казаринова Н. В. Художники Перми. Пермь, 1987.

4. Касание Сварога. Семочкины Валерий, Владимир, Александр: Альбом. Пермь, 2001.

5. Клименская О. Юрий Лапшин: Буклет. Пермь, 1979.

6. Клименская О. Театр Ю. Лапшина //Веч. Пермь. 1980. 11 июля.

7. Тихновец Т. Художник в возрасте любви //Перм. пресс – центр.

2000. № 7.

8. Художники театра Перми. М., 1990.

                                       

                                          _______________

Сайт пермских художников: arts.in.ua

Сайт Р. Исмагилова www.Rismagilov.Narod.Ru.

Сайт Ю. Лапшина http://moda/perm/ru/perm/index/htm

Сайт В. Семочкина: http://rodobozhie.ru/

 

 

               

                                                    

       Татьяна Тимофеевна Нечеухина (род. 1962 г.)

 

     Т. Т. Нечеухина – один из самых эмоционально выразительных

современных художников Перми. Она родилась в г. Кургане, училась в художественной школе. Затем окончила художественное училище им. Венецианова в Твери, Уральскую академию живописи, ваяния и зодчества в Перми, являлась стипендиатом Правительства Российской Федерации. Ныне Нечеухина – член Союза художников, участник российских и международных выставок, доцент кафедры живописи Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Перми.

Полотна Т. Нечеухиной глубоко символичны, насыщены личностными переживаниями и общим мироощущением художника. Ее картины требуют вдумчивого отношения, потому, что не просто красивы, элегантны, музыкальны, но и возбуждают творческое воображение зрителей.

   Многие работы посвящены образу Женщины. Темы любви, дружбы, материнства, эротики трактуются неизменно с позиции приоритета женского начала как начала творческого и духовного. Женщины-незнакомки Т. Нечеухиной поражают экспрессией чувств,                      

пластической динамикой поз, глубиной,                            Schwesterschaft

таинственностью образа.

В работах «Сестры», «Подруги» женская дружба трактуется как одухотворенное, гармоничное единство. Вытянутые ангелоподобные существа образуют целостное композиционное ядро, а половинки яблока дополняют символику картины. Композиционное объединение фигур в овальную обтекаемую 

             Сестры  форму яйца как символа начала мира характерно для работ «Отдых в пути», «Колыбельная».  Многие работы Т. Нечеухиной насыщены чувственностью, которая передается не только содержанием картин, обнаженной натурой, но и эмоциональной насыщенностью цвета, чаще всего  красного, музыкальной пластичностью линий: «Красное вино», «Кармен», «Красное кафе».

Ряд полотен посвящен известным героям истории и литературы, в образах  которых автор пытается выявить психологическую доминанту, лирическую суть. В картине «Жанна» интересна трактовка образа Жанны Д’арк, подчеркивающая детскую чистоту и возвышенность духа в героическом облике. Нежное, хрупкое тело словно просвечивает сквозь мрачные тяжелые доспехи. Меч Жанны – ее жизненный Крест.

В работе «Адам и Ева» эмоциональной активности и

чувствительности Евы противопоставлены сдержанность и робость Адама – весьма современная трактовка темы, что подчеркивается высвечиванием фигуры Евы, в то время, как облик Адама еле заметен на полотне. В образе Клеопатры на одноименной картине воплощен    

образ страсти, томления. Эта работа раскрывает яркий

       Жанна   колористический талант Т. Нечеухиной – картина наполнена атмосферой зноя, неги, пресыщенности, роскоши; золотисто-                     

     охристые блики создают фактуру дорогой парчи, золота, передают мягкость меха леопардов. Эта роскошь подчеркивает одиночество красивой женщины на царском        ложе.

Некоторые работы Т. Нечеухиной как будто тронуты временем. По словам художницы, это намеренный прием – «антиживопись, так как я сначала пишу, а потом стараюсь уничтожить то, что написала». Искусственное старение картин призвано придать образам больше загадочности и изысканности.

Для большинства работ Т. Нечеухиной характерны недосказанность и ощущение тайны. Картины словно приглашают зрителя к сотворчеству, к диалогу на уровне интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций.    

Одновременно с этой тематикой в творчестве

Т. Нечеухиной последних лет отчетливо зазвучал голос современности. Действительность воспринимается художницей гармонично и достаточно оптимистично - как естественная среда обитания, как данность сегодняшнего дня: подростки на роликах, шаверма, секунд - хенд, кафе.                                                                     

В 2003 г. полотна Т. Нечеухиной с успехом были представлены на персональных выставках в Перми и Москве.

     Цикл работ «Фаза ноль» художница посвятила особой теме взросления, перерождения, изменения. Сумеречный колорит, сомнамбулические сюжеты рассказывают о таинственности ночи.  Реалистическое изображение человеческого тела смешивается с некоей дымкой, завесой, сквозь которую зритель наблюдает за героиней и сам постигает процесс изменения. Цикл обновлений связан с конкретным персонажем, запечатленным в короткий момент своего существования. Один день, одно и то же платье, рост, размер, но разные действия, знаки, эмоции, глубокое погружение в себя. Стремление мыслить просто и чисто, как графическое изображение цифры «0», сформировало «странное» настроение работ.

Татьяна Нечеухина - участник зональных, городских, персональных, международных выставок и проектов, доцент кафедры живописи УФРАЖВиЗ. Татьяна Нечеухина с неподдельным интересом исследует современную повседневность, заостряя углы. Написанные крупно, фактурно, без ненужных деталей характеры моментально врезаются в память и становятся уже частью истории самого зрителя.

 

               Виталий Юрьевич Ниточкин     

 

  Виталий Ниточкин (это его псевдоним, настоящая фамилия – Первяков) родился в 1966 г., в 1989 г. окончил музыкальное училище. Карьера художника началась в 1994 г., когда состоялась его первая персональная выставка в художественной галерее «Амарант». С 1994 г. по настоящее время – уже ряд выставок в России и за границей. Часть работ художника находится в частных коллекциях в России, Германии, Австрии, Голландии, Италии, Канаде и США.                                                                      

            Не покидай         «…Когда художник берется теоретизировать и                         

возводит вокруг своих произведений мудреную терминологическую изгородь, сие чаще всего свидетельствует о печальном: вместо действительно могучего парового давления художественной одаренности мы имеем дело с манифестационным свистком. Вот и на выставке Виталия Ниточкина, можно столкнуться со следующими экзотическими самоопределениями: «наноментальное искусство», «синергетический реализм»...

В середине 90-х гг. в Перми заявила о себе целая плеяда молодых, поднятая на гребень окказиональным интересом к нетрадиционалистским художествам. Довольно скоро выяснилось, что за экстремальными формами нет элементарной школы, а мудреные многословные названия плохо маскируют содержательную одномерность. Дилетантское нефигуративное экспериментаторство, сперва воодушевившее хозяев новорусских офисов,                 

было обречено вымереть в кратчайшие сроки вместе с конгруэнтными банками и инвестиционными

          Точка опоры фондами, и оно действительно оказалось на периферии художественного (и финансового) процесса. Не имеющий специального художественного образования Ниточкин все годы полузабвения этим образованием упорно овладевал. Он проникался законами композиции, постигал алхимию сочетания цветов, и теперь даже способен реалистически изобразить человеческое лицо – а этого, кстати, не умеет очень большое число его коллег по цеху, в том числе местно знаменитых. Опять

же многие местные

 кичатся своим невежеством Мутанго                    Спасенная

 в области философии и естественных наук, а «умствования» Ниточкина сослужили ему хорошую службу. Ну, «синергетический реализм» – это не открытие Америки, провозвестником сего можно смело считать бурление в одном подмикроскопном бульоне нанотехнологических                         

                                          Москва - Париж

Музыка в стиле «А» киберорганизмов купно с вакуолями, митохондриями и обрывками молекулярных цепей при желании можно разглядеть у Жоана Миро. Тем не менее, таинственный процесс самоорганизации биологических элементов и атомарного размера механизмов в некую новую существовательную среду предстает у Виталия в убедительно гармоничной 

эпике.

Авангардные эксперименты Ниточкин продолжает уже как более искушенный дизайнер-декоратор. Он живописует объекты, формально напоминающие сосуды, но, если в них налить воду, она тут же выльется затейливыми фонтанчиками в щели и дыры меж обломков высокотехнологичной аппаратуры, из которых эти сосуды сшиты на живую нитку, а точнее, на живой электрокабель или оптоволокно.

По этому же интегрирующему (а-ля Арчимбольди) методу Ниточкин может собрать автомобиль, в законченном виде демонстрирующий эстетику мусорных отходов постиндустриального социума. Или даже вылепить гомункулуса эпохи хай-тек, причем процесс киборгизации не редуцирует человека до роботоподобия,     Пришелец

к чему мы уже привыкли и принимаем как должное, а идет в направлении создания высших форм, поистине надчеловеческих, напоминающих морфологию древнеегипетских божеств.                                             

О том, что Виталий является одним из ведущих пермских живописцев, говорить, конечно, рано – но художник Ниточкин

 состоялся. И небезынтересный

 художник…» ( «Новый компаньон»,  Беспокойство

Наедине с кувшином   компаньон». 2001. № 34, с. 23).

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 594.